ДАВНЫМ-ДАВНО ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ВИДЕОКАМЕРЫ ВЕСИЛИ НЕ ОДИН КИЛОГРАММ,
ЛЕЖАЛИ НА ПЛЕЧЕ У ОПЕРАТОРА И ЗАПИСЫВАЛИ СИГНАЛ В АНАЛОГОВОМ
ВИДЕ. СНИМАТЬ ИМИ БЫЛО НЕПРОСТО, А МОНТАЖ ТРЕБОВАЛ МАССУ ВРЕМЕНИ
И ЗДОРОВО СНИЖАЛ КАЧЕСТВО КАРТИНКИ. НО БЫЛО У ЭТИХ ДИНОЗАВРОВ
ОДНО ВАЖНОЕ ДОСТОИНСТВО, КОТОРОЕ ЗАТЕМ, В ПРОЦЕССЕ МИНИАТЮРИЗАЦИИ,
УТРАТИЛОСЬ НАЧИСТО - ОТСНЯТУЮ КАССЕТУ МОЖНО БЫЛО ВОТКНУТЬ В СТОЯЩИЙ
В ЛЮБОЙ КВАРТИРЕ VHS-ПЛЕЕР И ТУТ ЖЕ УВИДЕТЬ МАТЕРИАЛ. И ВОТ,
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ.
С конца прошлого века VHS-техника изрядно сдала свои позиции,
и единственный по-настоящему универсальный формат домашнего видео
в наше время это, конечно же, DVD. Идея использовать его в видеокамерах
давно уже витала в воздухе, но её техническое воплощение оказалось
далеко не таким простым, как хотелось бы. Даже после того, как
перезаписываемые DVD-носители перестали быть дорогой экзотикой,
проблем с размещением пишущего привода в компактном мобильном
корпусе хватало. Начать с того, что для кодирования видео по
алгоритму MPEG-2, да еще в реальном времени, нужна изрядная вычислительная
мощность - энергопотребление современных процессоров, даже мобильных,
составляет десятки ватт, так что вопрос оптимизации питания стоит
очень остро. Далее, нужно не просто создать очень компактный
и экономичный DVD-привод, но и разработать системы его защиты
от неизбежных сотрясений, попадания в рабочую зону пыли и конденсации
влаги. Одним словом, разработка дисковой видеокамеры задача нетривиальная,
поэтому, чтобы взяться за это дело, у производителей должна быть
четкая уверенность, что овчинка стоит выделки.
И судя по тому, что за последние несколько месяцев все компании,
производящие камкордеры, за исключением разве что JVC, объявили
о запуске в производство целых семейств новых DVD-камер, такая
уверенность на рынке присутствует. Основана она на том соображении,
что цифровые хэндикамы сегодня стали достоянием самых широких
масс и поэтому, несмотря на очень непростое внутреннее устройство,
они не должны обременять владельца необходимостью вдаваться в
мудреные технические подробности, а в идеале быть сравнимыми
по простоте использования с тем же DVD-плеером. И, разумеется,
никаких компьютеров и других «умных посредников» между камерой
и зрителем быть не должно. Если такой расклад действительно станет
реальностью, то продажи наверняка вырастут очень существенно,
причем не только самих камкордеров и дисков к ним, но и, к примеру,
широкоэкранных телевизоров - на рынке все взаимосвязано.
Ну а теперь самое время перейти от абстрактных рассуждений непосредственно
к «железу». Смена носителя и формата записи неизбежно сказывается
и на качестве изображения, и на удобстве работы с камерой, причем
совершенно не обязательно, что все эти изменения происходят к
лучшему. Сегодня мы как раз и будем разбираться в том, стоит
ли предпочесть DVD-аппараты камерам на MiniDV, Flash и HDD-накопителях,
какой категории операторов новые камкордеры понравятся в первую
очередь и, самое главное, какова реальная цена простоты домашнего
видеопроизводства.
Плюсы и минусы DVD-видео
Периодически вспыхивающие войны форматов, в ходе которых конкурирующие
альянсы производителей видеотехники стараются продвинуть на рынок
несовместимые стандарты носителей записи, привели к тому, что
сегодня параллельно существуют три типа перезаписываемых DVD-дисков:
DVD-RAM, DVD-RW и DVD+RW. Мы не будем вспоминать историю их возникновения,
а кратко остановимся на особенностях применения именно в видеокамерах.
