#2/2006 • ЛИЧНЫЙ
ОПЫТ
Руслан ТАРАСОВ
СУММА И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
ПРОДВИНУТЫЕ МЕЛОМАНЫ ЗНАЮТ ДВА САМЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБА ПРЕВРАТИТЬ
НЕКОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЗНАКОВ В РЕАЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ. ВАРИАНТ А:
КУПИТЬ АБОНЕМЕНТ В КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ. ВАРИАНТ Б: ВЫБРАТЬ СТЕРЕОСИСТЕМУ,
В КОТОРОЙ КАЖДЫЙ ВЛОЖЕННЫЙ ДОЛЛАР БУДЕТ РАБОТАТЬ НА ЗВУК.
КОМПОНЕНТЫ
Виниловый проигрыватель Pro-Ject 1
Xpression со звукоснимателем MM Pro-Ject K4 (€410) и фонокорректором Pro-Ject Phono
Box SE (€221).
Напольная акустика Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
Межблочники RCA Accuphase Super Refined
SL-10G (€ 455) и XLR
Accuphase Super Refined SLC-10 Balance Inerconnect (€ 620).
Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad
CS-EU 1,5 ($190/110).
Виброизоляторы Monitor Bolide Schock
Absorber (€ 52), Eraudio
Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Кое-кто из вас наверняка в недоумении. Двадцать первый век на
дворе - эпоха, понимаешь, домашнего театра, а мы снова будем
тестировать то, чего в магазинах нынче и днем с огнем не сыщешь
- стереокомпоненты. Действительно, выбор классического двухканального
Hi-Fi теперь стал как никогда скудным: либо это дешевые и неопрятно
звучащие музыкальные центры, либо системы, к которым без четырехзначной
суммы в долларах и не подойти.
Но мы-то уверены, что модное и могучее многоканальное аудио
не сможет полностью вытеснить стерео. Как бы ни изощрялись маркетологи
в продвижении 5.1/7.1/9.1, традиционная техника продолжает доказывать
свою музыкальную состоятельность. Считайте это аксиомой.
Нет ничего такого, чего бы не смогла воспроизвести парочка акустических
систем, правильно установленных в комнате и подключенных к хорошему
усилителю с качественным источником. Даже если говорить о пространственных
эффектах, для передачи которых, как многие ошибочно полагают,
обязательно нужна система с тыловыми колонками. Не будем углубляться
в особенности нашего слухового восприятия. Поверьте на слово:
с обычными АС безо всяких процессоров можно получить трехмерную
звуковую картину. Природа пространственной локализации мнимых
источников достаточно хорошо изучена, не является феноменом и
давно применяется грамотными звукооператорами. Скептикам, которые
лично хотят удостовериться в правоте высказываний, мы можем посоветовать
найти и послушать диск B&W Speakers collection Vol.1, на
котором есть стереотреки с окружающим звуком и те же произведения,
закодированные в DTS. Помимо этого, довольно редкого диска можем
посоветовать альбом Роджера Уотерса «Amused To Death», на нем
тоже масса интересных эффектов, создающих иллюзию присутствия
боковой и тыловой акустики.
Любители окружающего звука правы, пожалуй, лишь в одном - с
помощью тыловых каналов можно сформировать не иллюзию, а весьма
близкое подобие задней и боковых «сцен». Это интересно, но, как
вы и сами понимаете, для музыки наличие тыла не так уж принципиально.
Особенно если учесть затраты на дополнительные колонки и усилители,
которые, по идее, должны быть так же совершенны, как и основные.
К чему мы столько говорим о пространственном звучании? Только
потому, чтобы у меломанов не возникало комплекса неполноценности,
когда взамен роскошной по своим возможностям и красоте воспроизведения
многоканальной системы из AV-ресивера и DVD-плеера им вдруг придет
мысль купить обычный проигрыватель с усилителем. Кстати, наверняка
при той же цене именно стереокомплект окажется более высоким
по классу. Хотя этот тезис, скорее всего, нуждается в проверке.
НАСТРОЙКА ПО КАМЕРТОНУ
Сочетание проверенных решений в усилении и самых свежих идей
в области цифрового воспроизведения - вот чем примечателен этот
доступный по цене и лаконичный по дизайну комплект.
