«Когда позвонит незнакомец» (When a Stranger Calls)
США, триллер
Режиссер Саймон Уэст. В ролях: Камилла Бель, Томми Флэнаган,
Тесса Томпсон, Кларк Грегг.
Что ни триллер, то римейк или сиквел. По наезженной дороге двигаться
спокойнее. Вот и режиссер Саймон Вест, получивший известность
благодаря «Ларе Крофт: расхитительнице гробниц», решил обезопаситься,
взявшись за римейк одноименного фильма 1979 года, который приобрел
статус едва ли не культовой картины. И не то чтобы у старого
«незнакомца» были какие-то выдающиеся художественные достоинства
(«культовый» и «гениальный» редко бывают синонимами), но подражаний
(«Хэллоуин») и пародий («Крик») он вызвал немало. Это был один
из первых фильмов про юную бэбиситтершу (няню), ставшую жертвой
маньяка. Верно рассудив, что зритель за прошедшие 25 лет стал
толстокожим и испугать его не так просто, авторы решительно избавились
от всего лишнего, начиная с пролога, живописующего мирную жизнь
благополучной во всех отношениях семьи, и превратили 70-минутную
картину в один длинный «леденящий душу» саспенс. Игра в «кошки-мышки»,
которую затеял мистер Х, и в самом деле не для слабонервных.
Няня Джилл (Камилла Бель), звонящий по телефону незнакомец (Томми
Флэнаган) и огромный роскошный дом в стиле модерн, стоящий в
отдалении от других домов в пригороде для богатых, - полноправный
третий герой страшилки. Набор приемов, провоцирующих страх, известен:
за окном - ночь, завывание ветра, шепот листвы, игра света и
теней, а в доме - зловещие шорохи, скрипящие половицы, поворачивающиеся
ручки запертых дверей, мерцание отливающего синевой стального
клинка, пронзительная трель телефона - это звонит незнакомец,
сначала извне, потом изнутри дома. Страшно. А с другой стороны,
знакомо-страшно, хотя эффектно, технологично.
«Очень страшное кино, 4» (Scary Movie, 4)
США, ужасы
Режиссер Дэвид Цукер. В ролях: Анна Фарис, Реджина Холл, Лесли
Нильсен, Саймон Рекс, Кончита Кэмпбелл, Кармен Электра.
Особенно мне понравилось уточнение: «Четвертая и заключительная
часть трилогии» - затравка абсолютно в духе Цукера: как хочешь,
так и понимай. И еще мне понравилось, что веселимся над пародиями
знаменитого пересмешника («Голый пистолет») мы одновременно со
всем миром - 12 апреля, в День космонавтики. В общем, «Поехали».
Жанры-лидеры проката - триллер, хоррор, боевик - в четвертый
раз становятся объектом беспощадных шуток. Но, что особенно забавно
(и это мне тоже понравилось), братья Цукеры (Дэвид - режиссер,
Джерри - автор сценария), при этом ухитряются еще и изрядно попугать
нас. Кроме того, они проявляют поразительную оперативность, знакомую
по старой, коммунистических времен, поговорке: «Утром в газете
- вечером в куплете». В четвертую часть вошли «цитаты» из самых
свеженьких фильмов - «Война миров», «Кинг-Конг», «Резня мотопилой»
(1-я и 2-я тоже), которые зрители еще не успели забыть и потому
имеют реальный шанс сравнить оригинал и пародию. Анна Харрис
и Реджина Холл вернулись, чтобы со товарищи спасать мир от нашествия
безжалостных чужих «Tr-iPods» (tripod - треножник). Углубляться
в сюжет в данном случае не имеет смысла. У Дэвида Цукера есть
одно, до сих пор не растраченное и не утраченное качество: он
интеллигентный, по-настоящему остроумный режиссер. Отсюда все
достоинства фильма: это и блестящие абсурдные диалоги со многими
смыслами, и вывернутые наизнанку ситуации, и развенчанные авторские
приемы, оказывающиеся на поверку штампами, и многое другое. Юмор
усиливает абсолютная серьезность, с которой режиссер и актеры
разыгрывают «антихоррор».
