#2/2006 • СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
Руслан ТАРАСОВ
ДУША НАРАСПАШКУ
НА ЗАРЕ ЗВУКОВОЙ ЭРЫ КОЛОНКИ БЫЛИ СОВСЕМ НЕ ТАКИЕ, КАК СЕЙЧАС.
ПЕРВЫЕ РЕПРОДУКТОРЫ ВООБЩЕ НЕ ИМЕЛИ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ.
ЗАТЕМ ПОЯВИЛИСЬ РУПОРЫ, А ЕЩЕ ПОЗЖЕ - ЭКРАНЫ, Т.Е. ПАНЕЛИ БЕЗ
ЗАДНЕЙ СТЕНКИ. ПАТЕНТ НА ЗАКРЫТЫЙ ЯЩИК БЫЛ ВЫДАН В 1955-М, И
ОН БЛАГОПОЛУЧНО ДОЖИЛ ДО НАШИХ ДНЕЙ. НО НЕДАВНО ФИРМА JAMO РЕШИЛА
ОБРАТИТЬ ХОД ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ ВСПЯТЬ.
Тракт, который мы слушали
CD-проигрыватель Musical Fidelity A5-CD ($2340)
Предварительный усилитель Parasound P3 Halo ($970)
Усилитель мощности Parasound A21 Halo ($2430)
Межблочники Audioquest Jaguar ($260)
Колоночные кабели Audioquest Mont Blanc ($1600)
Стойка для аппаратуры Spectral S113AL BG ($1660)
Музыка, которую мы слушали
1. «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук»,
2003)
2. Niacin, «Time Crunch» (Magnacarta, 2001)
3. «Led Zeppelin II» (Atlantiс, 1969)
4. Yamato, «The Drummers of Japan» (Aozora, 2002)
5. Original Soundtrack from the Film by Emir Kusturica «Black
Cat White Cat» (Komuna/Polygram, 1998)
6. Blur, «Blur» (EMI Records, 1997)
7. B&W Speakers collection Vol.1
(Passavant Acoustic Studio, 2001)
Эволюция домашних АС от открытых конструкций к ящичным была
вызвана необходимостью решить две противоречащие друг другу задачи:
сделать колонки менее громоздкими и в то же время получить от
них глубокий и мощный бас. Что мешает его воспроизвести динамику
без акустического оформления? Это явление известно даже школьнику
и называется акустическим коротким замыканием: звуковое давление,
создаваемое лицевой поверхностью движущегося диффузора, нейтрализуется
разрежением с обратной его стороны. Корпус устраняет это взаимодействие
- для излучателя он служит бесконечным экраном, отделяющим «положительную»
часть звуковой волны от «отрицательной».
Однако, добиваясь таким образом нужного количества баса, приходится
жертвовать качеством звучания. В любом, даже самом совершенном
корпусе возникают внутренние резонансы и вибрируют стенки, из-за
чего появляются т.н. ящичные призвуки. Нужно подбирать тип и
количество внутреннего звукопоглотителя, закрывать СЧ-головки
специальными колпаками, подавлять аэродинамические шумы фазоинвертора
и глушить внутренние отражения, выходящие наружу через порты.
Но главная проблема в том, что ящик не решает всех проблем с
низкими частотами. Наиболее популярное в наше время оформление
bass reflex не обеспечивает хорошо артикулированного баса из-за
фазовых сдвигов в цепи «НЧ - головка - фазоинвертор». Закрытый
ящик лишен этого недостатка, но для воспроизведения самого низкого
баса должен иметь габариты, мало приемлемые для жилых помещений.
А всевозможные лабиринты и transmission line хотя и способны
на глубокие и линейные низы, но добавляют в звучание изрядную
порцию собственных призвуков. Конструкторская мысль, конечно,
не стоит на месте - появляются системы с двумя и даже тремя портами,
пассивными радиаторами и навороченные банд-пассы. Очень перспективны
планарные и электростатические АС, но они весьма дороги, громоздки,
и при этом им все равно требуется помощь сабвуфера. Так что ящик
как был, так и остается самым распространенным видом акустического
оформления.
В датской Jamo при разработке новой модели акустики решили избавиться
от перечисленных выше проблем наиболее радикальным способом -
отказавшись от корпуса вообще. При первом знакомстве с R909 кажется,
что красавцы сделаны исключительно ради внешнего эффекта, тем
более что гамма цветов включает не только черный, но и ярко-красный
«Ferrari». Но если подумать, то компания вряд ли бы стала рисковать
своей репутацией, объявив R909 флагманом своего модельного ряда.
Убеждает в серьезности намерений и детальное обоснование самой
конструкции, созданию которой предшествовали научные исследования,
компьютерное моделирование и многочисленные эксперименты.
Датчане уверяют, что сумели добиться от открытой системы (а
R909 представляет собой трехполосную АС, в которой все излучатели,
кроме твитера, работают во free-air) низкого линейного баса в
реальных условиях прослушивания. Попробуем понять, каким образом.
Для открытых АС основополагающее значение имеет площадь излучающей
поверхности. Чем больше диаметр диффузора, тем слабее выражается
эффект акустического короткого замыкания - излученная волна как
бы успевает убежать от динамика, прежде чем она будет нейтрализована
противофазной. Кроме того, на зависимость «волновой» от «компрессионной»
составляющей звука сказывается и его частота. Чем ниже частота,
тем с большей амплитудой и меньшей скоростью колеблется подвижная
система, а следовательно - сильнее проявляется АКЗ, и частотная
характеристика перестает быть линейной. Инженеры Jamo решили:
если известен характер нелинейности, то ее можно компенсировать
подбором фильтров (см. схему). Но потребуется сконструировать
НЧ-драйверы, обеспечивающие высокое (порядка 100 дБ) звуковое
давление на частотах от 30 Гц.