Интегральник HK 970 предназначен для работы с шестью источниками,
включая винил (есть RIAA-корректор), имеет селектор записи и
электронный темброблок (с режимом обхода). Оконечники на дискретных
элементах спроектированы в типичном для техники Harman/Kardon
ключе - при не самой высокой мощности они, тем не менее, способны
выдать на пиках сигнала ток величиной до ±80 А, а следовательно,
легко справятся с любой низкоомной акустикой. Тракт усилителя
широкополосный, с минимальной глубиной отрицательной обратной
связи - как видите, аудиофильские черты бывают не только у породистого
хай-энда. Функциональные возможности расширены выходом с предварительной
секции (причем регулируемым) и селектором для двух пар колонок.
Но еще интереснее конструкция HD 970 - проигрывателя, награжденного
европейской ассоциацией EISA. Разработчики применили в этом аппарате
(поддерживает mp3 и читает CD-Text) вместо типовой цифровой архитектуры
«приемник данных - фильтр - ЦАП» новое решение, основанное на
мощном звуковом процессоре, который действует асинхронно с приводом.
Иными словами, все считанные данные сначала закачиваются в буфер,
а уже из него, с минимальным джиттером, переносятся в 32-битовый
DSP, который в реальном времени осуществляет цифровую фильтрацию
и линеаризацию звука. Более того, процессор имеет собственный
цифровой вход и потому сможет работать с любым внешним источником
на частотах дискретизации от 32 до 96 кГц. Согласитесь, заманчиво
выглядит перспектива с помощью качественного ЦАПа проигрывателя
облагородить звучание цифрового спутникового ресивера или бюджетного
DVD-плеера.
Звучание HD 970/HK 970 для своей цены можно признать безукоризненным.
Конечно, на фоне дорогих комплектов вы заметите не столь выдающуюся
динамику и недостаточно аккуратную детализацию. А если судить
строго, басам слегка не хватает контроля; нюансы в середине немного
завуалированы, верхний диапазон смягчен (по фоновходу в этой
полосе наблюдается еще и недостаточно чистое звучание). Звук
исключительно открытый, музыкальный баланс выдержан отлично,
перед вами трехмерная стабильная сцена.
Значение этих качеств трудно переоценить - именно они пробуждают
интерес к прослушиванию музыки.
Harman/Kardon HD 970 и HK 970
Производитель Harman International
Company (США)
Цена комплекта $900
Made in Китай
www.harmankardon.com
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом 2 х 100
на нагрузку 8 Ом 2 х 80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель 20 - 20000 (-0,5 дБ)
усилитель 5 - 150000 (-3 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 116
усилитель (phono) 95 (75)
Гармонические искажения, %
проигрыватель 0,0009
усилитель 0,09
Размеры, мм
проигрыватель 440 x 63 x 332
усилитель 440 x 110 x 395
Масса, кг
проигрыватель 4,6
усилитель 10,4
Спектр искажений усилителя Harman/Kardon HK 970 №YC0016-05158
Уровень 2-й гармоники -76 дБ, 3-й - -66. Составляющие высоких
порядков имеют значительную амплитуду и равномерно распределены
по спектру вплоть до 13 кГц. Скорее всего, это скажется на звучании
высоких частот, они могут иметь «транзисторную» окраску. Общий
уровень искажений порядка 0,008% при мощности 13,2 Вт. В тракте
присутствует фон (ступенька до -68 дБ) 50 Гц. Будьте внимательны
при подключении усилителя - по возможности заземляйте его корпус
и избегайте «земляных» петель.
АЧХ усилителя Harman/Kardon HK 970 №YC0016-05158
Тембр в HK 670 регулируется разными кнопками через простейшее
меню. И хотя дисплей при этом показывает одинаковую максимальную
глубину коррекции (±6 дБ), по графику видно, что эти значения
справедливы лишь для Treble, в то время как Bass работает от
+10 до
-11 дБ на частоте 20 Гц. Что логично, поскольку с низкими частотами
всегда больше проблем, особенно если усилитель взаимодействует
с малогабаритной полочной акустикой. Странно лишь, почему при
большем шаге регулировки табло фиксирует заниженные значения.
ЯПОНСКИЙ НЕОКЛАССИЦИЗМ
Эти два аппарата возвращают нас в золотые времена японского
хай-фая, но уже на современном уровне развития. Проигрыватель
воспроизводит SA-CD, оснащен отличным цифровым преобразователем
24 бита/192 кГц (Burr-Brown PCM1791) и, конечно, не обделен фирменными
деноновскими «фичами» - цифровым фильтром AL24 и гибридной виброгасящей
конструкцией. Оконечный усилитель построен на дискретных элементах
- новейших сильнотоковых полевых транзисторах, позволяющих получить
от простой однокаскадной двухтактной схемы высокую мощность при
низких искажениях. Питаются цепи усилителя от пары трансформаторов
с малым полем рассеивания. Интегральник имеет отключаемый темброблок,
селектор для шести источников (в т.ч. корректирующий Phono) и
селектор записи.