«Счастливое число Слевина» (Lucky Number Slevin)
Канада - США, триллер
Режиссер Пол МакГиган. В ролях: Джош Хартнетт, Морген Фриман,
Бен Кингсли, Люси Лиу, Брюс Уиллис.
Актерский ансамбль будит самые смелые ожидания: Джош Хартнетт
(Слевин) - из молодых талантов и секс-символ; Морген Фримен (Босс)
темнокожий оскароносный актер, игравший триллеры, мистику, хорроры
и прочая с огромным драматическим талантом; Бен Кингсли (Шломо),
заявивший о себе ролью Ганди и затем создавший немало значительных,
положительных ли, отрицательных ли, персонажей; Люси Лиу (Линдси),
ангелочек Чарли, владеющая боевыми искусствами в совершенстве
на зависть иным парням, и наконец Брюс Уиллис (м-р Гудкэт), крепкий
орешек и крепкий актер (о чем мы уже писали в нынешней «Афише»),
знаковая фигура и для американского кино, и для этого фильма.
Режиссер - шотландец, не дебютант в кино, но в Голливуде новичок.
Фильм начинается с пролога: из уст героя Уиллиса мы узнаем о
кровавом убийстве семьи, совершенном на ипподроме. Собственно
история начинается спустя сорок лет после этих событий. Слевин
поселяется в нью-йоркской квартире своего приятеля Ника, вынужденного
ненадолго исчезнуть. Соседка по площадке Линдси проявляет чрезмерное
любопытство в отношении Слевина, то ли женское, то ли какое-то
иное. Тем временем мафиозный босс по имени Босс решает, что пришло
время отомстить бывшему партнеру Шломо по кличке Рабби, убившему
его сына. Зуб за зуб, око за око, ну а сын - за сына. Осуществление
мести Босс поручает Нику, который задолжал ему без малого 100
тысяч долларов. Но его подручным попадается Слевин, которого
они принимают за Ника. Здесь, пожалуй, пора остановиться. Замечу
только, что шотландский режиссер - явный последователь Тарантино
и его «Криминального чтива»: драматургия фильма напоминает лабиринт,
а каждый персонаж лишь умножает сюжетные линии, которые сходятся
только к финалу. И стилистически картина выдержана в духе Тарантино
- россыпь коротких брутальных сцен, в которых и драма, и сарказм,
и кажущаяся романтика криминала, и кара, настигающая каждого.
Ну и Брюс Уиллис, как связующая нить, как эстафетная палочка,
как символ преемственности.
«Молчи в тряпочку» (Keeping Mum)
Англия, черная комедия
Режиссер Найэлл Джонсон. В ролях: Роуэн Аткинсон, Кристин Скотт
Томас, Мэгги Смит, Патрик Суэйзи, Эмилия Фокс.
Достославный английский юмор должен быть непременно «черным»,
и сейчас вы в этом убедитесь. Пролог: роскошная белокурая девушка
(Эмилия Фокс) садится в поезд с огромным перетянутым кожаными
ремнями саквояжем. И пока поезд стучит колесами, наматывая километры,
под баулом с неотвратимой тягучестью образуется гигантская лужа
крови. Девушку с ароматным именем Рози арестовывают и отправляют
в тюрьму за убийство двух человек с последующей расчлененкой.
Сюжет: проходит 43 года. В доме деревенского викария Уолтера
Гудфеллоу (Роуэн Аткинсон, он же мистер Бин) полный хаос и разброд,
совладать с которым должна новая домработница Грейс Хоукинс (Мэгги
Смит), приезжающая с точно таким же саквояжем, как некогда у
Рози. Благодаря мрачной и угрюмой Грейс жизнь в семье постепенно
налаживается: жена викария Глория (Кристин Скотт-Томас), искавшая
спасения от тоски среднего возраста в романе с американцем Лэнсом
(Патрик Суэйзи), возвращается к мужу; половозрелая 17-летняя
дочь Холли, в поисках бойфренда передружившая со всеми парнями,
включая все того же Лэнса, начинает проявлять интерес к выпечке
булочек; сын Пити, перестав бояться вредных одноклассников, снова
идет в школу. И даже сосед, старый маразматик, больше не донимает
Уолтера Гудфеллоу. Райская жизнь. Но, как вы понимаете, последний
акт еще не сыгран, и последняя треть фильма обещает сюрпризы.
