Никаких симфонических оркестров, «чужих» музыкантов и вообще
каких-либо сюрпризов нет на диске «Aqualung Live», представляющем
собой материал «классического» альбома «Акваланг» (1971), перезаписанный
«живьем» в студии вашингтонского XM-Radio перед лицом 40 фэнов.
Зачем Ян Андерсон и Ко сделали это? Надпись на обложке ясно гласит:
доходы от продаж пойдут в пользу нищих и бездомных. Вспомним,
ведь и главный герой сего концептуального творения был, по сути
дела, бомжом... Оставим на долю заядлых поклонников отыскивать
различия между оригиналом и новой версией - поверьте, они настолько
закамуфлированы, что обнаружатся разве что под лупой: здесь изменены
три ноты в гитарном соло, здесь Андерсон иначе рыкнул в флейту,
в «Mother Goose» - новая басово-аккордеоновая интерлюдия... И
т.д. и т.п. Звучание тоже приближено к изначальному, хотя и актуализировано
на уровне сегодняшних стандартов. И, думается, главной причиной
появления на свет артефакта под названием «Aqualung Live» стало
желание Jethro Tull доказать самим себе, что они могут, умеют
и, главное, хотят исполнять сложные вещи, глобально мыслить.
Такая вот самопроверка на вшивость. Некоторые из композиций альбома,
кстати, действительно не игрались с момента их первой записи,
да и состав группы с тех пор, разумеется, изменился... Так что
задача была сложной вдвойне, и британские «эсквайры» с ней благополучно
справились. А в общем идея не более безумна, чем, например, у
Dream Theater, переигрывавших целиком альбомы Deep Purple, Metallica
и Iron Maiden просто так, для тренировки. Фэны Jethro Tull в
данном случае порадуются еще и дополнительным «разговорным» трекам,
в которых Ян Андерсон рассказывает о записи оригинала, а также
сообщает свежую мысль о том, что первый в истории музыки рифф
сочинил Бетховен.
Ian Anderson
«The Orchestral Jethro Tull»
«Cоюз»*
Jethro Tull - одна из немногих групп, кому действительно «идет»
симфонический оркестр. Ни Yes, ни Deep Purple, ни тем более Metallica
не добивались такой степени единения рок- и симфонического звучания,
такого естественного переплетения и взаимопроникновения одного
в другое. Должно быть, это потому, что флейта - инструмент сам
по себе оркестровый, да и аранжировки Jethro Tull отличаются
классической прозрачностью и изяществом. До этого команда неоднократно
записывалась с оркестром, и симфонические версии хитов Jethro
Tull воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Заметим,
впрочем, что это сольник Яна Андерсона, и здесь с ним играет
другая группа, состоящая из молодых музыкантов (подробности в
буклете), а не менее молодой дирижер Джон О'Хара подыгрывает
на клавишных и аккордеоне. Складывается впечатление, что от «перестановки
слагаемых» (то есть отсутствия основных участников) мало что
поменялось, ведь новые коллеги Андерсона на редкость профессиональны
и тактичны. К тому же основную долю работы берет на свои плечи
оркестр: баховское «Бурре» звучит по-барочному тяжеловесно и
осанисто; известные джетроталловские «Skating Away...» и «Life
Is A Long Song» - раскидисто и привольно, в коде «Будапешта»
оркестр драматичнейшим образом «досказывает» то, о чем столько
лет умалчивал Ян, а «дважды переложение» - «Павана» Г. Форе -
исполняется с элегантным свингом, которого не ожидаешь от филармонического
коллектива из Франкфурта. «Aqualung» превращен в 10-минутную
фантазию с рявкающей «медью» в риффах и обширными инструментальными
вставками. В общем и целом - чрезвычайно приятное слушание, примиряющее
поклонников разных жанров, меломанов разных возрастов. Желательно
проигрывать альбом (двойной!) на высококачественной аппаратуре,
чтобы эстетическое наслаждение было максимальным.
