#4/2006 • ТЕСТ •
САБВУФЕРЫ
Руслан ТАРАСОВ
БОРЬБА С ИЛЛЮЗИЯМИ
ТЕСТ ПОЛОЧНЫХ КОЛОНОК ЦЕНОЙ ОКОЛО 200 ДОЛЛАРОВ ЗА СТЕРЕОПАРУ
ТОЛЬКО ЧТО НАГЛЯДНО ПОКАЗАЛ, ЧТО ДАЖЕ ТАКАЯ АКУСТИКА МОЖЕТ БЫТЬ
И ТОЧНА ПО ЗВУЧАНИЮ, И ВЕСЬМА МУЗЫКАЛЬНА. ОДНАКО ВОЗМОЖНОСТИ
МАЛОБЮДЖЕТНОЙ АУДИОАППАРАТУРЫ НЕ РАСКРОЮТСЯ ПЕРЕД НАМИ В ПОЛНОЙ
МЕРЕ, ПОКА МЫ НЕ ОЦЕНИМ ЕЩЕ ОДИН ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ, ОСОБЕННО ВАЖНЫЙ
В СОЧЕТАНИИ С ПОЛОЧНИКАМИ, - САБВУФЕР. СПОСОБНЫ ЛИ НЕДОРОГИЕ
НИЗКОЧАСТОТНИКИ ЦЕНОЙ НЕ БОЛЕЕ 400 - 450 ДОЛЛАРОВ ДОСТОВЕРНО
ВОСПРОИЗВОДИТЬ БАС, ИЛИ НА ЭТОТ СЧЕТ НЕ СТОИТ ПИТАТЬ ИЛЛЮЗИЙ?
l Boston PV500 $399 l Cadanz
Beauty Deity $340 l Jamo SUB
250 $399 l Magnat
Betasub 20A $307 l Paradigm
PDR-10 v.3 $340 l Polk
Audio PSW12 $450 l Tannoy TS8 $340 l Velodyne
VX-10 Series II $385 l Yamaha
YST-SW515 $390
КОМПОНЕНТЫ
Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1 Xpression со звукоснимателем
MM Pro-Ject K4 (C=410) и фонокорректором Pro-Ject Phono Box SE
(C=221).
CD-проигрыватель Musical Fidelity A3.5-CD ($1699).
Полочные акустические системы Tannoy Mercury F1 ($179) и напольные
Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Интегральный стереоусилитель Musical Fidelity A3.5-INT ($1699).
Колоночные кабели Belsis OFC High Grade 4mm2
(3-метровая пара c разъемами, $75).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU
1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock Absorber (C=52), Eraudio
Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Столько придется отдать за какой-то ящик, который будет стоять
себе в комнате и маскироваться под подставку для цветов? Что
ж, давайте сразу расставим точки над «i» и объясним, почему,
выбирая для теста бюджетные сабвуферы, мы ограничили себя этими
ценовыми рамками - суммой, вдвое превышающей бюджет на полочные
АС.
При всей кажущейся простоте «сабвуферной» задачи решить ее малой
кровью не получится. Бас - самая энергоемкая часть звукового
диапазона. А законы физики не обойдешь. Для воспроизведения низких
частот, хочешь того или нет, нужны излучатели большой площади,
рассчитанные на значительную амплитуду колебаний - вот почему
все басовые динамики такие крупные, мощные и тяжелые. Можете
сами сравнить, заглянув в таблицы и оценив их вес - в несколько
раз больший, чем у полочных АС сопоставимого класса.
Цена возрастает и за счет активной секции, без которой немыслим
ни один современный сабвуфер. На электронную часть, включающую
в себя входной контур с регулятором усиления, цепь фильтрации
сигнала, встроенный усилитель мощности, автоматику и систему
питания, приходится более половины стоимости всего саба. Так
что согласитесь: вышеупомянутая сумма - это очень жесткий и фактически
минимальный бюджет.
На что мы можем рассчитывать? Хотя цена бас-машины обычно прямо
связана с ее размерами, массой и мощностью, кое-какие варианты
все же есть. Например, по цене менее 400 долларов можно найти
в продаже сабвуферы с солидными 10-дюймовыми головками и 200
- 300-ваттными усилителями, однако вряд ли кандидаты окажутся
функционально продвинутыми моделями. Это будет минимум регулировок
и, скорее всего, только один вид подключения к аудиосистеме,
а именно по низкому напряжению. Есть ли резон приобретать такую
модель? Конечно, если вы располагаете многоканальным и достаточно
продвинутым AV-ресивером, то все необходимые настройки для согласования
низкочастотника с основными спикерами можно выполнить посредством
процессора.
