#5/2006 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Руслан ТАРАСОВ

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИНСТАЛЛЯТОРАМ ПОСТОЯННО ПРИХОДИТСЯ ВЫБИРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЕ МЕСТА ДЛЯ УСТАНОВКИ КОЛОНОК И САБВУФЕРОВ. НО, КАК ПРАВИЛО, ОНИ РАСХОДЯТСЯ ВО МНЕНИЯХ С ДИЗАЙНЕРАМИ ПО ИНТЕРЬЕРУ. И ДАЖЕ КОМПРОМИССНЫЙ ВАРИАНТ НЕ ВСЕГДА ГАРАНТИРУЕТ БАС, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЦЕНЕ АКУСТИКИ. НО, ПОХОЖЕ, СРЕДСТВО ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ НАЙДЕНО.

Бас-корректор Velodyne Digital Drive SMS-1

Внимательные читатели наверняка помнят тест сабвуфера Digital Drive американской фирмы Velodyne Аcoustics (http://www. salonav.com/arch/2005.09/054-057.htm). А вспомнили о нем мы вот почему. Главной особенностью этих бас-машин является интеллектуальная система настройки, в которой задействован мощный DSP от Texas Instruments, специальное программное обеспечение и выносной микрофон. Нас тогда поразили широчайшие возможности настройки, позволяющие получить от аудиосистемы 5.1 исключительно точный бас даже при отвратительной акустике помещения. Получается, что Дэйвид Холл и его брат Брюс - основатели и идеологи Velodyne, стремясь облегчить интеграцию сабвуферов, заодно решили одну из самых сложных акустических задач! Для специалистов не секрет, что основные проблемы с басом возникают не по вине техники, а из-за комнаты, где она установлена. Можно взять дорогие, исключительно мощные и точные басовики, но если они не найдут «общий язык» с окружающим пространством, на хороший результат рассчитывать не стоит.

Пока прочие производители сабвуферов мечтают о чем-то подобном, американцы смекнули: если процессор для калибровки сделать в виде отдельного блока, можно неплохо подзаработать. Ведь людей, недовольных звучанием дорогих аудиосистем, в мире немало. Так и появился «бас-менеджер» Velodyne Digital Drive SMS-1.

Комплект состоит из сетевого адаптера, процессора, набора кабелей и измерительного микрофона на массивном штативе. На лицевой стороне главного блока есть только ЖК-дисплей, отображающий основные режимы работы, гнездо для микрофона и кнопки оперативной регулировки интенсивности баса. Все настройки выполняются с помощью пульта ДУ и графического меню, которое выводится на экран телевизора (для этого у SMS-1 предусмотрен композитный и S-Video-выход).

В систему SMS-1 внедряется следующим образом. Выход LFE басового канала AV-ресивера или линейный выход стереоусилителя в обычном или балансном виде подключается к процессору, а сабвуфер - к одному из четырех его свободных выходов. Чтобы не разрывать звуковой тракт, у SMS-1 предусмотрены и дополнительные выходы. На одну пару гнезд RCA выдается нефильтрованный сигнал, а на другую - обрезанный ниже 80 Гц. Есть и специфический выход - EQ Output. Оба его канала надо соединить с любым свободным входом ресивера или усилителя, с него будет подаваться калибровочный сигнал - скользящий тон 15 - 200 Гц.

SMS-1 неплохо приспособлен для скрытой инсталляции в «умный дом». В комплекте имеются кронштейны для монтажа в рэк, на задней панели - вход для ИК-приемника, предусмотрен триггерный запуск.

Включив Digital Drive в нашу тестовую систему, мы попытались выполнить всю процедуру настройки, не прибегая ни к каким внешним регулировкам - все выполнялось только SMS-1. Меню Velodyne Setup показалось знакомым: на первую «страницу» экрана выводится окно спектроанализатора и 8-полосный эквалайзер, на вторую - обширная таблица настроек для каждого «пресета» (всего предусмотрено шесть). Но появились и новшества. Программисты активировали режим автоматической коррекции АЧХ в басовой полосе, изменили логику перемещений между страницами и установками, предусмотрели «замок» для найденных параметров. Иными словами, работать стало удобнее. Но результат, как и прежде, полностью зависит от квалификации оператора. Сначала процесс кажется сложным, а итог непредсказуемым - кривая на экране не будет соответствовать слуховым ощущениям.

