#12/2005 • КРУПНЫЙ ПЛАН

Артур СОКОЛОВ

Комплект акустики Dynaudio Focus/Sub 300

КАК ЧАЩЕ ВСЕГО происходит первое знакомство с долгожданной новинкой? Успеваешь лишь взглянуть на нее, пощупать, включить, выключить, и тут же приходится возвращать хозяину. Однако с этой акустикой нам повезло. Во-первых, пообщаться с «Фокусами» удалось обстоятельно - только что пришедшие из Дании образцы были переданы в редакцию на несколько недель. Во-вторых, мы получили для тестирования почти всю линейку, включая сабвуфер Sub 300.

«Фокусы» заняли пустовавшее место между линейками Audience и Contour S - то есть между самыми недорогими и теми, что посерьезнее (кстати, полочные Contour S участвуют у нас в групповом тесте). По шкале Dynaudio новая серия - типичный средний класс.

В наше время даже у недорогой акустики корпуса часто делаются сложной формы (такие не только лучше смотрятся, но и дают меньше призвуков). В Dynaudio тоже решили отойти от прямоугольной классики, но шаг получился почти незаметный глазу - у «Фокусов» боковые стенки не параллельны, так что колонки слегка заужены сзади. Как уверяют в компании, этого достаточно, чтобы снизить амплитуду внутренних стоячих волн. Крупная фаска спереди уменьшает нежелательные дифракционные эффекты у лицевой панели. Есть еще один нюанс. Плиты корпуса из MDF оклеены натуральным шпоном и снаружи, и внутри - Dynaudio делает так, чтобы со временем стенки не «повело».

В НЧ-драйверах воплощены все фирменные ноу-хау компании. Диффузор изготовлен из пластика с магниевыми и кремниевыми добавками, повышающими до нужной степени внутреннее демпфирование материала. 75-миллиметровая звуковая катушка намотана легким алюминиевым проводом. Наконец, компактная двойная магнитная система, помещенная - заметьте! - внутри звуковой катушки. Характеристики головок примерно те же, что и у установленных в старших сериях, но технологам удалось сократить число операций при их изготовлении и снизить себестоимость. В частности, можно заметить, что диффузор приклеивается к резиновому подвесу обратной, а не лицевой стороной - выглядит грубовато, зато лучше с позиций качества звучания.

В напольных АС применяется совсем «свежий» твитер T380, а в полочных - D280, сделанный на базе прежнего Esotec. В обоих случаях частота раздела выбрана экстремально низко - 1600 Гц (только в спикере центрального канала 1900 Гц). Способность линейно воспроизводить звук со столь низких значений новые «Эзотеки» переняли у лучших ВЧ-драйверов Dynaudio - Esotar.

Все АС в комплекте, в том числе напольные, двухполосные и имеют традиционную фазоинверсную акустическую схему. Не стали мудрить в Dynaudio и с кроссоверами - они самые обычные, первого порядка. Датчане поступили мудро, акустически и электрически согласовав головки еще на этапе проектирования, а не позже, когда проблему приходится решать усложнением (и, конечно же, удорожанием) фильтров.

О Sub 300 могу сказать коротко: невелик, но толков. «Силовая установка» состоит из 250-ваттного усилителя и 24-сантиметрового длинноходового басовика. Фазоинвертор можно вообще не найти - он направлен в пол. Предусмотрен контроль хода диффузора (CEC), система «расширенного» воспроизведения низких частот, позволяющая передать без искажений как предельные пики сигнала, так и легкие НЧ-колебания (отключаемая функция EXT). Все режимы задаются с пульта ДУ, что очень удобно при настройке. Sub 300 не предназначен для работы с высокоуровневыми сигналами, зато имеет как обычные, так и балансные входы/выходы для систем с несколькими сабвуферами (в этом случае он может взять на себя роль «мастера»). Еще одно удобство: настройки сохраняются в четырех «пресетах».

В стереорежиме у напольников можно отметить лишь незначительное нарушение тонального баланса (середина приглушена выше 2 кГц), однако вся звуковая картина буквально подкупает своей органичностью. Возникает ощущение, что музыка не воспроизводится, а свободно струится и не зажата между парой колонок. Подобным качеством редко балуют даже дорогие системы, у которых, казалось бы, и с динамикой полный порядок, и гармоническое разрешение на высоте, и пространственное. У 220-х эти качества по отдельности не обнаруживаются, анализировать аспекты звучания невозможно. Все сплетается в реалистичное музыкальное действо, имеющее вполне материальное начало и лишенное искусственности. Но есть и минусы. На краях диапазона «Фокусы» не слишком аккуратны: высшие воздушные компоненты выражены чуть хуже, чем более грубые по своей природе дисканты, а низкий бас порой воспринимается как не совсем уместные возмущения.

