СУДЯ ПО КАТАЛОГАМ ВЕДУЩИХ КОМПАНИЙ, МИРОВОЙ РЫНОК УЖЕ ДАВНО
ГОТОВ К ВИДЕО ВЫСОКОЙ ЧЕТКОСТИ. У НАС ЖЕ СИТУАЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ
- ДИСПЛЕИ И ПРОЕКТОРЫ HD READY ПРОДАЮТСЯ ВОВСЮ, НО ПРОБНОЕ ВЕЩАНИЕ
В HDTV НАЧНЕТСЯ ТОЛЬКО ЛЕТОМ, А КОГДА ПОЯВЯТСЯ ФИЛЬМЫ НА BLU-RAY,
ВООБЩЕ НЕПОНЯТНО. НО ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТРОИТЬ ТАКУЮ СИСТЕМУ
УЖЕ СЕЙЧАС, ЛУЧШЕ НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ.
Комната до 35 М2, $41190
Начнем с самого больного вопроса: откуда брать фильмы в высоком
разрешении? Вариант «снимать самому», рассмотренный в прошлом
номере, интересен, но не дает возможности приобщиться к шедеврам
мирового кинематографа. Первые релизы на Blu-ray, выпущенные
компанией 20th Century Fox для Северной Америки и Японии («Alien»,
«Die Hard», сериал «X-Men», «The Sound of Music», «Gentlemen's
Agreement», «The Simpsons», «The X-Files», «Mary Tyler Moore»,
«Lost in Space» и др.), до нас еще не дошли, да и BD-проигрыватели
пока официально в Россию не поставляются. Единственный шанс -
Digital VHS, но за два года со времени нашего первого знакомства
в этом формате появилось до обидного мало фильмов, так что говорить
о его массовости просто смешно. Пленка, пусть и магнитная, удел
рафинированных эстетов и инсталляторов, желающих произвести впечатление
на чересчур требовательного клиента. А поскольку сейчас мы как
раз и выступаем в роли такого придиры, без суперисточника не
обойтись.
Модель JVC HM-DH4000 предназначена для американского рынка,
но широко используется и в Европе, и в самой Японии в демо-системах,
где качество картинки должно быть на максимально возможном уровне.
Например, на серьезных выставках для демонстрации плазмы нового
поколения. Главная прелесть этого аппарата в наличии цифрового
входа i.Link (IEEE 1394) для прямой связи с HDTV-тюнером и встроенного
декодера MPEG2. На кассету DF-480 помещается от четырех (режим
HS с битрейтом 28,2 Мб/с) до сорока (долгоиграющий режим LS5)
часов видеоматериала. Из опций отмечу цифровой шумоподавитель
с памятью 4 Мб/кадр и синхронизатор кадров для качественного
перевода аналогового изображения в цифровое. Очень полезно и
то, что, помимо D-VHS, эта модель пишет в форматах Hi-Fi VHS,
S-VHS и VHS. При этом она конвертирует эфирную картинку из любого
телевизионного стандарта - HDTV 1080i, DVB или обычного аналогового.
В общем, отличная рабочая машина, если бы не два серьезных недостатка,
причем не ее собственных, а формата в целом - крайне скудный
ассортимент фильмов и медленный, по современным меркам, доступ
к нужному фрагменту. Хотя ЛПМ точно находит его по индексной
метке, на перемотку пленки все же требуется некоторое время.
Это тот самый случай, когда красота (в данном случае - картинки)
требует жертв. Похоже, что HM-DH4000 больше не выпускается -
а иначе чем объяснить, что цена на абсолютно новые аппараты колеблется
в американских Интернет-магазинах от 300 до 899 долларов? Стоимость
записанной кассеты D-VHS с доставкой на дом варьируется от 30
до 70 долларов. Если интересно, с ассортиментом можно ознакомиться
в Интернет-магазинах.
Вторым источником в нынешней системе будет проигрыватель Primare
DVD30. Мы его испытывали дважды - сначала оценивали звучание
(«СAV» №9/2005), а затем качество картинки по цифровому выходу
(«СAV» №10/2005). Обратите внимание, что интерфейс DVI устанавливается
лишь в последних модификациях этой модели вместо второго комплекта
компонентных RCA. Видео-ЦАП здесь продвинутый, 12 бит/108 МГц,
но из-за отсутствия скейлера картинка по DVI идет в формате 480p,
так что полностью оценить кинематографичность аппарата можно
лишь по компонентным выходам. Меломанам напомню, что 30-й «Праймер»
читает не только видео DVD и CD, но и SA-CD с DVD-A, причём и
в многоканальном варианте.
