Режиссер Лассе Хальстрем. В ролях: Хит Леджер, Сиенна Миллер,
Джереми Айронс, Лина Олин.
Казанова для большинства имя нарицательное, и только немногие
знают, что он был совершенно реальным человеком, звался Джованни
Джакомо (1725 - 1798) и перепробовал уйму занятий от солдата
до музыканта, от библиотекаря до путешественника, от авантюриста
до литератора-мемуариста. Но больше всего Казанова преуспел в
науке любви. Без отрыва от практики, конечно. В истории он остался
как самый знаменитый любовник, перед умением, обхождением и коварством
которого была не в силах устоять ни одна женщина. Мимо такой
яркой во всех отношениях фигуры кинематографисты пройти не могли:
особенно преуспели итальянцы, что и понятно, ведь Казанова был
венецианец. Блестящая фантасмагория Федерико Феллини «Казанова»
(1976) с Дональдом Сазерлендом (американцем?!) в главной роли
охватывает всю жизнь неутомимого любовника. Великолепный фильм
«Новый мир» (1982) тоже итальянца Этторе Скола с итальянцем же
Марчелло Мастроянни поведал драму старости Казановы. Не раз брались
за его похождения и американцы. Новая лента шведа Лассе Хальстремом,
давно снимающего в США («Правила виноделов», «Корабельные новости»),
веселая авантюрная комедия, рассказывающая историю единственного
фиаско в жизни великого сластолюбца. 28-летний ловкий авантюрист
Казанова (Хит Леджер), оказавшись перед необходимостью срочно
жениться (а не то ...! ), остановил свой выбор на такой же ловкой
авантюристке Франческе (Сиенна Миллер), но не сумел ее обольстить.
Молодая женщина на его беду оказалась еще и феминисткой (говоря
по-нашему!). Очень эффектный костюмный фильм, настоящее пиршество
красок, дорогих убранств, по-барочному ажурной музыки, остроумных
диалогов и бессмертной Венеции с ее каналами, гондолами, фресками
и карнавалом.
Режиссер Лен Уайзман. В ролях: Кейт Бекинсейл, Скотт Спидман,
Билл Найи, Шейн Бролли.
«Другой мир», единокровный старший брат обоих наших «Дозоров»,
произвел на свет сиквел с подзаголовком «Эволюция». Три года
отделяют первую ленту, имевшую впечатляющий успех, от продолжения,
которое стартует в России в январе, как и «Дневной дозор». Так
что скоро мы станем свидетелями и (или) участниками нешуточного
прокатного поединка между «Дозором» и «Другим миром», между нашими
и заокеанскими вампирами. Правда, у первого будет двадцать дней
форы, причем десять из них каникулярные, когда делать почти что
нечего. Сюжет голливудского сиквела (впрочем, как и отечественного,
о чем мы писали в прошлом номере) эволюционировал незначительно.
Напомню: непобедимая Селина (Кейт Бекинсейл), дева-воительница
из клана вампиров, сражаясь с Майклом (Скотт Спидман), полуоборотнем-получеловеком
из клана вервольфов, влюбилась. Чувство оказалось взаимным. Кровожадным
детям ночи ничто человеческое не чуждо. И вот теперь, по прошествии
трех лет, Селина и Майкл решают установить, когда и почему возникла
жесточайшая вражда между оборотнями, Ликанами, и вампирами, Торговцами
Смертью. Древние магистры смерти готовы пожертвовать лучшими
представителями своих кланов - Селиной и Майклом, лишь бы тайна
была сохранена и во мраке ночи продолжалась беспощадная смертоносная
битва. Современная сказка-боевик, как ей и положено со времен
старины глубокой, выполняет все свои задачи: она страшная и пугает,
она добрая и дает надежду, ее венчает нечто вроде свадьбы (или
хэппи-энда), когда «мед по усам». А еще есть в ней правильная
мораль - пацифистский призыв к окончанию всех и всяческих войн,
какими бы долгими они ни были.