Ваше внимание наверняка привлечет кнопка Pure Direct на проигрывателе
и Source Direct на лицевой панели усилителя. Первая отключает
в источнике все лишние потребители, не имеющие отношения к звучанию
(дисплей, светодиоды и т.д.). А вот назначение второй состоит
не в подключении источника кратчайшим путем, как можно предположить,
а в подаче сигнала к оконечникам, минуя даже регулятор громкости
- отличное решение для интеграции стерео в многоканальный домашний
театр.
Связка DCD-1500AE/PMA-1500AE обладает очень динамичным и чистым
«голосом», демонстрирует хорошую разборчивость в нижнем диапазоне
и подробно, хотя и немного прохладно, воспроизводит середину.
Нижний верх, по субъективным ощущениям, слегка окрашен (сказанное
не относится к воспроизведению SA-CD), зато высшие составляющие
переданы с точностью и детальностью, которые сделают честь и
аппаратуре вдвое дороже. Излишне строгий, даже немного бедный
на самые низкие частоты бас к недостаткам относить не буду -
именно такой характер воспроизведения наилучшим образом подходит
для большинства напольных АС, страдающих, как правило, мягкотелостью
в нижнем регистре. И звуковая сцена хороша. Передние планы слегка
выдвинуты, задние эффектно оттеняются легчайшей звуковой дымкой
- пусть такая панорама не совсем точна, зато очень выразительна.
Как минусы же отметим фонокорректор посредственного качества.
При сравнении с внешним блоком RIAA выясняется, что встроенный
не обладает должной динамикой воспроизведения, особенно по высоким
частотам. Звучит винил без «огонька», немного ватно.
Denon DCD-1500AE и PMA-1500AE
Производитель Denon Brand Company, D&M
Holdings Inc (Япония)
Цена комплекта € 1498
Made in Япония
www.denon.com
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом 2 х 140
на нагрузку 8 Ом 2 х 70
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель CD/SA-CD 2 - 20000/
2 - 50000 (-3 дБ)
усилитель 5 - 20000 (±0,5 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель CD/SA-CD 110/104
усилитель (phono MM/MC) 108 (89/74)
Гармонические искажения, %
проигрыватель CD/SA-CD 0,0018/0,0013
усилитель 0,01
Размеры, мм
проигрыватель 434 х 135 х 331
усилитель 434 х 135 х 410
Масса, кг
проигрыватель 7,6
усилитель 14,6
Спектр искажений усилителя Denon PMA-1500AE №5081500504
Типичная картина для грамотно спроектированного двухтактного
тракта - 2-я гармоника значительно подавлена, а уровень 3-й не
превышает -70 дБ. Практически отсутствуют составляющие высших
порядков, поэтому суммарный КНИ при выходной мощности 16,4 Вт
всего 0,005%. Уровень фона также очень мал. Звучание такого усилителя
будет определяться в основном величиной интермодуляционных искажений,
демпфинг-фактором и энерговооруженностью источника питания. Два
последних фактора влияют на качество баса и макродинамику.
АЧХ усилителя Denon PMA-1500AE №5081500504
Глубина регулировки тембра одинакова по НЧ и ВЧ - ±10 дБ с точкой
перегиба 1200 Гц. В режиме Source Direct характеристика абсолютно
линейна. Обратите внимание, что при максимальном подъеме Bass
и Treble возрастает усиление и на средних частотах.
СЕРЬЕЗНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Марка Musical Fidelity постоянно на слуху у меломанов, предпочитающих
классическую стереофонию. Важным преимуществом этой компании
можно считать то, что она не прекращает инженерный поиск. Во
всяком случае, более плодовитого на новинки производителя Hi-Fi
найти в Соединенном Королевстве трудно.
Вот, кстати, одна из самых свежих - комплект серии A3.5. Эти
компоненты отличаются узнаваемым дизайном, содержат целый ряд
интересных конструктивных решений и имеют высокие характеристики
(последнее утверждение для MF скорее правило, чем исключение).
