#6/2006 • ВХОД>ВЫХОД
Подайте сигнал на вход и ждите отклик! *
ВНИМАНИЕ!
1. ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ СИГНАЛА НА ВХОД ПОЧТОВОГО ТРАКТА
ОН МОЖЕТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВОЙ ОБРАБОТКЕ (ЛИТЕРАТУРНОЙ
ПРАВКЕ), НЕ ИСКАЖАЮЩЕЙ СМЫСЛ ПИСЬМА.
2. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ И ПОСТОРОННИХ
ШУМОВ НА ВЫХОДЕ, НА ВХОД БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ ПИСЬМА, ОТВЕТЫ
НА КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИХ АВТОРОВ, НО И
ДЛЯ ДРУГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА.
3. РЕДАКЦИЯ ЗАРАНЕЕ ПРОСИТ ИЗВИНИТЬ ЗА ВОЗМОЖНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ СИГНАЛОВ НА ВХОД И ПОЯВЛЕНИЕМ
ОТКЛИКА НА ВЫХОДЕ. МЫ ПОСТОЯННО РАБОТАЕМ НАД ПОВЫШЕНИЕМ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ
СИСТЕМЫ.
ВХОД:
Извините за идиотскую постановку вопроса, но дело в следующем:
образовалась большая коллекция музыки в формате mp3. Понимаю,
что иметь все то же в виде фирменных компактов было бы несравненно
круче, но что выросло, то выросло. В связи с этим хотелось бы
узнать: а что самое крутое сейчас существует для воспроизведения
данного безобразия? Какие-нибудь самостоятельные устройства -
AV процессоры, конверторы?.. Дисков столько, что я готов расстаться
с тысячей-другой у.е.
Евгений, получено по e-mail
ВЫХОД:
Для воспроизведения всего этого «безобразия» лучше всего подходят
так называемые медиацентры. Делают их сейчас многие, в частности,
Philips, Fujitsu-Siemens, Kiss и др. В сущности, это специализированные
компьютеры на процессорах Intel или AMD, оснащенные либо проприетарным
программным обеспечением, работающим в среде Linux, либо под
операционкой Windows XP Media Edition.
Однако на эту роль сгодится и простой компьютер, лишь бы он
обладал подходящим для интеграции в домашнюю систему корпусом.
О подобных машинах мы уже писали: http://www.salonav.com /arch/2005.07/htm/088-093.htm
http://www.salonav.com/arch /2005.08/044-049.htm
Сам компьютер может быть слабеньким, главное требование - качественный
аудиовыход - внешняя звуковая плата с интерфейсом USB или FireWare.
Или приличный внешний ЦАП, сигнал на который подается с цифрового
выхода встроенной звуковой карты или интегрированного на материнку
звукового ядра. Вот именно на это и можно потратить «тысячу-другую
у.е.».
Категорически НЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ звуковые карты, в которых производится
принудительный ресэмплинг до 48 кГц. В частности, это касается
любых изделий от Creative, даже самых крутых. Записи в mp3 к
ресэмплингу крайне чувствительны - появляются значительные искажения,
которые не заметны на копеечной компьютерной акустике, но вылезают
при воспроизведении на H-Fi-системах. Искажения эти очень неприятны
на слух и создают дискомфорт.
Но на правильно построенной машине (с приличным внешним ЦАПом
или хотя бы USB-картой без принудительного ресэмплинга) файлы
mp3 в 256 кбит звучат вполне пристойно, хотя разница с CD-Audio
тренированному уху все же заметна.
Рекомендуемая программа-проигрыватель - foobar2000, на сегодняшний
день этот плеер является одним из наиболее качественных по звуку,
он обладает исчерпывающей функциональностью и достаточно «легок».
И к тому же бесплатен.
Слушать музыку можно либо прямо с дисков, либо слить файлы на
винчестер - поиск необходимой композиции сильно облегчится.
ВХОД:
1. В чем преимущество акустики, в которой ВЧ-динамики нагружены
на рупоры?
2. Если приспособить рупор из алюминия от кинотеатральной акустики
к ВЧ-драйверу обычной колонки, то можно ли надеяться на улучшение
звучания?
При такой переделке, очевидно, придется переместить динамик
с передней панели колонки на верхнюю часть корпуса и отодвинуть
его вглубь, чтобы выходное отверстие рупора располагалось в плоскости
передней панели. Повлияет ли это на звук?