Анимация и Тим Бертон. Да, тот самый Тим Бертон, мастер мрачных
готических фантазий и макабрического хоррора. Впрочем, истых
поклонников его творчества такое соседство не особенно удивит.
Всю жизнь Бертон снимает сказки, «страшные снаружи, добрые внутри»:
«Биттлджус», «Эдвард Рукиножницы», «Кошмар накануне Рождества»
(автор сценария к мультфильму), «Бэтмены». Отличие его нынешней,
анимационной фантазии в том, что даже «снаружи» она совсем-совсем
не страшная и даже, наоборот, очень милая, хотя среди персонажей
большинство - «живые трупы», начиная с трупа невесты. Богатый
торговец рыбой и обедневший аристократ договорились, к обоюдной
выгоде, поженить своих детей, Виктора и Викторию. Молодые даже
не знакомы друг с другом, но воле родителей перечить не собираются.
По пути к невесте Виктор, репетируя предстоящую церемонию, надевает
обручальное кольцо на сучок и произносит слова брачного обета.
Тут бертоновский вымысел совершает характерный для него финт:
сучок, оказывается, был когда-то пальцем девушки по имени Эмили,
убитой накануне свадьбы. Несчастная, так и не познавшая земной
любви, тотчас является Виктору и объявляет себя его законной
женой. Если прочитав все вышеизложенное, вы решили, что этот
маразм не для ваших возлюбленных чад, то напрасно. Дальше все
делается очень хорошо и вполне поучительно. Бертон изображает
потусторонний мир радостно, не скупясь на буйные цвета и позитивные
эмоции. Все умершие, независимо от времени смерти, попадают в
одно и то же место, поэтому родственники и друзья встречаются
на том свете ко всеобщему удовольствию, а Виктор даже находит
свою любимую собаку. При этом покойники выглядят почти как живые:
например, труп Эмили вполне неплохо сохранился, кое-где плоть
попортилась и видны подгнившие косточки, но если прикрыть все
это туникой, то Эмили будет, как живая, а уж то, что она будет
отличной женой, девушка Виктору гарантирует. Это, конечно, только
присказка, сказка впереди. И я вам очень советую ее посмотреть.
Не забудьте детей - это ведь семейное кино! Да и Бертон убежден,
что дети более благодарные зрители его безбрежных фантазий.
«Ледяной урожай» (Ice Harvest)
США, комедийный детектив
Режиссер Харольд Рэймис. В ролях: Джон Кьюсак, Билли Боб Торнтон,
Конни Нильсен, Оливер Плат.
Тяжелое выдалось Рождество у адвоката Чарли Арглиста (Джон Кьюсак):
ему пришлось доставить Вика (Билли Боб Торнтон), мужа своей жены
и владельца топлес-бара, упившегося до полной отключки, на рабочее
место, а там, жульничая, изворачиваясь, громоздя горы лжи, воруяЕ,
решать все его проблемы и даже совершить убийство. Обозреватель
«Suntimes» тонко подметил, что есть только один актер, который,
сделав все это в сочельник, мог сохранить невинный вид, что всенепременно
требуется от героя рождественского фильма, и это как раз Джон
Кьюсак. На лице его героя Чарли застыла маска безмятежного покоя
перед лицом всех мыслимых катастроф, которые обрушились на его
туповатую голову. Очередная бестолковая комедия к очередному
Рождеству. Не сказать, чтобы полный провал, но уж и не шедевр.
Такого рода сюжетов, когда двое приятелей-нудачников решили обманом
выманить денежки у местной мафии, вызвав на себя ураган неприятностей,
включая угрозу жизни, было немало и у европейцев, и у американцев.
Ну а дальше все зависит от вашего настроя!