В проигрывателе A3.5-CD конструкторы поставили не дающий наводок
ЖК-дисплей и цифровой тракт, построенный на 24-битовом цифровом
фильтре, который сначала осуществляет апсэмплинг данных с CD
до 96 кГц и лишь затем выполняет 8-кратную передискретизацию.
На выходе - сдвоенные ЦАПы, включенные дифференциально. В механизме
считывания Philips применена качественная оптическая система
от Sharp. Любопытная деталь: к проигрывателю прилагается компакт-диск
с записью камерной классической музыки. Если вы обратите внимание
на состав исполнителей, то заметите среди них Энтони Майклсона.
Как видите, директор MF свободное от работы время посвящает серьезному
музицированию.
Усилитель A3.5-INT - аппарат минималистский. Пять линейных входов
с «петлей» для магнитофона, вход напрямую на оконечник (включается
кнопкой HT Direct), тракт без темброблоков, принцип двойного
моно и мощные «концы», способные выдать ток до 50 А. На задней
панели две пары клемм на каждую акустику сделаны для простоты
бай-вайрингового подключения (селектора АС не предусмотрено).
В комплекте еще один сюрприз - качественный аудиошнур для iPod.
По всем признакам A3.5-CD/A3.5-INT - отлично сыгранный дуэт.
Звучание покоряет тембральной точностью и богатством - здесь
техника MF превзошла многие хай-эндные аппараты. Критиковать
систему за динамику, звуковое разрешение и стереосцену невозможно,
- все это оценивается на пять с плюсом в своей категории. Компоненты
бесподобно передают атаку, радуют реалистичным басом и буквально
обнаженной (хотя и немножечко «переигранной») серединой. В верхах
присутствует легкая, а потому простительная вуаль. В верхней
середине улавливаются сухие нотки. Да, A3.5 что-то добавляет
в звук от себя, но проявляется это не какой-то явной механической
подкраской, а хорошо замаскированным «подтекстом».
Musical Fidelity A3.5-CD и A3.5-INT
Производитель Musical Fidelity Ltd
(Великобритания)
Цена комплекта $3398
Made in Тайвань
www.musicalfidelity.com
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом 2 х 240
на нагрузку 8 Ом 2 х 150
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель 10 - 20000 (-0,2 дБ)
усилитель 20 - 20000 (-0,1 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 115
усилитель 100
Гармонические искажения, %
проигрыватель 0,006
усилитель 0,01
Размеры, мм
проигрыватель 440 х 100 х 395
усилитель 440 х 100 х 395
Масса, кг
проигрыватель 10,8
усилитель 14,4
Спектр искажений усилителя Musical Fidelity A3.5 №A300-301
Спектрограмма почти такая же, как у Meridian, разве что хвост
гармоник покороче. По всей видимости, и здесь обратная связь
не слишком глубока. Вообще говоря, пики промежуточных гармоник
(а их два только между 2-й и 3-й) свидетельствуют о сильной интермодуляции.
Но при этом - парадокс - общий уровень искажений при мощности
19 Вт всего 0,005%. Можно предположить, что усилитель будет звучать
нейтрально, но не стерильно.
В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ
Начиная с середины 80-х британская Roksan сделала немало отличных
виниловых проигрывателей и корректоров, удивила оригинальностью
своих тонармов и «спид-боксов» (блоки, поддерживающие стабильную
скорость вращения LP). Однако в текущем ассортименте Roksan,
который, как и прежде, включает всё для винила и даже АС собственного
производства, наибольший интерес для нас здесь представляют CD-проигрыватель
и интегральный усилитель серии Caspian. Эта линейка увидела свет
еще в 1999 году, а совсем недавно подверглась модернизации и
получила в названии приставку «M series-1».
Выпускаются эти оригинальные плоские компоненты в двух видах:
с серебристой или черной лицевой панелью (первая, кстати, хорошо
смотрится на фото, а последняя, на наш вкус, лучше выглядит живьем).
В проигрывателе, как сообщает рекламный буклет, установлен отобранный
механизм считывания дисков (неужели в самом деле проверяют точность
механики перед сборкой?). Для всего цифрового тракта, выход которого,
кстати, построен на преобразователе Burr-Brown PCM1730E, такт
задает вручную изготовленная система синхронизации. Благодаря
этим мерам джиттер в проигрывателе Caspian M series-1 не превышает
150 пс, а сам аппарат может выступить в качестве первоклассного
транспорта, оборудованного, кроме обычных цифровых выходов, еще
и AES/EBU. Не меньшее внимание разработчики уделили и системе
питания. Энергия от тороидального трансформатора расходится по
10 независимым стабилизаторам.