Забавная комедия, отличные актерские работы. И смех смехом, а
черные кошки-то скребут на сердце: чем все это еще кончится?!
«Не пойман - не вор» (Inside Man)
США, триллер
Режиссер Спайк Ли. В ролях: Дэнзел Вашингтон, Клайв Оуэн, Джоди
Фостер, Кристофер Пламмер, Уиллем Дефо.
Не коммерческий и не мейнстримовский Спайк Ли снял необычный
для себя фильм во всенародно любимом жанре триллера. После серьезных
политических и антирасистских картин режиссер взял и спутал все
карты, а затем раздал их снова, объявив свою игру. Ее правила
просты и заманчивы: блестящая история-головоломка, неординарные
характеры, которые позволяют звездам первой величины играть в
непривычной для себя манере, и, наконец, стиль, сопрягающий прошлое
и настоящее, конкретную интригу по ограблению банка и психологическую
проницательность в понимании мотивов, которые двигали персонажами.
Что может быть банальнее ограбления банка? - спросит подкованный
зритель. Даже в нашей «Афише» одно («Огненная стена») уже есть.
А вот посмотрите и оцените нетривиальные ходы. Группа подельников
замыслила «идеальное ограбление». Но все закончилось провалом
и захватом заложников. Старый испытанный детектив (Дэнзел Вашингтон)
берет на себя роль переговорщика. Кино в жанре, но авторство
Спайка Ли все равно первично. И оказывается, что иногда не важно
«что», важно - «как».
«Хоттабыч»
Россия, комедия
Режиссер Петр Точилин. В ролях: Мариус Ямпольскис, Владимир
Толоконников, Марк Гейхман, Лива Круминя, Юлия Парамонова.
Ничего общего с великим Абдурахманом Гассаном ибн Хоттабом,
которого 50 лет назад выпустил из бутылки пионер по имени Волька.
Только имя уникального советского джинна позаимствовано из книги
Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», которой зачитывались те, кому
в нашей стране довелось побывать в «пионэрах». Теперь большинство
из них пенсионеры. Герой фильма старше Вольки Костылькова, и
имя у него другое - Гена (Мариус Ямпольскис), и профессия современная
- программист, и жизненное кредо - хакер, что и превратило жизнь
компьютерного гения в одну бескрайнюю черную полосу. Любимая
девушка его бросила, бандиты держат «на мушке», спецслужбы объявили
охоту. Но оказывается, и в наше время приземленных прагматиков,
у которых все «чисто конкретно», есть еще место чуду. И оно случается:
из старого кувшина, курясь и извиваясь, появляется джинн, просидевший
в одиночном заточении не одну тысячу лет. Благодарный Хоттабыч,
как и положено, готов исполнить три желания аккурат по числу
наболевших проблем - девушка, бандиты, спецслужбы. Но... Как
же без «но»?! Выясняется, что у джинна свои, почти неразрешимые
трудности. За ним охотится его давний враг Шайтаныч, который
уже пленил двенадцать джиннов и теперь мечтает захватить Хоттабыча,
чтобы стать единственным и всемогущим и положить «конец игре»
- game over! Объединив ирреально-виртуальные усилия, Гена и Хоттабыч
пускаются в путь, полный опасностей и приключений. Конечно, не
«Матрица», но идея достойна похвалы. О результате же судить нашим
тинэйджерам, потому что их родителям (хотя фильм и позиционируется
как семейный) едва ли достанет воображения, чтобы летать на траченном
говорящей молью ковре-самолете, блуждать в сетях мировой паутины,
превращая людей в вещи и наоборот, или наблюдать за схваткой
Шайтаныча и Хоттабыча в виртуальном мире 3D-игр.
«16 кварталов» (16 Blocks)
США, боевик
Режиссер Ричард Доннер. В ролях: Брюс Уиллис, Мос Деф, Дэвид
Морс, Элфри Вудард.