Никитин В.М., г. Тюмень
ВЫХОД:
1. Главное преимущество рупорной акустики - исключительно высокий
КПД. Иными словами, она способна развивать высокие уровни звукового
давления при малой подводимой мощности. Во времена, когда еще
не знали ни микросхем, ни транзисторов и все усилители были ламповыми,
рупорная акустика имела популярность чрезвычайную. Она широко
используется и по сей день, когда требуется озвучить немалые
залы или стадионы.
Однако габариты рупоров со снижением нижней границы частотного
диапазона становятся очень большими, поэтому широкополосные или
басовые рупорные громкоговорители - редкость, да и стоят они
очень дорого. Наиболее распространенными являются гибридные конструкции,
в которых рупор воспроизводит лишь высшие частоты, а остальная
часть диапазона передается обычными драйверами. Благодаря высокому
КПД рупорных твитеров их звуковые катушки не нуждаются в охлаждении,
а потому свободны от специфических искажений, вызываемых ферромагнитными
жидкостями или другими методами борьбы с перегревом.
Еще одна важная особенность рупорной акустики, имеющая прямое
отношение к Вашим вопросам, это чрезвычайная сложность расчета
таких громкоговорителей. Возможно, именно из-за этого к ним привязалась
дурная слава - что они подкрашивают звук. Как утверждают приверженцы
рупоров, виноваты в этом неправильно спроектированные бюджетные
системы. Соответственно, большинство производителей рупорной
акустики уверяют, что их продукция от подкраски свободна.
2. Из всего вышесказанного следует, что приделывание рупоров
к обычным драйверам не сулит ничего хорошего. Звук, конечно,
изменится, но отнюдь не в лучшую сторону.
ВХОД:
В №4 за 2003 год был у Вас диск с Грушинского рок-фестиваля.
Он у меня случайно сломался. Есть ли возможность его еще раз
получить? Или хотя бы копию на CD-R?
Роман Савин, г. Владивосток
***
Где можно купить (скачать) тестовый диск «АудиоДоктор FSQ» и
вообще все Ваши диски?
Андрей Д. Сахно
ВЫХОД:
Те наши читатели, которые живут или часто бывают в Москве, могут
купить CD-приложения в редакции. Адрес - в журнале.
Иногородние - заказать доставку по почте. На сайте журнала «АвтоЗвук»
(http://www.avtozvuk.com/), который является нашим «близким родственником»,
в верхнем правом углу есть линк «Магазин» - там представлен весь
ассортимент наших общих CD-приложений, есть все необходимые адреса
и пояснения.
ВХОД:
Читаю журнал «Салон AV» не так часто, как хотелось бы, но всегда
с удовольствием. Узнал много полезной для себя информации. Спасибо
Вам огромное за то, что среди засилья mp3, сарраунда и прочих
псевдотехнологий Вы не забываете про старое доброе стерео, лучше
которого ничего не может быть. Музыку люблю и слушаю с детства.
Не так давно обзавелся новой системой: усилитель и CD-проигрыватель
Cambridge Audio Azur 640 второй версии, акустика Acoustic Energy
EVO Three, межблочник Nordost Solar Wind, акустический кабель
Nordost Flatline Gold MkII.
Решил заменить конденсаторы и проводку в АС более качественными.
Приобрел немецкие конденсаторы M-Cap Supreme (допуск менее 2%),
акустический кабель (см. выше). В связи с этим хочу задать Вам
несколько вопросов.
1. Не могу точно определить конфигурацию АС - 3-х или 2,5-полосная?
Судя по амплитуде СЧ диффузора (при больших уровнях сигнала она
значительная), похоже, все же 2,5 полосная. Как я понимаю, 2,5
полосы - это когда головка работает и в мидбасе, и в средней
полосе. Какова граница разделения (Гц) басового регистра и мидбасового?
Не применительно к данным АС, а вообще?
2. Сняв плату кроссовера, по печатным дорожкам нарисовал его
схему. Получается, что НЧ/СЧ-диапазон соединен с нижними клеммами
терминала, ВЧ диапазон - с верхними. То есть при подключении
акустики по bi-amping второй усилитель будет работать только
на ВЧ-головку.
