#1/2006 • ТЕСТ • АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
l Boston VR-M90 $2689 l Chario
Pegasus €2365 l Dynaudio
Audience 72SE €2500 l Magnat
Quantum 907 $2930 l Monitor
Audio Gold Reference 20 $2150 l Naim
Allae $3985 l Paradigm Signature
S8 $4100 l PMC FB1+ €2590
l Rega R7 $2800 l Spendor
S9e $3965 | 7 раз отмерь
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и
программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц
снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели АС при подаче
не нее сигнала с амплитудой 2,83 В RMS. Ниже 200 Гц микрофон придвигался
вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после
чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая
на акустической оси, а зеленым и красным - при отклонении 15 и
30 град. соответственно.
АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая). Как
его излучение будет взаимодействовать с основным, зависит от конкретных
акустических условий.
Напомним, что заявленное в паспорте сопротивление колонок не всегда
(а точнее, очень редко) соответствует реальному. Обратите внимание
на наши данные, они могут оказаться решающими при подборе усилителя.
Рис. 1. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Boston
VR-M90
Импеданс похвально ровный, но очень низкий - номинальное значение
3,3 Ом, несмотря на заявленные 8. Впрочем, любой усилитель, рассчитанный
на 4-омную нагрузку, должен справиться с этими колонками.
Фазоинвертор настроен на 32 Гц, верхнее звено кроссовера - примерно
на 2600 Гц. Порт немного подторможен, а в фильтрах применяется
коррекция фазы. В результате очень гладкая фазовая характеристика.
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика Boston VR-M90
Картина, типичная для многих моделей - немного поднятые, словно
регулятором тембра, края диапазона. Такая коррекция оживляет звучание,
особенно на малых уровнях громкости. Стоить отметить и неплохую
дисперсию твитера - при отклонении от акустической оси на 15 град.
(зеленая кривая) подъем на верхних частотах исчезает, и при больших
углах спектр излучения остается практически постоянным (расхождение
кривых ниже 5 кГц обусловлено увеличением расстояния до микрофона
при развороте АС). Мы часто советуем разворачивать колонки внутрь,
чтобы подкорректировать звучание на ВЧ, и к VR-M90 это относится
не в последнюю очередь.
Через трубу фазоинвертора выходят внутренние отражения, причем
диапазон призвуков довольно широк: 200 - 700 Гц. Не стоит придвигать
эти колонки близко к стене. Чувствительность чуть ниже заявленных
90 дБ/Вт/м, так что чересчур большой мощности от усилителя не потребуется.
Рис. 3. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Chario
Pegasus
Фазоинверторные АС с довольно низкой частотой настройки (около
30 Гц), так что для воспроизведения музыки сабвуфер им вряд ли
понадобится.
Номинальное сопротивление 3,5 Ом, минимальное, на частоте 180
Гц - 3,3. На высоких частотах импеданс растет, поэтому от усилителя
не потребуется большой ток, а значит, искажений будет заведомо
меньше.
Судя по резкому пику вблизи настройки, кроссовер выполнен по очень
простой схеме.
Рис. 4 Амплитудно-частотная характеристика Chario Pegasus
Волнообразный характер кривой в диапазоне 70 Гц - 1 кГц обусловлен
интерференцией между сабвуфером с частотой среза 170 Гц и мидбасовым
излучателем в относительно небольшом помещении. Наверняка в солидном
зале АЧХ сгладится. Легко убрать и подъем в ВЧ-диапазоне - для
этого достаточно развернуть колонки, причем совсем чуть-чуть. Посмотрите,
как ведут себя кривые, снятые вне акустической оси - чем больше
отклонение, тем ниже частота, на которой происходит взаимодействие
пищалки и мидбаса (характерные провалы в районе 10 и 14 кГц). Это
может быть лишь в том случае, если в противофазе встречаются прямые
и отраженные волны. Отсюда следует вывод: ставьте «Пегасы» подальше
от боковых стен комнаты.
Чувствительность колонок не очень велика, около 87 дБ/Вт/м, поэтому
усилитель им потребуется не менее 100 Вт на канал.
Фазоинвертор дает минимальные призвуки, заметить которые на слух
невозможно.