Исходя из этого и сложилась конструкция R909. Как видите, басовиков
у нее два, причем диаметром 38 см, а таким калибром не всякий
сабвуфер может похвалиться. На вид - обычные низкочастотные головки,
но на самом деле это не так. Диффузоры сделаны из легчайшей непресованной
целлюлозы и при своих габаритах обладают рекордно малой массой.
Однако, облегчив до предела мембраны и добившись минимальной
инерционности, получаем другую проблему - рост его резонансной
частоты. А первое правило качественного воспроизведения гласит,
что динамик не должен работать в области собственного резонанса.
Пришлось придумывать очень мягкий свободный подвес, а главное
- добиться при производстве ничтожного разброса его гибкости
от экземпляра к экземпляру. Для справки: у басовиков R909 резонансная
частота 27 Гц, тогда как типовое значение у большинства головок
- около 45 Гц. Вентилируемая звуковая катушка особой конструкции
обусловила высокую изначальную чувствительность и выдерживает
огромную подводимую мощность на самых низких частотах.
Разумеется, СЧ-динамик также сконструирован для открытого оформления.
На средних частотах АКЗ минимально, а на первый план выходит
линейность, поскольку сравнительно небольшой (150 мм) диффузор
должен работать с повышенной амплитудой. На снимках хорошо видно,
на какие хитрости пошли инженеры (патент SEAS): расположенный
внутри тонкий неодимовый магнит окружен плоскими магнитопроводами,
фокусирующими поле на звуковой катушке и в то же время не создающими
акустического сопротивления.
С лица твитер ничем не отличается от аналогичных с мягким куполом,
но если вы заглянете с обратной стороны, сразу узнаете один из
лучших высокочастотников, ScanSpeak Revelator с оптимизированной
камерой для подавления обратного излучения. Заодно минимизированы
и внутренние резонансы, из-за чего получается линейная АЧХ без
локальных всплесков и спадов.
Шасси (огромную изогнутую панель называть корпусом как-то неловко)
сделано из нескольких слоев MDF суммарной толщиной 46 мм и покрыто
рояльным лаком. Сзади оно усилено мощным ребром - это «сэндвич»
из стали и резины, эффективно гасящий вибрации литых корзин.
Устанавливается система на тяжелой литой станине с двумя парами
мощных акустических клемм с необычным серым матовым покрытием
вместо традиционной позолоты.
К R909 не подходят традиционные правила расстановки акустики.
С одной стороны, они не вызывают в комнате сильных стоячих волн
из-за дипольной природы излучения. С другой, на качестве звучания
куда сильнее, чем обычно, сказываются вторичные отражения, возникающие
в углах помещения. Ориентируясь только на слух, всю площадь комнаты
можно без труда расчертить на области, где бас сильно ослаблен,
линеен или заметно усилен - получится карта звукового давления
с циклонами и антициклонами. Этот каприз R909 стоит иметь в виду
всем и особенно - специалистам, которые будут внедрять и без
того необычные (по стилю) колонки Jamo в жилой интерьер. Учтите,
что после размещения АС по выработанному с эстетических позиций
плану придется переставлять и кресло слушателя, и сами колонки,
иначе они не смогут раскрыть весь свой потенциал.
А он у R909 немалый. Какое-то время придется привыкать к новым
ощущениям - характер баса не имеет ничего общего с тем, что бывает
у традиционных АС. Он проработан до мелочей, точно передает колорит
и оттенки. Инфранизкие и самые мощные составляющие переходят
в настоящую ударную волну, которая пытается сдвинуть вас с места.
На музыке низкий бас передается мягко, с приятным волнением,
а высокий - бодро и рельефно. Если колонки установлены правильно,
вы получите правдоподобный, узнаваемый бас, до которого, правда,
некоторым надо дорасти - он не так эффектен, как в системах с
мощным сабвуфером.
Средний диапазон состыкован с нижним почти идеально - в звуке
масса информации, вместе с основными гармониками слух улавливает
тончайшие тембральные нюансы. Верхняя полоса воспроизводится
удивительно нейтрально (опять же кому-то такое воспроизведение
может показаться скучным). В этой полосе все звучит нежно, прозрачно,
с хорошим разделением агрессивных дискантов от воздуха.
Чтобы отыскать у R909 минусы, придется слушать их не один час.
Например, можно обнаружить, что сцена недостаточно четко локализована
и имеет условную глубину. Но чуть передвинув АС (запаситесь рулеткой
- устанавливать придется с точностью до сантиметра) и изменив
их направление, получаешь искомую глубину и фокусировку. Упражнения
с шестидесятикилограммовыми колонками будут неплохой разминкой
для любого меломана, и это, пожалуй, еще один плюс R909.
Любая акустика такого уровня, как правило, имеет лишь один недостаток
- она не прощает компромиссов в остальном тракте и невнимания
к мелочам. Вот и к новым Jamo стоит отнестись всерьез, лишь тогда
они откроют душу. l
СУХИЕ ЦИФРЫ
Производитель Jamo A/S (Дания)
Номинальное сопротивление, Ом 4
Минимальное сопротивление, Ом не заявлено
Чувствительность (2,83 В/м), дБ 89
Максимальная кратковременная мощность, Вт 800
Разделение полос, Гц 250, 2500
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 25 - 30000
Неравномерность, дБ не заявлено
Габариты, мм 488 х 1276 х 541
Масса (каждой), кг 63,1
Цена, $ 15000
Made in Дания
|