Оправданна ли будет покупка второго усилителя, и насколько улучшится
качество звучания?
3. В связи с тем, что новые конденсаторы имеют габариты существенно
больше штатных, я решил разделить плату кроссовера на две части.
Кроссовер ВЧ установить в верхнем заглушенном отсеке (где расположены
СЧ и ВЧ головки). А секцию НЧ/СЧ оставить на прежнем месте, то
есть в коробке терминала с клеммами. Тогда по габаритам все должно
поместиться. Не повлияет ли установка ВЧ-кроссовера на объем
верхнего отсека, если окажется, что СЧ-головка работает и в мидбасе?
4. Г-н ван ден Хул советует нанести слой битума на внутренние
поверхности корпуса АС. Насколько эффективна, по Вашему мнению,
данная процедура? Ведь МДФ сама по себе хорошо поглощает резонансы.
5. И последнее. Случайно дотронувшись до верхней крышки CD-проигрывателя
(во время воспроизведения), обнаружил, что она заметно вибрирует.
Г-н ван ден Хул рекомендует ставить АС подальше от проигрывателей,
чтобы не допустить возникновения обратной механической связи.
Как бороться с этой заразой? Расстояние от проигрывателя до АС
составляет около метра. Поставить колонку дальше нет никакой
возможности.
Петров Борис, получено по e-mail
ВЫХОД:
1. В документации на Ваши колонки сказано, что они трехполосные,
и не доверять их производителю у нас нет оснований. И то, что
амплитуда перемещения среднечастотника достаточно велика, этому
не противоречит.
Частота раздела полос у разных колонок может значительно различаться
- зависит это от параметров драйверов, конструкции фильтров,
наконец, концепции, которой придерживаются разработчики.
2. Покупка второго усилителя оправданна - bi-amping вещь очень
хорошая. Мы могли в этом убедиться на презентации аудиотехники
JVC - там показывали две очень схожие по техническим характеристикам
и используемым драйверам микросистемы - та из них, что была с
bi-amping, звучала на порядок лучше.
3. Не уверены, что такая переделка имеет смысл. Чисто теоретически
замена конденсаторов должна сказаться благотворно, хотя и не
факт, что разница будет очень заметна. Но у Вас увеличивается
длина проводников внутри колонки, а вот это может отразиться
на звуке не самым лучшим образом, и в итоге весь выигрыш от замены
конденсаторов более качественными будет сведен на нет. Если же
Вам все же очень хочется доработать кроссоверы, то, может быть,
вынести их за пределы колонки, как это сделано в акустике Rega
R9?
4. Эффект от нанесения битума на внутреннюю поверхность корпуса
может быть разным - на одних колонках он станет заметным, на
других - нет. Перед тем как браться за работу, попробуйте оценить
вибрации стенок АС с помощью стетоскопа. Если резонансы незначительны,
практического эффекта от битума не будет.
5. Если Вы не можете удалить CD-проигрыватель от колонок, чтобы
уменьшить их непосредственное воздействие, следует хотя бы ослабить
вибрации, приходящие к нему через стойки и пол. Поставить на
шипы колонки и мебель, на которой стоит Ваша аппаратура, заменить
стандартные ножки у проигрывателя усовершенствованными. Наконец,
положить на верхнюю панель CD-плеера что-нибудь тяжелое, например
мраморную или чугунную плиту - это снизит собственную резонансную
частоту аппарата и его чувствительность к вибрации.
ВХОД:
Вот уже два с половиной года регулярно читаю Ваш журнал и считаю
Ваше мнение в данной сфере наиболее объективным. Именно поэтому
и пишу. Недавно приобрел ресивер Pioneer VSX-AX5Аi, теперь дело
за акустикой. Вот тут-то я и растерялся, перечитал массу изданий,
тестов и так и не смог выбрать что-то конкретное. Планирую потратить
на акустику около 2500 у.е., из которых 1200 выделить на фронтальную
пару, остальное - на пару тыловых и центр. Но, несмотря на то,
что хочется собрать добротную театральную систему, музыку я предпочитаю
слушать в классическом стерео, поэтому очень важно, чтобы фронтальная
пара хорошо показывала себя как при озвучивании саундтреков,
так и в стерео. Причем желательно учитывать, что комплект будет
5.0, т.е. без саба, соответственно, фронты должны выдавать глубокий,
плотный бас как для кино, так и для стерео, но при этом чтобы
не терялись верхние и середина. Возможно ли вообще такое при
данном бюджете?