Однако в оговоренных ценовых рамках реально подыскать сабвуферы,
выполненные и по другой идеологии. Пусть с меньшим по калибру
низкочастотником, не с таким мощным усилителем, зато с расширенным
числом входов-выходов и развитыми настройками (например, плавной
регулировкой фазы и коррекцией частоты среза). Благодаря чему
саб точно интегрируется даже в классическую стереосистему.
Различия обнаруживаются и в акустическом оформлении. Подавляющее
большинство сабов в нашем тесте имеет фазоинвертор, и только
один сделан в закрытом ящике. У одних моделей басовый драйвер
установлен спереди, у других - в донной части. На басовых качествах
сказывается даже то, куда направлен порт фазоинвертора, и здесь
тоже возможны варианты: вперед, вбок, назад...
Если полочную акустику можно подыскивать по принципу «нравится
- не нравится», ориентируясь только на субъективное качество
звучания и не заглядывая в характеристики, то с сабвуфером такой
номер не пройдет. Очень важно с самого начала решить, каким образом
саб будет подключаться к системе, какие настройки необходимы,
какую мощность следует считать достаточной, а только затем -
принимать во внимание качество звучания той или иной модели.
Полагаем, с первой задачей вы отлично справитесь самостоятельно.
А со второй мы разберемся по ходу теста.
Школьная программа
Честно признаем - от теста малобюджетных сабвуферов мы ждали
иного результата. Внутренне готовились увидеть картину, напоминающую
класс, где сидят троечники и второгодники и, списывая друг у
друга ошибки, выполняют контрольную работу.
Для такого пессимизма были основания. Еще лет пять назад все
сабы ценой менее 400 долларов страдали хронической неуспеваемостью,
неуравновешенностью и неуправляемостью. Но теперь, заглядывая
в наш служебный «классный журнал», в котором по ходу теста мы
выставляли отметки по самым различным басовым «дисциплинам»,
видим в нем лишь пару троек и двоек - в остальном сплошь четверки
и отметки «отлично». Такая тенденция не может не радовать.
Теперь перейдем к конкретным примерам. Наилучший табель успеваемости
у последнего саба в тесте - Yamaha. Он роскошно выглядит, универсален,
удобен и гибок как в подключении, так и в настройке. Учитывая
его не самую высокую цену, с чистой совестью отдаем ему нашу
«золотую медаль» - Grand Prix.
Дальше выделить кого-то сложнее. Оценки за качество баса примерно
ровные, поэтому в расчет будем принимать оснащенность и цену.
Первой «Рекомендации», безусловно, заслуживает Tannoy TS8. Несмотря
на слабину по абсолютной динамике, именно от него вы добьетесь
самого точного воспроизведения баса. Вопрос с «количеством» решается
просто - покупкой еще одного TS8.
Высокие оценки показал и китайский Cadanz. Отдельные минусы
(касаются только оснащения) компенсируются оригинальностью конструкции,
отличной отделкой и гуманной ценой. Не видим причин отказать
этому аппарату в «Рекомендации».
Третья и последняя наша почетная грамота достается сабвуферу
Magnat Betasub 20A. Для устройства всего за $307 он показал стабильно
ровные и хорошие результаты.
Против остальных сабвуферов в нашем обзоре сыграла либо цена,
либо специфика. За отдельные достоинства, которые проявили низкочастотники
таких известных марок, как Boston и Jamo, придется заплатить
больше, чем за любого из наших призеров. Какой бы символической
ни показалась бы разница в деньгах, для малообеспеченного покупателя
и она может иметь принципиальное значение.
По своим музыкальным характеристикам неплохо смотрелись американский
Velodyne и канадский Paradigm. Однако достоинства VX-10 Series
II не смогут оценить те, кто на практике столкнется с проблемой
недостаточной чувствительности саба в своей аудиосистеме. А второй
следует признать талантливым компаньоном только для напольной
акустики.
И наконец, Polk Audio. Крупный, солидный, мощный. По «силовым»
качествам он на голову опережает соперников и способен озвучить
помещение даже большой площади. Но много ли сейчас найдется людей,
кто покупает бюджетную аудиотехнику и при этом живет в хоромах?
l
|