#8/2006 • СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
CD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ LINN MAJIK CD
ЭЛЕМЕНТ МАГИИ
LINN, КАК И ПОДОБАЕТ КУЛЬТОВОМУ БРЭНДУ, НЕЧАСТО ОБНОВЛЯЕТ СВОИ
ЛИНЕЙКИ. ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ - СОБЫТИЕ И ДЛЯ САМОЙ ФИРМЫ,
И ДЛЯ ТЕХ, КТО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЕЕ ПРОДУКЦИЮ ВСЕЙ ОСТАЛЬНОЙ. А ПОДСЕВШИХ
НА LINN НЕМАЛО, ТОЛЬКО СРЕДИ МОИХ ЗНАКОМЫХ ТАКИХ КАК МИНИМУМ
ТРОЕ. ВОЗМОЖНО, ТЕПЕРЬ ПОКЛОННИКОВ ШОТЛАНДСКОГО ЗВУКА СТАНЕТ
БОЛЬШЕ, ВЕДЬ НЕДАВНО ВЫШЛА СЕРИЯ БЮДЖЕТНЫХ КОМПОНЕНТОВ MAJIK.
ПЕРВЫМ В РОССИИ ПОЯВИЛСЯ CD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, И МЫ СРАЗУ ЖЕ ПОЛУЧИЛИ
ЕГО ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ.
Вообще-то, выпуск техники Entry Level для фирмы, прославившейся
топовыми компонентами, дело политическое и потому очень ответственное.
Сделаешь плохо - потеряешь лицо, а если дешевые модели будут
звучать слишком хорошо, перестанут покупать дорогие. Интересно,
как выкрутились из этой деликатной ситуации шотландские инженеры?
Но прежде давайте разберемся, за какие аспекты звучания системы
отвечает CD-проигрыватель. Во-первых - за формирование пространственных
образов: именно построением сцены и локализацией отличаются источники
даже одного класса. Сюда же отнесем и умение передать атмосферу,
«воздух», т.е. фон, на котором происходят музыкальные события.
Очень важна и способность держать ритм, чем могут похвастать
далеко не все проигрыватели. На первый взгляд это кажется парадоксальным,
ведь точность временных отсчетов в CD-Audio очень высока, и,
казалось бы, какие могут быть проблемы? Тем не менее многолетний
опыт тестирования показывает, что на сложных джазовых или классических
произведениях некоторые даже очень дорогие аппараты сбиваются,
внося сумбур в тщательно выстроенную ритмическую ткань. И еще
один аспект, зависящий от первого звена системы, - музыкальный
баланс. Несмотря на то, что у всех проигрывателей АЧХ нормирована
по единому стандарту, нижний, средний и особенно верхний регистр
у них очень разные.
Все перечисленные нюансы определяются многими факторами: точностью
изготовления транспорта и его виброзащищенностью, разрядностью
ЦАПов, наличием реклокинга, развязкой питания, организацией цифровой
или аналоговой фильтрации, схемотехникой аналоговой части и конструкцией
шасси, - всего и не перечислить. В умении подобрать необходимое
сочетание конструктивных решений при заданном бюджете и заключается
искусство разработчика.
Рекомендованная розничная цена Majik CD - $4070. Это строгая
коробочка с нестандартными для Hi-Fi, но типичными для компонентов
Linn габаритами. Облик тоже безошибочно узнаваем. Внутри обрамления,
что в центре лицевой панели, симметрично расположены: загрузочный
лоток, матричный дисплей и две группы кнопок управления основными
режимами. Режимы дисплея программируются через Set Up меню -
регулируется его яркость и задается время отключения при длительном
отсутствии команд.
Линейных выходов по два в каждом канале, и оба несимметричные
RCA. Отсутствие балансных XLR - первый признак «бюджетности»
аппарата. Цифровых выходов тоже два, коаксиальный и оптический.
Предусмотрены также управляющие входы/выходы mini jack для локальной
сети Knekt и RS232 на разъемах RJ11 для интеграции в более развитые
системы. Помимо отдельного контакта заземления в сетевом разъеме
имеется и клемма Earth Ground для соединения со звуковой «землей».