Хотелось бы также узнать Ваше мнение по поводу АX5Аi - подходит
ли он на роль стереоусилителя?
Сергей, Красноярский край
ВЫХОД:
Не уверены, что разделение бюджета на акустику у Вас оптимальное.
При небольшом помещении центром можно вообще пренебречь (организовать
виртуальный с помощью ресивера), но для прослушивания музыки
фронты должны быть достаточно высокого класса, поэтому денег
на них лучше выделить побольше.
Система 5.0 едва ли Вас устроит в кино - сабвуфер все же нужен
и важен, на наш взгляд, больше центра. Дело не только в нижней
граничной частоте акустики, но и в способности усилителя быстро
отдавать в нагрузку большую мощность. Оконечник активного саба
с этой задачей справится лучше. В огромных кинозалах, где необходимо
обеспечивать хорошие условия слышимости для всей публики, даже
для тех людей, которые сидят, скажем, на боковых местах в первом
ряду, без центральных громкоговорителей не обойтись. В ситуации,
когда кино смотрят 2 - 3 человека, расположенные в центре комнаты,
центральный канал не так важен - его роль можно смело переложить
на фронты. Естественно, речь идет о компромиссной системе, но
ведь у Вас именно такая, поскольку бюджет ограничен и Вы готовы
отказаться от одной из колонок.
Учтите также, что главное требование для многоканальной системы
- согласованность драйверов во всех каналах. В идеале - их идентичность.
Поэтому все колонки должны быть не просто от одного производителя,
но желательно из одной серии. Наилучшие варианты конфигурации
системы, на наш взгляд, таковы:
1. Напольные фронты + полочные тыловики + саб, подключенный
по низкому напряжению к сабвуферному выходу ресивера.
2. Полочные фронты + полочные тыловики + 2 саба, подключенные
обязательно и по высокому, и по низкому напряжению одновременно.
В первом случае саб может быть относительно недорогим, поскольку
от него требуется лишь хорошая динамика и высокая энергетика.
Во втором случае необходимы сабы универсальные, обладающие и
определенными музыкальными способностями. На худой конец, можно
выбрать 2-й вариант, но с одним сабом.
А в дальнейшем - докупить и центр, если его отсутствие будет
Вас смущать.
Что касается Вашего ресивера, то, судя по отзывам наших читателей
(http://www. salonav.com/arch/2005.10/010-012.htm), он вряд ли
может конкурировать при воспроизведении музыки с хорошим стереоусилителем,
имеющим сопоставимую и даже меньшую цену.
ВХОД:
Давно являюсь Вашим читателем и стараюсь не пропустить ни один
номер. С большим доверием отношусь к Вашим советам и надеюсь
на помощь.
1. Переехал в новую квартиру. Система теперь стоит в маленькой
комнате 8 м2. Звучание перестало устраивать, особенно по басу.
Ответьте вкратце: влияние заглушенности на качество баса серьезно,
или поменять колонки?
Система: CD-проигрыватель Pioneer, два усилителя Pioneer A400X,
кабели Kimber, ЦАП X-DAC от Musical Fidelity, колонки Dali Suite
1.7 (bi-amping).
2. Вы рассказывали о доработке колонок, может, что-нибудь посоветуете,
или для помещения 8 м2 они просто большие, или подскажете другие
($800 - 1500)? Больше 50% прослушиваемой музыки - акустическая
и вокальная.
Гуров В.В., г. Красноярск
ВЫХОД:
1. Ситуация у Вас не просто сложная, а трагическая. В столь
малом помещении добиться глубокого и одновременно четкого баса
практически невозможно. Более-менее внятно здесь будут играть
только компактные мониторы ближнего поля, но о глубоких басах
с ними можно забыть.
Заглушить комнату не получится - тонкий слой звукопоглощающего
материала будет работать только на высоких - в итоге Вы получите
глухой звук при столь же бубнящих низах. А сделать эффективную
на басах акустическую обработку помещения невозможно - в нем
просто не останется места для акустики и слушателя.
Менять акустику? Жалко. А вдруг у Вас появится возможность перенести
свою систему в комнату побольше?