Тем, кому предстоит в будущем столкнуться с SMS-1, дадим несколько советов. Не пытайтесь сразу выровнять АЧХ эквалайзером. Даже в автоматическом режиме аппарат не сможет выполнить эту процедуру, поскольку неравномерность чаще всего обусловлена фазовым взаимодействием излученных и отраженных волн. Настройку надо начать с подбора абсолютной фазы, крутизны и частоты фильтрации. А при работе с эквалайзером помните, что искать оптимальную частоту настройки лучше с шагом в 1 Гц, а добротность Q может влиять на АЧХ гораздо сильнее, чем вы думаете.

То, что нам удалось получить в своей системе, видно на скриншотах. К комментариям можно лишь добавить, что отстроенную аудиосистему после экспериментов даже не хотелось разбирать на части - такого четкого и гармоничного баса (да и звучания в целом) в нашей комнате прослушивания еще не бывало.

Оправдана ли, в общем-то, немаленькая цена SMS-1? По-моему, да. Пусть по функциональности это устройство и не дотягивает до развитых систем для рум-коррекции (кстати, пожелание Дэйвиду и Брюсу: может, стоит добавить широкополосный спектроанализатор хотя бы для контрольных целей?), зато по цене и эффективности оно проигрывает им совсем чуть-чуть. А со вторым доводом, полагаем, согласятся даже неспециалисты: расходы на замену «неправильных» компонентов (что, кстати, еще не гарантирует результат) при отладке дорогих систем могут оказаться на порядок больше, чем цена Velodyne Digital Drive SMS-1. l

КОМПОНЕНТЫ

Универсальный проигрыватель Marantz DV9600 ($2830).

Интегральный стереоусилитель Bryston B60R ($3050).

Акустические системы KEF KHT9000 ($1079 за 1 шт.).

Сабвуфер KEF PSW4000 ($2195).

Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110). Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C= 52), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).

Сухие цифры

Производитель     Velodyne Аcoustics, Inc. (США)

Цена $888

Made in     Китай

www.velodyne.com

Частота перестройки ФНЧ, Гц 15 - 199

Крутизна среза ФНЧ, дБ/окт. 6 - 48

Частота перестройки сабсоник-фильтра, Гц       15 - 35

Крутизна среза сабсоник-фильтра, дБ/окт.       12 - 48

Шаг регулировки фазы, град. 15

01 Вот так выглядела АЧХ аудиосистемы 5.1 до выполнения настройки. Как видите, этот «горный ландшафт» не сулил ничего хорошего. Бас оказался слишком тяжеловесным из-за подъема на 28 Гц, лишен четкого удара (провал на 55 Гц) и замутнен резонансами помещения (пики на 82 и 103 Гц)

02 После включения автоматической эквализации картина изменилась в лучшую сторону, но до идеала еще далеко. Бас в системе с такой АЧХ воспринимается неестественным и заторможенным

03 Точный подбор фазы, крутизны фильтрации и вручную настроенный параметрический эквалайзер позволили выровнять АЧХ с минимальной неравномерностью в области 45 - 110 Гц, что сразу придало звучанию натуральность

04 Если еще поработать с настройками сабсоника и подобрать «контурную» частоту в SMS-1 (а также точно найти фильтрацию сателлитов установками в ресивере), то АЧХ на предыдущем графике по всему басовому диапазону уложится в жесткий «студийный» стандарт ±3дБ

ПРИЯТНО УДИВИЛО

Комплекс совместим практически с любой аудиосистемой и сабвуфером.

НЕСКОЛЬКО РАССТРОИЛО

Не предусмотрено настройки фильтрации для основных АС.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"