ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЕ РЕСТОРАН, ГДЕ ВМЕСТО МЕНЮ ПРИНОСЯТ ОГРОМНОЕ
БЛЮДО С АССОРТИ И ПРЕДЛАГАЮТ ВСЕСТОРОННЕ ОЦЕНИТЬ ИСКУССТВО ШЕФ-ПОВАРА.
ОЩУТИВ В ЖЕЛУДКЕ ПРИЯТНУЮ ТЯЖЕСТЬ, ВЫ НЕНАРОКОМ ЗАМЕЧАЕТЕ, ЧТО
ЗА СОСЕДНИМ СТОЛИКОМ АНАЛОГИЧНАЯ ТАРЕЛКА ВЫГЛЯДИТ НАМНОГО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЕЕ...
РАЗВЕ НЕ В ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОПАДАЮТ ПОКУПАТЕЛИ ДОРОГИХ AV-РЕСИВЕРОВ?
Листая буклеты производителей в поисках подходящего по качеству,
оснащению и цене AV-ресивера, ловишь себя на мысли: за что берут
такие деньги? Поначалу не видно даже внешних отличий от бюджетных
аппаратов, которые сейчас тоже выглядят весьма презентабельно.
Если сравнивать характеристики, то преимущества дорогой техники
также не очевидны: при том же уровне шумов и искажений вместо
100 Вт в каждом канале, что, в общем-то, уже немало, будет предложено
120 - 150. Даже функциональность на примерно одинаковом уровне:
все тот же исчерпывающий набор декодеров, селектор для шести
и более источников, развитая система переключения АС. Окончательно
озадачивает тот факт, что далеко не у всякого ресивера ценой
под $2000 есть система автоматической калибровки с выносным микрофоном,
коммутация цифрового видео или хотя бы панелька разъемов на лицевой
части, удобная для подключения видеокамеры, игровой консоли или
mp3-плеера.
Ситуация на первый взгляд странная. Однако разница в цене вполне
обоснованна. Взять хотя бы тот же внешний вид. Да, дизайн может
и не отличаться, но конструкция у дорогих ресиверов солиднее.
Их шасси заметно усилено, многие аппараты наделены внутренними
виброизолирующими элементами и дополнительными экранами (нередко
омедненными). И органы управления на лицевой панели сделаны,
как правило, на совесть, а не ради эффекта - даже если каким-то
деталям придан респектабельный вид с помощью краски, то уж такого
качества, что даже спустя много лет они будут смотреться как
новые.
О втором отличии хорошо знают продавцы театральной техники.
Ресивер дешевле $1000 хотя и имеет сзади с сотню разъемов, но
лишь на первый взгляд хорошо приспособлен для развитой архитектуры.
Когда дело доходит до выбора под конкретные условия, выясняется,
что какой-то компонент к ресиверу просто не подключишь - не тот
тип разъема, входы-выходы уже заняты другим источником или вообще
не предусмотрены. Та же история и с функциями: перечень «примочек»
может быть внушителен, но нужной среди них не окажется. Как ни
крути, а покупатель вынужден заказывать то самое ассорти - AV-ресивер
за полторы-две тысячи, где наверняка найдется лакомство по вкусу.
Может быть, когда-нибудь индустрия аудио/видео дорастет до a
la carte, но пока приходится довольствоваться комплексными обедами.
Третий родовой признак высококлассного аппарата - его сервисные
возможности. Почти каждый ресивер из нынешнего списка укомплектован
роскошным обучаемым пультом ДУ с дисплеем и подсветкой, а некоторые
- даже двумя (второй, понятно, упрощенный). Опять же на большинстве
моделей в этом тесте вы найдете входы-выходы для передачи команд
от ИК-датчиков для управления из других комнат, триггеры автоматического
включения дополнительных компонентов, шину централизованного
управления RS-232. Тот факт, что данная техника хорошо приспособлена
для решения перечисленных задач, вам подтвердит любой специалист,
занимающийся установкой мультизонных AV-систем или разработкой
«умных домов».
Ну а самое существенное отличие - качество элементной базы.
Если говорить о ресиверах, то только по количеству электронного
«железа» уже может сложиться представление об уровне всего изделия.
Многоканальник за пару тысяч долларов не имеет права быть легким.
Масса не менее чем в двадцать кило - та самая «приятная тяжесть»,
которая гарантирует, что хотя бы система питания ресивера обладает
должной мощностью. Большое значение имеют и всякие «мелочи» вроде
селектора. В технике высокого класса применяются, например, видеокоммутаторы
профессионального качества с расширенной полосой пропускания
- они не испортят разрешение картинки. Те же слова можно сказать
и о коммутации аудио. Ради сохранения чистоты и нейтральности
звучания инженеры тщательно оптимизируют топологию всех соединений,
стремясь сократить число цепей и длину пути сигнала, применяют
точную селекторную электромеханику или цифровые коммутаторы,
находят средства защиты от радиочастотных помех. А о том, насколько
грамотно должна быть построена «активная» часть аудиотракта и
какого качества детали там должны применяться, думаем, и говорить
нет смысла - соревнование за совершенство звучания еще никто
не отменял.
