РАССКАЗЫВАЯ О КОНТРАПЕРТУРНОЙ АКУСТИКЕ BOLZANO VILLETRI В МАЙСКОМ
НОМЕРЕ, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, ЧТО ЕЕ КРУГОВАЯ ДИАГРАММА НАПРАВЛЕННОСТИ
МОЖЕТ ДАТЬ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ЭФФЕКТ ИМЕННО В МНОГОКАНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ.
ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ ЭТУ ГИПОТЕЗУ НА ПРАКТИКЕ, ВЫБЕРЕМ СОЛИДНОЕ ПО
ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЕ И ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ТРАКТОВ, ИМЕЮЩИХСЯ В НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ. КОМПЛЕКТ АКУСТИКИ ТОЖЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ - МОДЕЛИ ХОТЯ
И НЕ САМЫЕ ТОПОВЫЕ, ЗАТО КОНФИГУРАЦИЯ - 7.2 С ДВУМЯ САБВУФЕРАМИ.
Комната до 100 м2, $71728
Любой, кто посмотрит на список аппаратуры, вправе спросить:
зачем нужны усилители ATI, если в Denon AVC A1-XV десять собственных
оконечников мощностью 220 Вт каждый? Поясню, когда дойдем до
оных позиций в списке.
В качестве источника был выбран универсальный проигрыватель
DVD-A1XV, верхняя модель из линейки Denon 2005 - 2006 гг. Эта
весьма серьезная машина массой 18 кг буквально нашпигована самой
продвинутой электроникой и воспроизводит почти все существующие
на сегодняшний день разновидности оптических дисков, включая
даже такую полузабытую экзотику, как HDCD. Среди исключений лишь
DiVX и SVCD, но в бескомпромиссной модели они были законно отвергнуты
из соображений качества. Впервые в своей истории Denon участвовал
в разработке чипсета - совместно с ESS был создан декодер ES6038
Vibrato, способный с минимумом потерь декодировать форматы высокого
разрешения DVDA и SA-CD. Видеотракт построен на продвинутом чипе
ADV7304A с 14-битовым представлением сигнала и частотой дискретизации
108 МГц, который Analog Devices отпускает производителям по $100
за штуку (!). Он осуществляет 8-кратную передискретизацию картинки
с чересстрочной разверткой и 4-кратную с прогрессивной, при этом
шумы квантования оказываются вне полосы пропускания последующих
каскадов. Кроме того, AVC A1-XV - первый DVD-проигрыватель, в
котором конвертирование видеосигнала из цифры в аналог производится
так же, как в аудио - методом дельта/сигма-модуляции. Для преобразования
типа развертки служит новейший процессор Silicon Image, а для
декодирования Dolby Digital и DTS - 32-битовый SHARC с плавающей
запятой. Он способен вытащить из цифрового потока максимум информации
с минимумом потерь и ошибок.
Звуковой тракт построен на широко известных ЦАПах PCM1704 (24
бита/192 кГц), причем во фронтальных каналах установлено по два
в дифференциальном включении. Проигрыватель оснащен выходом HDMI,
без которого в наше время продвинутый театр не построить. На
нашем экземпляре была наклейка «Upgraded to 1080p», значит, он
поддерживает HDTV с прогрессивной разверткой. Кстати, фильмы
в HDTV уже появились на сером рынке и стоят порядка 750 руб.
А тяжелым проигрыватель получился из-за фрезерованного шасси,
толстых медных экранов, разделяющих печатные платы, и серьезного
источника питания с кучей стабилизаторов.
Правда, AV-ресивер Denon AVC A1-XV весит еще больше, 24 кг,
и это обязательно нужно учитывать при установке. Если у вас алюминиево-стеклянный
хай-тек, проверьте в инструкции максимально допустимую нагрузку
на полки, не то вас ждет отнюдь не театральный эффект. Описание
этого монстра заняло бы полжурнала, поэтому остановлюсь на главном.
Встроенный 32-битовый DSP SHARC HammerHead декодирует все современные
стандарты окружающего звучания, включая Dolby Digital Surround
EX, Pro Logic IIx (в режимах Cinema, Music и Game), DTS ES Discrete
6.1 and Matrix 6.1, DTS Neo:6, DTS ES 96/24 и тот же HDCD. Интересно,
откуда вдруг такое внимание к этому давно умершему подформату?
Ценно, что многоканальным звучанием можно наслаждаться, не только
имея полный комплект акустики, но и в обычных стереотелефонах
- для них сигнал микшируется таким образом, что создается полная
иллюзия surround sound.
