CКОРОСТЬ, С КОТОРОЙ ПРОГРЕССИРУЕТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ,
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАЧИНАЕТ НЕ ПРОСТО УДИВЛЯТЬ, НО ИНОГДА ДАЖЕ
НЕМНОГО ПУГАТЬ. ТОЛЬКО ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ПРОШЛОГО ГОДА ПОЯВИЛАСЬ
ПЕРВАЯ ПО-НАСТОЯЩЕМУ МАССОВАЯ КАССЕТНАЯ HD-ВИДЕОКАМЕРА SONY HDR-HC1,
КОТОРАЯ, КСТАТИ, УЖЕ УСПЕЛА ОБЗАВЕСТИСЬ ПРЕЕМНИЦЕЙ (СМ. НАШ РЕПОРТАЖ
С «ФОТОФОРУМА»), А SANYO УЖЕ ВЫПУСКАЕТ НА РЫНОК КАРМАННЫЙ ГАДЖЕТ,
СПОСОБНЫЙ СНИМАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ НА ТВЕРДОТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ ВИДЕО
В СТАНДАРТЕ 720P. ЧТО Ж, РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ - HD1.
На самом деле полное название камеры на европейском рынке -
VPC-HD1EX, но для простоты восприятия даже на сайте Sanyo его
сокращают до недлинной, но весомой аббревиатуры HD1. Этот аппаратик
- топ-модель линейки Xacti, в которую входит несколько очень
компактных фото- и видеокамер, одна из которых, VPC-C5, в конце
прошлого года удостоилась нашего Grand Prix («Карманные универсалы»,
№12/2005).
Теперь в карманном варианте стало доступно и HD-видео. Каким
же образом достигается такая миниатюризация, ведь форматы высокой
четкости предполагают работу с очень большими, даже по сегодняшним
меркам, цифровыми потоками? Стандарт HDV, предназначенный для
записи сигналов высокой четкости на привычные MiniDV-кассеты,
подразумевает достаточно высокий уровень компрессии, но даже
в этом случае при записи в формате 720р битрейт составляет 19
Мбит/с. При такой скорости на гигабайтный носитель поместится
ровно 7 минут съемки. Для кассетной техники большие объемы не
слишком критичны, поскольку удельная стоимость хранения информации
там составляет примерно $0,17/Мб, а вот в мире ультракомпактов
все куда драматичнее, поскольку каждый сохраненный мегабайт обходится
примерно в 20 раз дороже. Выход один: чтобы оператор не разорился
на флэш-карточках, нужно еще сильнее поднимать степень компрессии.
Будет ли при этом снижаться качество картинки? Однозначно да.
Означает ли это, что данный подход не имеет права на существование?
Ничего подобного. Давайте посмотрим правде в глаза: сегодня практически
вся визуальная информация по дороге к экранам наших телевизоров
подвергается сжатию с потерей данных. По этой причине вопрос
нужно рассматривать в несколько иной плоскости, а именно: насколько
сильно дефекты компрессии будут проявляться в каждом конкретном
случае и согласятся ли зрители мириться с ними ради получения
каких-то дополнительных бонусов? Другими словами, стоит ли городить
огород, пытаясь зажать HD-сигнал настолько, чтобы его реально
было использовать в карманных флэш-камерах. Давайте прямо сейчас
и попробуем это выяснить на примере Xacti HD1.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Глядя на удивительно миниатюрный аппаратик, трудно себя убедить
в том, что он способен на большее, чем запись небольших роликов
для выкладывания в Интернет. Впрочем, такое отношение начинает
быстро меняться, стоит только взять камеру в руки. Приятно увесистая
для своих размеров и отлично собранная, она как влитая лежит
в ладони, а все органы управления съемочным процессом оказываются
в пределах досягаемости большого пальца. Одним словом, эргономика
отработана до мелочей и, кроме того, удачно сочетается с богатой
отделкой: тонированные под титан металлические накладки, точеные
(или очень качественно металлизированные) кнопки включения и
переключения режимов, а завершает картину массивная стальная
вставка, в которой просверлено ушко для ремешка. Она служит одновременно
и противовесом, балансирующим верхнюю часть корпуса, и упором
для пальцев оператора, и дополнительным элементом жесткости.
Отдельного упоминания достойна комплектация: две «косички»,
одна для компонентного подключения, вторая для AV/S-Video, USB-кабель,
небольшой пластиковый кофр, док-станция, адаптер, позволяющий
без этого самого дока обойтись, и компактный, но при этом очень
удобный пульт ДУ. Единственное, чего в этом списке не хватает,
так это SD-карты. Понятно, конечно, что полноценный носитель
большого объема на роль бесплатного бонуса не подходит, но для
тестовой записи и фотосъемки вполне хватило бы и скромных 128
Мб.