Впрочем, о совершенстве пару слов сказать все же придется. Мы
заметили две не самых приятных тенденции. В погоне за «перформансом»
производители все чаще усиливают роль цифрового тракта, экономя
на аналоговом. А без последнего даже самый продвинутый аудиопроцессор
или конвертор - ноль без палочки. Так и появляется техника, которая
«вкусно» смотрится только в рекламном каталоге, а реально не
звучит. Вторая тенденция касается не столько качества звучания
аппаратуры, сколько ее возможностей. Иногда фирмы искусственно
ухудшают в классе свои изделия лишь с одной целью: чтобы младшие
модели в линейке не мешали продажам старших и наоборот.
Но не будем о грустном. Нам предоставили восемь отличных ресиверов
- а мы, в свою очередь, для каждого образца постарались создать
все условия (см. блок «Компоненты»), чтобы проявить себя как
в театральной, так и стереофонической системе.
Cпециальное предложение
Итоги, если вкратце, таковы. Ни про один аппарат не скажешь,
что он не оправдывает свою цену. Каждый - индивидуальность, а
если выражаться точнее - специалист в своей области. Поэтому,
чтобы сделать верный выбор при покупке ресивера стоимостью около
двух тысяч, для вас важно заранее определиться с приоритетами.
Для любителей классического хай-файного саунда - чистого, свободного
и неприкрашенного - оптимальным выбором станет, на наш взгляд,
Arcam Diva AVR300. Отлично подходит для работы с аналоговыми
стереоисточниками, хорошо контролирует нагрузку. Качественные
кабели, акустически подготовленная комната прослушивания - вот
гарантия стопроцентной удовлетворенности этим британским аппаратом.
К универсалам можно отнести JVC RX-DP20V - добротный, достаточно
мощный и дружелюбный к остальным звеньям аудиосистемы аппарат.
Этот, сделанный в Японии, ресивер не предлагает больших возможностей
для Custom Install, но сделать с помощью JVC RX-DP20V в квартире
пару зон прослушивания - пара пустяков.
Harman/Kardon AVR 7300 отлично подготовлен для работы в развитых
«умных» системах и показал незаурядный музыкальный талант, причем
по некоторым субъективным критериям - непревзойденный в тесте.
На наш взгляд, эта модель идеально подходит для музыкально ориентированной
системы 5.1. Поставьте одинаковые мониторы на все каналы и крупный
15-ти, а лучше - 18-дюймовый сабвуфер, и вы сделаете не театр,
а «домашний Карнеги-холл».
Marantz SR8500 позволяет коммутировать цифровые видеоисточники,
а кроме того, обладает «очищенным» стройным голосом даже при
воспроизведении музыкальных программ в сжатом формате (mp3 или
Dolby Digital). Если бы нас попросили выбрать оптимальный ресивер
для работы с домашним мультимедиа-сервером, выбор однозначно
пал на эту модель. Замечательно подойдет также и для инсталляции
в «умных домах».
Почтенный NAD T 773 сложно назвать современной моделью. Но,
пожалуй, это единственное «против». Все остальные характеристики,
особенно те, что относятся к качеству звучания - у него на уровне.
Удобен в управлении, гибок в настройке, обладает солидной мощностью.
Для любителей традиционных систем - лучше не придумаешь.
Не будем скрывать, Rotel RSX-1056 сначала показался несколько
странным, однако позже стало ясно, что в нем четко реализован
принцип разумной достаточности. Ничего лишнего. Каждый доллар
вложен в звук и в перспективу. Тем, кто хочет все и сразу, не
подойдет. А вот покупателям, которые собираются строить свою
аудиосистему поэтапно, наращивая ее возможности, RSX-1056 - отличный
выбор при наличии подходящей акустики.
Sherwood Newcastle R-965 звучит точно, мощно, с достоинством
и обладает расширенными возможностями для многоканального воспроизведения.
Он способен дать своему владельцу нечто большее, чем домашний
кинотеатр. Пожалуй, это единственный аппарат в нашем тесте, которому
по силам озвучить даже очень крупную, метров в 50 - 60, гостиную,
и при этом он в ней не затеряется. Выглядит американец явно круче
своего ценника.
И наконец, Sony STR-DA7100ES. Если простить этому ресиверу некоторые
странности, которые стали следствием (как мы предполагаем) глубокой
цифровой обработки, предшествующей этапу импульсного усиления,
то остается лишь констатировать факт: перед нами выдающийся во
всех смыслах аппарат. При правильном подходе из него можно выжать
и безукоризненную музыкальность, и мощь каких угодно голливудских
эффектов. А настроечные возможности - вообще вне конкуренции.
Вот теперь, когда определены приоритеты, остается назвать модели,
которые мы, учитывая не только звучание, но и функциональность,
современность и цену, объявим победителями в тесте. «Рекомендации»
отдаем Sherwood Newcastle R-965, Marantz SR8500 и Harman/Kardon
AVR 7300, а Grand Prix получает Sony STR-DA7100ES. l
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя,
синхрониз. AV
Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя, местополож.
