Есть женщины - среди них Кейт Буш, Шадэ, Эния - которым достаточно
выпускать альбомы раз в десятилетие, чтобы напоминать всем о
своем величии и оставаться королевами. Эти женщины - не просто
певицы, поэтессы и авторши, а Музыканты в самом великом смысле
слова, женщины-загадки и женщины-эпохи, суть творчества которых
не ограничивается определением «женское». Кейт Буш - талантливая
девчонка, вскружившая голову Дэвиду Гилмору (хоть и был он, по
слухам, ее родным дядей), одна из немногих, к кому уважительно
относятся поклонники арт-рока, прогрессива и прочей заумной музыки,
оригиналка и девица себе на уме, безусловно повлиявшая на таких
экстравагантных представительниц современной поп-музыки, как
Тори Эймос и Бьорк. Ее несравненный высокий голос и игра на фортепиано,
ее огромные широко распахнутые глаза и гибкий стан, ее очаровательная
танцевальная пластика и актерские данные, которые она так успешно
демонстрировала в клипах, ее прекрасные, романтичные, хрупкие
и в то же время очень глубокие, философские песни о солдатах-мечтателях,
красных туфельках и гончих любви... После успеха 70 - 80-х и
относительного благоприятствования Кейт Буш могла себе позволить
уйти в тень и заняться личной жизнью: у королев и инопланетянок
она тоже бывает. Но вот двенадцатилетнее молчание прервано двойным
альбомом. Честно говоря, от юной непосредственной девчонки тут
мало что осталось - теперь мы слышим зрелую, мудрую даму, записавшую
цикл колыбельных для своего сына (одна вещь так и называется
- «Bertie», и сочинена она в старокельтском духе с использованием
архаичных струнных инструментов). На смену былой неординарности
в аранжировках и мелодике пришли уравновешенность и спокойствие,
подкрепленные применением стандартных приемов из арсенала трип-хопа
и электронной музыки. На Кейт явно повлияла нынешняя (вернее,
уходящая) мода в лице Radiohead. Над всеми песнями словно висит
какое-то марево, как звуковое, так и эмоциональное: поразительно
даже совпадение названий - «How To Be Invisible» у Буш и «How
To Disappear Completely» у Head. Впрочем, это не более чем совпадение,
а вот то, что альбому не хватает остроты, нервности, эдакой ведьмачестости
- факт. Конечно, в некоторых песнях творятся чудеса - это, например,
«Sunset» с неожиданным фламенко или настоящий поп-шедевр «Somewhere
In Between». Сама же «Aerial» похожа на несколько затянутый диско-микс
на саму себя. Но в целом обилие тихого мяуканья под аккомпанемент
фортепиано и электронной группы излишне расслабляет. Но что поделаешь
- такова Кейт сейчас. И она - женщина и музыкант во всех смыслах
этого слова, перед ней теряешь дар речи и не находишь критических
слов. Королева на троне, преклоним колени.
Little Tragedies
«Return»
Musea Records***
Французский лейбл Musea выпустил записанный два года назад альбом
одной из лучших русских арт-роковых групп - «Маленькие Трагедии».
Пластинка эта, не обозначенная в официальной дискографии, завершает
«гумилевскую» трилогию, начатую дисками «Солнце духа» и «Фарфоровый
павильон»: цикл «Возвращение» также написан на стихи выдающегося
русского поэта. И это первая полностью «живая» запись команды
- с хорошим, полнокровным звуком, с «человеческими» барабанами
(в работе участвовали музыканты заслуженной курской группы «Парадокс»,
которые вместе с композитором/клавишником/вокалистом Геннадием
Ильиным и составляют сегодня «Трагедии»). Некоторое возражение
вызывает лишь чрезмерно обработанный ревером вокал (да и вообще
обилие этого эффекта в записи). Но вот парадокс - качество стало
лучше, а музыкальный материал не так «гладко» ложится на ухо
и сердце, как раньше. Гипертрофированная пышность звучания (с
опорой на «зуммерные» синтезаторные тембры а-ля ELP и почти «металлическую»
гитару), подчеркнутая виртуозность клавишных партий, сверхусложненность
тематизма, перенасыщенность оркестровок идут, увы, в ущерб былой
лиричности, некоторой трогательной... невинности, что ли. Да,
в новом альбоме тоже нашлось место прочувствованным моментам,
в том числе апеллирующим к русской классике - например, очень
«чайковское» начало «Опустевшего дома». Но в целом создается
ощущение излишней перегруженности, чрезмерной «бравады», апофеозом
которой является Фантазия на темы Грига (трек 10), основанная
на эффектной и шумной, но при этом достаточно пустопорожней фортепианной
пьесе «Свадебный день в Тролльхаугене». Такова логическая кульминация
и финала трилогии, и новый вектор композиторского таланта Ильина.
