История проекта Yargos оказалась не менее длинной, чем странствия
аргонавтов. Ещё в 1973 году гитарист Вейланд Гофмайстер выступал
с этим коллективом на разогреве у местных и заезжих звёзд. Но
тогда фортуна была не на его стороне, группа распалась, а Вейланд
переквалифицировался в сессионные музыканты. Тридцать лет спустя
он обзавёлся собственной студией и решил возродить, как он говорит,
«музыкальную мечту всей моей жизни». Помогли наработанные связи
- на помощь пришли достойнейшие исполнители, среди которых певец
Эндрю «Мак» Макдермотт из Threshold (экс-Sargant Fury). Имя Мака
так перевесило все остальные, что долгое время анонсы Yargos
принимали за вести о готовящемся сольном альбоме вокалиста. Но,
пожалуй, «To Be...» - лучшее, что могло произойти с певцом, не
считая «настоящего» сольника. Именно на этом диске Мак как никогда
прежде блеснул своим вокальным даром. Уже знакомая по Threshold,
его манера пения ещё ярче проявилась в Yargos. Неудивительно,
ведь вокальные мелодии писал он сам - при помощи матёрой студийной
певицы Анки Гратероль. Последней также доверили исполнить песни
полторы. А роскошные подпевки - плод их коллективных усилий.
Конечно, творение Гофмайстера не настолько заморочено, как музыка
основной группы Мака, а порой ближе к АОРу, чем к прогрессив-року.
Зато отсутствие композиционной перегруженности и больший акцент
в миксе на вокал даёт записи ощущение воздуха, света, жизненной
силы. До Yargos подобного рода вещи - добрые и безмятежные -
записывали Оливер Уэйкман и Клайв Нолан на своей совместной работе
«Jabberwocky».
Avenged Sevenfold
«City of Evil»
Warner
То ли в головах что-то меняется, то ли какой-то небесный экзаменатор
случайно перепутал билеты. Калифорнийские рубахи-парни Avenged
Sevenfold записали два альбома на инди-лейблах, завоевали стабильную
аудиторию своим непричёсанным утяжеленным панк-роком, вырвали
из зубов судьбы долгожданный контракт с мэйджором Warner, заручились
помощью продюсера Мадрока - того самого, который заставил самого
Элиса Купера звучать по-панковски, и... Результат - альбом классического
харда 70-х с очень характерным вокалом - многие поклонники Rainbow
даже спорили, не является ли «City of Evil» «секретным» сольным
альбомом экс-певца «Радуги» Грэма Боннета! (Тем более что и сам
Грэм «баловался» достаточно тяжелым звучанием в проекте Blackthorne
и т.п.)
Музыка мечется от совершенно традиционного хард-рока до сахарных
баллад в духе Bon Jovi и Def Leppard, от мелодичных инструментальных
партий а-ля Iron Maiden до виртуозных сольных эскапад, напоминающих
о «гитарных героях» середины 80-х. А барабанщик по своей манере
игры - совершеннейший трэш-металлист. Даже боязно немного за
Avenged Sevenfold - ведь им предстоит скоро выходить на сцену
Ozzfest'a, где в почете «альтернативные» команды, а классиков
металла принято закидывать яйцами...
Остается гадать, что натолкнуло группу на такие стилистические
выкрутасы. Возможно, удачный пример System of a Down, музыку
которых критики давно перестали запихивать в какие-либо рамки.
Правда, в сравнении что с SOAD, что с Rainbow музыка Avenged
Sevenfold кажется менее глубокой, а их сочетание разных стилей
представляется довольно искусственным. Да и стоит ли говорить
об осознанном синтезе? «City of Evil» больше напоминает сбивчивую
речь студента, который решил в одну ночь подготовиться к трем
экзаменам, а наутро в его голове перемешались все свежеобретенные
знания. Но один несомненный плюс у записи есть - это отсутствие
затхлого альтернативного душка, который почему-то начал в последнее
время ассоциироваться с тяжелой музыкой в Америке.
Олег Киреев
«Galaxy»
Oleg Kireyev & Miras Art
Олег Киреев умеет нравиться публике, но без подхалимства (музыкального)
и заигрываний. Он делает по-настоящему популярный джаз, пусть
он (джаз) сегодня в любом случае непопулярен. Но на Киреева ходит
и стар и млад, народ на его концертах «включается», расковывается,
поет, танцует, не стесняясь выражать свои позитивные эмоции.