И коротко об интегральнике. Рассчитан на пять источников, имеет
микропроцессорное управление селектором, моторизованный регулятор
громкости, симметричный аудиотракт и 350-ваттный «малошумящий»
тор с четырьмя контурами питания. Наличие отдельных входов/выходов
позволяет использовать Amp Caspian M series-1 как в качестве
преда, так и в роли отдельного двухканального усилителя мощности.
Компактные усилители всегда вызывают недоверие, но в случае
Roksan сомнения можно смело оставить. Эта система звучит живо,
телесно и празднично. Динамика баса превосходна, в остальном
диапазоне - просто хороша. Средина передается душевно (иных слов
и не подберешь), а верх не прилизан и реалистичен. Звуковое разрешение
можно охарактеризовать как высокое. Пусть и не рекордное в своем
классе, зато без причуд - подробности одинаково четко выявляются
по всему диапазону. К достоинствам проигрывателя можно отнести
также выверенный музыкальный баланс и точную сцену.
Roksan Caspian M series-1 CD и
Caspian M series-1 Amplifier
Производитель Roksan Audio Ltd
(Великобритания)
Цена комплекта € 3200
Made in Великобритания
www.roksan.co.uk
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом 2 х 120
на нагрузку 8 Ом 2 х 85
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель 20 - 20000 (±0,3 дБ)
усилитель 1 - 100000 (-3 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 105
усилитель 108
Гармонические искажения, %
проигрыватель 0,001
усилитель 0,003
Размеры, мм
проигрыватель 432 х 70 х 330
усилитель 432 х 70 х 330
Масса, кг
проигрыватель 9,0
усилитель 13,0
Спектр искажений усилителя Roksan Caspian M-1 №0112511
А вот здесь все с точностью наоборот - 2-я гармоника доминирует,
а все остальные равномерно распределены по спектру. Подобную
тенденцию у английских усилителей, в частности, у Cambridge Audio,
NAD и Naim, мы уже отмечали ранее. По звучанию - теплому, с характерным
бархатом на духовых инструментах - они напоминают ламповые однотактники,
но в отличие от них способны работать с мощной и малочувствительной
акустикой.
Правда, широкополосная интермодуляция в ВЧ-диапазоне может несколько
испортить впечатление. Но общий КНИ при выходной мощности 13,7
Вт всего 0,006%, так что заметной грязи на верхах, скорее всего,
не будет.
КРЕПКАЯ ХВАТКА
Южно-корейская компания April Music - молодой игрок на рынке
первоклассного аудио. Основанная в 1998 году, она уже слегка
потрясла устои High End, выпустив суперсистему Eximus. Но в нынешнем
тесте мы оценим вершину её хай-файного мастерства - проигрыватель
и полный усилитель 320-й серии. Они выпускаются под брэндом Stello
и собраны в бескомпромиссных алюминиевых корпусах.
CDA320 можно классифицировать как «интегральный проигрыватель».
На одном шасси установлен независимый виброзащищенный транспорт,
идентичный модели CDT200 (с механизмом Philips VAM1202), и высокоточный
ЦАП с преобразованием до 24 битов. Аппарат, кроме цифровых выходов,
оборудован входами и простейшим селектором, позволяющим применять
CDA320 в качестве внешнего преобразователя для других цифровых
источников. Причем у пользователя есть интересная возможность
- поднять частоту дискретизации входных данных до 96 или до 192
кГц с помощью цифрового фильтра либо оставить прежней в режиме
Bypass. Аналоговая часть тоже вызывает уважение - выходы построены
по балансной схемотехнике, обладают расширенной до 45 кГц полосой
воспроизведения и работают в классе А.
Интегральник AI320 оборудован дисплеем, имеет цифровую систему
регулировки громкости CS3310 (кстати, с памятью для каждого из
пяти источников) и наделен 800-ваттной системой питания с солидным
буфером емкостей в 90000 мкФ.
Пробы с виниловым источником (чтобы понять характер усилителя)
поначалу не впечатлили. В верхнем диапазоне слышны резкие составляющие,
середина тонально выдвинута, бас передается напряженно, хотя
в самом низу - весьма увесисто. На небольших уровнях AI320 не
дает пластичного комфортного звучания, скрадывает детали. Но
с ростом громкости характер меняется - при значениях 73 - 75
у.е. (по показаниям дисплея) AI320 начинает петь раскованно,
мощно и, как ни странно, с меньшей агрессией. Его сжатая «камерная»
звуковая сцена приобретает впечатляющий масштаб и острую сфокусированность.