Offroad
«On The Road Again»
«Мистерия Звука»/JetNoise**
На излете популярности глэм-метала был период, когда, узнав
о популярности гранджа, звезды бросились смывать гель с причесок
и наряжаться в поношенные джинсы, да и саунд приводить в соответствие
с модными тогда стандартами. Впрочем, полностью «перестроиться»
никому не удалось - новый тренд требовал новых звезд. Всё это
- история. А вот зачем сейчас неплохой московской команде Offroad,
успешно играющий приглэмованный хард-рок, поименованный ими «калифорнийским
роком», понадобилось резко переориентироваться на современные
веяния в звукозаписи, совершенно неясно. На Западе команда не
котируется, в России - лишена шансов из-за англоязычности. Что
обидно - музыка действительно очень крепкая, «фирменная», такая
вполне могла бы звучать на волнах радио «Ультра» или «Максимум»,
если бы... Если бы была и правда была сделана в Калифорнии и
называлась бы Offspring или, скажем, Blink 182. Благодаря отменному
голосу и безупречному английскому певца Ивана «Яна» Чумакова
Offroad удаются самые рискованные вещи - как, например, имитация
r'n'b в «Cold Cold Cold». Всё как полагается - с вокальными мелизмами
и речитативом. Качественно и довольно уныло.
Pushking
«No Comment»
«Мистерия Звука»/JetNoise**
Ну наконец-то! Бывают группы, которым категорически не стоит
петь по-русски, и питерцы «Пушкинг» - из их числа. С дебютным
альбомом они чуть не подписали контракт в Штатах с одним из мэйджор-лейблов,
а переключившись на русскоязычный репертуар, стали выдавать «шедевры»,
достойные дешевой закусочной. К счастью, вся эта нелепица позади,
и в новом альбоме все песни - снова на английском. И снова перед
нами предстает команда уровня если не Aerosmith, то по крайней
мере Cinderella времен «Heartbreak Station». С последними Pushking
роднит сильное тяготение к блюзу. Сочный выразительный голос
«Кохи» Шустерова - главная сила группы, и неудивительно, что
игра всех инструменталистов «завязана» на него, выступает этаким
трамплином для его вокальной акробатики. Поневоле напрашиваются
аналогии с наиболее «рокерскими» из сольных работ Гленна Хьюза:
такой же плотный хардовый звук с заметной долей «хаммондообразных»
клавишных.
Всемирного успеха с новым альбомом Pushking, конечно, уже не
дождутся, но во всяком случае за него не стыдно...
Yngwie J. Malmsteen
«Unleash the Fury»
SPV/«Союз»*
Соприкосновение с теперешней музыкой Ингви Мальмстина подобно
посещению затхлого тёмного чулана, где свалены вперемешку любимые
детские игрушки - помятые и покрытые пылью. Странная смесь умиления
и содрогания. С музыкой ничего не произошло, на месте все застарелые
штампы и приёмчики, Мальмстин по-прежнему бойко, технично солирует
и обильно цитирует любимых классических композиторов. На месте
и знакомое патетически-пошлое настроение, которое Ингви штампует
из альбома в альбом вот уже тридцать лет, словно художник, рисующий
одну и ту же картину... Знатоки смогут поломать голову над тем,
с каким из дисков старого периода лучше сравнить «Unleash the
Fury» - то ли «Trilogy», то ли «Seventh Sign». Пожалуй, похоже
на все сразу. Ингви остался прежним - но время изменилось, и
есть много вдохновенных гитаротерзателей с огоньком в глазах
и свежим взглядом на старые «фишки». А Ингви остаётся только
чахнуть над складом часов «Ролекс» и обдумывать новейшие способы
похудания. На пластинке даже нет ни одной по-настоящему дурацкой
песни - какой было, например, пластмассовое регги с «War to End
All Words». Скучно... Своеобразное чувство юмора Ингви на сей
раз проявил в названии альбома. По легенде именно эти слова:
«ты разбудила мою факин' ярость» - он как-то, разбушевавшись,
кричал стюардессе в салоне самолёта... История эта мгновенно
облетела Интернет, а Ингви решил обратить скандал себе на пользу.
Хотя стоило бы стыдливо помолчать.
P.S. Поёт на диске Дуги Вайт (ex-Rainbow, Cornerstone etc.),
но пёрпломанам вряд ли стоит бежать на поиски альбома. Ведь вокальные
партии в группе сочиняет исключительно Ингви, вплоть до малейших
нюансов фразировки, поэтому запомнившийся по Rainbow голос узнать
практически невозможно, зато спутать с Марком Боулсом, предшественником
Дуги на вокальном посту - проще простого.