DVD-RAM. Стандарт, принципиально отличающийся от остальных структурой
диска: размеченные еще при штамповке болванки сектора предполагают
нелинейный доступ к данным, примерно как в жестких дисках. Это
позволяет параллельно и записывать, и воспроизводить информацию,
обеспечивает высокую скорость (до х16) и невероятную живучесть
(до 100000 циклов записи). Возможно редактирование записанных
на диск сюжетов. Совместимость с бытовыми DVD-плеерами очень
ограниченная.
DVD-RW. Присутствует на рынке достаточно давно. Перед записью
требует форматирования, а перед воспроизведением - финализации.
Запись идет в одном из двух режимов: Video и VR (Video Recording).
Во втором случае есть возможность редактировать прямо на диске
данные и меню воспроизведения, но подавляющее большинство бытовых
плееров этот режим не поддерживает.
DVD+RW. Появился несколько позже, чем DVD-RW. Перед съемкой
необходимо отформатировать диск в камере, но для воспроизведения
финализация не обязательна. Стандарт активно поддерживается производителями
компьютерной техники. Совместим с абсолютным большинством воспроизводящей
аппаратуры, присутствующей на рынке. Количество циклов записи
у него, как и у DVD-RW, на два порядка меньше, чем у DVD-RAM.
На этот раз мы решили провести объективное тестирование изображения,
создаваемого камерами, с помощью несложной черно-белой испытательной
таблицы, применявшейся на телевидении еще полвека назад. Дело
в том, что параметры картинки, записываемой DVD-камкордерами
на болванки, определяется по большей части не характеристиками
видеотракта, а степенью сжатия и параметрами MPEG-2-кодека. При
съемке с максимальным качеством битрейт у всех испытуемых примерно
одинаков и составляет 9 Мбит/с. Для сравнения: скорость потока
в MiniDV - 25 Мбит/с, так что отображение тонких цветовых переходов
в данном случае не самая актуальная тема для изучения. Гораздо
более полезно будет исследовать артефакты компрессии и геометрические
искажения, вносимые оптикой сверхвысокой кратности, а как раз
для этого таблица EIA 1956 года подходит просто идеально. Итак,
приступим.
ГЛЯДЯ ВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ
Canon DC100
Таблица выглядит если не идеально, то во всяком случае,
достаточно близко к пределу возможностей 1/6-дюймовой матрицы
и кодека MPEG-2 на данном битрейте. Резкость очень приличная,
грубых дефектов компрессии не заметно, цветовые искажения
на тонких сходящихся линиях минимальны. Все девять блоков
серой шкалы видны совершенно отчетливо. Что касается живой
картинки, то поверьте на слово, что она вполне соответствует
инструментальному тесту, цвета правильные и в меру насыщенные,
разве что на больших равномерно окрашенных поверхностях
иногда заметен легкий цветовой шум.
Samsung VP-DC165Wi
Градации серого читаются полностью, это хорошо. На вертикальных
линиях муара практически нет, зато на горизонтальных он
заметен, что называется, невооруженным глазом. Резкость
заметно ниже, чем у конкурентов, причем на не слишком четкие
краевые участки картинки компрессия накладывает дополнительные
искажения, отчего они выглядят несколько «пластмассово».
Впрочем, у программной обработки есть и плюс - она повышает
краевую резкость силуэтов, делая мелкие детали более различимыми.
Будем надеяться, что на серийных образцах этой модели артефакты
будут менее заметны.
Panasonic VDR-D150EE
Ситуация не настолько безоблачная, как в предыдущем случае,
но «криминальных» дефектов не наблюдается. На тонких вертикальных
линиях кое-где виден цветной муар, причем в верхней части
экрана он имеет теплый оттенок, а в нижней - холодный.
На горизонтальных краях кадра заметна легкая «подушка».
При этом серая шкала читается полностью и совершенно отчетливо.
Цветная точка в центральной части кадра - это не битый
пиксель, а скорее «глюк» видеопроцессора. Цвета на живом
видео выглядят совершенно естественно, динамический диапазон
в норме.