С учетом аудиофильского качества источника для преобразования
аудиоданных и усиления был выбран AV-ресивер Sunfire Ultumate
Mk II. В этой семиканальной машине есть все, о чем только можно
мечтать, - встроенные декодеры Dolby Digital Surround EX, Pro
Logic II, DTS ES и DTS Neo:6, 24-битовый звуковой процессор Motorola
Symphony с производительностью 150 млн. операций в секунду и
7 усилителей мощностью 200 Вт каждый. Добавьте к этому развитую
коммутацию - 10 цифровых входов, 3 сабвуферных выхода, 7 выходов
для второй зоны, порты Fire Wire и RS232 для настройки, управления
и обновления софта. В повседневной жизни можно обойтись штатным
пультом с подсвечивающимися кнопками и сенсорным экраном. После
несложного программирования он способен формировать макрокоманды
и общаться со многими другими видами техники.
Знакомые источники и ресивер (первая версия Sunfire Ultumate
появилась в 2003-м) дадут нам возможность оценить работу новых
компонентов, выставленных в шоу-руме компании «Цифровые Системы».
Прежде всего, это французская акустика Atohm, дистрибуция которой
в России началась относительно недавно. И хотя дизайн ее может
показаться простоватым, должен заметить, что фирма эта может
похвастать не только романтическими названиями моделей. Звуковая
концепция принадлежит Терри Комту (Thierry Comte), он когда-то
работал в команде Triangle, а затем участвовал в создании линейки
Onix Reference вместе с легендарным Марком Шифтером.
Компания все изготавливает самостоятельно - и корпуса, и фильтры,
и сами излучатели. Диффузоры делаются из целлюлозы с ориентированной
структурой, а форма и материал подвеса LDS (Low Distortion Surrounding)
подбирались для снижения нелинейных искажений. С этой же целью
увеличены размеры звуковой катушки, а диаметр магнита чуть меньше
диаметра самой головки. На счету Atohm весьма любопытная технология
Twin Wave, позволяющая получить почти круговую диаграмму дипольного
излучателя. В колонках Dzhari, которые мы выбрали в качестве
фронтальных, тоже есть изюминка. Как вам нравится нижняя частота
раздела полос 180 Гц? Фильтр первого порядка превращает трехполосную
систему в двухполосную со встроенным пассивным сабвуфером. Возможно,
за счет этого нижнюю граничную частоту 6,5-дюймовой головки в
фазоинверторном оформлении удалось довести до 33 Гц.
Твитеры во всем комплекте одинаковые - с 28-миллиметровым куполом
и легкой звуковой катушкой, намотанной алюминиевым проводом.
По данным французского журнала «Prestige Audio Video», они имеют
завал на частоте 30 кГц всего 0,25 дБ.
Но даже при самых басовитых фронтах сабвуфер в кинотеатре все
равно понадобится. В каталоге Atohm всего одна модель, Rafale
V60, но она подойдет на все случаи жизни.
У него перестраивается не только частота среза (от 40 до 100
Гц), но и крутизна фильтров - 12 или 24 дБ/окт. Предусмотрен
сабсоник третьего порядка, работающий ниже 20 Гц. Он понадобится,
если в комнате возникнут неприятные резонансы или начнет вибрировать
что-нибудь из мебели. Просто мощности у 40-килограммового агрегата
с избытком - 230 Вт RMS или 350 в пике, а 30-сантиметровый драйвер
способен выдержать без перегрузки и того больше. Предусмотрены
«горячие» входы, а также выход с отключаемой фильтрацией.
Вторая новинка - модификация видеопроектора ScreenPlay 777,
получившая индекс «В». Внешне он ничем не отличается от базовой
версии (см. «CAV» №10/2004), а вот «пламенный мотор» у него совсем
другой. Применение новых микрозеркальных матриц DarkChip3 от
Texas Instruments позволило повысить контрастность изображения
с 3000:1 до 5000:1. Поскольку аппарат трехчиповый, цветовое колесо
в нем отсутствует, соответственно, нет и весьма неприятного эффекта
радуги, присущего более простым DLP-проекторам. И что совсем
неожиданно, улучшенная версия стоит столько же, сколько предыдущая
- $29000. Немало, конечно, но за эти деньги вы получаете красивый
современный проектор с массой полезных опций и возможностью выбора
объектива с учетом конкретных условий - расстояния до экрана
и размеров последнего.
Чтобы гарантированно реализовать достоинства столь совершенного
аппарата, да и застраховать дорогую вещь от неприятностей, имеет
смысл потратиться на сетевой кондиционер. Отлично подойдет, например,
Isol-8 Mini Sub 2, который не только отфильтровывает ВЧ-помехи,
поступающие из городской сети, но и защищает технику от резких
перепадов напряжения. Кроме того, устройство развязывает друг
от друга компоненты разного назначения. Одна пара розеток Isol-8
предназначена для мощных потребителей (оконечные усилители, видеопроекторы),
другая - для аналоговых источников, а третья - для цифровых.
В конце концов, 690 евро не столь высокая цена за спокойный сон.