Джек Мозли - старый, лысый, пьяный, продажный коп на грани нервного
срыва. Отличная картинка. Жизнь достала его, работа чертовски
надоела, но ничего другого он делать не умеет и потому тянет
свою лямку, ловит наркоманов, воров, насильников. Скажете: неприглядный
тип. Но!.. Играет его Брюс Уиллис, и это решительно меняет дело,
потому что Брюс за долгие годы приучил нас к тому, что он играет
только героев. Кроме того, фильм поставлен Ричардом Доннером,
режиссером «Смертельного оружия», уже показавшего одного сумасшедшего
и героического копа Рика (Мэл Гибсон) и доказавшего всем, что
хороший боевик и хороший юмор (почти что социальная сатира) способны
уживаться в одном сюжете. Итак, полицейскому Мозли поручено препроводить
свидетеля Эдди Банкера (Мос Деф) в зал суда. Дело нехитрое: посадил
в машину и повез - всего-то 16 кварталов. Но слишком многие заинтересованы
в том, чтобы Эдди не открывал рта перед Большим жюри. А рот у
Эдди не закрывается, и язык у него без костей - треплет почем
зря, искушая судьбу. Без бутылки 16 кварталов Мозли не одолеть,
и он останавливается около винной лавки. Когда же выходит, то
видит, как какой-то плохой тип покушается на вверенного ему свидетеля.
Джек стреляет, действуя в соответствии с обстоятельствами, а
затем докладывает своему начальству. И это большая его ошибка
- у шефа и рыльце в пушку, и руки в крови. Впрочем, Джек в курсе
его делишек, он и сам не святой. Но в истории с Эдди что-то изменилось
для Мозли: свидетель и болтун по совместительству, Эдди пробудил
в Джеке что-то человеческое, если хотите - совесть. В фильме,
пожалуй, нет ничего нового, но он крепко сделан, в его основе
крепкая история, в центре которой «крепкий орешек» Брюс Уиллис,
которому лучше не вставать поперек дороги.
«Огненная стена» (Firewall)
США, триллер
Режиссер Ричард Лонкрейн. В ролях: Харрисон Форд, Вирджиния
Мэдсен, Пол Беттани, Роберт Патрик.
С «повторением пройденного» придется столкнуться и в триллере
«Огненная стена» режиссера Ричарда Лонкрейна с 65-летним Харрисоном
Фордом в роли Джека Стэнфилда, начальника службы безопасности
банка средней руки. Некто Кох (Пол Беттани) и его напарник похищают
жену Форда (Вирджиния Мэдсен) и двух его детишек, 9 и 15 лет,
поставив Форду-Джеку условие, что тот переведет на счет Коха
в одной из офшорных зон кругленькую сумму. Не вспомнить, сколько
раз аналогичный сюжет посещал американский экран. Когда сюжет
не нов, то ждешь отменного исполнения, но и здесь не отпускают
вопросы и сомнения, недоумение и растерянность. Не очень веришь
Форду, который в таком-то возрасте проявляет буквально олимпийские
таланты 20-летнего атлета. В полном объеме представлена банковская
офисная машинерия: компьютеры, факсы, лэптопы, телефоны всех
мастей и передатчики, миниатюрнейшие подслушивающие устройства,
- все это должно помочь Форду-Джеку сделать вид, что деньги переведены,
хотя на самом деле не переведены, и что он выполняет все условия
киднеперов, однако как специалист по безопасности он пытается
и семью спасти и похитителей схватить. Конечно, когда смотришь
фильм, сюжет которого просчитывается вплоть до слова «конец»,
то начинаешь относиться к себе с большим уважением. И это плюс
фильму. Но, с другой стороны, эта наша проницательность гроша
ломаного не стоит, потому что речь идет о банальностях, на которых
авторы построили детектив. Напоминает «игру в поддавки»: вроде
бы и выиграл, а все равно остался в дураках. Есть картины, как,
например, недавний «Пузырь» Содерберга, о которых думаешь даже
после просмотра: они тебя захлопывают в ловушку логической загадки,
заставляя вновь и вновь анализировать увиденное. А есть другие,
о чем мы уже говорили, «бэушные», которые забываешь на следующий
же день. К сожалению, «Огненная стена» из числа последних.