Аппарат читает диски CD-Audio, HDCD, mp3 и DTS CD. В пресс-релизе
говорится, что в «Мэджике» использованы те же принципы и технологии,
что и во флагманской модели Sondek CD12. Разумеется, в новом
проигрывателе установлен фирменный импульсный источник питания
с малым уровнем помех - гордость шотландских конструкторов.
Аппарат комплектуется универсальным пультом, подходящим ко всем
компонентам Linn, в т.ч. входящим в группу Majik - проигрывателю
CD, предусилителю Kontrol и оконечнику 2100 (подробнее о них
см. рубрику «Show Room» в прошлом номере).
Чтобы оценить звучание Majik CD, мы периодически сравнивали
его с проигрывателем Ikemi (сегодняшний ритейл $4740), моделью
примерно того же класса, не так давно снятой с производства.
Начинаем с классики, записанной с предельно высоким качеством
в HDCD [1]. Сразу же поражает звуковая сцена - оркестр располагается
за линией колонок, от правой до левой стены комнаты. Инструменты,
в спектре которых преобладают ВЧ-составляющие (тарелки, треугольник),
уходят назад метра на два. Все остальные четко эшелонируются
по глубине. Мне показалось, что музыкальный баланс немного смещен
вверх, но HDCD субъективно всегда звучат звонче. Кроме того,
у нашей акустики металлические твитеры, с шелковыми ситуация
может быть совсем иной. В целом же впечатление очень сильное.
Не могу припомнить ни одного проигрывателя, настолько корректно
декодирующего CD «высокого разрешения». При хорошей нюансировке
звуковая картина не замусоривается лишними подробностями, отсутствует
резкость в верхнем регистре. Послезвучия инструментов и реверберации
зала отчетливо слышны, но не акцентированы чрезмерно. Подключаем
Ikemi. Заметно больше воздуха, зал задышал, он явно стал больше.
Изменился и нижний регистр - появился очень низкий бас, но с
ним и гул, которого раньше не было. Диффузоры динамиков начали
отрабатывать инфру, что было заметно даже на глаз. У Majik, возможно,
бас и не столь внушителен, но организован он гораздо лучше, да
и нет опасности попасть в резонанс с комнатой. Но у Ikemi не
так ярок верхний диапазон, он легче и воздушнее, и не только
на HDCD. Пожалуй, это все различия между проигрывателями. Кое-что
обнаружилось в конце теста, но об этом я расскажу позже.
Переключаюсь на Majik и ставлю старый джаз. Дуэт Фитцджеральд
и Армстронга [2] - чувственно, немного вальяжно, неторопливо.
Пространство передается безукоризненно: солисты и каждый инструмент
оркестра строго на своем месте. Шум фонограммы не мешает слушать,
он даже не скрадывает мелкие детали. Значит, тональный баланс
если и поднят, то выше 5 кГц. Правильно передаются реверберации,
согласные «t» отрываются от губ и на какое-то время повисают
в воздухе. На «West Coast Jazz» Гетца [3] контрабас несколько
упрощен, из-за чего иногда напоминает электронный сэмплер. Но
что ценно - древняя запись с ограниченным частотным диапазоном
звучит живо, с наполнением, совсем не похоже на mp3, как это
часто бывает.
Теперь проверим аппарат на способность держать ритм. Шуберт,
фортепианные пьесы для исполнения в четыре руки [4]. Очень сложный
ритмический рисунок, кажется, что инструмента два, хотя это и
не так. Полное отсутствие механистичности, чувствуется разный
темперамент музыкантов и манера исполнения. Все очень слаженно,
четко, без сумбура.
И самое сложное испытание - рок-саундом [5], [6]. На этих дисках
снова довелось ощутить разницу между Majik и Ikemi. Первый немного
тушуется на сложных громких пассажах, когда все музыканты одновременно
рубят на всю катушку. На компрессию вроде не похоже, с динамическим
диапазоном у нового аппарата все в порядке. Ощущение, что звуку
как-то тесновато, тогда как у Ikemi он изливается легко и свободно.