Олег и сам молодой еще, и даже стрижка у него панковская. Стиль
нового альбома формально можно определить как смуф-джаз, но это
не медоточивый smooth в привычном понимании, а добротный мелодичный
джаз-рок с примесью этно-джаза. С одной стороны - медитация и
релакс, с другой - энергетика и экстатика. Таковы, собственно,
и две стороны самого Киреева: романтик и лирик (каким он представал
в «Love Letters») и исследователь различных национальных культур,
«мировой» музыкант («Mandala» и др.). В группе Киреева (в качестве
постоянных музыкантов и «гостей») участвуют молдаванин Валерий
Панфилов (гитара), украинец Виктор Матюхин (бас), татарин Ильдар
Нафигов (ударные), сенегалец Ньяга Самбе (перкуссия) и французский
поющий поэт Бруно. Изящные картины парижской жизни («Deja Vus»),
переиначенный «Караван» Эллингтона и экзотические ритмы («Jazz
Africa») объединены мечтательным и решительным саксофоном Киреева.
Жаль, что записи немного не хватает горячей ауры, присущей «живым»
выступлениям, но ведь и задачи у студийного альбома другие -
позволить слушателю расслабиться, подумать, отдохнуть душой и
телом.
Morrissey
«Ringleader Of The Tormentors»
SONY BMG**
Экс-лидер The Smiths продолжает традиции изысканного декаданса,
столь убедительно представленные творчеством The Cure, Брайана
Ферри и Бориса Гребенщикова среднего периода. Потрепанный жизнью
жиголо рассказывает о своей нелегкой судьбе, разочарованиях,
потерях, о своем желании смерти и наконец обретенном маленьком
тихом счастье. Уставший, чуть дрожащий голос на фоне хорошо реверберированной
гитары, старенького синтезатора, вкрадчивых струнных и (внимание!)
детского хора, вступающего в самый ответственный момент - ну
чем не Гумберт Гумберт на пенсии? Мелодичный брит-поп, смешанный
с психоделикой, пост-панком и неуловимой субстанцией, именуемой
пост-роком, вполне ему к лицу. Что ж, уравновешенная меланхолия
и экзистенциальные мотивы вкупе с умением писать красивые мелодии
и мастерски их аранжировать делают Моррисси одним из самых рафинированных
поп-авторов. Иной раз такую фиоритуру завернет, что дальше -
только «Соловей» Алябьева! А если серьезно, то такие вещи, как
«You Have Killed Me» и «On The Streets I Ran», вполне достойны
звания суперхитов. И на фоне сегодняшнего, по большей части бессмысленного,
поп-рока «Ringleader Of The Tormentors» выглядит почти совершенным
произведением, на которое всем надо срочно равняться.
Дети Picasso
«Глубина»
Deep Music
Группа уже в том статусе, когда можно делать то, что хочется,
а не то, чего от тебя ждут. Действительно, продолжи Гая и Карэн
Арутюнян линию «Этнических экспериментов», это было бы воспринято
на ура. Но «Дети» решили вернуться к русскоязычной авторской
музыке, к психоделике и импровизации, которыми они увлекались
еще до первого альбома «Месяц улыбок». Между «ЭЭ» и «Глубиной»
лежит эмоциональная пропасть. Сравнить эти два диска можно с
помощью полярных эпитетов: теплый - холодный; яркий, колоритный
- сумрачный, темный, экстравертный - интровертный... Хотя, конечно,
с новой работой не все так однозначно. Глубина, заявленная в
названии, имеет свое непосредственное отражение в образах воды,
реки, течения. Глубина - это подсознание, это печальные, порой
трагические мысли главной героини, эдакой современной Офелии.
Это расставание, пустота, темнота, тревога, «любовь, провоцирующая
страх», смерть... Но есть и другая, противоположная ипостась:
высота, свет, Бог. Пространство между ними населено множеством
странных существ - рыбами, птицами, цветами, людьми, коллекционерами
чудес, - и весь этот мир мог бы показаться милой нелепицей и
забавным сюром, если бы не тон голоса Гаи, варьирующийся от затаенного
шепота и приторно-кокетливых интонаций к напряженному пению и
срывающемуся крику, если бы не путь от шокирующего «как хорошо,
что я умерла» к многократно повторяющемуся в финале, почти апокалиптическому
«Хэппи энд неизбежен». В эту фабулу отнюдь не девичьих страданий
хорошо укладываются новые эксперименты «Детей Пикассо»: шумовые
зарисовки в духе «Психоделического завтрака Алана» («День экспериментатора»),
воинственные проармянские песнопения а-ля System Of A Down, монотонные
пост-панковские риффы, неожиданно веселенькие песенки и небесные
гармонии струнных, сопровождающие добрую половину композиций.
