#6/2006 • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Николай ЕФРЕМОВ

ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ

БОЛЬШИНСТВО ИСКУШЕННЫХ АУДИОФИЛОВ НА ВОПРОС, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИДЕАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ОТВЕЧАЮТ: «ТАКОЙ, ЧТОБЫ ЕЕ ЗВУЧАНИЕ НРАВИЛОСЬ ЛИЧНО ВАМ». ЭТО СПРАВЕДЛИВО, НО ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ЖЕЛАНИЯ СОВПАДАЮТ С ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЦЕНА НЕ ВВОДИТ В СОСТОЯНИЕ СТУПОРА. КАК РАЗ ТАКИЕ КОМПОНЕНТЫ Я И ВЫБРАЛ ДЛЯ НЫНЕШНЕЙ РУБРИКИ - КРАСИВЫЕ, ПОЧТИ ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ, И ПРИ ЭТОМ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОРОГИЕ. И СДЕЛАНЫ ОНИ ВОВСЕ НЕ В КИТАЕ, А В ИТАЛИИ, САМОЙ ЧТО НИ НА ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ СТРАНЕ.

Напомню, что идеология итальянской компании Bluenote вырабатывалась людьми с разными взглядами на «правильное звучание» - среди ее основателей были и музыканты, и меломаны, и профессиональные инженеры-электронщики. Что, в общем-то, и обусловило нетрадиционный подход к конструированию большинства компонентов. Конечно, о какой-то особой экзотике говорить не приходится, но своя изюминка есть практически в каждом аппарате, будь то тонарм, CD или LP-проигрыватель, усилитель или акустические системы.

Пару лет назад (http://www. salonav.com/arch/2004.03/htm/044-049.htm) мы познакомились с дорогой серией Villa, а сегодня послушаем модели, стоящие в иерархии Bluenote чуть выше entry level, но значительно превосходящие по уровню массовый Hi-Fi. Помимо цены у них есть и еще одно достоинство - в отличие от крупногабаритной элиты, требующей для установки отдельных платформ, они помещаются на полках стандартной стойки. 

Один из аспектов, которому придается первостепенное значение при проектировании электронных компонентов - правильная организация питания. Наиболее ярким примером такого подхода можно считать уникальный усилитель Demidoff с огромными дросселями и толстыми медными шинами для подводки к выходным транзисторам. Кое-что от этой концепции перепало и модели S1 Signature, которую мы готовимся слушать. Она стоит 1450 евро в базовой комплектации и на 150 евро дороже со встроенным MM/MC-фонокорректором. Замечу, что Bluenote почти все компоненты выпускает в двух версиях - обычной и улучшенной Signature. Применительно к S1 это означает использование более качественных деталей и тщательный попарный отбор транзисторов. Конструкция - «двойное моно» с полностью разделенным питанием каналов вплоть до сетевых трансформаторов. В описании говорится, что предусилитель и первые каскады оконечника построены по фирменной схеме Mirror-AmpT. Вообще говоря, S1 является как бы уменьшенной и упрощенной копией «Демидова», со схемой которого мне ранее удалось познакомиться. Ничего особенного - классические дифференциальные каскады с т.н. токовыми зеркалами, отсюда и название схемотехники. Транзисторы - а это т.н. дарлингтоны с диодной защитой - на выходе не параллелятся, поэтому и мощность относительно невелика по современным меркам, 40 Вт на канал. Но здесь действует тот же закон, что и в ламповой технике: чем проще схема, тем большую роль играет питание, качество компонентов и конструктивное исполнение.

В усилителе применена надежная система защиты, выключающая питание при перегреве и нагрузку при превышении выходного тока. При этом никаких активных элементов цепи сигнала нет. 

В описании упоминается, что что шасси S1 Signature стальное. Но это сделано из экономии - втрое умощнив блок питания по спавнению с прототипом, инженеры были вынуждены применить менее дорогие материалы. Компромисс, на мой взгляд, вполне оправдан - питание в конце концов, важнее шасси.

Внешне усилитель представляет собой классический черный ящик с зеркально отполированной лицевой панелью. На ней всего две, но очень крупные алюминиевые ручки - переключатель входов на 5 положений и моторизованный регулятор уровня. Соответственно, предусмотрено ДУ громкостью, причем «цифра» и двигатель питаются от изолированного источника и, соответственно, при работе не дают помех в звуковой тракт.