Пожалуй, единственное, что разумно сделать в Ваших условиях
- это заткнуть заглушками фазоинверторы колонок - нижняя граничная
частота, конечно, повысится, но, возможно, и бас станет более
четким. А главное, при изменении жилищной ситуации заглушки легко
удалить.
2. О доработке колонок мы рассказывали очень давно, это лишь
был опыт одного из наших авторов. К Вашей ситуации он едва ли
применим.
ВХОД:
1. Как лучше разделить бюджет на формирование домашнего кинотеатра
- какой процент из него выделить на DVD-проигрыватель, AV-ресивер,
акустику 5.1?
2. В №8/2005 у Вас тестировался комплект акустики Polk Audio
Monitor System 3, который показал себя неплохо. Можно ли с таким
доверием отнестись и к акустике той же серии, но младшей модели,
т.е. Monitor System 1S? В принципе, меня интересует из нее саб,
но хотелось бы узнать про весь комплект.
Петелин Виталий, г. Челябинск
ВЫХОД:
1. Ответить на этот вопрос едва ли возможно. Ведь Вы не указали
несколько важных характеристик системы, от которых зависит распределение
бюджета.
Во-первых, это дисплей. Если в его качестве предполагается использование
телевизора с небольшим размером диагонали, могут быть снижены
требования к видеотракту у DVD-проигрывателя - сгодится бюджетник
стоимостью порядка $100 - 150. Если же речь идет о видеопроекторе,
то желателен как минимум аппарат с цифровым выходом видео, а
значит, и стоить он будет больше $150.
Во-вторых, неизвестен объем помещения, в который будет устанавливаться
театр. А от него зависит требуемая мощность акустики и ресивера,
а также нижняя граница басового диапазона, на качественное воспроизведение
которой можно рассчитывать.
Хотите, чтобы в кино были впечатляющие ударные эффекты? Перераспределите
бюджет в пользу усилителей и акустики, не экономьте на сабе.
Собираетесь ли Вы слушать музыку в стерео? Если да, то еще больше
возрастают требования к ресиверу и фронтальной акустике, да и
выбирать их надо уже по-другому. И если речь при этом идет о
системе не самого высокого класса, источник допустим и бюджетный
- несовершенство его ЦАПов можно обойти, подключившись к ресиверу
по цифре. А уж если Вы рассчитываете получить максимум от DVD-Audio
и SA-CD, то на проигрыватель потребуется выделить значительно
больше, ведь его собственный аналоговый тракт должен быть высокого
уровня.
2. Нет, на этот вопрос ответить не возьмемся.
Мы можем ручаться только за ту технику, которую тестировали.
Monitor System 1S у нас не было, поэтому судить о ней не станем.
Вы знаете, у любой фирмы бывают удачные модели и не очень. И
если одна была хороша, нет никакой гарантии, что другая окажется
не хуже. Как говорится, доверяй, но проверяй - перед приобретением
акустики ее надо обязательно послушать.
ВХОД:
Мой проигрыватель Marantz CD-63SE не может проиграть гибридные
SA-CD Elton John - «Honky Chateau» и «Captain Fantastic». Причем
первый диск не воспроизводился сразу же - высвечивалась только
информация о количестве треков и время звучания. Второй альбом
я прослушал один раз (качество звука - ошеломляющее!!!), а во
второй раз начались те же неприятности. Несколько раз пробовал
перезагружать диск, выключать аппарат - в лучшем случае показывает
количество треков и время. На DVD-проигрывателе Pioneer DV717
оба компакта играют. Другие гибридные диски (хоть их у меня и
немного) все читаются на «Маранце» без проблем. В чем дело?
Сергей Иванович Лысов,
получено по e-mail
ВЫХОД:
Скорее всего, виноват проигрыватель. Аппарат довольно старый,
возможно, ресурс лазерной головки уже приближается к концу. В
Сети встречаются жалобы (на англоязычных сайтах), что используемый
в этой модели лазерный Pick-up перестает работать уже через 2
- 3 года эксплуатации. У кого-то он, напротив, исправно трудится
долгие годы, однако требовать от него гарантированного чтения
«трудных» носителей, к которым несомненно относятся SA-CD, не
следует. Головку надо менять, поскольку надежность чтения со
временем будет ухудшаться и могут перестать читаться и обычные
CD.
Сигнал на выходе обеспечивал Дмитрий Ловковский
|