Рис. 5. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Dynaudio
Audience 72SE
Как всегда, картина у Dynaudio просто образцовая. Сопротивление
колонок фактически не зависит от частоты - после номинальной отметки
4 Ом на 120 Гц кривая несколько поднимается и вплоть до 20 кГц
идет между 5,5 и 6 Ом. Пожалуй, это наиболее дружественная к усилителю
акустика из всех.
Аналогично себя ведет и ФЧХ - сдвиг фазы после 200 Гц как таковой
отсутствует, т.е. колонки представляют собой идеальную активную
нагрузку (как мощный 5-омный резистор).
Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Audience
72SE
И здесь все очень прилично, если не считать двух небольших провалов
на стыках полос, т.е. 480 и 2800 Гц. Второй из них легко устраняется
разворотом колонок, правда при этом дополнительно ослабляются верхние
частоты.
Но в целом диаграмма направленности нового твитера Esotec очень
широкая, поскольку разница между кривыми, снятыми на акустической
оси и с отклонениями на 15 и 30 град., очень незначительна. Это
обещает хорошие пространственные характеристики - устойчивую сцену
и точную локализацию мнимых источников. Отсутствие фазовых провалов
вне оси свидетельствует также и о том, что звучание не будет зависеть
от расстояния до боковых стен.
Чувствительность 86,5 дБ соответствует заявленной. При выборе
усилителя учтите и полуторократный запас мощности, который требуют
все колонки Dynaudio для полной реализации своих динамических качеств.
Рис. 7. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Magnat
Quantum 907
Фазоинверторная система с частотой настройки 35 Гц, что вселяет
некоторые сомнения относительно нижней заявленной частоты в 20
Гц. Номинальное сопротивление 4,3 Ом, оно же и минимальное, причем
даже на высоких частотах кривая не опускается ниже 4,5 Ом. Так
что перегрузки усилителя по току можно не опасаться, главное, чтобы
он предусматривал подключение 4-омной нагрузки.
И с фазой здесь все в порядке - ее отклонения во всем диапазоне
частот не превышают 28 град.
Рис. 8. Амплитудно-частотная характеристика Magnat Quantum 907
Просто образцово линейная характеристика. На акустической оси
неравномерность АЧХ не более 1,5 дБ по звуковому давлению, и это
в реальном помещении с мебелью(!). Диаграмма направленности твитера
тоже не дает поводов для критики. Если компенсировать падение SPL
из-за увеличения расстояния до микрофона, то кривые, снятые при
отклонениях 15 и 30 град. (зеленая и фиолетовая), будут совпадать
вплоть до 8 кГц. Это значит, что передача пространства и тональный
баланс не будут зависеть от расположения колонок относительно стен
комнаты.
Чувствительность порядка 88 дБ, поэтому усилитель, выдающий менее
70 Вт на канал, для этих АС не подойдет.
Призвуки в трубе фазоинвертора минимальны.
Рис. 9. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Monitor
Audio Gold Reference
Номинальное сопротивление колонок ровно 5 Ом, и это значение также
является минимальным. Никаких проблем с усилителем это не сулит,
тем более что и фазовая характеристика, несмотря на серьезные изменения
импеданса, укладывается в допуск +35/-20 град. И понятно почему
- двойной пик симметрично частоты раздела говорит о наличии в кроссовере
фазовыравнивающих звеньев.
Фазоинвертор настроен на 42 Гц, и это несколько выше, чем у остальных
участников теста.
Рис. 10. Амплитудно-частотная характеристика Monitor Audio Gold
Reference
Все очень красиво и ровно, если не считать повышенной отдачи в
НЧ-диапазоне. Скорее всего, прибавка в 3 дБ сделана намеренно,
чтобы придать звучанию «колбасность». Если вы предпочитаете линейный,
т.н. студийный саунд, скорректируйте АЧХ регулятором тембра. Выше
400 Гц неравномерность не превышает ±1,5 дБ, что благоприятно скажется
на звучании большинства музыкальных инструментов. Отсутствует горб
на ВЧ, характерный для большинства твитеров с металлическим куполом,
что даст «воздух» без агрессивного звона. Да и диаграмма направленности
настолько широка, что и при отклонении от оси 50 град. спад звукового
давления начинается только с 10 кГц. Фазоинвертор настроен довольно
остро и поэтому не перекрывает самый низкий бас. Труба «подпевает»
на частоте 1100 Гц, и это может быть заметно на слух, поскольку
порт излучает вперед.