CD-проигрыватель Koala тоже выпускается в двух вариантах - с транзисторным выходным каскадом (С= 1500) и ламповым (С= 1800). В нашем распоряжении оказался последний, с балансным буфером на вакуумных триодах. Должен заметить, что сами по себе лампы отнюдь не являются панацеей от «цифрового звучания». Они позволяют обойтись без обратной связи в аналоговой части и звучат комфортнее большинства операционных усилителей из-за отсутствия ВЧ-составляющих в спектре гармоник. Но, к сожалению, лишь в очень немногих случаях положительный эффект не сводится на нет низкой нагрузочной способностью ламповых буферов (о катодных повторителях говорить не будем, там другие проблемы).

Проигрыватель спроектировал Луиджи Эрмини, специалист по цифровой технике, присоединившийся к команде Bluenote в 2004 г. Он придумал оригинальную схему цифрового фильтра ZeroClock и систему сервопривода ElectroPower. Усовершенствованный алгоритм фильтрации позволяет снизить уровень внутреннего джиттера и очень деликатно, с минимальным вредом для музыкального сигнала, устраняет ВЧ-продукты цифро-аналогового преобразования. Интеллектуальный блок питания со стабилизаторами без обратной связи 50 раз в минуту опрашивает схему привода и в случае необходимости корректирует напряжения на выходе. Благодаря этому скорость вращения диска поддерживается с точностью 0,0001% в диапазоне сетевых напряжений от 100 до 260 В. Помимо этого Electro-Power раз в 10 минут диагностирует основные узлы проигрывателя на предмет нештатных ситуаций. Безусловно, все это не лишнее - чем четче работает транспорт, тем меньше интерполяций приходится делать декодеру, и тем слабее проявляется цифровая природа источника. 

Кстати, «Коала» выпускается и как DVD-проигрыватель со встроенными декодерами, но и вдвухканальном варианте применяется DVD-транспорт и аудио-ЦАП 24 бита/196 кГц. Как раз такой стереофонический аппарат с балансными выходами XLR мы и будем слушать.

Колонки А6 (С= 1800 за пару) конструктивно очень близки к старшей модели Reale и, как уверяет компания, совсем немного уступают им в звучании. Это двухполосные напольные системы с фазоинвертором и 18-литровым изолированным отсеком в нижней части корпуса. Отсек служит для коррекции баса - засыпая песок или дробь через отверстие в задней стенке, можно подобрать оптимальную отдачу на НЧ для конкретного помещения.

Корпус высокий и узкий: при высоте 1 м ширина передней панели всего 19 см. Излучателей три - пара идентичных 6-дюймовых мидбасов с бумажным диффузором и твитер с мягким куполом 28 мм. Два симметрично расположенных порта выведены вперед. Для разделения полос применяется оригинальный кроссовер с качественными элементами. Внутренние поверхности корпуса тщательно задемпфированы специальным материалом, состав которого не разглашается.

«Шестерки» выпускаются в нескольких вариантах отделки: светлый лак, черный лак, черный рояльный лак, шпон ореха, покрытый матовым прозрачным лаком. Поскольку колонки впускаются сравнительно небольшими партиями, все сборочные операции, в т.ч. окончательная отделка, выполняются вручную. Поэтому кое-где можно заметить небольшие огрехи, например, нечеткий стык шпона на ребре. На мой взгляд, это не портит впечатления, и даже наоборот, придает колонкам некий шарм, индивидуальность, если хотите.  

Тракт оказался очень отзывчивым на кабели, поэтому их подбирали весьма тщательно. Приходилось искать компромисс между микродинамикой и адекватностью звуковой сцены - контрастность повышалась, но при этом инструменты, особенно с преобладанием высокочастотного спектра, «прилипали» к колонкам. И наоборот, правильный саундстейдж получался при частичной потере нюансов. В результате остановились на интерконнектах Furutech FA-11S и акустических Bosendorfer SA (С= 570 за пару длиной 2,4 м). К сети компоненты подключались через экранированные кабели Fish Audiotehnik Performance 3 (С= 390) и сетевой кондиционер Reference Line той же фирмы (С= 1380).     

Как я уже упоминал, при подборе кабелей приходилось искать компромисс между идеальной сценой и точностью передачи деталей. Для этого очень пригодился диск [1], в буклете которого приведена схема расположения инструментов во время записи*. Сигнал с двух микрофонов подавался на предусилитель, где сразу же оцифровывался в формате 24/96, и все дальнейшие процедуры со звуком проводились уже с помощью компьютера. Колонки были выдвинуты примерно на 1/3 длины комнаты прослушивания, расстояние между ними составляло примерно 1,8 м. При таком расположении все источники звука находились строго на своих местах, причем в некоторые из них (четче всего - гитара и ударные) позиционировались и по глубине сцены. Инструменты струнной группы на переднем плане четко разделялись по тембру. Тем не менее, судя по общему тональному балансу, АЧХ этой акустики не слишком ровная, скорее всего, при ее проектировании ориентировались на слуховые ощущения, нежели на данные измерений. Звучит она и впрямь живо, естественно и динамично, я бы сказал, не формально.