И еще один момент, который следует учитывать при построении
домашнего кинотеатра - акустическая обработка комнаты. Даже самая
примитивная звукопоглощающая панель, установленная в нужном месте,
способна избавить колонки от бубнения, повысить разборчивость
диалогов. В салоне «Цифровых Систем» стены отделаны «Экофоном»,
специальным материалом, имеющим максимальный коэффициент поглощения
на частотах 500 - 800 Гц. Кроме того, две вертикальные панели,
установленные по краям экрана, могут перемещаться на роликах
вдоль боковых стен. С их помощью легко перенастроить комнату
под другую фронтальную акустику. Дома же можно обойтись парой
плотных гобеленов на стене.
Чтобы оценить качество картинки в максимально высоком разрешении,
ставим «Люди Икс», записанный на D-VHS в формате 1080i. Захватывающее
зрелище, ничего не скажешь. Даже лучше, чем с кинопленки (на
ней бывают специфические дефекты - царапины, пятна и т.д.), здесь
все идеально и при потрясающей четкости. Даже компьютерные эффекты
воспринимаются как-то иначе, более жизненно, что ли. Детали четкие,
без малейших цветовых захлестов; в динамичных сценах, таких,
что глаз едва успевает ловить подробности, никаких затяжек или
пикселизации фона. Цвета яркие, естественные. Черный цвет почти
такой, как у CRT-проекторов. Приятно и то, что 777В шумит меньше
своего предшественника - даже если стоять точно под проектором,
кулер почти не слышен.
После такой картинки переход на DVD вызвал легкое разочарование.
Начнем с того, что по DVI не удалось получить черного, как такового
- ночные тени в фильме «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»
были бледно-серыми. Пришлось переходить на компонентное соединение.
После этого стали видны недостатки самого формата: темный фон
начал «шевелиться» а наклонные линия пошли лесенкой, из-за чего
мелкие титры читались с трудом. Впрочем, супербитовые DVD воспроизводились
не в пример лучше, на них и цвета были как-то естественнее. Как
и любой аппарат класса High End, проектор беспощадно обнажает
все недостатки записи и, что более серьезно - остальных компонентов
тракта. В принципе, ScreenPlay 777 стоит купить на перспективу,
ведь когда-нибудь BD-проигрыватели должны появиться.
Если оценивать звучание системы, то эталоном опять же можно
считать цифровую видеокассету (саундтрек в Dolby Digital с битрейтом
576 кб/с). Все пять колонок работали слаженно, как одно целое.
Иногда немного отрывался сабвуфер, но он просто стоял не очень
удачно. Передняя сцена точно сходилась в центре, равномерно растягиваясь
между фронтальными каналами. В тыл эффекты уходили плавно, картина
замыкалась за спиной. Динамика у Dzhari на уровне хорошей хай-файной
акустики. Музыкальные фрагменты на DVD («УмаТурман» и особенно
«Аквариум» в DTS) дали не очень много поводов для критики, придраться
можно было лишь к верхнему диапазону, в котором чувствовался
легкий «песочек». Но самое главное, что колонки не слишком внушительных
габаритов создавали звуковое поле, вполне адекватное экрану с
диагональю более двух метров. l
СИСТЕМА
Видеомагнитофон D-VHS JVC HM-DH4000 $800*
DVD-проигрыватель Primare DVD-30 с опцией DVI $5100
AV-ресивер Sunfire Ultumate Mk II $4000
Сетевой кондиционер Isol-8 Mini Sub 2 Euro
690
Акустика
фронт Atohm Dzhari Euro 2200 (пара)
центральный канал Atohm Hegoa Euro 600
тыл Atohm Notus Euro 1200 (пара)
сабвуфер Atohm Rafale V60 Euro 1100
Видеопроектор ScreenPlay 777b $29000
Экран Projecta Cinelpro Electrol MW 117 x 200 $1130
Итого: $41190
* Цена для американского рынка, в Россию аппарат официально
не поставляется. А зря.
Характеристики АС Atohm
Модель
Dzhari
Hegoa
Notus
Количество полос
3
2
2
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
33 — 30000
46 — 30000
40 — 30000
Номинальное сопротивление, Ом
4
4
4
Номинальная/музыкальная мощность, Вт
200/350
180/250
80/150
Частота раздела кроссоверов, Гц
180/2500
н/д
2500
Чувствительность, дБ/2,83 В/1 м
90
89
88
Размеры (Ш х В х Г), мм
220 х 1110 х 300
н/д
220 х 390 х 300
Характеристики видеопроектора ScreenPlay 777b
Технология DLP 3 x 0,8'' Dark Chip3
Физическое разрешение 1280 x 720 (16:9)
ТВ-системы NTSC, PAL, SECAM
Яркость, ANSI лм 2000
Контрастность (full on/full off) 5000:1
Сдвиг объектива, %
в вертикальной плоскости -50/+120
в горизонтальной ±20
Коррекция трапеции, град. вертикальная, цифровая ±15