«Мемуары гейши» (Memoirs of Geisha)
США, мелодрама
Режиссер Роб Маршалл. В ролях: Чжан Зийи, Мишель Йео, Каори
Момои, Йоки Кудо.
Опубликованный в 2004 году роман Артура Голдена «Мемуары гейши»,
представляющий собой воспоминания одной из самых знаменитых гейш
ХХ века Ниты Сайюри, стал бестселлером и побил все рекорды продаж
в Европе и в Америке. Стивен Спилберг с его, извините, собачьим
нюхом на коммерчески выгодные проекты поспешил откупить права
и экранизировать книгу по горячим следам. Режиссером он назначил
Роба Маршалла («Чикаго»), а сам стал исполнительным продюсером.
И хотя в ролях заняты исключительно азиатские актеры, авторы
убеждены, что зрители всего мира проникнутся историей японской
Золушки. Картина представляет собой нечто вроде триптиха: в прологе
рассказывается о двух маленьких сестренках, которых отец после
смерти их матери отдал в услужение в дом гейш; вторую часть можно
было бы назвать (ох, если бы не Монтень!) «Опыты», в ней прелестная
девочка (вторая, не такая прелестная, вернулась домой) постигает
тайны профессии и становится гейшей Сайюри, которая умеет превращать
мужчин в рабов; третья часть охватывает период Второй мировой
войны, поражения Япония и ее оккупации американцами. Все эти
годы Сайюри ублажала мужчин, но ни разу в ее сердце не возникло
ответного отклика. Не потому, что она была бессердечной, а потому,
что оно было занято незнакомцем, которого она не сумела очаровать.
«Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей и тем
ее вернее губим...» - сказал наш великий поэт, тоже не мальчик
в любовных делах. Тайну своего неразделенного чувства доверяет
гейша Сайюри лишь бумаге. Красивый, стильный фильм - новогодний
подарок девушкам и женщинам. Не забудьте носовые платки!
«Гордость и предубеждение» (Pride and Prejiudice)
США, мелодрама
Режиссер Джо Райт. В ролях: Кейра Найтли, Мэттью МакФэдьен,
Клоди Блэкли, Бренда Блетин, Саманта Блум, Джуди Денч, Дональд
Сазерленд.
Экранизация одноименного романа Джейн Остин, хорошо всем известного
если не по книжному изданию, то по отличному английскому телесериалу,
воистину чудом попавшему на наше ТВ, в основном предпочитающее
дешевку и хлам. Поклонницы писательницы и жанра романтической
мелодрамы непременно захотят посмотреть новую версию романа и
будут абсолютно правы. Блестящие актеры старшего поколения: амбициозную
миссис Беннет, для которой главное дело жизни - удачно выдать
замуж пятерых дочерей, играет Бренда Блетин, а в роли ироничного
мистера Беннета, для которого счастье дочек важнее финансовых
планов супруги, блистательный Дональд Сазерленд. Молодое поколение
почти неизвестно, за исключением, пожалуй, Кейры Найтли («Король
Артур», «Пираты Карибского моря»), играющей Лиззи, которая влюбится
в богатого аристократа мистера Дарси (Мэттью МакФэдьен) и выйдет-таки
за него замуж вопреки по-викториански замысловатым перипетиям
их взаимоотношений. Любопытный феномен: знаешь ведь, что и как
будет, а смотришь с удовольствием на всю эту юношескую амурную
«горячку», когда сердце соперничает с головой.
«Пузырь» (Bubble)
США, детектив
Режиссер Стивен Содерберг. В ролях: Дэбби Доеберайнер, Дасти
Эшли, Мисти Уиликинс.
Стивен Содерберг, прославившийся дебютной лентой «Секс, ложь
и видео», только за последние пару-тройку лет снявший коммерчески
успешные «Одиннадцать...» и «Двенадцать друзей Оушена», но провалившийся
с римейком «Соляриса», сохранил неиссякаемую страсть к экспериментаторству.
