#4/2006 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Higher Ground
«Hurricane Benefit Relief Concert»
Blue Note
Было бы удивительно, если бы на последствия урагана «Катрина»,
разрушившего легендарную «колыбель джаза» Новый Орлеан, не откликнулись
местные музыканты. Для них эта легенда всегда была неплохим источником
средств к существованию. Меньше чем через две недели после того,
как спала вода, 17 сентября главный джазмен американского мейнстрима
Уинтон Марсалис устроил широкомасштабную благотворительную акцию
во вверенном ему J@LC - Джазовом департаменте Линкольн-центра
(Нью-Йорк).
Диск «Higher Ground» (не только «Высокое место», но это еще
и выражение из духовных гимнов и музыкальный термин) - избранные
места их огромного чуть ли не четырехчасового концерта, на который
Марсалис пригласил и своих знаменитых земляков (Aaron & Art
Neville, Irvin Mayfield, Buckwheat Zydeco), и просто звезд поп-музыки.
Редкий случай услышать певиц не только американского Юга, но
и выдающихся джазовых вокалисток - Дайану Ривз, Дайну Кролл,
Кассандру Уилсон и даже поющую киноактрису Бетт Мидлер (с джаз-оркестром
Линкольн-центра). Кассандра Уилсон, исполняющая с оркестром Марсалиса
духовный гимн Дюка Эллингтона «Гряди, воскресенье», и Нора Джонс,
поющая под собственный аккомпанемент песню современного барда
Рэнди Ньюмена, запомнятся надолго, независимо даже от легко (в
общем) предсказуемого контекста.
Roland «Rahsaan» Kirk
«The Case of the 3 Sided Dream in Audio Color»
Atlantic Masters
Вдруг начали переиздавать все наследие Роланда Керка, включая
забытые и в свое время раскритикованные редкости. Если бы не
огромные черные очки, то практически слепого саксофониста можно
было принять за циркового эксцентрика: он выходил на сцену, обвешанный
шестью-семью музыкальными инструментами, отдаленно напоминавшими
саксофоны и флейты, играл сразу на двух-трех из них и даже в
ноздрю засовывал какой-то свисток. Но на самом деле проживший
не очень долгую и трудную жизнь Керк был выдающимся музыкантом
с энергетикой Джона Колтрейна и лирическим даром Майлза Дэйвиса.
(После записи этого диска в 1975 году 39-летний музыкант перенес
инсульт, был частично парализован, но продолжал выступать, играя
одной рукой. Однако второго удара через два года он не пережил.)
И этот диск (с непереводимым названием) в действительности -
предвосхищение постмодернистского микса всего и вся: капризный
поток сознания, когда музыкант комментирует что-то на фоне совсем
другой (в основном - Дюка Эллингтона) музыки как бы в отдалении
и время от времени возвращается к уже прозвучавшим на диске стандартам.
Рэгтайм «Entertainer» (лейтмотив из блокбастера «Стинг»), например,
сыгранный сначала в стиле танцевального ритм-энд-блюза, через
двадцать минут появляется еще раз - после каденции в «абстрактном»
стиле следует соло на тенор-саксофоне под позднего «рокового»
Альберта Айлера.
В общем, весьма своевременное переиздание!
David Murray 4tet & Strings
«Waltz Again»
Justin Time
Осенью 2004 года я получил письмо от коллеги, возглавляющего
французский джазовый центр Banlieues Bleues, с просьбой посмотреть
нечто вроде либретто джазовой оратории... о Пушкине, которую
по заказу этого центра сочинил знаменитый джазовый саксофонист
Дэйвид Меррей (ныне живущий во Франции). Все в общем и целом
выглядело нормально, кроме одного: у либреттиста получалось,
что Пушкин не только родился в Москве, но и прожил всю жизнь,
стрелялся и умер... тоже в этом городе.
Не знаю, учли ли мои замечания, но в ответ на вопрос, как прошла
премьера, я получил диск Меррея «Снова вальс» с многочастной
сюитой «Пушкин». Выдержанный в жанре джаз ансамбль + струнные,
«Снова вальс», однако, не имеет ничего общего с салонной музыкой
позапрошлого века или недавним easy listening. Записанный еще
в 2002-м, но выпущенный уже в этом сезоне, альбом - это пять
композиций в стиле актуализированного «третьего течения» и в
духе лучших работ Гюнтера Шуллера, Джона Льюиса и Орнетта Коулмэна.
ONJO
«Otomo Yoshihide's»
New Jazz Orchestra
Doubtmusic
В прошлом году японский авангардный ди-джей, композитор и электрогитарист
Отомо Йошихиде вместе с настоящей «дрим-тим» японских и европейских
звезд новой импровизационной музыки записал и выпустил сразу
два диска. В этой «сборной» - немецкий трубач Аксель Дернер,
голландец Кор Фулер на самодельном пианино, швед Матс Густаффсон
и немец Альфред Харт - на саксофонах, не говоря уже о соотечественниках
самого Йошихиде. Один диск - чисто инструментальный, второй -
с вокалом Марико Хамада и Кахими Кариэ. Если вы можете вообразить,
как могут звучать стандарты Чарли Мингуса и Орнетта Коулмэна
и сюрреалистические «песни» Джима о'Рурке на генераторах синусоидных
тонов от знаменитой электро-концептуалистки Сачико М!!!!! - да
просто М!!!!! (отличная проверка вашей домашней акустики!) в
сопровождении заезженных пластинок и уличного духового оркестра,
то оба диска ONJO - для вас.
Lorenz Raab & :XY Band
«Blue Silk»
Universal Music (Austria)
Первый трубач Венской Фольксопер 30-летний австриец Лоренц Рааб
- один из немногих, кому удается гармонично сочетать джазовую
и академическую карьеру (чем прославился в свое время Уинтон
Марсалис). Два года назад, удостоенный престижной премии им.
Ганса Коллера в номинации «Новое имя», на церемонии в джаз-клубе
«Порги и Бесс», новоиспеченный лауреат показал свой уже третий
проект :xy band. Компьютерное название в духе «Матрицы» или «Людей
Х», впрочем, не должно вводить в заблуждение. Это - не новая
мутация nu jazz, а довольно странный по составу коллектив: труба,
барабаны, два(!) контрабаса и... цитра, на которой играет довольно
известный (и у нас) лидер группы Die Knо..del. Практически неизвестная
за пределами германоязычных стран помесь гуслей и гавайской гитары
звучит тихо и старомодно (так же, как название «Голубой шелк»)
и применяется, в общем, не по назначению - создает шумовой фон
типа ди-джейского скрэтча или высокотехнологичного глитча. Вместе
с пост-майлздэйвисовской трубой (и губной гармошкой - мелодикой)
самого Рааба результат и впрямь напоминает электрический nu jazz.
Но в акустической интимно-камерной версии, чего еще, кажется,
не было.
Net - Джазу
www.jalc.org
Все, что вы хотите узнать про Джазовый комплекс Линкольн-центра
(вотчину Уинтона Марсалиса) и даже сверх того, вы найдете по
адресу www.jalc.org Вас охотно подпишут на рассылку и будут практически
ежедневно доставлять объемистые newsletters.Только вот информация,
что «сверх того», отражает исключительно точку зрения самого
арт-директора Марсалиса.
|