Похоже, главная поп-сенсация наступившего года - 26-летний хасид
из Нью-Йорка, исполняющий ямайский рэгги. Мэтью Миллер, называющий
себя Matisyahu, в самом деле, посещает хасидскую религиозную
школу и пишет песни, тексты которых базируются на талмудических
притчах. Его первая пластинка «Shake Off Your Dust... Arise»
(2004) прошла почти незамеченной, а вот последовавший затем концертный
диск «Live At Srubb's», начав с самого низа Billboard Top100,
к концу прошлого года поднялся до Тор40. Новый альбом поддержан
не просто рекламным бюджетом мейджор-лейбла, но и продюсированием
Билла Ласвелла, одного из влиятельнейших нью-йоркских авангардистов,
работавшего прежде со Swans и Лори Андерсон. Для смышленого хасида
и его щедрых работодателей Ласвелл временно отложил в сторону
свои нонконформистские замашки и сотворил сочный, яркий электронный
даб, который оказался вполне пригоден для мэйнстрима. Броский
облик Matisyahu сделал свое дело - альбом дебютировал в Тор5
Billboard. Забраться так высоко не удалось и самой Пинк. Такие
синглы с пластинки, как «Youth» и «Jerusalem», к концу года могут
заиграть на радиостанциях в дневной прайм-тайм, и тогда уже никто
не вспомнит, что еще недавно Matisyahu считался очередным чудиком-маргиналом.
Dvar
«Hor Hor»
Irond
Проект Dvar - один из самых занятных секретов московского андеграунда.
Счастливец, сумевший отыскать их диск, наверняка останется в
полном недоумении. Расплывчатые существа на обложке, несуществующий
язык песен и беспрецедентно странная музыка, издевательским образом
ускользающая от определений. Dvar явно испытали неслабое влияние
музыки, растекавшейся по миру через World Serpent Distribution
(ее еще называют dark wave). Вместе с тем композиции Dvar не
отмечены печатью изнуренной рефлексии, маргинальщины и самоедства,
свойственных Coil и Death In June. Напротив, это музыка бодрая,
подчас даже игривая. Если уж приниматься за сравнения, то в первую
очередь в голову приходят саундтреки к самым старым советским
мультфильмам (этой ассоциации способствуют и дурашливые сэмплы,
раскиданные тут и там). Но невозможно не заметить двойное дно
Dvar, которые записали свой альбом вовсе не для того, чтобы порадовать
самых маленьких. Скорее уж они предложили заковыристую загадку
искушенным любителям самого странного - а что же, собственно,
Dvar имели в виду?
George & Caplin
«Things Past»
Beta-lactam Ring Records
Джейсон Айселин и Джеффри Стивенс, назвавшиеся George & Caplin,
записали один из самых любопытных андеграундных альбомов наступившего
года. Их музыка - неспешно развивающееся электронное полотно,
скроенное из коротких бульканий, перезвона колокольчиков и заторможенного
эмбиента. Размытый и полудетский вокал Стивенса - еще один компонент
этого примечательного варева, сдобренного также фолковой мелодикой
и неожиданными заходами на территорию калифорнийской психоделии
60-х. George & Caplin будто взяли все лучшее, что было у
Mum, Lali Puna, Dissotiatives и Девендры Банхарта, и на основе
этой закваски испекли собственное блюдо. Ценители наивной психоделии
и так и не выросшие гуманитарии могут неожиданно обнаружить в
«Things Past» свой альбом года.
«Uplifto - Первая»
Uplifto
Первая компиляция лейбла Сергея Пименова позволяет говорить
о рождении нового стиля, в котором выдержаны все без исключения
релизы Uplifto. Это клубная танцевальная музыка, отличающаяся
неуловимым, не несомненным русским акцентом. Подобно тому, как
ценители Татьяны Овсиенко никогда не променяют ее на Мэрайю Кэри,
поклонники проекта Пименова PPK нипочем не согласятся на какой-нибудь
Deep Dish. Клаб-хаусу а-ля рюс свойственен разухабистый бит,
отдающий натуральным psy-трансом, и неизменно драматичное развитие
мелодической темы. В сборник вошли ремиксы канонических клубных
хитов прошлого сезона: «Глубоко» DJ Бойко, «Таю» покорительницы
регионов Кати Чеховой и «Половинки» «Чугунного скорохода». Совсем
не стыдный проект, в точности соответствующий уровню большинства
отечественных клубов.
Shapeshifters
«Sound Advice»
Дебют лондонского дуэта, два года назад возглавившего английский
хит-парад с синглом «Lola's Theme». Главная интрига альбома -
совместная запись с Chiс, легендарными пионерами диско, записавшими
некогда хит «Le Freak» (1978), который, что ни год, до сих пор
издается на разных компиляциях. Результат коллаборации, песня
«Sensitivity», не то чтобы впечатляет до глубины души, но оставляет
самое хорошее впечатление, и то же самое можно сказать о паре
других треков, включая означенный сингл. По большей же части
альбом составили предсказуемые поп-хаусные композиции, из тех,
что звучат в клубах часов в 10 вечера, когда на танцполе еще
никого нет. Записать полноценную танцевальную пластинку оказалось
посложнее, чем сварганить сингл №1.
La Societe Des Timides A La Parade Des Oiseaux
«Tranches de Temps Jet?»
Beta-lactam Ring Records
La STPO (название группы переводится как «Парад застенчивых
птичек») - один из самых эзотерических секретов европейской экспериментальной
сцены. Их первый релиз, «Illusion EP», появился в 1986. С тех
пор в составе группы промелькнуло не менее трех дюжин музыкантов,
но курс на эксперименты и авангард остался без изменений. Новый
альбом, первый за семь лет - забористое слушание для самых закаленных
любителей «неформата». В один котел полетели садистские индастриаловые
пассажи Throbbing Gristle, недружелюбный панк-рок Pere Ubu и
Dead Kennedys, астральные вокальные импровизации в духе Скотта
Уокера, а скрепляет все это размашистое строение электронный
джаз, переходящий порой в польку. В общем, если вы предпочитаете
музыку, не похожую ни на что на свете, La STPO вас определенно
не разочаруют.
Luv City
«Dream On»
Harley & Muscle
Японские буквы на обложке не случайны - за псевдонимом Luv City
скрылся ди-джей Кеничиру Яманака. В 1986-м, 20 лет от роду, он
перебрался в Нью-Йорк, где полтора десятка лет работал в офисе,
по пятницам посещая легендарные ныне техно-клубы «Palladium»
и «Paradise Garage». Переехав в 1999 обратно в Японию, Кеничиру
не без успеха попробовал себя в качестве ди-джея. Долго ли, коротко
ли, в 2004 году его демо понравилось на лейбле Harley & Muscle
- оно и легло в основу настоящего альбома. 11 композиций, составившие
«Dream On» - мечтательный эмбиент-хаус, для прослушивания в обычном
понимании этого слова непригодный и не предназначенный. Зато
«Dream On» совсем не плох как музыкальный фон: его спокойные,
но и не усыпляющие треки, намекающие на существование лучших
миров, скрасят как скучную работу по хозяйству, так и тоскливое
сидение за монитором.