#6/2006 • АФИША

Любовь АЛОВА

«Код Да Винчи» (Da Vinci Code, The)

США, мистический детектив

Режиссер Рон Хоуард. В ролях: Том Хэнкс, Йен МакКеллен, Альфред Молина, Жан Рено, Одри Тоту, Пол Беттани.

Роскошный актерский ансамбль. Прекрасный режиссер, лауреат «Оскара» за картину «Великолепный ум» (2002). И еще - скандальный литературный первоисточник, одноименный роман Дэна Брауна, переведенный на многие языки, включая русский, и ставший мировым бестселлером. Том Хэнкс играет профессора Гарвардского университета, специализирующегося на истории религии и иконографии, который, находясь в научной командировке в Париже, оказывается втянут в интригующее расследование. Убит старый хранитель Лувра, возле его тела найдена зашифрованная записка, ключ к ней следует искать в работах Леонардо Да Винчи. Кто не успел прочитать роман, получит огромное удовольствие от фильма, которое не стоит портить пересказом. Вместо этого напомним лучше другую замысловатую интригу вокруг романа, насчитывающую уже три судебных иска в разных странах мира с обвинениями автора в плагиате. В прошлом году Лондонский суд признал Дэна Брауна невиновным по иску писателей Майкла Бейджента и Ричарда Ли, авторов романа «Святая кровь и Святой Грааль». В апреле этого года суд Нью-Йорка также счел необоснованными обвинения, выдвинутые Пердью, автором романа «Дочь господа», против Дэна Брауна, якобы укравшего его основную идею. Теперь и до нас докатилось: сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин потребовал прекратить продажу книги и прокат фильма на том основании, что Браун использовал его идею о двойной сущности знаменитой картины Леонардо Да Винчи «Джоконда», которая-де есть не что иное, как автопортрет художника. Аникин утверждает, что еще в 1988 году поделился открытием с коллегами из Хьюстона. Среди американских музейщиков оказался приятель жены Брауна, который попросил разрешения показать исследование Аникина знаменитому писателю. Аникин согласился, но предупредил, что ссылки на него обязательны. Итак, третье дело в питерском суде. А у нас - многообещающая премьера.

«Спроси у пыли» (Ask the Dust)

США, мелодрама

Режиссер Роберт Таун. В ролях: Колин Фаррелл, Сэлма Хайек, Айлин Эткинс, Джереми Кратчли.

Ретро-мелодрама снята по одноименному бестселлеру классика американской литературы ХХ века Джона Фанте. Действие лав стори происходит в 30-е годы, годы Великой депрессии, в Лос-Анджелесе. Героиня Сэлмы Хайек, эффектная мексиканка Камилла, работает официанткой и мечтает только об одном - выйти замуж за преуспевающего американца. Прагматизм Камиллы разбивается вдребезги о чувство, которое она начинает испытывать к молодому писателю, выходцу из Италии, Артуро Бандини (Колин Фаррелл). И хотя сегодня Артуро беден, у него есть перспектива стать Хемингуэем или Буковски, или все тем же Фанте. Он уже опубликовал свой первый роман и получил заказ на следующий, который, как известно, пишется гораздо труднее. Вообще, все, что касается жизни писателя, снято по классическому шаблону: в небольшой съемной квартирке царит творческий хаос - на столе, заваленном бумагами, высятся, соперничая, пишущая машинка и початая бутылка, пепельница с горой окурков и чашка с холодным кофе, а сам писатель мечтает о славе, как тому и должно быть. Мир вокруг него состоит из чудаковатых соседей, циничного издателя, добровольного наставника, что живет за дверью напротив и придумывает, тасует, комбинирует нечто, якобы ради будущего молодого таланта. И еще, конечно же, в этом мире много красивых женщин, которых писатель использует, и не только для любви или секса, но и как заготовки для своих будущих героинь. В целом картина не столько о любви, сколько об одиночестве, она скорее ставит вопросы, чем дает ответы. Артуро и Камилла могли бы стать парой, жить вместе долго и счастливо (хотя между Фарреллом и Хайек не возникает того, что американцы называют «химией отношений»), но фильм не об этом. Он о бедности, о тщетности трудов, о молодости, которая обезоруживает тем, что напоминает старость. Боюсь, что своей «половинчатостью» он не понравится ни мужчинам, ни женщинам. И тем не менее в нем есть много маленьких удач.

«Я виновен» (Find Me Guilty)

США, детектив

Режиссер Сидни Люмет. В ролях: Вин Дизель, Питер Динклейдж, Лайнэс Роуч, Рон Сильвер, Аннабель Шиорра.