Рис. 11. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Naim
Allae
Фазоинверторной эту систему можно назвать весьма условно, поскольку
роль порта играет узкая щель между ВЧ и НЧ-модулями. Поэтому и
картина такая необычная: горбы ушли вверх, а после них кривая идет
почти горизонтально вплоть до 1 кГц. Номинальное сопротивление
6,2 Ом, а минимальное - около 6. Это очень легкая нагрузка для
усилителя, особенно если учесть, что ее реактивная составляющая
минимальна. Свидетельство - фазовая характеристика, укладывающаяся
в допуск ±30 град. во всем диапазоне частот. Полосы (а их всего
две) делятся примерно на 3 кГц, так что весь голосовой диапазон
и наиболее плотный спектр музыкальных инструментов воспроизводится
одним излучателем.
Рис. 12. Амплитудно-частотная характеристика Naim Allae
И здесь поводов для критики не так уж много. Да, имеется плавный
спад от СЧ к НЧ, достигающий 4 дБ на 40 Гц, и более резкий на самых
верхних частотах. Зато в самой информативной средней области все
на удивление ровно, причем не только на акустической оси, но и
при больших отклонениях от нее. Не так уж много на рынке колонок,
у которых кривые, снятые при 0, 30 и 50 град., совпадают до 8 кГц,
а между двумя последними разницы нет вообще. Столь широкая диаграмма
гарантирует выдающиеся пространственные характеристики и правильную
сцену в любых условиях.
Кривая «фазоинвертора» показывает наличие двух колебательных систем
с различными резонансами - 34 и 170 Гц. Чувствительность чуть выше
заявленной, около 89 дБ, поэтому особо мощный усилитель не потребуется.
Рис. 13. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Paradigm
Signature S8
Можно не сомневаться, что эти колонки отыгрывают заявленные 30
Гц с неравномерностью 2 дБ. Фазоинвертор настроен на 23 Гц, как
у сабвуфера с 15-дюймовым драйвером. Хотя, если просуммировать
площадь НЧ-диффузоров Signature S8, тоже мало не покажется. Номинальное
сопротивление 3 Ом, а отнюдь не 8, как сказано в паспорте. Учтите
при выборе усилителя.
Несмотря на значительные колебания импеданса, фаза «гуляет» в
довольно узких пределах, так что проблем с устойчивостью усилителя
быть не должно.
Рис. 14. Амплитудно-частотная характеристика Paradigm Signature
S8
Понятно, что при таком количестве головок добиться гладкой суммарной
АЧХ непросто. Волнообразность кривой обусловлена интерференцией
волн, излучаемых НЧ, СЧ и ВЧ-звеньями, а резкий подъем после 15
кГц дает пищалка с алюминиевым куполом.
Если вы захотите от него избавиться, разверните эти башни внутрь
градусов на 10 - 15. Остальной диапазон при этом не пострадает
- посмотрите на цветные кривые в правой части графика. Они плотно
переплетаются вплоть до 19 кГц, что можно считать просто уникальным
достижением. Как бы ни перемещался слушатель относительно колонок,
правильный тональный баланс и ощущение пространства ему будут обеспечены.
Фазоинвертор реально работает до 20 Гц и не дает призвуков, что
говорит о хорошей заглушенности корпуса в районе порта.
Рис. 15. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты PMC
FB1+
Очень похоже на фазоинвертор, но на самом деле это transmission
line. Здесь импеданс меняется в гораздо более широких пределах,
поэтому масштаб по вертикали тут вдвое больше, чем обычно.
Частота настройки 32 Гц, так что с басом у этих колонок все должно
быть в порядке. Номинальный импеданс 7 Ом, а заявленные 8 Ом мы
намерили на частоте 10 кГц. Что, впрочем, не страшно - любой усилитель
без труда справится с такой нагрузкой. Частота раздела СЧ и ВЧ-полос
- 2200 Гц; фильтры, по-видимому, самые простые.