Ведь уже записанный, но еще не изданный альбом «Два демона» -
это почти уже прог-метал...
Rammstein
«Rosenrot»
Universal
Мода на танц-метал уходит, почва у Rammstein уплывает из-под
ног. К тому же народ (по крайней мере, у нас) разобрался, откуда
растут ноги, и отдал должное «праотцам» жанра - Laibach. Задумавшись
над будущим, Rammstein решили исправить ситуацию двумя путями:
а) убрать дискотечно-балаганные элементы и добавить побольше
«тяжелых» гитар; б) украсить звучание за счет женского вокала
и этно-вкраплений. Разнообразия в итоге не вышло - арабские завывания
и латиноамериканские наигрыши выглядят, как совершенно инородные
заплаты, а альбом в целом звучит грузно, монотонно и скучно (не
путать с «эпично»). Похожие друг на друга среднетемповые композиции
отличаются отсутствием нерва и мелодичности (которой раньше с
полным правом мог похвастаться Rammstein, выдавая себя за последователей
Вагнера), а чрезмерная серьезность и пафосность, за которыми
уже не угадывается необходимая толика стёба, делают все мероприятие
просто провальным. Даже двуязычный дуэт с Шарлин Спитери (Texas)
почему-то звучит не как мировой хит экстра-класса, а как бледная
копия альянса «Би-2» с Чичериной. Опять же, сравнивая с нашими
- хит «Бензин» от «Ногу свело!» был куда круче. В общем, не альбом,
а сплошной сборник ауттейков.
John Mayall & The Bluesbreakers
«Road Dogs»
Eagle
Сколько лет «Блюзбрейкерам», подсчитывать не станем, и перечислять
игравших в группе сверхизвестных музыкантов тоже не будем - на
то есть энциклопедии. Скажем лишь, что «Road Dogs» (по подсчетам
самого Мэйолла) - 55-й альбом в дискографии коллектива, и этого
довольно. Красивый старик (вот уж правда), разменявший восьмой
десяток, отец шестерых детей и дед шестерых внуков (опять же,
по подсчетам самого Мэйолла) не собирается уходить со сцены и
слагать с себя звание «крестного отца британского блюза». Сегодня
в Bluesbrеakers с ним играют молодые исполнители - отнюдь не
суперзвезды, но дело своё знают. Традиционный, без прикрас и
выкрутасов белый блюз, который Джон когда-то и создал, звучит
молодо и бодро. Это более «публичноориентированный» альбом, чем
предыдущий доверительно-интимный «Stories», который Мэйолл выпустил
к своему 70-летию как дневник собственной жизни. «Road Dogs»
снова зовет в дорогу, по горам и степям, и право же, глядя на
такую картинку и слушая такую музыку, хочется плюнуть на всё,
сесть в трэйлер и укатить далеко-далеко! 15 композиций альбома
- на любой вкус: тут вам и архаика, и современный почти коммерческий
блюз. Упругая «Chaos In The Neighborhood» кажется словно созданной
для Эрика Клэптона (хотя он в записи альбома не участвовал),
а звучание некоторых вещей очень украшает скрипочка Дэйла Морриса.
Словом, приятно послушать и прочувствовать.
Madonna
«Confessions On A Dancefloor»
Warner Bros.
Девиз нашего времени - веселись во что бы то ни стало, танцуй
и пой, забудь о проблемах и умри на танцполе. Девиз этот на самом
деле не так уж нов, он появился даже не с появлением рэйва, а
еще с рождением диско (если не раньше), так что матушка Мадонна
просто воскрешает хорошо забытое старое. Причем в буквальном
смысле: в хит-сингле «Hung Up» она использовала сэмпл из «Gimme
Gimme Gimme» вечнозеленой ABBA (разумеется, с любезного разрешения
Андерссона и Ульвеуса) - и, разумеется, успех ему был обеспечен!
Альбом с красноречивым названием предназначен для дискотек, вечеринок
и прочих развлекательных мероприятий: 12 композиций идут без
пауз, нанизанные на общий ритмический стержень и «жизнепрожигательное»
настроение. Мадонна молодится что есть сил, мечтая вернуться
в то время, когда она начинала как исполнительница танцевальной
музыки, и желая стать кумиром нового поколения. Но вот тщательно
поддерживаемый ею в последнее время имидж матери, верной жены
и вообще благочестивой женщины (пусть и каббалистки) как-то не
вяжется с этим «несерьезным» музыкальным проектом, тем более
что действительно оригинального и новаторского в нем мало. Художественных
(мелодических, саундовых и т.д.) находок здесь не обнаруживается,
а любоваться голосом Мадонны (которого, прямо скажем, никогда
не было и уже не будет) может только искушенный мазохист. Купленная
за большие деньги «цитата» из АВВА не смогла заткнуть всех «дыр»,
а штатный продюсер Мирвэйз и его помощники не смогли предложить
сколь-нибудь интересных самостоятельных решений. Ну разве что
скандальная (на ровном месте) песня «Isaac» с ее древнееврейскими
распевами как-то выделяется из всего этого бесплатного приложения.