Akacia
«An Other Life»
Musea Records/MALS***
Гитарист из Массачусетса, убежденный христианин Майк Тененбаум
при помощи четырех единомышленников собрал Akacia, чтобы петь
гимны во славу Господа в прогрессив-роковом стиле. Репетировали
ребята в помещении местной церкви, записывались на восьмидорожечный
магнитофон и лишь потом благодаря помощи энтузиаста-единоверца
смогли свести дебютный альбом в достойной цифровой студии. Звучит
диск всё-таки грязновато, а бас бессовестно гудит, зато появляется
та самая «атмосфера семидесятых», за которой долго и безуспешно
гоняются гранды прог-рока. Надо сказать, что христианский рок
- явление совсем не редкое, особенно в Америке, а такие его представители,
как Керри Ливгрен из Kansas, давно и успешно играют христианский
прогрессив-рок. С творчеством Kansas в первую очередь хочется
сравнить и Akacia. (Не хватает только солирующей скрипки и многослойных
вокальных гармоний, характерных для Kansas классического периода.)
Только, увы, в отличие от Kansas, у их младших коллег возвышенность
оборачивается напыщенностью, а разговоры о самом сокровенном
- повторением азбучных истин. А если уж совсем откровенно, то
Akacia не хватает ни опыта, ни таланта, чтобы реализовать свои
идеи на достойном уровне.
Paragon
«Revenge»
Nuclear Blast/Irond****
Кто сказал, что хэви-метал стал чисто ностальгическим жанром
и «свежей крови» в нем больше не появляется? Вот, пожалуйста
- Paragon. Не совсем новички, но и до седин им еще далеко. Под
чуткой продюсерской опекой Пита Зилька выковали очередной лонгплей,
способный заставить течь быстрее кровь в жилах любого меломана,
неравнодушного к Accept и Judas Priest. Диву даешься - почему
совершенно одинаковые вещи у одних (Primal Fear) вызывают зевоту,
у других (Hibria) - насмешки, а Paragon могут звучать как надо,
с правильной металлической мощью, драйвом и агрессией? Быть может,
спасибо стоит сказать как раз Зильку - ведь умение раскрыть сильные
стороны музыкантов, способность филигранно точно расставить все
акценты - характеристики этого саунд-продюсера. Кстати, вклад
Пита работой над звуком не ограничился - на диске звучит его
узнаваемый бэк-вокал, очень похожий на основной голос группы,
принадлежащий Андреасу Бабушкину (sic!).
«Кипелов»
«Реки времён»
CD-Maximum*****
Самый долгожданный дебютный альбом в российском металле наконец
вышел в свет. Изголодавшиеся по новым песням кумира фанаты и
фанатки сметают диски с прилавков - это предсказуемо. Можно ли
поставить «Реки времён» в один ряд с классическими работами «Арии»?
Сложный вопрос, ведь от «звездного» состава, ушедшего из группы
вместе с Валерием Кипеловым, к моменту записи остался лишь барабанщик
Александр Манякин. Новые «бойцы» - бас-гитарист Алексей Харьков
и гитарист Андрей Голованов (экс-«Легион») - очень стараются,
но заменить прожжённых студийных зубров пока ещё не могут. Впрочем,
у них всё впереди, и если новый состав окажется долговечным,
то результаты не замедлят ждать. А пока на помощь Кипелову пришёл
давний знакомый, уроженец Минска и нынешний гитарист немецкой
группы Rage Виктор Смольский. Правда, его участие ограничилось
соло, зато они хороши, эффектны и выразительны. Чувствуется рука
опытного западного профессионала. Тем не менее главное сокровище
команды - это Голос Валерия Кипелова, который с годами не потерял
былой красоты и артистизма. Любая другая красота - мелодий, стихов,
аранжировок - на фоне Голоса вторична. Благодаря пению и самые
обыденные песни оживают, а уж если в них (как в балладе «Я здесь»,
вошедшей в наш CD-сборник (№1/2006) изначально заложена искра
таланта, то она разгорается с силой необычайной. А вот очень
эффектная вещь ушедшего из группы Сергея Маврина «Пророк» (она
уже известна фэнам по альбому Маврина «Запрещённая реальность»,
только под другим названием - «Скиталец») у «Кипелова» почему-то
не «заиграла»... Валерий, исполняя её, звучит, как... певец в
группе Маврина. В целом балладный репертуар кажется выигрышнее
хэви-металлического. Думается, что в роли исполнителя романсов
Валерий звучал бы просто роскошно... Может, когда-нибудь?