Усилитель явно ориентирован на работу с низкочувствительными
АС высокого сопротивления.
Зато CDA320 свой высокий класс долго доказывать не пришлось.
Проигрыватель с продвинутым ЦАПом в штатном режиме 192 кГц звучит
нейтрально, собранно, непривычно гладко, зато изысканно. Переход
на 96 кГц, а тем более включение «бай-пассного» режима, заметно
выделили в звучании цифровые артефакты. Предпочтительный режим
работы CDA320 по аналогу - только по балансной линии.
Stello CDA320 и AI320
Производитель April Music Inc (Южная Корея)
Цена комплекта $4790
Made in не указано
www.aprilmusic.com
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом н.д.
на нагрузку 8 Ом 2 х 140
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель 10 - 20000 (-0,5 дБ)
усилитель 10 - 35000 (±3 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 120
усилитель 100
Гармонические искажения, %
проигрыватель 0,003
усилитель (на нагрузке 8 Ом) 0,005
Размеры, мм
проигрыватель 435 x 105 x 345
усилитель 435 x 105 x 415
Масса, кг
проигрыватель 8,0
усилитель 12,5
Спектр искажений усилителя Stello A1320 №A449006
А эта модель лучше подойдет для озвучивания баров, небольших
магазинов и офисных помещений. У нее феноменальная мощность -
261 Вт на 4 Ом, но при этом и искажения на порядок выше, чем
у остальных испытуемых. Любопытно, что 2-я и 3-я гармоники почти
одинаковы, но в этом нет ничего страшного. Хуже то, что составляющие
высших порядков, до 14-й включительно, сравнимы с ними по амплитуде.
Усилители с таким спектром и породили термин «транзисторное звучание»
- у них жесткий верх, акцент на определенные группы инструментов,
возможна окраска вокала.
Впрочем, уровень искажений измерялся при мощности 26 Вт, т.е.
более высокой, чем у других испытуемых, почти вдвое.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛИТА
Тридцатая серия в модельной иерархии Primare занимает привилегированное
положение. На разработку каждого компонента компания тратит много
сил и времени, прислушиваясь ко всем замечаниям экспертов и специалистов-электронщиков,
которые охотно сотрудничают с Primare. Зато результат, как правило,
оправдывает ожидания. И CD-проигрыватель, и интегральник, отобранные
нами для обзора, уже получили лестные отзывы. Остается узнать,
насколько хороши они вместе. Но сначала - несколько слов о конструкции.
Корпуса компонентов Primare, которые выпускаются как в «титановой»,
так и в «вороненой» отделке, ни с чем не спутаешь. И дело не
столько в скандинавской эстетике, сколько в фирменной двойной
лицевой панели. Внутрь неё упрятаны цепи управления, которые
при размещении на общем шасси обычно становятся источником помех.
В проигрывателе применен тщательно отъюстированный механизм DVS
DSL-710. Цифровой тракт построен на четырех точных 24-битовых
ЦАПах Burr-Brown PCM1704K, а аналоговый - на быстродействующих
малошумящих усилителях. Возможности подключения исчерпывающие:
аналоговые RCA и балансные XLR, коаксиальный SPDIF, оптический
TOS-Link, профессиональный AES/EBU.
Усилитель I30, как и проигрыватель, полностью балансный и построен
по принципу «двойное моно». Оснащен коммутатором на шесть источников
и прецизионной электронной системой регулировки громкости. «Силовая»
часть способна выдавать в нагрузку ток до 40 А. При разработке
ставилась задача создать универсальный аппарат в самом широком
смысле слова - для воспроизведения музыки любого жанра с любого
источника и на любых АС. Для подключения LP на заказ собирается
версия I30 со встроенным фонокорректором.
В нашем распоряжении был обычный I30, поэтому винил мы подключали
через свой корректирующий блок. Усилитель показал солидный открытый
звук с ясно выраженной атмосферой, но с несколько смятым низким
басом. В паре с CD31 воспроизведение становится почти эталонным.
Высокая детализация не придает звучанию агрессивности. Основной
бас и нижняя середина трактуются рельефно, артикулированно, с
отличной динамикой. Верхняя часть звучит несколько строго, зато
элегантно - с чистыми послезвучиями и пикантными дискантами.
В звуковой сцене нет даже намека на дымку - пространство прозрачно,
звуки локализуются объемно и почти не «гуляют» по планам. Удивило,
что переход с линейного на балансное соединение особых преимуществ
не выявил.