Да, вы сможете протанцевать под этот альбом всю ночь, но куда
приятнее провести время под сет, скажем, Димитрия из Парижа или
Chemical Brothers. Так что «пир во время чумы» Мадонне явно не
удался. В наше многотрудное время хочется слушать серьезную и
глубокую музыку, а стареющим секс-символам пора, в самом деле,
о душе подумать.
Sheryl Crow
«Wildflower»
A&M
«Смешная девчонка» с гитарой - без пяти минут жена знаменитого
велогонщика с тремя детьми. Счастье, радость и богатство. «Дикий
цветок» приручен и больше не поет песенок про то, что некоторые
вещи надо делать «просто для прикола». Альбом получился тихим,
домашним и благостным. Светлые песенки в пробитловской стилистике
с нежными красками симфонического оркестра, старомодными синтезаторами
и обязательным бренчанием «акустики». По собственному признанию
Шерил, она вдохновлялась не только любовью к Лэнсу Армстронгу,
но и прослушиванием музыки Нила Янга, Элтона Джона и Джорджа
Харрисона, что очень заметно. Этот брит-поповый колорит несколько
обезличивает, но в то же время совершенно не раздражает. Да,
Шерил раньше была не такой, но времена меняются, и гимны домохозяек
тоже многим могут прийтись по вкусу, тем более если они (гимны)
попадут в радиоэфир. Ведь нужна же специальная музыка для того,
чтобы мыть посуду, воспитывать отпрысков и гонять на велике (что
Шерил небезуспешно и делает в свободное от творчества время).
Проект
«Нечетный воин»
Мистерия Паблишинг
Иногда музыкантам бывает тесно в рамках собственного творчества.
Тем более, когда им буквально навязывают «звание» спасителей
русского рока. Так случилось с «Би-2» - белорусской командой,
свалившейся на наши головы из далекой Австралии. «Би-2» решились
на наиболее масштабный в истории отечественной рок-музыки проект,
собрав под его эгидой популярных представителей российской -
и не только - сцены. И это вовсе не сборник (кстати, двойной!)
дуэтов - жанр, столь популярный ныне на Западе, - а концептуальное
произведение, навеянное прозой Милорада Павича, а также любимой
«бидвашниками» музыкой от готик-рока до пост-панка и трип-хопа.
Песни к альбому написал Михаил Карасев - родной дядя Шуры и некогда
участник известной белорусской группы «Солнечная сторона». А
исполнили их (совместно с «Би-2» и самостоятельно) такие музыканты,
как Д. Арбенина, «Серьга», Линда, «Агата Кристи», «Лакмус», Э.
Шклярский, О. Нестеров, Н. Борзов, Brainstorm и др. Впрочем,
как говорят Шура и Лева, «искусственно зазывать» никого не пришлось:
всем было просто интересно поучаствовать в творческом эксперименте.
Песни пронизаны общим настроением; несмотря на отсутствие единого
сюжета, каждая из композиций претворяет основной образ (или,
если хотите, идею) - Нечетного воина, того, «кто не стоит в ряду
прочих, не рвется в бой, а знает, как его избежать». Альбом получился
очень лиричным, немного отрешенным, прозрачно-хрупким по звучанию.
Жаль только, что индивидуальные особенности женских голосов в
записи как-то нивелировались: певицы звучат похоже друг на друга,
и лишь бобруйская солистка Ольга Петрыкина удивляет неожиданно-яркой
эстрадной окраской вокала и страстностью исполнения. Именно ее
вещь «Слушая ветер» (а вовсе не радийная «Медленная звезда» с
Арбениной) - главный лирический хит альбома. В целом же проект
хорош именно своей нестандартностью и стильностью: одни только
костюмы в а-ля Серебряный век чего стоят! Здорово, что желание
делать что-то еще, помимо «русского рока» - что-то необычное,
интригующее - осталось в «Би-2» и сейчас.
Deep Purple
«Rapture Of The Deep»
Edel/«Танцевальный Рай»**
После феерического успеха «Bananas» (2003) долгожданные «возвращенцы»
Deep Purple не стали долго раздумывать и выпустили следующий
диск, но уже не на мэйджоре EMI, а на независимом Edel Records.