МОТОР!
При первом включении HD1 просит установить дату и время настолько
приятным женским голосом, что волей-неволей приходится заняться
настройками. Меню нарисовано красиво, переведено на 11 языков
и может похвастать очень логичной топологией. Управляется оно
небольшим, но на удивление удобным джойстиком.
Стоит сместить большой палец на несколько миллиметров, и он
попадает на «съемочные» кнопки, их размер и форма очень неплохо
продуманы и со временем позволяют довести управление камерой
почти до полного автоматизма. Правда, выключить ее значительно
труднее, чем включить. Во-первых, откинутый экранчик перекрывает
доступ к кнопке питания, а во-вторых, кнопку эту нужно удерживать
нажатой примерно пару секунд, иначе хэндикам не выключится, а
«заснет».
2,2-дюймовый монитор в камере не жидкокристаллический, а OLED.
Это явный прогресс, до недавнего времени матрицы на основе органических
светодиодов в основном устанавливались в mp3-плееры и изредка
- в мобильники. Картинка получается очень четкая, с хорошей контрастностью
и яркостью, хотя если внимательно приглядеться, то станет заметно,
что оттенки красного и синего отображаются немного грубовато.
Впрочем, съемке это не мешает, тем более что с передачей зеленых
тонов, к которым зрение наиболее чувствительно, никаких проблем
нет.
Экспонометрия и автоматика баланса белого срабатывают быстро
и достаточно точно, хотя при фотосъемке в условиях сложного освещения
результаты можно улучшить, включив не «полный автомат», а один
из тематических режимов. Это, конечно, общая рекомендация, и
она справедлива для любой съемочной аппаратуры, но частенько
именно владельцы компактов искусственно ограничивают возможности
камеры, полагая, что электроника способна сама решить любую проблему.
Звуковой тракт устроен довольно оригинально - микрофон вмонтирован
в корпус экранного блока, благодаря чему удалось «отвязать» его
от шумов, возникающих при работе зума и шевелении пальцев оператора,
а вдобавок немного расширить стереобазу.
СНЯТО!
В режиме высокой четкости и максимально возможного качества
битрейт записи составляет
9 Мбит/с, что примерно в два раза ниже, чем в формате HDV и
соответствует скорости потока DVD-видео. Теоретически из этого
следует, что картинка должна во многом (кроме разрешения, естественно)
уступать качественно записанному DVD, ведь площадь кадра здесь
вдвое больше. Что же оказалось на практике? Сначала я даже немного
опешил, поскольку, отсмотрев снятый ролик на 21-дюймовом профессиональном
мониторе, ожидаемых недостатков не обнаружил. Картинка была очень
живая, артефактов компрессии не заметно, полутоновые переходы
не разваливаются на «ступеньки», как это частенько случается
при кодировании в DivX с сильным сжатием. При подробном анализе
стоп-кадра выяснилось, что артефакты все-таки имеются, но разглядеть
их на реальной записи непросто, чаще всего они появляются вокруг
мелких контрастных деталей. Цветовая насыщенность довольно высокая,
что в сочетании с усиленной краевой резкостью создает ощущение
яркого, легко читаемого изображения.
Снятые HD1 фотографии могут без всяких скидок конкурировать
с продукцией компактных фотокамер средней руки: картинка не замылена,
хроматические аберрации в глаза не бросаются, геометрических
искажений и вовсе не видно. Основная заслуга в построении настолько
правильного изображения принадлежит CCD-матрице с диагональю
в
1/2,5 дюйма. Это рекордный показатель не только для карманной
техники, но и для классических хэндикамов, к примеру, Sony в
своих HDV-камерах использует сенсоры формата 1/3 дюйма.
К компьютеру наш герой подключается только по USB, при этом
нужно не забыть выбрать один из трех режимов работы: РС-камера,
кард-ридер или прямая печать на принтер. В любом случае соединение
проходит корректно, при работе с современными операционками даже
драйверы не требуются.