Сидни Люмет (1924 г.р.) один из старейших режиссеров Америки, прижизненный классик, прославился на заре карьеры своим первым серьезным фильмом «12 разгневанных мужчин» (1957), римейк которого теперь снимает наш Михалков. Действие картины разворачивалось в суде, точнее, в одной его комнате, где присяжные должны были ответить на вопрос: «Виновен?» и которую подсудимый не имел по закону права ее покинуть. С тех пор Люмет не раз возвращался к сюжетам «из зала суда» («Принц города», 1981; «Вердикт», 1982), и даже его «Убийство в Восточном экспрессе» (1974) по Агате Кристи в известном смысле тоже было расследованием в строго ограниченном пространстве. В основе нового фильма Люмета - самый долгий в истории американского правосудия процесс над мафиозным кланом Луккезе, длившийся 21 месяц в период 1987 - 1988 годов. 20 обвиняемых, вдвое больше защитников, 8 отозванных по разным причинам присяжных. Призванные держать ответ по 76 пунктам обвинения гангстеры семьи Луккезе вверили свою судьбу самым знаменитым законникам страны. И только Джек Ди Норшио (Вин Дизель) по прозвищу «Толстый Джек», который уже был приговорен к 30 годам тюремного заключения и теперь проходил еще и по делу Луккезе, что грозило ему добавочным сроком, отказался от адвоката и взялся защищать себя сам. Его речи были такими пламенными, а суждения такими изворотливыми и оригинальными, в них было столько жизненной силы и сарказма, что присяжные вынесли самое непостижимое решение. Система выступила против людей «вне закона» и проиграла благодаря Толстому Джеку. Сами того не желая, зрители становились его болельщиками и сторонниками. Совершенно неожиданный Вин Дизель в роли Ди Норшио - впервые мы видим его умным, насмешливым. Да и все остальные эпитеты, которые прежде относились к его мускулам, теперь характеризуют его интеллект: напористый, расчетливый, сильный, бесстрашный и т.д. и т.п.

«Альфа-Дог» (Alpha Dog)

США, драма

Режиссер Ник Кассаветис. В ролях: Эмиль Хирш, Джастин Тимберлейк, Антон Ельчин, Шон Хэтоси, Бен Фостер, Шэрон Стоун, Брюс Уиллис.

Режиссер Ник Кассаветис, основываясь на реальной истории уголовной хроники, снял фильм, в котором факты и вымысел сосуществуют на равных. Жестокое убийство 15-летнего подростка потрясло Америку. Четверо участников похищения и убийства были арестованы и осуждены по горячим следам, и только одному, молодому торговцу наркотиками Джесси Джеймсу Голливуду, удалось скрываться от ФБР целых 4 года. Когда Кассаветис приступил к съемкам, Голливуд еще не был обнаружен, но, несмотря на это, режиссер получил доступ ко всем файлам расследования и судебного дела. Многим это не понравилось, другие же посчитали, что благодаря кинопроекту смогут «выкурить» преступника из его норы. И это случилось. В версии Кассаветиса много участников, все они так или иначе виновны, но и жертв у него тоже много. Старший брат убитого Зака Марковитца отказался возвращать наркодилеру долг в 1000 баксов. Собственно, именно это и дало повод друзьям Голливуда сделать заложника из подростка, пришедшего с братом на вечеринку абсолютно добровольно, а затем убрать его. Гипотетическая картина последних часов жизни убитого парнишки все равно остается документальной драмой, которая могла бы произойти где угодно и имя которой - наркотики.

«Остаться в живых» (Stay Alive)

США, триллер

Режиссер Уильям Брент Белл. В ролях: Джон Фостер, Сэмер Армстронг, Френки Мьюниз, София Буш, Джимми Симпсон.

Страшная легенда гласит, что в XVII веке жила-была в Венгрии графиня Элизабет Батори, прозванная «кровавой» за то, что она убила 650 девушек, чтобы принять ванну, наполненную их молодой кровью. Семья заточила злодейку в замок, но прошли столетия, и Элизабет вернулась. Вернулась благодаря 10-й музе. В 1971 году французы сняли фильм «Дочери тьмы», в минувшем августе вышла вампиро-лесбийская «Вечность», и вот, наконец, последняя реинкарнация «кровавой графини» во вполне сносном молодежном триллере «Остаться в живых» - так называется подпольная ролевая видеоигра, на которой помешаны полтора десятка подростков. Нам уже доводилось писать о том, что «подростковый хоррор» пользуется особым успехом у тех самых самонадеянных и безголовых тинэйджеров, которых в фильмах такого рода убивают, как говорится, пачками. В этом смысле «Остаться в живых» - отличный образчик жанра и если чем-то и удивляет, так только тем, что снят на киностудии Walt Disney Co. Той самой студии, где родились Микки Маус и Дональд Дак, Белоснежка и семь гномов, Бэмби и Пиноккио. Вот такие метаморфозы. Бедный Уолт ворочается в гробу... А с другой стороны, хочешь выжить - работай на заказчика. А заказчик уже не прежний сладкий розовый младенец, а кровожадный монстр, достойный наследник графини Батори. В фильме вы найдете ставший уже рутинным микс из 3D-игры, вырвавшейся из виртуального мира в реальный, боевика, средневековой мистики, современного городского хоррора, крови, липкого страха и вереницы смертей, которые кто-то один (обычно это последний из оставшихся в живых) должен остановить.

«Люди Икс. Последняя битва» (X-Men: The Last Stand)

США, фантастический триллер

Режиссер Бретт Рэтнер. В ролях: Патрик Стюарт, Хью Джекман, Йен МакКеллен, Холли Берри, Фамке Янссен.