Его не пугают ни маленький бюджет, ни актеры-непрофессионалы,
ни необходимость снимать цифровой камерой, если под руку подворачивается
история, в которой он видит новые возможности. Именно так случилось
с картиной «Пузырь». Техника съемки придает стилистике фильма
документальную подлинность, а камерному сюжету - исповедальную
доверительность. Фильм длится 70 минут, 50 из которых мы живем
повседневной жизнью Марты (Дэбби Доеберайнер), Кайла (Дасти Эшли)
и появившейся позднее Роуз (Мисти Уиликинс), а затем в течение
20 минут пытаемся разгадать настоящую головоломку, кто и зачем
убил последнюю. В маленьком городке в штате Огайо нет ничего
интересного: фабрика игрушек, где работают Марта и Кайл, затрапезная
забегаловка, где за отвратительной едой молодые люди пытаются
общаться, наконец, телевизор, дающий пищу мечтам о красивой жизни.
Появление Розы немного разнообразит жизнь: по духу бунтарка,
она бросила школу, убежала из дома, родила дочку, порвала с бой-френдом.
Появление Розы превращает отношения Марты и Кайла в треугольник.
Конечно, Марта ревнует, когда Роза просит ее посидеть с ребенком,
а сама отправляется на свидание к Кайлу. Но это ведь не повод
для убийства. Арестовывают же именно Марту. Отличный психологический
детектив с элементами леденящего хоррора, впервые возникающего
в сюрреалистическом эпизоде на фабрике, когда части кукольных
тел летят с конвейера в контейнер, то пялясь на вас безжизненным
глазом, то указывая пухлым пальцем.
«Горбатая гора» (Brokeback Mountain)
США, драма
Режиссер Энг Ли. В ролях: Джейк Гилленхаал, Хит Леджер, Мишель
Уильямс, Энн Хэтэуэй.
«Горбатой горе» бурно и горячо рукоплескал фестивальный Лидо
на МКФ в Венеции. Ее уже номинировали на «Золотой глобус» и,
убеждена, не обойдут «Оскарами». Чем же так взял прагматичных
американцев и декадентствующих европейцев режиссер Энг Ли, выходец
с Тайваня? Если коротко, политкорректностью в вопросе нетрадиционной
любви. Если подробнее, картиной, снятой в самом американском
жанре «вестерн», но при этом посягнувшей на его основополагающий
канон - образ ковбоя, настоящего парня, сильного физически и
крепкого духом. Собственно, герои фильма, действие которого происходит
в 1963 году, Эннис (Джек Гилленхаал) и Джек (Хит Леджер), отправившись
в горы пасти овец, проявляют все необходимые для ковбоев качества
- смелость, бесстрашие, товарищество... Только вот последнее,
это самое «товарищество», оборачивается для них новым, куда более
глубоким чувством, в их понимании неправильным и потому пугающим.
Эннис в страхе бежит от Джека, второпях женится, заводит детей,
чтобы доказать себе, что он такой же, как все. Пройдет несколько
лет, Джек вернется, и вернется наваждение. На протяжении 20 лет
двое мужчин, сначала юных, позднее - зрелых, будут встречаться
и расставаться, не решаясь поддаться искусу. В Венеции кто-то
из журналистов пустил в ход злую шутку, назвав «ковбоев» «ковгеями».
Но дело-то как раз в том, что, посягнув на святое святых Америки
- миф о настоящих американских парнях, Энг Ли обошелся без пошлого
комикования и без вульгарного мелодраматизма. Его герои устояли
перед искушением плоти, но сохранили верность своей любви. И
когда в финальной сцене Эннис, оплакивая убитого Джека, говорит,
что был не прав, противясь своему естеству, зритель понимает
и принимает его признание: человек имеет право свободно выбирать
объект своей любви и рассчитывать на терпимость общества. И,
судя по реакции на картину, с этим сегодня готово согласиться
большинство по обе стороны Атлантики.