Центральный спикер 200C - и это особенно ценно - по характеру звучания очень похож на фронтальные АС. Хороша в качестве тыловиков и модель 110. Однако если ее послушать отдельно, как стереопару, то придется отметить, что динамические свойства этих компактных мониторов ограничены. Они способны дать лишь иллюзию большого (и в то же время утонченного) звука, тогда как 220-е - настоящий большой звук.

В театральной конфигурации 5.1 система оптимально звучит при самых простых установках в ресивере - все спикеры Large. Сабу стоит отвести лишь поддерживающую функцию - для большей весомости эффектов. Но без особых потерь его вообще можно исключить из системы, немало, кстати, на этом сэкономив. Такая простота есть следствие самой концепции «Фокусов» - подключил и сразу понял, за что платил.

Однако если вы хотите добиться идеала при музыкальном воспроизведении, на Sub 300 все же стоит раскошелиться. Дело в том, что, если обрезать для 220-х полосу где-то на 60 - 70 Гц, можно избавиться от отмеченных у напольников низкочастотных вольностей. Остается лишь найти для «Фокусов» другой фокус - месторасположение саба. Если это удастся, вы долго будете обходить стороной магазины, торгующие акустикой. l

Объективные данные
  Focus 220 Focus 200с Focus 110
Конфигурация, полос/излучателей 2/3 2/3 2/2
Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц 32 — 25000 38 — 25000 45 — 25000
Чувствительность, дБ/Вт/м 87 87 85
Номинальное сопротивление, Ом 4 4 4
Максимальная подводимая мощность, Вт до 250 до 250 до 150
Габариты, мм 205 х 980 х 295 640 х 173 х 285 173 х 305 х 285
Масса, кг 18,7 12,7 7,3
Цена, € 2600 900 1200
Dynaudio Sub 300
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 25 — 250 (±3 дБ)
Мощность встроенного усилителя, Вт 250
Настройка фазы, град 0/90/180/270
Фильтрация, Гц 60/80/100/Flat
Габариты, мм 320 х 338 х 466
Масса, кг 19
Цена, € 1250

Рис. 01. Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты Dynaudio Focus 220

Номинальное сопротивление колонок 4,5 Ом, и ниже этого значения кривая не опускается. Поэтому колонки уверенно раскачают любой усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку. Фазоинвертор настроен на 35 Гц, так что сабвуфер понадобится лишь для воспроизведения «театральных» эффектов. Обратите внимание, что импеданс этой акустики очень ровный на средних и высоких частотах. Как следствие - и фазовая характеристика (верхняя кривая) почти линейна, и в этих областях усилитель будет работать на активную нагрузку, т.е. практически в идеальных условиях.

Рис. 02. Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Focus 220

Картина, типичная для всей акустики Dynaudio: линейная АЧХ с небольшим провалом выше частоты раздела (в данном случае на 4 кГц) и плавным спадом выше

15 кГц. Разработчики посчитали, что «увести» твитер Esotec+ вниз гораздо полезнее для звука, чем заставить его работать в ультразвуковой области. Диаграмма излучения новой пищалки довольно широка, заметный разбег кривых, снятых на акустической оси и при отклонениях 30 и 50 град. (на графике красная и зеленая соответственно), начинается с 6 кГц. Это обещает устойчивый стереообраз и правильную звуковую сцену при установке колонок в реальных жилых условиях.

Рис. 03. Амплитудно-частотная характеристика сабвуфера Dynaudio Sub 300

На графике фиолетовая, красная, зеленая и синяя кривые показывают отдачу сабвуфера в разных положениях переключателя частоты фильтра: 60, 80, 100 Гц и «Flat» соответственно. Фазоинвертор настроен на 38 Гц, т.е. даже выше, чем у фронтальных АС, но при этом не дает ни малейших призвуков (черная кривая слева). Поэтому при прослушивании музыки сабвуфер будет дублировать 220-е, что может привести к фазовому взаимодействию излучателей. Во избежание бубнения в режиме «стерео» Sub 300 лучше выключить.

Dynaudio Focus/Sub 300 € 5950

Органичное звучание. Отличные динамические качества напольных систем и центрального канала. Высокое звуковое разрешение в широкой полосе. Удобный в настройке и на редкость деликатный сабвуфер.

Полочные мониторы хотя и дают иллюзию большого звука, но менее реалистичны при передаче динамики. Напольные АС не слишком аккуратны в НЧ-области.

«Фокусы» требуют тщательного подбора усилителя и источника, но и сам процесс, и результат доставят вам удовольствие.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"