ТИТРЫ
Итак, у нас, похоже, появилась еще одна причина серьезно присматриваться
к панелям высокого разрешения. Очень респектабельно выглядящий
карманный девайс, снимающий видео в стандартном и высоком разрешении,
способный работать диктофоном и стоящий меньше 1000 долларов
даже с учетом покупки SD-карты на 2 Гб. Качества его картинки
для задач домашнего видео более чем достаточно, вы ведь не собираетесь
снимать этим аппаратиком постановочный фильм? Дороговизна носителя
- вот, пожалуй, единственное, что может затруднить съемку в многодневном
путешествии, на флэшку объемом 2 Гб и ценой $150 помещается примерно
полчаса HD-видео в лучшем качестве. Но и тут есть выход - возьмите
с собой мобильный HDD-накопитель со встроенным кард-ридером,
стоящий как две такие карточки, и проблема хранения роликов и
фотографий будет решена кардинально. l
Сухие цифры
Основные параметры
Формат видеозаписи MPEG-4
HD (1280 x 720, 30 к/с), SD (640 x 480, 30 к/с)
Носитель записи карта SD
Формат кадра 4:3, 16:9
Матрица CCD, 1/2,5" 5,1 мегапикс.
(эффективных)
Макс. разрешение в режиме фото 3680 х 2760 (интерполяция);
2592 х 1944 (честное)
Монитор OLED 2,2", 210 тыс.
пикс.
Скорость затвора, с 1/30 - 1/10000 (видео); 1/2 - 1/2000
(фото)
Напряжение питания 3,7 В (аккумулятор), 5 В (адаптер)
Потребляемая мощность, Вт около 4,3
Габариты (Ш х В х Г), мм 36 х 119 х 80
Масса камеры с аккумулятором 233 г
Made in Япония
Цена, $ 725
СОФТ В КОМПЛЕКТЕ
С камерой поставляются два CD-диска с ПО. На одном - программы
от Ulead, поддерживающие работу с сигналами MPEG-4 High Definition:
PhotoExplorer 8.5 SE Basic и DVD MovieFactory 4.0 SE. На втором
- PhotoExplorer 2.0 для Mac, Motion Director SE 1.1, мультимедийный
плеер QuickTime 7 и руководство пользователя в электронном виде.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
На корпусе камеры имеется всего один индикаторный светодиод,
но его информативности позавидует иной LCD-дисплейчик: он трехцветный
и может отображать семь разных состояний, так что не поленитесь
изучить цветовые коды, в инструкции этому уделена целая страница.
Пара скрин-шотов наглядно демонстрирует разницу между кадрами,
снятыми в стандартном и высоком разрешении. Именно так меняется
картинка при нажатии на кнопку HD/NORM. Имейте в виду, что из-за
смены масштаба, в режиме HD миры не отображают реальное разрешение
ПРИЯТНО УДИВИЛО
Уровень дизайна и отделки, небольшое для установленной степени
сжатия количество артефактов, качество фотоснимков, комплектация.
НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО
При откинутом экране затруднен доступ к кнопке ON/OFF, в комплекте
нет SD-карточки.
КОНСЕРВИРОВАННЫЕ КАДРЫ
На данный момент переход видеотехники на цифру можно считать
практически завершившимся. Вместе со всеми своими многочисленными
преимуществами цифровые форматы принесли нам и специфические
искажения картинки, появляющиеся в том случае, если создатели
ролика случайно или намеренно перебарщивают со степенью компрессии
сигнала. Самый яркий пример — это всем известные пиратские
DVD-диски «4 в 1», «6 в 1» и так далее, смотреть которые
на приличной аппаратуре — просто издевательство над самим
собой.
Чтобы понять, насколько сильно можно ужимать видеосигнал,
сохраняя приемлемое для поставленных задач качество, очень
полезно посмотреть, какие коэффициенты сжатия заложены в
спецификации профессиональных и любительских форматов записи.
Формат
Битрейт
Сжатие
Некомпрессированный цифровой поток HD (1920
х 1080)
1,5 Гбит/с
-
Некомпрессированный цифровой поток PAL (720
х 576)
166 Мбит/с
-
HDCAM SR — профессиональный формат высокой четкости разработанный Sony,
используется в цифровой кинематографии
450 Мбит/с
~ 2,7:1
HDV — полупрофессиональный формат
25 Мбит/с (1080i);
адаптивное,
высокой четкости
19 Мбит/с (720р)
MPEG-4
Digital BETACAM — профессиональный формат стандартной
четкости
125 Мбит/с
~ 2,3:1
DV — бытовой формат стандартной четкости
25 Мбит/с
~ 5:1
Запись стандартного разрешения на DVD-диске
до 9,8 Мбит/с
адаптивное, MPEG-2
Запись видеоматериала на диске VideoCD
1,5 Мбит/с, разрешение 352х288
адаптивное, MPEG-1
Примечание
Несовпадения между отношением битрейта и степени кадровой
компрессии к скорости несжатого потока объясняется зависимостью
сжатия от типа изображения и необходимостью передачи и записи
служебной информации.