Пожалуй, лично мне было бы привычней и приятней видеть Гаю в
образе жизнелюбивой, энергичной армянской красавицы. Не уверена,
что для нее столь же органичен облик страдающей, склонной к саморазрушению
Офелии. Впрочем, женщинам свойственно меняться, хотя не только
Гая определяет лицо группы. Главное - эта музыка заставляет думать
и сопереживать, и в это ее счастливое предназначение.
Декабрь
«Тишины больше не будет»
«АиБ Рекордз»***
Питерская группа «Декабрь» - из тех, кто не сдается, не сгибается
и способен словом повести за собой полки. «Декабристов» можно
причислить к школе Шевчука: это ясно и по социально-общественной
направленности текстов, и по характерному напористому вокалу,
смело форсирующему особо важные ноты, и по достаточно лапидарной
музыкальной канве. Впрочем, «ученики» пошли куда дальше «учителей»
по части брутальности и тяжести звучания: их стилевая координата
находится где-то между альтерно-металлом и хард-панком. Темы
сопротивления, борьбы (прежде всего с внутренним врагом), пробуждения
ото сна и обретения силы очень четко отличают «Декабрь» от западных
собратьев по перу, которые только и знают, что ныть, скулить
и жаловаться. По музыкальной части следует отметить слаженную
и мощную игру инструментальной секции, а также интересный состав
«гостей»: ряд песен записан при участии Ильи Черта, Алексея Горшенева,
Лены Тэ (виолончель), Яны Вевы и самого Юрия Юлиановича. И пусть
воззвания «Декабря» иногда кажутся слишком прямолинейными, команде
удалось установить некий уровень искренности, личностности, избежав
при этом ура-патриотизма; посчастливилось не перейти границу,
за которой призыв оборачивается разжиганием всевозможной розни.
Группа, широко прославившаяся песенкой про ангелочков, летающих
на цветочках, и прочими темами к «Масяне» (хотя до этого уже
выпустившая три альбома), теперь готова стать лидером нового
поколения.
Deep Purple
«The Collection»
SONY BMG**
Сборник представляет творчество Deep Purple 90-х годов. Период
в жизни супергруппы, прямо скажем, спорный, да и выбор композиций
вызывает вопросы. Четыре хита («Highway Star», «Speed King»,
«Child in Time» и «Smoke On The Water») относятся к гораздо более
ранним годам, просто здесь наличествуют их концертные версии
1994-го (ранее публиковавшиеся на «живом» альбоме «Come Hell
or High Water»). Две вещи взяты из альбома «Slaves And Masters»
с Джо Линн Тернером, три - с не самого успешного (последнего
с Блэкмором) «The Battle Rages On», всего две - с «Purpendecular»,
а с «Abandon» - ни одной! Как представляется, новый период в
жизни DP, отмеченный приходом гитариста Стива Морса, мог бы быть
показан более полно. В общем, ясно - на что фирма имела права,
то и предложила на компиляции. Никаких раритетов и «интересностей»
на сборнике нет, и непонятно, чем он может привлечь внимание
пёрпломанов. Хотя в качестве подарка для «начинающих» он, возможно,
и сгодится.
El Presidente
«El Presidente»
One Records/SONY BMG**
Несмотря на название, в El Presidente нет ничего от латино,
и не стоит эту новую английскую группу путать с одноименной кубинской
командой, мелькнувшей на небосклоне 10 лет назад. Впрочем, интересующий
нас коллектив состоит вовсе не из одних англичан: фронтмен, например,
по происхождению итальянец, а барабанщица - из Сингапура. А название
они взяли, чтобы подчеркнуть свою крутизну. Лидер El Presidente
Данте Джицци помешан на нарядах: по одежке встречают, не без
оснований считает он, а потому солидная часть биографии на сайте
посвящена тому, как выглядит певец. Нетрудно сделать вывод, что
играет El Presidente глэм-рок, и это будет почти правдой: новые
звезды заблудились где-то между T.Rex и Робби Уильямсом. Забавные
мелодии и манерный «строенный» вокал, винтажный саунд и прочий
гламур, - все это мило и симпатично, но в Буратино, кажется,
и то было больше жизни. Впрочем, на фоне молчания Pulp и вообще
дефицита нормальных метросексуалов El Presidente выглядят вполне
своевременными.
Indukti
«S.U.S.A.R.»
Laser's Edge
Поразительны нынешние музыкальные успехи Польши: мы видим массу
прелюбопытных команд, правда в основном дэт/блэкового толка.
Тем не менее арт-роковые традиции в стране были сильны всегда
- вспомним хотя бы Чеслава Немена и S.B.B. Молодая команда Indukti
(«Индуктивность») достойно продолжает традиции! Неудивительно
- многие участники группы имеют музыкальное образование, играют
в оркестрах, а барабанщик, скрывшийся за псевдонимом Драмович,
учился в Монреале и получил там учёную степень. Накопленные знания
позволили создать впечатляющую работу, в которой угадываются
влияния King Crimson классического периода, с их постоянными
повторами тем, нагнетанием напряженности и взрывными «развязками».