Несмотря на небольшой калибр головок, удар и энергетика [2] передается вполне убедительно, правда бас иногда кажется слишком легковесным. Но ведь мы не засыпали колонки ни песком, ни дробью, поэтому полностью потенциал А6 не раскрылся. Но снова чувствуется полное отсутствие формализма, кажется, что музыканты играют исключительно для тебя. Особенно проявляется это свойство на записях небольших составов [2] и [5], но чем оно достигается, сказать не могу. Возможно, сказывается отсутствие механистичности, способность подчеркнуть характерные особенности исполнения каждого музыканта.

Еще стоит отметить высокое качество пищалок - нечасто мягкий тканевый купол так передает «серебро». При этом нет агрессии, характерной для титана или бериллия. В записи Колтрейна [3] высокочастотный спектр очень плотный, иногда кажется, что звон тарелок забивает все остальное. Так часто бывает и при живом исполнении, но очень редко цифровой источник способен воспроизвести его без грязи. И еще один комплимент CD-проигрывателю - он, не сбиваясь, держит сложный синкопированный ритм, а ведь на этом в наших тестах «ломались» очень дорогие источники.  

Треки на сборнике «Белый квадрат» [4] писались в разных студиях и на разном оборудовании. При этом у них есть общий настрой, который и создает весьма романтическую атмосферу. Система четко показала отличия, которые, кстати, не слишком очевидны, и при этом сохраняла единый эмоциональный фон. Правда, о «всеядности» тракта я бы говорить не стал, адекватно воспроизвести всю мощь симфонического  оркестра ему не по силам. Но не забывайте, что мы слушаем технику почти начального уровня и в помещении, намного превышающем по площади обычную жилую комнату. Кстати, после прослушивания я подключил к усилителю огромные, в человеческий рост, колонки Proac Response D100 ($21000 за пару), стоявшие в той же комнате. Поставил Manhattan Transfer [6] и удивился - на очень высокой громкости не ощущалось ни компрессии, ни искажений, несмотря на довольно скромную мощность S1.

Если же рассматривать систему как одно целое, то можно сказать одно: она тонко чувствует характер музыкального материала. И наверняка найдется слушатель, способный оценить ее собственный. l

Редакция благодарит салон «Нота+» за возможность прослушивания в прекрасных акустических условиях.

Сухие цифры

Усилитель Bluenote S1 Signature

Номинальная выходная мощность, Вт  2 х 40

Коэффициент гармоник, % менее 0,1

Полоса мощности, Гц (±3 дБ)  20 - 20000

Отношение сигнал/шум, дБ     90

Входная чувствительность, мВ 550

Скорость нарастания сигнала, В/мкс 13

Габариты, мм      430 х 90 х 350

Масса, кг   10

Акустические системы Bluenote A6

Максимальная подводимая мощность,  Вт    350  

Чувствительность, дБ/Вт/1 м  90

Номинальное сопротивление, Ом 6

Диапазон воспроизводимых частот, Гц (±3 дБ)    40 - 20000

Габариты, мм      190 х 190 х 1000

Масса пары АС в упаковке, кг 22

* Не исключено, что мы выпустим этот диск в качестве приложения к журналу. Разрешение издательства TechnoPress уже получено.

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1 «Canzoni... and more». TechniPress S.r.l. 2006. Тестовый диск, записанный нашими итальянскими коллегами двухмикрофонным способом. Предназначен для оценки музыкального баланса и пространственных характеристик аудиосистемы.

2 ZZ Top, «One Foot in the Blues». Warner Bros, 1994. Замечательный драйв, плотный саунд при очень небольшом количестве инструментов.

3 John Coltrane, «Giant Steps». Atlantic. Запись 1959 г., переизданная в 1998-м на CD. Ценно, что после реставрации характер звучания остался прежним, в т.ч. и характерный шум магнитной ленты.

4 Various Artists, «Carre Blanc». Сборник, составленный DJ Franck для сети французских ресторанов. Некоторые треки можно считать эталоном записи мужского и женского вокала.

5 W.A. Mozart, «Divertismento Es-Dur KV563». Ricercar 1991. Произведения для струнного трио, отличный тест на правильность тембрального баланса. 

6 The Manhattan Transfer, «Tonin'». Atlantic, 1994. Запись вокального квартета с великолепной раскладкой голосов в пространстве.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"