Primare CD31 и I30
Производитель Primare Systems AB (Швеция)
Цена € 5280
Made in не указано
www.primare.net
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом 2 х 180
на нагрузку 8 Ом 2 х 100
Диапазон воспроизводимых частот, Гц
проигрыватель 20 - 20000 (-0,5 дБ)
усилитель 10 - 100000 (-3 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 105
усилитель 100
Гармонические искажения, %
проигрыватель 0,01
усилитель 0,07
Размеры, мм
проигрыватель 430 x 100 x 385
усилитель 430 x 100 x 385
Масса, кг
проигрыватель 10,5
усилитель 15,5
Спектр искажений усилителя Primare 130 №934-039
Классическая картина для двухтактного усилителя. Четные гармоники
задавлены полностью (значит, схема прекрасно сбалансирована),
а основной вклад в КНИ вносят 3-я и 5-я. Затем шлейф резко спадает,
как у лампового усилителя, и в остальном диапазоне видны в основном
шумы. Вероятный характер звучания таков: неутомительное, с присущим
ему акцентом на духовых и струнных, с прозрачным верхом. Хотя
общий уровень искажений выше, чем у предыдущих усилителей - 0,028%
при мощности 15,4 Вт.
Учтите, что выход усилителя балансный, т.е. ни один из колоночных
разъемов не заземлен.
ВЕРНОСТЬ ИДЕАЛАМ
Аппаратуру Meridian не отнесешь к числу массовой. Представьте,
сколько будет стоить полная система, составленная из топ-моделей
престижной марки, если эта пара относится к entry level. Кстати,
компания не считает свою технику хай-эндом, предпочитая боле
скромное название Hi-Fi - правда с несколько иной расшифровкой:
Higher Fidelity. Вообще-то, к G51 логично было бы взять в компаньоны
проигрыватель G07, который долларов на 600 дешевле «восьмерки».
Но тогда бы мы лишились возможности познакомиться с аппаратом,
полностью соответствующим цифровым концепциям Meridian.
Корпуса сделаны из алюминия и стекла с потрясающим качеством
и основательностью. Это вещи, сразу вызывающие уважение. И в
проигрывателе, и в усилителе имеется крупный графический дисплей,
а под ним - кнопки, меняющие свое назначение в зависимости от
выбранного режима. Ключевая особенность проигрывателя - применение
в качестве транспорта компьютерного ATAPI-привода. Считывание
происходит в упреждающем режиме: данные сначала накапливаются
в буфере, потом обрабатываются мощным DSP Motorola DSP56367 и
лишь после этого, уже в 24-битовом формате и с частотой дискретизации
176,4 кГц, передаются на ЦАПы и аналоговые выходные каскады,
работающие в классе А (есть как линейные, так и балансные выходы).
К особенностям усилителя можно отнести наличие тюнера с системой
RDS, работающего в диапазонах FM/LW/MW - вот, кстати, почему
в документации Meridian модель G51 иногда называется «интегральным
ресивером». Опционально предлагается фоноплата для картриджей
MM/MC. Усилитель имеет продвинутый по своим характеристикам коммутатор
на семь источников, а регулировку громкости выполняет двойная
дифференциальная цепь - в Meridian уверяют, что эти звенья тракта
не вносят в звук ни малейших искажений, шумов и наводок.
Звучание пары можно описать двумя словами: масштабно и внятно.
Звук чист и пластичен, и это относится даже к тюнеру! В басах
чувствуется мощь и уверенность, середина буквально поет - в пространстве
формируются почти живые образы. Верхний диапазон воспроизводится
настолько комфортно, что сначала кажется, будто дисканты слегка
завуалированы. Однако, не напрягая слух, легко уловить массу
подробностей и почувствовать масштаб сцены. Иными словами, со
звуковым разрешением полный порядок. Для системы такой стоимости
связка Meridian G08/G51 звучит немного меланхолично, слегка скрадывая
динамику. Зато музыку можно слушать без устали сколь угодно долго.
Meridian G08 и G51
Производитель Meridian Audio Ltd (Великобритания)
Цена комплекта $6984
Made in Великобритания
www.meridian-audio.com
Выходная мощность усилителя, Вт
на нагрузку 4 Ом н.д.
