#2/2006 • ПРЯМАЯ
РЕЧЬ
Николай ЕФРЕМОВ
РУЛИТЬ В МЕЙНСТРИМЕ
НАШИ ПОСТОЯННЫЕ ЧИТАТЕЛИ ЗНАЮТ, ЧТО MONITOR AUDIO НЕ ТОЛЬКО
ПРОИЗВОДИТ АКУСТИКУ НЕПОСРЕДСТВЕННО В АНГЛИИ, НО И ПРИМЕНЯЕТ
В НЕЙ СОБСТВЕННЫЕ ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ. ИХ МОЖНО СРАЗУ УЗНАТЬ ПО
ДИФФУЗОРАМ С ХАРАКТЕРНЫМ МЕТАЛЛИЧЕСКИМ БЛЕСКОМ. ТЕХНОЛОГИЯ C-CAM
БЫЛА РАЗРАБОТАНА БОЛЕЕ 15 ЛЕТ НАЗАД И ДО СИХ ПОР НЕ ТЕРЯЕТ АКТУАЛЬНОСТИ,
ПОСКОЛЬКУ МЕМБРАНА ИЗ МЕТАЛЛОКЕРАМИКИ ОБЛАДАЕТ УНИКАЛЬНО ВЫСОКИМ
ОТНОШЕНИЕМ ЖЕСТКОСТИ К ВЕСУ И КАК СЛЕДСТВИЕ - МАЛЫМИ ИСКАЖЕНИЯМИ.
ПОЧТИ НЕ МЕНЯЮТСЯ СО ВРЕМЕНЕМ И НАЗВАНИЯ ЛИНЕЕК - BRONZE, SILVER
И GOLD, ЛИШЬ ИЗРЕДКА ДОБАВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ. КАК ИДУТ ДЕЛА У КОМПАНИИ
В НЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ ДЛЯ HI-FI-БИЗНЕСА ВРЕМЕНА? НА ЭТУ И ДРУГИЕ
ТЕМЫ МЫ ПОГОВОРИМ С ДЭЙВИДОМ ХОББСОМ, ДИРЕКТОРОМ ПО ЭКСПОРТУ
ПРОДУКЦИИ.
Д.Х.: Прошлый год для нас был просто фантастическим - продажи
выросли на 25%, удалось открыть новые рынки сбыта. Фирма очень
вовремя выступила с системами для iPod, а вы знаете, насколько
это направление перспективное. Хотя и несколько странное, должен
заметить, оно ближе к компьютерному бизнесу, чем к аудио. Но
мы стали этим заниматься, чтобы дать возможность людям слушать
Low-Fi с качеством Hi-Fi.
И в отличие от других компаний мы не станем выпускать самые
дешевые «ай-деки», а постараемся добиться максимально возможного
качества. Уже в начале нынешнего года выйдет iDeck-2, и вполне
возможно, что в нем будет и встроенный CD-плеер. Я считаю, это
прекрасный способ привлечь молодежную аудиторию.
Тем не менее Hi-Fi для нашей компании всегда был приоритетным
направлением, а в этой сфере большое значение имеет дистрибьюционная
политика. В России мы работаем с «М.Видео» и очень довольны тем,
как идут дела. На Hi-Fi Show в марте* покажем кое-что сногсшибательное,
но пока не могу говорить - секрет! На следующей неделе лечу на
переговоры в ЮАР, там у нас тоже неплохие перспективы.
Н.Е.: А что вы можете сказать о европейском рынке?
Д.Х.: Прежде всего, падает спрос на домашнее кино. Люди более-менее
удовлетворены имеющимися системами и не собираются покупать новые.
Я недавно разговаривал с директором торгового департамента Pioneer,
и, по его словам, с ноября 2004 по ноябрь 2005 устойчивый рост
продаж наблюдался лишь в двух рыночных сегментах: плоские панели
и двухканальное аудио. Последнее подтверждается и нашими данными
- колонки Radius продаются все лучше и лучше.
Хотя в разных странах все по-разному, конечно. В Германии рынок
за пару лет сократился примерно на 40%, в Италии только-только
появились первые признаки роста. В Испании - ОК, в Англии просто
отлично. У нас просто феноменальный всплеск интереса к Hi-Fi.
Лучше всего идут дела в Америке, там аудиобизнес приносит миллиарды
долларов. Кроме шуток, в Штатах можно продать пару колонок за
$400000! Что бы там ни говорили, Hi-Fi - это очень мощный рынок.
Н.Е.: Но скоро, наверное, опять начнется спад, ведь ничего нового
в аудиоиндустрии не предвидится?
Д.Х.: Сейчас все гадают, что произойдет в 2006-м. Появится ли,
наконец, Blu-ray или HD-DVD; молодежь жаждет новых сенсаций в
области mp3. На самом деле большая беда, что целое поколение
воспитано на сжатых форматах, и привлечь его внимание к Hi-Fi
очень сложно. Но все-таки возможно, я считаю. Не так давно на
выставке в Куала-Лумпуре при демонстрации колонок Radius 90 я
подключил iPod. Он воспроизводил вполне прилично, но когда я
заменил источник SA-CD-проигрывателем, все просто обалдели, никто
даже и не предполагал, что звучание может быть таким. По всей
видимости, нужно будет заниматься и воспитанием нашей аудитории.
Кстати, похожая ситуация была в конце 60-х: все считали, что
появление компакт-кассеты убьет звукозаписывающую индустрию.
Однако этого не случилось, и винил прекрасно сосуществовал с
MC, несмотря на то, что хорошие кассетники писали 20 Гц - 20
кГц.
Н.Е.: Кстати, насчет винила. С каждым годом на хай-файных выставках
его становится все больше и больше. Как вы думаете, это мода
или прозрение?