Liesegang/White
«Visual Surveillance of Extremities»
Escape Music
Вот пример удавшейся художественной реконструкции, объектом
которой стал последний альбом Ritchie Blackmore's Rainbow «Stranger
In Us All». Ричи не впервой выводить малоизвестных певцов в рок-звезды,
вот и юный талант по имени Дуги Уайт, не прошедший пробы в Iron
Maiden, был словно рожден, чтобы стать преемником Дио и Тёрнера
на месте вокалиста Rainbow. К сожалению, вскоре Ричи отошёл от
хард-рока, а покинутый певец долго мыкался по трибьют-проектам,
пока наконец не обрел пристанище в Cornerstone и группе Ингви
Мальмстина. Но куда интереснее результат недавнего сотрудничества
Дуги с сессионным «зубром», гитаристом Билли Лизегангом. Альбом,
похоже, намеренно сделан в стилистике «Stranger In Us All», а
Лизеганг, не «снимая» вчистую гитарные приемы Ричи, успешно воспроизводит
стиль позднего Блэкмора как композитора. Что забавно - даже экспериментальной
«Unsatiable» нашелся аналог - жесткая гипнотически звучащая «New
Addiction». А уж скоростных мелодичных «боевиков» на альбоме
- хоть отбавляй. И самое важное - творения Билли звучат ярко,
разнообразно, убедительно, в его музыке достаточно «воздуха»,
той внутренней свободы и смелости, которой порой так не хватает
эпигонам. В комфортной атмосфере раскрывается и Дуги, чье пение
снова блещет эмоциями и неподдельным драйвом. Словом, если вы
поклонник Deep Purple и Rainbow - не пропустите!
Beth Orton
«Comfort Of Strangers»
EMI
Бет Ортон двулика, как Янус: с одной стороны, записывается с
электронщиками (Уилльям Обрит, Chemical Brothers), с другой -
играет урбан-фолк, выступая в своей сольной ипостаси как достойный
продолжатель традиции сингерства/сонграйтерства (вот так, через
слэш, и никак иначе). Четвертый альбом Бет - как раз чистейший
образец этой самой традиции: почти без ансамбля, только голос,
гитара и перкуссия. Однако просто - не значит плохо. Умные и
искренние песни о жизни, судьбе и надежде совершенно неожиданно
притягивают к себе посильнее новомодных «завлекалок» от Мадонны.
Ну как тут не вспомнить Боба Дилана (без юбки), а иногда даже
Velvet Underground раннего периода. Есть только одна проблема
- голос: милый, теплый, с переливчатым типично фолковым колоритом,
но его можно запросто перепутать с множеством других подобных
- от Натали Мерчант до Шерил Кроу. Что-то надо девушке с собой
сделать - то есть, упаси Боже, не «что-нибудь», а, например,
поддать хрипотцы или низких грудных нот. Приправы подбавить.
А то получается как с блюдом бессолевой диеты: полезно, приятно,
но... пресно.
Magne F
«Past Perfect Future Tense»
XIII Bis Recordings/«Союз»*
Ходят упорные слухи о неважных отношениях в поп-группе A-ha
и скором ее распаде. Конечно, хочется верить, что это не так.
Но выход сольного альбома клавишника знаменитых норвежцев Магне
Фурухолмена практически одновременно с новым студийным диском
собственно A-ha - сильнейший аргумент в пользу неблагоприятного
развития событий. Так в шоу-бизнесе не делается. Впрочем, сольник
Магне и не претендует на участие в чартах - это милый домашний
альбом «для своих», в котором мелодический дар клавишника, увы,
нивелируется его совершенно бесцветным пением. Голос Фурухолмена
- лишь бледная тень харизматичного и обаятельного вокала Мортена
Харкета. Но добавить сюда Мортена - и будет уже практически A-ha,
за вычетом блистательных трип-роковых аранжировок, характерных
для позднего творчества группы. Саунд сольника весьма аскетичен
- голос, клавишные, акустическая, изредка - электрогитара, эпизодические
электронные «фишки» и струнная секция. Словом, в сольном творчестве
Магне выступает скорее в роли singer-songwriter а-ля Нил Янг,
чем властителя сердец юных поклонниц. Этого ему хватает и в A-ha.