тыловых каналов,
синхрониз. AV
Фильтрация сабвуфера, Гц
40, 60, 80, 100, 120, 200
80, 100, 120
40, 60, 80, 100, 120, 200
80, 100, 120
40, 60, 80, 100, 120, 150, 200
40, 60, 80, 100, 120, 150, 200
40, 60, 80, 100, 120
40 — 200, с шагом 10
Дополнительные эффекты
6 предуст. DSP
3D Headphone, 13 предуст.
DSP
Logic 7, VMAx
SRS
Enhanced Stereo Surround Modes
Rotel Extended Surround, DSP Music
12 предуст. DSP
Cinema Studio EX, V.Multi и другие
Коммутация
Подключение телефонов
Да, 6,3 мм
Да, 6,3 мм
Да, 6,3 мм
Да, 6,3 мм
Да, 6,3 мм
Нет
Да, 6,3 мм
Да, 6,3 мм
Аналоговые аудиовходы
6 лин.
7 лин., 1 Phono
8 лин.
8 лин.
8 лин.
7 лин.
9 лин., 1 Phono
8 лин., 1 Phono
Аналоговые аудиовыходы3
3 лин.
4 лин.
4 лин.
5 лин.
4 лин.
5 лин.
4 лин.
6 лин.
Многоканльные входы
7.1
5.1 и 7.1
7.1
7.1
7.1
7.1
7.1
7.1
Вых. с предварит. секции
7.1
7.1
7.1
7.1
7.2
8.24
7.2
7.1
Видеовходы
3 компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 5 S-Video
3 компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 5 S-Video
3 компон. Y/Pb/Pr, 6 композит., 6 S-Video
4 компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 5 S-Video
3 компон. Y/Pb/Pr, 6 композит., 6 S-Video
3 компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 5 S-Video
3 компон. Y/Pb/Pr, 7 композит., 7 S-Video
2 компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 5 S-Video
Видеовыходы
Компон. Y/Pb/Pr, 4 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 3 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 3 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 4 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 4 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 5 композит., 4 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 3 композит., 3 S-Video
Компон. Y/Pb/Pr, 4 композит., 3 S-Video
Цифровые входы
3 коакс., 3 оптич.
3 коакс., 4 оптич.
4 коакс., 4 оптич.
3 коакс., 4 оптич., 2 DVI-D
4 коакс., 2 оптич.
3 коакс., 2 оптич.
2 коакс., 7 оптич. и USB
2 HDMI,2 i.Link (Audio), 3 коакс., 4
оптич.
Цифровые выходы
Коакс. и оптич.
Оптич.
2 коакс., 2 оптич.
Коакс., оптич. и DVI-D
Коакс. и оптич.
Коакс. и оптич.
Коакс. и оптич.
HDMI и оптич.
Тюнер
Диапазоны
FM/MW
FM/MW/LW
FM/MW
FM/MW/LW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
FM/MW
Память
30 ячеек
30 и 15 ячеек
30 ячеек
50 ячеек
30 и 10 ячеек
30 ячеек
30 ячеек
30 ячеек
Функции RDS
PS, RDS-Text
PS, PTY, RDS-Text, EON (TA, Info, News)5
PS, PTY, RDS-Text
PS, PTY, RDS-Text
PS, RDS-Text
PS, PTY, RDS-Text, CT, EON (TP, TA)
Нет
PS, PTY, RDS-Text, CT
Дополнительные сведения
Автоматическая настройка
Нет
Нет
EzSet
МРАС
Нет
Нет
SNAP
Нет
Экранное меню
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Да
Пульт ДУ
Программир.
Обуч.
Обуч.
Обуч.
Обуч.
Обуч.
Обуч.
Обуч.
Таймер сна
Нет
Да
Да
Да
Нет
Нет
Да
Да
Шины управления
RS-232, ИК, триггеры
Compu Link-4, Text Compu Link
RS-232, A-Bus, ИК, триггеры
RS-232, RC-5, RC Multi, ИК, триггеры
RS-232, ИК, триггеры
RS-232, ИК, триггеры
RS-232, ИК, триггеры
RS-232, Ctrl-S, ИК, триггеры
Потребл. мощность, Вт
1200 (макс.)
600
1500 (макс.)
620
1200 (макс.)
450
650
250
Габаритные размеры, мм
433 х 145 х 420
445 х 177 х 475
440 х 192 х 520
440 х 184 х 463
435 х 195 х 423
432 х 162 х 442
440 х 196 х 450
430 х 175 х 410
Масса, кг
16,2
24,0
28,6
15,0
24,0
17,2
23,5
23,5
Цена, $
2300
1650
2200
1800
1799
1889
1786
2300
1) Есть селектор для второй зоны. 2) В стереорежиме.. 3)
Включая выходы для дополнительных зон. 4) Имеется выход на
второй центр и второй сабвуфер. 5) Данные RDS также выводятся
на экран монитора.