Д.Х.: Интерес к винилу в Европе четко обозначился около четырех
лет назад. Тогда как раз появились SA-CD и DVD-A, и их разработчики
предрекали конец CD-Audio. Сейчас совершенно очевидно, что эти
форматы никому не нужны - SA-CD мертв, в DVD-Audio жизнь едва
теплится. Привлечь покупателя становится все сложнее. Недавно,
например, придумали такой трюк - на одной стороне диска записывают
музыку в CD-Audio, а на другой - видео на DVD, т.е. интервью,
клипы и т.д. Все равно плохо покупают.
На мой взгляд, проблема вот в чем: переход от аналоговых носителей
к цифровым многим дался тяжело с психологической точки зрения.
Мы коллекционировали пластинки, берегли, каждый конверт был маленьким
шедевром... Конечно, CD позволил слушать весь альбом, не вставая
с кресла, причем без щелчков и треска. Но механическая запись
способна передать эмоции, сложная электроника - нет. Вот вам
доказательство - LP-проигрыватели с лазерными звукоснимателями.
Они впервые появились в Японии в 1982-м и вскоре пропали, т.к.
началась эра CD. А не так давно американская фирма Final Technology
выпустила аналогичный проигрыватель, и, несмотря на астрономическую
цену $24000, звучал он отвратительно! Меня не удивляет то, что
многие возвращаются к истокам, вопреки дороговизне пластинок
- аудиофильский 180-граммовый винил стоит около $35 против $15
за CD. И я только рад этому, ведь Monitor Audio - изначально
хай-файная компания, и мы всегда будем придерживаться мейнстрима.
Н.Е.: Стало быть, акустика Monitor Audio рассчитана исключительно
на аудиофилов?
Д.Х.: Вообще-то, у нас очень разная продукция. При создании
колонок - независимо от того, Silver, Bronze, Gold или Radius
- мы учитываем не столько требования аудитории, сколько особенности
наиболее популярных усилителей, с которыми им придется работать,
т.е. Yamaha, Denon, Arcam, Creek Audio и т.д. Тут еще один важный
момент: покупательная способность молодежи сейчас намного выше,
чем 10 - 15 лет назад. Если раньше среднестатистический тинэйджер
мог потратить на пару колонок около 1500 фунтов, то сегодня -
2 - 2,5 тыс., и это тоже нельзя упускать из виду. Было бы слишком
просто сказать, что серия Bronze рассчитана на молодежь, Silver
- на более зрелых слушателей, а Gold - на умудренных жизнью аудиофилов.
На самом деле между ценой колонок и возрастом покупателя четкой
связи нет.
А теперь я задам вопрос: как вы видите ситуацию в сфере аудио?
Н.Е.: На фоне очевидных успехов в области видео (я имею в виду
плоские панели, HDTV, форматы высокой плотности и т.д.) Hi-Fi
в последнее время выглядит довольно бледно. Кроме дизайна почти
ничего не меняется, маркетинг подчинил себе R&D, из-за чего
техника становится все компактнее и легче. Очень сомневаюсь,
что это идет на пользу звучанию. Да, все начали уставать от домашнего
театра, и самое время предложить публике новую игрушку, а ее
все нет и нет. iPod, конечно, штука занятная, но как раз она
и показывает, насколько плохи дела у хай-файных производителей.
Солидные фирмы начинают выпускать гламурные цацки, чтобы хоть
что-нибудь заработать. Так ведь можно и имидж потерять.
Д.Х.: Гм... Но насчет театра вы верно заметили. По данным агентства
JFK, продажи DVD-проигрывателей в Европе начали падать. Здорово,
конечно, сидеть в кресле, а вокруг вертолеты летают, стрельба,
грохот... Но я считаю, за этим нужно идти в большой кинотеатр,
а дома лучше послушать музыку. Но даже и для фильма, причем любого,
в небольшой комнате достаточно двух колонок. Как вы думаете,
почему цены на DVD за последнее время так упали? Еще год назад
в США диск стоил в среднем $15, а теперь даже супермодный релиз
можно купить за $8 - 9. Спрос падает, и никакие ухищрения не
помогают. На переиздании «Sound of Music» 18 часов дополнительных
материалов! Кто это будет смотреть?
Н.Е.: А как насчет многоканального воспроизведения музыки? Это
же очень перспективная тема.
Д.Х.: Вот если бы вы спросили насчет многоканальной записи,
тогда бы я согласился. И совсем другое дело пытаться вытащить
несуществующую информацию из старых записей. Откуда возьмутся
дополнительные каналы на фонограмме Элвиса Пресли 50-х годов?
Там вообще моно! Сделать Hi-Fi многоканальным пытались давно,
еще в конце 70-х фирма Sansui предложила метод записи SQ на виниловый
диск, но 4 канала там реально были на мастер-ленте, а затем подвергались
фазовому кодированию. Так вот, изначально писать многоканальную
музыку - отличная идея. Но мучить старую фонограмму - значит
просто убить ее.
Н.Е.: А что вы сами слушаете? Обычные CD?
Д.Х.: Нет, CD я не люблю, их звучание меня никогда не устраивало.
У меня DAT-магнитофон Sony и очень много кассет, которые я сам
записывал. Вообще, мне кажется, CD протянет года четыре от силы.
Все больше коллекционеров пользуется домашними серверами, скачивая
музыку из Интернета или покупая ее у контент-провайдеров через
широкополосные линии. Современные накопители на оптических дисках
имеют фантастическую емкость, они способны вместить до 40 тыс.
«несжатых» CD. Уверен, будущее за такими системами. l
* Дэйвид имеет в виду HDI Show в «Ирис Конгресс-Отеле».
|