на нагрузку 8 Ом 2 х 100
Отношение сигнал/шум, дБ
проигрыватель 96
усилитель 90
Размеры, мм
проигрыватель 440 х 90 х 350
усилитель 440 х 90 х 350
Масса, кг
проигрыватель 14,1
усилитель 13,5
Спектр искажений усилителя Meridian G51 №G51-100411
По спектру гармоник этот ресивер очень напоминает цифровой,
но на самом деле в него заложена та же схемотехника, что и в
топовой акустике DSP8000, т.е. усилители на биполярных транзисторах
с малой глубиной ООС. Последнее обстоятельство, скорее всего,
и обусловило примерно одинаковую амплитуду составляющих вплоть
до 20-й. Общий КНИ рекордно мал - 0,004% при выходной мощности
17 Вт, что говорит об очень высоком качестве тракта. Учитывая
распределение спектра, можно предположить, что звучание G51 будет
довольно выразительным.
Но аппарат очень чувствителен к электромагнитным наводкам извне.
В неблагоприятных условиях возможен повышенный уровень фона.
На всякий случай пользуйтесь балансными кабелями.
ПРОГУЛКА ПО СЦЕНЕ
Мы намеренно не стали проводить традиционный групповой тест,
хотя была возможность отдельно сравнить усилители и проигрыватели.
На то было две причины.
Первая обозначена еще вначале - нам, прежде всего, было интересно,
как компоненты работают вместе, в единой системе. Так мы сразу
решили вопрос сочетаемости. Вам остается лишь подобрать к приглянувшемуся
комплекту колонки.
Вторая продиктована уже чисто этическими соображениями: корректно
ли сравнивать модели с шестикратной разницей в цене? Вот поэтому
на сей раз - никаких наград.
Общий итог обзора, пожалуй, вас слегка обескуражит. Прогулявшись
по сцене семь раз, мы пришли к выводу, что стерофоническая система
по качеству звучания соответствует многоканальной примерно той
же стоимости. Если поставить их в равные условия - то есть не
подключать к AV-ресиверу пять случайных АС и первый попавшийся
сабвуфер, а подобрать акустику более тщательно, то разница вообще,
как ни странно, стирается. Однозначно выигрышно, пожалуй, смотрятся
только доступные Hi-Fi-компоненты - отчасти из-за того, что дешевых
ресиверов, способных выступить сильными конкурентами в зачете
«воспроизведение музыки», пока еще не встречалось.
Как можно объяснить неочевидность преимуществ хай-фая, изначально
заточенного под музыку, перед театральной техникой? Первая причина
чисто рыночная. AV-ресиверы намного популярнее стереокомпонентов,
и в первом случае деньги зарабатываются на объемах продаж, а
во втором - на марже. Получается, что стоимость двухканальной
аппаратуры несколько завышена. Второй момент: посмотрите, в каком
направлении движется прогресс. Цифровые технологии нивелируют
разницу между качеством, количеством и стоимостью «железа». Примерно
тот же набор микросхем в цифровом тракте, который вы найдете
под крышкой современного продвинутого CD-проигрывателя, получите
и вместе с AV-ресивером. Не прослеживается существенной разницы
и на аналоговом уровне. В выходных каскадах - примерно одинаковые
по характеристикам операционные усилители, в системах питания
- похожие по архитектуре многоконтурные изолированные цепи. Другими
словами, унификация.
Вывод напрашивается сам собой. Не стоит покупать стереокомплект
только для того, чтобы избавиться от AV-ресивера. Разработчики
приложили колоссальные усилия, чтобы «театральная» аппаратура
подтянулась по качеству к Hi-Fi. Но если у вас уже есть тщательно
настроенная под домашнее кино система 5.1 и теперь вдруг захотелось
послушать настоящее стерео, то совсем другое дело. Надеемся,
что из нашего обзора вы уже выбрали подходящую пару. l
7 раз отмерь
Поскольку в пяти усилителях из семи частотная коррекция не предусмотрена
и их АЧХ линейна в диапазоне 20 Гц - 20 кГц, соответствующие
графики мы приводить не стали. У Denon PMA-1500 и Harman/Kardon
HK-970 характеристика снималась при отключенном темброблоке (синяя
кривая) и крайних положениях регуляторов (красная и зеленая).
Максимальная выходная мощность измерялась при КНИ 1% на эквиваленте
нагрузки 4 Ом. Как показали наши тесты, именно такое сопротивление
у большинства колонок, что бы ни писали в паспорте. Уровень искажений
(не взвешенный) и их спектр приводятся для выходной мощности
0,1 от максимальной на частоте 1 кГц.
|