Sony DCR-DVD405E
Картинка похожа на результат тестирования DC100, с той
лишь разницей, что разрешение, особенно вертикальное, у
Sony даже выше, чем у Canon. Какой бы то ни было муар отсутствует,
геометрические искажения - тоже. На реальной картинке это
выражается в натуральности цветов и отличной детализации
как светлых, так и затемненных участков, разумеется, в
том случае, если экспозиция настроена правильно. Качество
фотографий позволяет говорить о «четыреста пятой» как о
единственной камере в сегодняшнем тесте, способной на равных
конкурировать с недорогими «цифромыльницами».
МЕЖДУ ДИСКОМ И ЛЕНТОЙ
Очевидно, что новый класс съемочной техники не просто родился,
но и начал активно внедряться в сферу любительской видеозаписи,
в которой еще год назад практически безраздельно властвовал формат
MiniDV, в последнее время несколько потесненный HDD и Flash-камерами.
Парадокс в том, что при прямом сравнении характеристик DVD-камкордеры
откровенно проигрывают своим пленочным предшественникам. Даже
несмотря на большую эффективность MPEG-2 по сравнению с внутрикадровым
кодированием DV-потока, почти 3-кратная разница в битрейте не
оставляет надежд на равное соперничество в качестве картинки.
Похожая ситуация и со временем записи. При самом высоком качестве
изображения на 8-сантиметровый DVD объемом 1,4 Гб помещается
порядка 20 минут записи, а на равную по стоимости кассету MiniDV
- целый час. Тут нужно оговориться, что режимы со скоростью цифрового
потока 6 и 3 Мбит/с мы сегодня не рассматриваем - их пригодность
для создания полноценных видеофильмов, пусть и любительских,
вызывает очень большие сомнения. Еще минусы - чувствительность
DVD-дисководов к толчкам и вибрациям, а также низкая скорость
операций «старт/стоп». Перед съемкой камера должна выяснить,
сколько места на диске уже занято и с какой позиции можно начинать
запись. При замене диска пауза иногда достигает 10 - 15 секунд.
После нажатия на «стоп» приводу тоже нужно дополнительное время
для завершения сессии. И это не говоря о финализации диска, для
которой требуется порядка 5 минут, во время которых камеру категорически
не рекомендуется не то что трясти, а даже просто держать в руках,
причем у половины аппаратов данная операция возможна только при
подключении к розетке.
Ну а теперь, когда я вас как следует напугал, самое время перейти
к обсуждению плюсов новой техники, тем более что их отнюдь не
меньше, чем минусов. Начнем с того, что DVD позволяет забыть
о видеокассетах, не совместимых ни с чем, кроме самой камеры,
требующих обязательной перегонки на компьютер или VHS/DVD-рекордер
и превращавших монтаж в многочасовую пытку перед монитором. И
если перенести видео на компьютер все-таки нужно, вставить диск
и слить файлы значительно проще, чем путаться в проводах и драйверах,
подключая MiniDV-аппарат. Монтаж теперь сводится к перестановке
сцен прямо на диске и удалению всего лишнего. Риск «затереть»
нужный ролик новой записью практически исключен. Кстати, на ту
же самую болванку, помимо видео, можно записывать и фотографии
с любым разрешением, поэтому кард-ридер в камере очень желателен.
Хранение на DVD-носителях, особенно записываемых однократно,
более надежно, чем на магнитной ленте, подверженной осыпанию
и копирэффекту. Звуковое сопровождение с самого начала пишется
в Dolby Digital, а значит, на любом ресивере будет воспроизведено
качественно и предсказуемо, особенно эффектно звучат треки, записанные
с помощью многоканального микрофона.
Сегодня мы рассматривали достаточно простые DVD-камеры, не имеющие
полного набора функций, но все они доказали, что видеосъемка
действительно может стать несложным развлечением, доступным...
да практически всем. Цены на эти аппараты, как и на любую новую
технику, пока еще кусаются, но их снижение - вопрос времени.