Смена издателей объясняется просто: крупные компании неповоротливы
и не желают ничего делать даже для таких гигантов, как Deep Purple,
а небольшие и шустрые «конторы» суетятся и всячески способствуют
раскрутке своих клиентов, о чем свидетельствует, например, недавний
промо-визит Гиллана в Москву. Ну а с материалом проблем не было
- видимо, у «Пёрпл» открылось третье (шестое? десятое?) дыхание
и песни из них прямо-таки попёрли. Продюсировал диск все тот
же Майкл Брэдфорд, сумевший в прошлый раз навести порядок в звучании,
аранжировках и самих музыкальных мыслях ветеранов. Впрочем, по
сравнению с «Бананами» - яркими, разноцветными, полными неожиданных
стилевых находок - новый диск может показаться более обычным
и «интровертным», несколько даже вторичным по содержанию. Он
не брызжет юмором, эмоциями и карнавальными блестками, к тому
же здесь есть до обидного явные повторы (например, баллада «Clearly
Quite Absurd», очевидно наследующая «Sometimes I Feel Like Screaming»,
или сама «Rapture Of The Deep», мелодия которой слишком напоминает
Beatles). Да и вокал Гиллана, чувствуется, основательно подсел
- он зачастую не поет, а «читает» некую скороговорку, ритмически
весьма сложную, кстати. Но прослушав новинку несколько раз, понимаешь,
что это и есть настоящий Purple - глубокий, серьезный и не разбрасывающийся
по мелочам. К тому же обнаруживаются и многочисленные музыкальные
«изыски»: например, изощренный рифф «Rapture...», драматично-прекрасные
«барочные секвенции» гитары и клавиш в той же «Clearly Quite
Absurd», смелые и красочные смены гармоний в «Before Time Began»
- нужно иметь определенную храбрость, чтобы этой философски-сосредоточенной
(и очень красивой!) песней завершить альбом! В общем, это диск
для тех, кто способен различить за деревьями лес, то есть вслушиваться
в музыку, не рассчитывая на немедленный эффект. Надеемся, что
тандем «Bananas»/«Rapture Of The Deep» не постигнет участь пары
«Purpendecular»/«Abandon» и в скором времени последует продолжение.
Sieges Even
«The Art Of Navigating By The Stars»
InsideOut Music/«Союз»*
Легендарная немецкая команда, в начале 80-х выковывавшая основы
прог-метала и распавшаяся в конце 90-х в связи с «коммерческой
бесперспективностью» своего творчества, благополучно возродилась
с новым альбомом «The Art Of Navigating By The Stars». О финансовой
составляющей можно больше не беспокоиться: братья-основатели
Оливер Хольцварт (бас-гитара) и Алекс Хольцварт (барабаны) надежно
трудоустроены в мегапопулярных Blind Guardian и Rhapsody соответственно,
а молодой певец Арно Мензес (найденный в Голландии) готов перегрызть
глотку каждому просто за право участвовать в знаменитой группе.
Музыка Sieges Even стала более зрелой, спокойной и, как ни странно,
душевной, отойдя от чрезмерной нервной напряженности и математической
головоломности, свойственной ранним работам. Собственно, и «тяжелого
металла» в ней уже не так много: благородный уравновешенный саунд,
балладный среднетемповый материал (хотя и, разумеется, с непременными
сбивками, сменами тем и размеров) во многом отсылают к работам
вдохновителей Sieges Even - канадцев Rush. А воздушные полуакустические
вставки и, в частности, блестящие пассажи фламенко-гитары словно
вносят в звучание тот самый свет звезд, о котором говорится в
названии. Чистая, неомраченная меланхолия, сопутствующая раздумьям
о смысле человеческой жизни, выборе пути, мягким мерцанием, окрашивает
весь альбом. Эта работа - несомненный шедевр самих Sieges Even
и, возможно, путеводная звезда, показывающая выход из кризиса
для прогрессив-рока в целом.
Biohazard
«Means To An End»
Steamhammer/«Союз»*
Альбом объявлен последним в истории Biohazard. Матерым бруклинцам
больше нечего сказать. Последний тур в наступающем году - и прости-прощай,
молодость и сцена. Конечно, Билли Грезайэдей со товарищи покидать
музыку не собираются, просто они сделали всё, что могли, под
шапкой Biohazard - команды, которая одной из первых соединила
тяжелый металл, хард-кор и хип-хоп. Релиз длится всего 33 минуты,
но и их байохазардовцем хватает, чтобы высказать свое весьма
нелицеприятное мнение об этом мире и его обитателях. Ушат злобы,
агрессии и ярости. Глаз за глаз, кровь за кровь, плоть за плоть.
Это Biohazard в лучшем виде, пожалуй, еще более грязный и панковский,
чем раньше. Мощное гитарно-барабанное молотилово и расплющивающий
уши вокал Грезайэдея. Вот так и надо уходить - не стеная и проливая
слезы о своей горькой судьбе, а растерев плевок об асфальт грязной
нью-йоркской улицы и просто послав всех подальше. Уважаю.