Цифровой аудиотракт построен по принципу, за которым, несомненно,
будущее - в его основе микросхема LSI (Large Scale Integrated
circuit). Это не что иное, как набор логических ячеек, т.е. электронных
кубиков, из которых разработчик может создать микросхему под
любую конкретную задачу. В AVC A1-XV, например, реализован уникальный
декодер, способный по уникальному алгоритму адаптировать саундтрек
5.1 к акустике больших залов (электронных кинотеатров, например)
и к домашним условиям. В обычных ресиверах такой опции нет, поэтому
зрители всегда вынуждены довольствоваться компромиссным вариантом.
Десять каналов усиления предназначены для организации четырех
независимых зон - одной главной и трех вспомогательных. Оконечники
питаются отдельно от других блоков ресивера, собственные источники
имеют также предварительные каскады и все бортовые процессоры.
Видеотракт 12 бит/216 МГц предусматривает коммутацию компонентного
сигнала, его конвертирование вверх/вниз, преобразование развертки
и масштабирование. У аппарата есть все современные интерфейсы
для дистанционного управления, настройки, апгрейда и интеграции
в мультирум.
Встроенные усилители AVC A1-XV мы решили не задействовать, чтобы
ярче проявились динамические свойства акустики. Согласитесь,
десять 220-ваттных оконечников под одной крышей с питанием от
общего трансформатора - все-таки компромисс. У пятиканального
ATI AT3005 энерговооруженность на порядок выше, его выходные
каскады при поддержке двух киловаттных торов способны одновременно
отдать в нагрузку ток более 10 А. Аппарат полностью балансный,
поэтому уровень искажений, шумов и внешних помех в его тракте
минимален. С 3005-го сигнал подавался на фронт, центр и тыл.
Младшая, двухканальная модель AT1202 попроще, но от нее многого
и не требуется - поддержать правый и левый фланги, тем более
что колонки этих каналов обычно стоят к слушателю ближе остальных.
Итак, мы уже знаем (см. «Салон AV» №5/2006), что в контрапертурных
колонках атака формируется двумя головками, расположенными друг
против друга. Они имеют идентичные характеристики и работают
синфазно. Главное преимущество такой конструкции - способность
создать правильное соотношение прямых и отраженных звуков. Получается
это за счет круговой диаграммы направленности.
Из-за этого такие АС нельзя ставить слишком близко к стенам,
поскольку отраженный сигнал должен отставать от прямого на определенное
время. Зато они отлично звучат в заглушенных помещениях, например,
в кинотеатре с мягкими креслами и драпировкой. Для театра очень
полезно еще одно свойство контрапертуры - однородность звукового
поля при удалении от источника звука. Это значит, что в любой
точке комнаты звук не теряет естественности и все зрители находятся
в одинаково комфортных условиях.
Если говорить конкретно о Bolzano Villetri, то эта акустика
изготавливается в Италии и отделывается вручную редкими породами
дерева. Все материалы экологически чистые, даже лак варится по
собственной рецептуре. Колонки действительно красивые - у них
нет ни одной плоской поверхности, все элементы очень сложной
формы.
Соответственно, фронтальная, боковая и тыловая акустика, входящая
в нашу систему, имеет схожую конструкцию и внешний вид. Все АС
двухполосные с фазоинвертором, и разница лишь в том, что в Torre
установлены 8-дюймовые мидбасы, а в более скромных Piazzetta
- 6,5-дюймовые.
Центральный канал Cantoria, строго говоря, контрапертурным не
является - у него основной излучатель и твитер расположены друг
против друга и работают в горизонтальной плоскости. Здесь как
раз тот случай, когда широкая диаграмма вредна - диалоги должны
четко локализоваться по центру экрана.
Диапазон активного сабвуфера Vecchio с 12-дюймовой длинноходовой
головкой - 26 - 140 Гц. Мощности 500-ваттного встроенного усилителя
достаточно для озвучивания помещений до 50 кв. м. Регулировки
стандартные: плавные для уровня и частоты среза фильтра плюс
два тумблера - bypass и переключение фазы 0/180 град. Предусмотрены
четыре пары «горячих» входов (клеммы WBT). Для нашего помещения
потребовалось два сабвуфера, один был установлен спереди рядом
с центральным каналом, другой - недалеко от тыловых АС.
Видеопроектор Fujitsu LPF-D711W впервые был представлен на CEDIA
в 2004-м, но в России появился относительно недавно. Это по-прежнему
один из немногих ЖК-аппаратов на рынке с реальным разрешением
1920 х 1080 в режиме прогрессивной развертки. Изображение создается
тремя 1,3-дюймовыми матрицами 16:9, изготовленными компанией
Epson. Они разработаны специально для проекционной HDTV-техники.