По качеству изображения и обилию «наворотов» лидером сегодняшнего
теста становится DCR-DVD405E от Sony, но не будем забывать, что
это игрок более высокой лиги - отличная картинка получается благодаря
относительно невысокой кратности цейссовского объектива и в два
раза большей площади матрицы. Так что эту модель мы рекомендуем
тем, кого ее ценник не смущает. Ну а из троицы равных соперников
вперед вырвался Canon DC100. Очень компактный, пишущий фотографии
на диск, он хоть и не оснащен USB-интерфейсом, но со своей главной
задачей - построением правильной картинки - справляется на отлично.
Заслуженный Grand Prix. l
ССD, 800000 пикс.(400000 эфф. пикс. для видео и
530000 для фото)
ССD, 800000 пикс.(400000 эфф. пикс. для видео и
фото)
ССD, 800000 пикс.
ССD, 3,31 мегапикс.(2 эфф. мегапикс. для видео и
3 для фото)
Размер матрицы, дюймов
1/6
1/6
1/6
1/3
Используемые диски
DVD-R/RW
DVD-R/RW, DVD-RAM
DVD-R/RW, DVD+RW, DVD+R DL
DVD-R/RW, DVD+RW
Формат кадра
4:3, 16:9
4:3, 16:9
4:3, 16:9
4:3, 16:9
Мин. освещенность, люкс
21
21
3
52
Макс. разрешение в режиме фото
1024 х 768
640 x 480
800 х 600
2016 x 1512
Карта памяти
нет
SD
SD, MMC, MS PRO
MS Duo, MS PRO Duo
Скорость затвора
1/6 — 1/2000 (фото: 1/2-1/500)
1/50 — 1/8000 (фото: 1/50-1/500)
1/50 — 1/10000 (видео)
1/3 — 1/3500
Подсветка фото/видео
нет/нет
нет/нет
нет/да
да/да (ИК-диод)
ЖК-монитор, дюймов (тыс. пикс.)
2,7 (16:9, 112)
2,5 (105)
2,7 (230)
LCD, 2,7 (123)
Видоискатель
0,3» LCD (123 тыс. пикс.), цветной
цветной, 123 тыс. пикс.
LCD, цветной
цветной
Передача потокового видео
нет
нет
да
нет
Объектив
Фокусное расстояние, мм
2,6 — 65 (49,8 — 1245 в 35-мм эквив. для видео и
43,6 — 1090 для фото)
1,9 — 57 (35,7 — 1072 в 35-мм эквив.)
2,3 — 75,9
5,1 — 51(45 — 450 в 35-мм эквив. для видео
и 37 — 370 для фото)
Апертура
F1,8 — 4,4
F1,8 — 3,9
F1,6 — 4,3
F1,8 — 2,9
Кратность
25х
30х
33x
10x
Цифровой Zoom
1000х
1000х
1200х
120x
Стабилизатор изображения
цифровой
цифровой
цифровой
цифровой
Крепление насадок, резьба (мм)
нет
30,5
30
30
Коммутация
DV (IEEE 1394) вход/выход
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/нет
USB
нет
да
да
да
AV/S-Video вход/выход
нет/да3
нет/да
нет/да
да/да
Гнезда для наушников/микрофона
нет/нет
нет/нет
нет/да
нет/нет4
Общие характеристики
Встр. микрофон
Стерео, электретный
стерео, с изменяемой направленностью
стерео, направленный
4-канальный
Потребляемая мощность, Вт
примерно 4
примерно 4,3
примерно 5,4
примерно 4,6
Напряжение питания, В
7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
7,2 (аккумулятор), 7,9 (адаптер)
7,4 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
7,2 (аккумулятор), 8,4 (адаптер)
Пульт ДУ в комплекте
нет
нет
да
да
Габариты (Ш х В х Г), мм
51 х 86 х 123
53 х 87 х 129
51,5 х 87,5 х 121,5
66 х 90 х 143
Масса «голой» камеры, г
410
480
425
510
Масса камеры с аккумулятором, г
450
н.д.
н.д.
590
Made in
Япония
Япония
нет данных
нет данных
Цена, $
около 700
580
14290 руб. (~535$)
800
1 В ночном режиме, с пониженной скоростью затвора. 2 0
люкс в режиме ночной съемки с ИК-подсветкой.3 Коммутация
по S-Video недоступна. 4 Внешний микрофон и другие фирменные
аксессуары Sony можно подключить через «горячий башмак».