Рис. 16. Амплитудно-частотная характеристика PMC FB1+
А вот такая картина характерна для transmission line. Посмотрите,
в сколь широкой полосе работает порт - от 20 до 200 Гц, да еще
с подъемом на краях (черная кривая слева). Как излучение сложится
с излучением басовой головки, зависит от конкретных условий - расстояния
до отражающих поверхностей, наличия мягкой мебели и взаимного расположения
колонок.
Провал вблизи частоты раздела возникает из-за перекрытия СЧ и
ВЧ-полос в противофазе, и поскольку он достаточно глубок (4 дБ,
как минимум), может повлиять на тональный баланс. Отдача пищалки
заметно увеличивается после 4 кГц и достигает максимума на 13 кГц.
Излишняя яркость легко лечится традиционным способом - разворотом
АС внутрь на небольшой угол. Дисперсия и как следствие - передача
пространства вполне приличная.
Чувствительность на пару децибел ниже заявленных 90. Мощность
усилителя для комнаты 20 м должна быть не менее 80 Вт.
Рис. 17. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Rega
R7
На первый взгляд может показаться, что акустическое оформление
системы - закрытый ящик. В действительности это хорошо «подторможенный»,
т.е. заглушенный ватой лабиринт. Частота настройки около 42 Гц,
и можно предположить, что нижняя граница по -3 дБ у этой модели
38 - 40 Гц (Рой Ганди принципиально не дает сведений о рабочей
полосе своих АС). Номинальное сопротивление ровно 4 Ом, частота
раздела полос где-то между 2 и 3 кГц.
Фильтры, по-видимому, очень сложные, но они позволяют избежать
серьезных фазовых сдвигов при изменении частоты.
Рис. 18. Амплитудно-частотная характеристика Rega R7
Выше 1 кГц все очень прилично, но ниже во всей красе видно взаимодействие
лабиринта (точнее, его порта) с басовой головкой. Что неудивительно,
поскольку они расположены очень близко и закрыты одним грилем.
Поскольку измерения ниже 200 Гц мы проводим в ближнем поле, в микрофон
попало излучение обоих объектов, и в некоторых точках получились
интерференционные провалы. На большом расстоянии картина может
значительно улучшиться, но то, что звучание R7 очень зависит от
их расположения в комнате, можно сказать наверняка.
Дисперсия твитера просто уникальная - если мысленно компенсировать
разницу в SPL при повороте АС, все три кривые совпадут во всем
диапазоне частот. Звуковая сцена и локализация мнимых источников,
скорее всего, будут идеальными.
Рис. 19. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Spendor
S9e
Высокий импеданс во всем диапазоне частот, за исключением точки,
в которой принято определять номинальное значение. В нашем случае
это 6 Ом на частоте 100 Гц, а дальше кривая ступеньками идет вверх.
Ее замысловатый вид наверняка обусловлен попытками удержать фазовую
характеристику в жестких рамках, и это почти удалось. Почти, т.к.
выше 10 кГц реактивный импеданс резко растет, растет и фазовый
сдвиг. По-видимому, в фильтрах предусмотрена коррекция, выравнивающая
АЧХ твитера на самых верхних частотах.
Рис. 20 Амплитудно-частотная характеристика Spendor S9e
Зависимость почти идеально линейная. Но линия эта идет под наклоном
к горизонтальной оси. Общий тональный баланс смещен в область НЧ,
и выправить его регулятором тембра, не задев середины, будет непросто.
Хотя любителям «колбасного» баса этого делать и не придется.
При отклонениях от оси наблюдается взаимодействие мидбаса и твитера,
причем увеличение угла приводит к все более резкому провалу на
4,5 кГц. Пожалуй, это единственные колонки в нынешнем тесте, которые
не нужно разворачивать относительно слушателя. В положении «лицом
к лицу» их звучание покажется самым сбалансированным.
Реальная чувствительность - 86 дБ, что значительно ниже заявленной.
Потребуется усилитель не слабее 100 - 120 Вт.
Порт фазоинвертора не дает ни малейших призвуков.
|