При высоком разрешении и приличной контрастности (3300:1) световой
поток у проектора довольно скромный - 1200 ANSI лм, но мы знаем,
что высокая яркость картинки и кинематографичность сочетаются
далеко не всегда. Скажу больше - иногда эти параметры находятся
в явном противоречии.
В комплект LPF-D711W входит видеоселектор LPF-QCD1WB с логотипом
AVM-II (Advanced Video Movement, вторая версия) на лицевой панели.
Впрочем, селектор - слишком скромное название для этого прибора,
поскольку, помимо коммутации видеоисточников, он осуществляет
сложную обработку сигнала - подавляет шумы и мерцания, корректно
осуществляет pull-down 3:2 и скейлинг. Во второй версии также
предусмотрено устранение цифровых артефактов, раздельная обработка
видео и графики (алгоритм Pure Text, благодаря которому титры
и любой другой текст на экране выглядят намного четче) и коррекция
цвета. Имеется и еще одна полезная опция - Ambient Light Sensor,
т.е. автоматическая подстройка яркости в зависимости от внешнего
освещения с помощью встроенного датчика. Такой коробочкой в последнее
время оснащаются и плазменные панели Fujitsu.
Всем хорош проектор, но внешность у него, мягко выражаясь, специфическая.
Такой аппарат органично смотрелся бы в каком-нибудь командном
бункере или кают-компании авианосца. Говорят, дизайн создавался
известным японским архитектором, но в привычном жилом интерьере
LPF-D711W выглядит странновато. Выпускается, он, правда, и в
белом корпусе, но сам я такой видел только на картинке.
Чтобы проверить, верно ли всенаправленная акустика распределяет
источники в пространстве, мы поставили демо-DVD, выпущенный компанией
DTS Entertainment, с музыкальными треками в ES Discrete 6.1 и
Matrix 6.1. Несмотря на солидную площадь помещения и, соответственно,
дистанцию между колонками, звуковая сцена была неразрывна со
всех четырех сторон. Сабвуферы прекрасно вписывались в общую
картину, бас не опаздывал и не отдавался эхом в углах комнаты*.
Все инструменты находились точно на своих местах, хотя их кажущийся
размер не всегда соответствовал реальному. Особенно этот эффект
заметен в режиме стерео - сцена была великолепной по глубине,
но инструменты представлялись несколько расплывчато, как бы вытянутыми
в ширину. Впрочем, акустику расставили под семиканальный театр,
и вполне возможно, что для стерео ее расположение не было оптимальным.
Но есть и весьма весомые плюсы. При расстоянии между фронтальными
АС около четырех метров и отсутствии центрального канала дыры
в середине не наблюдалось, «Торры» запросто перекрывали это пространство.
Все восемь колонок синхронно держали ритм, правильно передавали
атаку, и при этом звучание было на редкость комфортным.
Для кино же акустика оказалась просто идеальной - мощной, динамичной,
где нужно - деликатной, хорошо управляемой. Она достойно держит
удар, правильно передает тембральные оттенки. Даже в грохоте
и кажущемся хаосе прекрасно различимы отдельные звуки и удары,
причем с закрытыми глазами можно узнать происхождение того или
иного. Но главное достоинство, конечно, способность замкнуть
звуковое поле вокруг зрителей, причем оптимальная зона прослушивания
очень широка и явно выходит за рамки партера.
К сожалению, в этот раз не удалось в полной мере оценить работу
видеопроектора - он был установлен буквально накануне теста,
и его не успели толком отстроить. Пришлось подключаться по композиту
чисто для навигации по меню дисков. Конечно, смотрели и сами
фильмы, и вот что удалось разглядеть даже в таком ущербном варианте.
На огромном экране с пяти метров не было и намека на строчную
структуру картинки. И еще очень понравился черный цвет, он не
такой, конечно, глубокий, как у CRT, но намного лучше, чем у
других проекторов той же стоимости.
Кстати, не спешите корить меня за излишний пафос, стремление
составить для прослушивания систему, нереальную по деньгам. В
данном случае просто хотелось посмотреть, на что способна акустика
с круговой диаграммой направленности. Главное - сам принцип,
который, на мой взгляд, оказался явно выигрышным для домашнего
кино. А колонки можно подобрать и не такие дорогие. Кстати, Bolzano
Villetri готовит к выпуску бюджетную модель стоимостью $1500.
l