#12/2005 • JAZZАЛЬБОМ
Дмитрий УХОВ
Charles Gayle
«No Bills»
Long Arms
С точки зрения вечности, нью-йоркский мультиинструменталист
Чарльз Гейл имеет наибольшие шансы войти в историю из всех американских
джазменов, которые до последнего времени выпускали у нас свою
музыку. К 2003 году, когда 64-летний Гейл впервые выступал в
России и когда были сделаны эти записи, он оставался одним из
немногих участников новоджазовой революции 60-х, не изменившим
эстетике «бури и натиска» Джона Колтрейна и Альберта Айлера.
Он предпочел стоять с саксофоном на улицах нью-йоркского Даунтауна,
чем сдаться на милость поп-музыки (за что удостоился неожиданной
похвалы альтернативного киноактера Генри Роллинза). И в конце
80-х дождался своего часа. На концертах кажется, что Гейл без
особой логики переходит от экстатичного фри-джазового тенор-саксофона
к «угловатой» фортепьянной лирике в духе Телониуса Монка, но
на деле он совершает путешествие чуть ли не по всей истории нового
джаза. Поэтому напрасно продюсеры объединили две записи - московскую
и архангельскую: в каждом выступлении Гейла просматривается определенная
логика и целостность. Но все равно это настоящая коллекционная
редкость, цена которой со временем будет только возрастать!
Jarek Smietana
«A Story Of Polish Jazz»
JSR
За скучным названием «История польского джаза» скрывается отнюдь
не историческая компиляция, а новый диск гитариста Ярека Сметаны.
Интересен он не столько музыкой самого Сметаны и участием знаменитого
американского саксофониста-кларнетиста Бенни Моупина (из ансамбля
Херби Хэнкока), сколько этой самой «Историей». То есть 10-минутным
треком в стиле хип-хоп, идею которого Сметана явно позаимствовал
у Куинси Джоунса (альбом «Back on the Block»). Как у легендарного
американского продюсера, два рэппера (в данном случае Бзык и
Гузик) «читают» написанную Сметаной историю польского джаза,
а настоящие герои этой истории играют «вживую» - каждый свои
четыре такта. Имена их много говорят и любителям джаза с советским
стажем - от патриарха Ежи «Дудуся» Матшукевича до Збигнева Намысловского
и Томаша Станько. И сверх ожидаемого авторского мэйнстрима (как
всегда слегка электрифицированного) - две песни «Битлз» (в том
числе псевдоиндийская «Within You Without You» Харрисона) и нечто
вроде попурри на темы старых рок-н-роллов, спетых афроамериканским
бас-гитаристом Стивом Логаном в манере Лу Рида или Леонарда Коэна.
The Bad Plus
«Suspicious Activity?»
Columbia/Sony*
На обложке очередного диска популярного фортепьянного трио корпорация
Sony поместила на видном месте старый логотип посвященной ей
Columbia. Уж не хочет ли она этим вызвать ассоциации с самым
модным своим артистом 50-х - Дейвом Брубеком. Действительно,
на предыдущих альбомах трио занималось, с точки зрения джазовых
ортодоксов, «подозрительной деятельностью»: смело переиначивало
поп-панк «Блонди», грандж «Нирваны» и тяжелый металл «Блэк Саббат»
(по слухам, кавер-версию «Iron Man» признал даже сам Гизер Батлер).
Но на пластинке «Подозрительная деятельность?» кавер-версия
- совсем «из другой оперы». Это героическая заглавная тема поп-электронщика
Вангелиса из голливудского спортивно-исторического блокбастера
Хью Хадсона «Огненные колесницы». Похоже, пианист Итэн Иверсон
с партнерами и впрямь хочет вдобавок к некоторой известности
среди тинэйджеров и любителей постмодернистских изысков еще и
славы если не Дейва Брубека, то Жака Лусье или Рэмси Льюиса.
Jamie Cullum
«Catching Tales»
Verve/Universal*
Откликаясь в прошлом году на дебютный альбом британца Джейми
Каллема, мы писали, что в США «вместо эвергрина «Old Devil Moon»
поместили хит британской рок-группы Radiohead - «High & Dry».
И, соответственно, правильно сделали, потому что будут сравнивать
с «бродвейскими» классиками. Так оно вышло: такой же эвергрин
«I Don't Have Eyes for You» на новом диске оставили и нарвались
на негативные отклики: мол, манерно и чересчур осовремененно.
И открывающую альбом песенку «Get Your Way» в стиле новоорлеанского
фанка раскритиковали по той же причине.
Но это на самом деле просто придирки: работа 25-летнего Джейми
Каллема - певца, пианиста, гитариста и автора песен «Catching
Tales» (что-то вроде «В поисках историй») - получился отменной.
С любой точки зрения. Те, кто легко понимает английский, оценят
живость и непосредственность его песенок, гораздо больше напоминающих
британскую сущность «Битлз», чем, например, космополита Элтона
Джона. А те, кто просто слушают музыку, обнаружат в юношески
задорном голосе Каллема достойного соперника Билли Джоэла или
Стиви Уандера.
Ornitology
«Heavenly Castle»
Russobit/Ornitology
Пианист и клавишник из Пензы Владимир Иванов покорил столицу
десять лет назад первым же диском своего проекта «Сиреневый оркестр»,
подходяще названным «Цунами». С тех пор с каждым проектом он
все дальше уходил от острого напористого фанк-джаза к smooth
jazz предпоследнего проекта Ma3x (читай «Матрикс», т.е. «Матрица»).
Название новой формации Ornitology (как знаменитой темы Чарли
Паркера; впрочем, здесь пропущена одна буква, правильно - Ornithology)
явно говорит о стремлении вернуться к настоящему джазу. И Владимир
Иванов явно вложил в него много сил: программа «Небесный замок»
(кажется, никакого отношения к популярной сетевой игре) записывалась
сборной командой чуть ли не из всех его предыдущих партнеров.
Одних саксофонистов задействовано (в разных вещах) четверо, включая
мэтров Анатолия Герасимова и Игоря Бутмана. Хотя энергетики и
целенаправленности «Сиреневого оркестра» этой команде определенно
не хватает и издан диск не очень профессионально, у contemporary
jazz «Орнитологии» определенно есть потенциал.
Net - Джазу
http://www.diapazon.pl
Все или почти все о польском джазе ищите на www.diapazon.pl.
По контенту очень напоминает наш jazz.ru, правда без еженедельного
журнала. Но зато гораздо богаче персоналии (обе - и польская,
и международная), и самое главное - статьи и рецензии даются
и в английском переводе.
|