Явственно прослеживается также увлечение музыкантов психоделикой
и экстремальным металлом. Жесткая, почти трэшевая гитара звучит
практически равноправно со скрипкой, что отлично балансирует
запись. Альбом вынашивался годами - чувствуется выстраданность,
продуманность каждого такта, огромное напряжение мыслей и эмоций.
Поразительно, но весь материал, за исключением некоторых наложений,
был записан в один присест, живьём в студии! Это вызывает еще
большее уважение к работе поляков. Хочется особенно порекомендовать
«S.U.S.A.R.» поклонникам раннего Anekdoten, ведь эта шведская
группа в своём творчестве также отталкивалась от King Crimson,
да и саунд команд похож (вместо солирующей скрипки у Anekdoten
- виолончель).
Godsmack
«IV»
Republic/Universal
Все-таки мир не может спокойно жить без «Металлики» (ныне вроде
бы вновь возродившейся и едущей в тур), а посему неудивительно,
что какой-нибудь ее полуклон нет-нет, да и высунет откуда-нибудь
голову. Молодая команда из Бостона, видимо, тоже почувствовала
сквозняк оттого, что это место свободно, и решила воссоздать
имидж и саунд этой, без сомнения, выдающейся группы. То есть
саунд, конечно, гораздо более современный и «альтернативный»
(впрочем, Metallica под конец тоже повернула в эту сторону),
а вот мелодика, риффы, окраска вокала и сама манера подачи музыкального
материала явственно напоминают о достопамятных героях трэш-метала.
Да и темы все те же: жестокость, ненависть, боль... Однако хрипато
порыкивающий Салли Эрна со товарищи далеки от того, чтобы истечь
кровью, сгореть в алкогольном угаре и захлебнуться собственной
желчью. Их ярость хорошо дозирована, а агрессия политкорректна.
Калька с чужих эмоций вполне достоверна, но это лишь копия...
Не потому ли эта группа со своим новым альбомом возглавляет американский
хит-парад? А может быть, просто потому, что действительно некому
встряхнуть нас как следует?
Astral Doors
«Astralism»
Record Heaven
Явный кандидат на «конкурс музыкальных двойников» - шведские
хард-рокеры Astral Doors. Выпустив уже три альбома, музыканты
старательно разрабатывают жилу, найденную Ронни Джеймсом Дио
на его ранних сольных работах, а также дисках Rainbow с его участием.
Иными словами, это хард-рок с близким к металлу саундом, фэнтезийной
тематикой текстов и очень похожим по тембру на Дио вокалом, который
принадлежит Патрику Йохансссену. Певец, может быть, даже больше
известен публике по другому проекту со своим участием - «мальмстиноидному»
Space Odyssey клавишника Ричарда Андерсона. По сравнению с ним
Astral Doors проще, грубее, безыскуснее. Неизбежны и сравнения
с командами-прототипами - увы, они не в пользу шведов. Вокалисты,
равные Дио, гитаристы уровня Блэкмора и Кэмпбелла рождаются не
так часто, а на одном желании «следовать канонам» далеко не уедешь,
если оно не поддерживается должным композиторским уровнем. Если
агрессивную, атакующую манеру пения Дио его «ученик» более-менее
адекватно воспроизводит, то не менее знаковые для Ронни вещи
лирического плана у Astral Doors попросту отсутствуют. Иными
словами: качественный «новодел», который, безусловно, годится
как аргумент в споре о том, появляются ли сейчас новые хард-роковые
группы, но больше - увы... Лучше послушать Space Odyssey - уровень
вторичности там также зашкаливает, но хоть аранжировки интереснее...
Matisyahu «Youth»
SONY BMG**
На слух - обычный «глупый счастливый» регги, на взгляд - исполнитель
являет собой типичного хасида в черном сюртуке, с пейсами и в
кепе. Все просто: американец Мэттью Миллер, любитель регги и
хип-хопа, в сознательном уже возрасте принял иудаизм и решил
доносить его идеи до слушателя доступными ему средствами. Матисьяху
прославляет священную для обеих религий гору Сион и вообще искренне
призывает всех возрадоваться. В своих порывах он абсолютно серьезен,
а об успехе идей исполнителя говорит тот факт, что альбом «Youth»
побывал на пятом месте в сводных чартах «Billboard». В общем,
замысел оригинален, но его реализация может удовлетворить разве
что тех, кто никогда не слышал Боба Марли и Питера Тоша.