Напоследок* - DTS CD, тестовая фонограмма [7]. Внешний декодер
мы подключать не стали, слушали в двухканальном варианте. И без
него была полная иллюзия пространственного звучания на переднем
плане. Казалось, что ударные инструменты рассредоточились по
всей сцене, удары четко позиционировались по ширине и глубине.
Должен заметить, что даже при наличии центрального канала не
всегда получается такой эффект. Звучание тарелок было на редкость
естественным, буквально чувствовался металл. Удары барабана резкие,
богатые по тембру, с длинными реверберационными «хвостами» и
реальным движением воздуха. Честное слово, на этот формат стоит
обратить внимание.
Итак, что же у нас в сухом остатке?
Казалось, особо восторгаться нечем - фирма выпустила новую модель,
не хуже старой и примерно за те же деньги. Но в этом-то все и
дело! Много вы знаете таких примеров из жизни современного Hi-Fi?
Как правило, все становится либо дороже, либо откровенно хуже.
Держаться на уровне в условиях дикой конкуренции и китайской
экспансии невероятно сложно. А у Linn, между прочим, получился
вполне современный и недорогой аппарат с фирменным звуковым почерком,
не составляющий конкуренции более дорогим моделям. Не спорю,
во всем этом присутствуют определенные элементы магии, и называются
они грамотный инжиниринг и маркетинг. l
КОМПОНЕНТЫ
Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050).
Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочные кабели Accuphase Super Refined SL-10G (C= 455).
Акустический кабель Legacy TL Speaker 2,5 м ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU
1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio
Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Что такое DTS CD
Формат был предложен компанией Digital Theater Systems в конце
1997-го, т.е. почти через год после появления DVD. Странно, что
он не получил широкого распространения, ведь это великолепная
альтернатива более поздним многоканальным DVD-Audio и SA-CD.
DTS CD записываются на обычную CD-болванку в соответствии со
спецификациями «красной книги», но не в PCM, а с кодировкой DTS.
Существует несколько вариантов таких дисков - от 4.0 до 6.1 Discrete,
когда данные всех каналов не смешиваются в общий поток, а прописываются
отдельно.
Для воспроизведения DTS CD подходит любой CD-проигрыватель с
цифровым выходом. Аналоговые выходы нужно отсоединить (на них
будет выдаваться неприятный шум), а цифровой - подключить к ресиверу
с DTS-декодером.
К настоящему моменту выпущено несколько тысяч официальных релизов
в DTS CD, стоят они в Европе от 15 до 45 евро. Распространяются
фонограммы и в Инете - в виде набора wav-файлов, сжатых кодеками
loseless.
ВЫПУСК ТЕХНИКИ ENTRY LEVEL ДЛЯ ФИРМЫ, ПРОСЛАВИВШЕЙСЯ ТОПОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ, ДЕЛО ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПОТОМУ ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОЕ
Сухие цифры
Воспроизводимые форматы CD, CD-R, CD-RW, DTS AUDIO, mp3, HDCD
Выходное сопротивление (аналог) 300 Ом ±5% небалансное
Цифровые выходы COAXIAL: RCA Phono, OPTICAL: TOSLINK
Выходное сопротивление (цифра) 75 Ом ±5%
Разбаланс каналов менее ±0.05 дБ
Разделение каналов более ±90 дБ
Динамический диапазон, дБ 97
Частотный диапазон 20 Гц - 20 кГц, ±0,3 дБ
Частота дискретизации, кГц 44,1
Отношение сигнал/шум, дБ 100
Уровень искажений и шума менее ±0,004%
Выходное напряжение (аналог) 2,0 В ±0,1 В RMS
Минимальное сопротивление нагрузки, кОм 5
Масса, кг 4,9
Габариты Ш х Г х В, мм 381 х 355 х 80
Отделка серебристая, черная
Музыка, которую мы слушали
1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997.
2. Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess».
Verve, 1958
3. Stan Getz, «West Coast Jazz». Verve Master Edition, 1999.
4. Schubert, «Piano Four Hands». Claves Records, 1994.
5. The Rolling Stones, «Bridges to Babylon».
6. Laibach, «Anthems». 2 CD Mute, 2004.
7. Тестовый диск B&W с фрагментами, записанными в формате
DTS CD.
* Я ничего не пишу про mp3, поскольку не имею ни одного диска.
|