«Люди-Икс», мутанты-герои, возвращаются (I'll be back! - Привет от Терминатора), чтобы защищать мир, который их боится и ненавидит. Очередной сиквел, порядковый номер третий, имеет подзаголовок «Последний бой». Значит ли это, что и фильм последний и что «люди Икс» выдохлись, сказать не берусь. Авторы туманно намекают, но не дают однозначного ответа, наверное, будут принимать решение о дальнейшей судьбе мутантов по результатам проката. В любом случае поклонники фантастической эпопеи захотят с продолжением ознакомиться, и это правильно, поскольку сюжет третьей серии произрастает из второй и герои действуют те же - Логан, профессор Чарльз Ксавье, Магнето, Циклоп и проч. Их бывший товарищ по команде Джин Грэй возродилась в облике Темного Феникса и несет реальную угрозу для самой себя, для мутантов, для всей планеты. Спасти человечество может универсальный препарат, который навсегда остановит генетические мутации. Но оказывается, не все хотят расстаться со своей исключительной супермощью и вновь стать людьми.

«Рейс 93» (United 93)

Англия - США, драма

Режиссер Пол Гринграсс. В ролях: Льюис Алсамари, Триш Гейтс, Чейенн Джексон, Кристиан Клеменсон, Кейт Дженнингс Грант, Джейми Хардинг.

Авторы фильма намеренно отказались от звезд, которые обеспечили бы их детищу лидерство в прокате. Они также сознательно отказались заявить жанр картины как триллер или экшн, хотя имели на это полное право, ибо рассказывали историю захвата самолета террористами и сопротивления, оказанного командой и пассажирами. Эта принципиальная антикоммерческая позиция объясняется датой, когда имело место событие, о котором идет речь - 11 сентября 2001 года. Режиссер и автор сценария англичанин Пол Гринграсс снимал фильм-документ, реальную драму, 91 минуту немыслимого, нечеловеческого напряжения. Известно, что в тот день был захвачен четвертый борт, пассажиры которого уже знали о том, что террористы-нелюди превращают самолеты в оружие чудовищной убойной силы. Режиссер Гринграсс в 2002 году снял картину «Кровавое воскресенье», которая также была реконструкцией трагедии, случившейся в 1972 году в Лондондерри, Северная Ирландия, когда 13 безоружных человек вышли на демонстрацию в защиту своих прав и были расстреляны британскими солдатами. Его опыт работы «под хронику», хотя и был недооценен, пригодился в новой картине. Обе истории опираются на факты, обе рассказаны сердцем. В «Рейсе 93» нет мифологизации - время еще не пришло! Но в нем также нет ни малейшей уступки сиюминутной коммерческой выгоде. Здесь пульсируют гнев и неутихающая боль. События на борту «Боинга», выполнявшего «рейс 93», авторы воссоздали по свидетельствам пилотов, сотрудников навигационных служб, родственников, которым звонили пассажиры, по докладам комиссий, осуществлявших расследование, по видеоматериалам, потрясшим мир. Некоторых из очевидцев Гинграсс пригласил сняться в фильме, и это тоже сработало на достоверность. Неподдельное волнение непрофессиональных актеров - свидетелей этой «оптимистической трагедии» - самолет разбился, люди погибли, но не позволили террористам поразить еще одну цель - создает ощущение, будто все мы, зрители, летели «Рейсом 93».

«Миссия: Невыполнима, 3» (Mission: Impossible, 3)

США, приключенческий боевик

Режиссер Джей Джей Абрамс. В ролях: Том Круз, Филипп Сеймор Хоффман, Винг Рэймс, Кери Рассел, Билли Крадап.

Как-то долго, словно бы неохотно, без должной уверенности в успехе предприятия, снимается этот серийный экшн. Первая часть была поставлена в 1996 году мастером отменных триллеров Брайаном Де Палмой. Через 4 года, в 2000-м, не менее прославленный Джон Ву подхватил эстафету, эффектно соединив боевик и «лав стори», но от продолжения отказался. И снова затишье на 6 лет. И вот опус №3 все на ту же тему в исполнении малоизвестного Джея Джея Абрамса. 10 лет и 3 фильма, признаемся себе, мир не потрясли, хотя затраты вернули, и даже с лихвой. Безусловно, мотор всей этой истории - Том Круз, исполнитель главной роли агента по особым поручениям при правительстве США Итана Ханта. Он же тормоз, поскольку спрос на актера велик: в самом деле, не откажешь же Стивену Спилбергу ради очередной якобы «невыполнимой миссии». По сути дела, «Миссия» тужится стать американской бондианой, когда сюжет - борьба с мировым злом и с его персонифицированным носителем лишь повод для демонстрации авторской изобретательности на ниве постановочных кинотрюков и компьютерных спецэффектов. Потому неудивительно, что накануне мировой премьеры средства массовой информации пишут не столько о фильме, в котором, по большому счету, все вторично, сколько о том, что у Тома Круза родилась дочь, нареченная Сури. Вот уж воистину сенсация! Мать ребенка - актриса Кэти Холмс, исполнительница главной женской роли в фильме «Бэтмен: Начало».

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"