#12/2005 • СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
Артур СОКОЛОВ
РЕАЛЬНАЯ МИСТИКА
НОВЕЙШИЕ ЭЛЕКТРОСТАТАТЫ MARTINLOGAN SUMMIT СПОСОБНЫ ПОНРАВИТЬСЯ
ДАЖЕ САМОМУ ПРИДИРЧИВОМУ ЭКСПЕРТУ. НО НЕ ФАКТ, ЧТО В НИХ ВЛЮБЯТСЯ
ВСЕ, КТО ИХ УСЛЫШИТ. ПОНИМАНИЕ ТАКОГО ЗВУКА ДОСТУПНО НЕМНОГИМ,
НО ЕСЛИ ОНО ЕСТЬ, ТО ЭТО ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
РАССКАЗЫВАТЬ ВАМ, чем прославилась компания MartinLogan, не
стану. Об этом знает даже тот, кто и музыкой-то не увлекается.
Да, есть в Америке фирма, которая вручную делает ни на что не
похожие и очень дорогие электростаты. Но специалистам эта компания
известна, прежде всего, своей стойкой приверженностью «концепции
единственного излучателя». Идея заключается вот в чем. Поскольку
в каждом ухе одна барабанная перепонка, микрофон улавливает все
слышимые звуки одной мембраной, следовательно, и воспроизводить
их надо тоже одной поверхностью. А с этим может справиться лишь
один тип широкополосного излучателя - пленка, помещенная в электрическое
поле. Вот почему фирма всегда делала АС с электростатическими
излучателями с умом и на совесть. Акустика такого типа, как правило,
является крайне тяжелой нагрузкой для усилителя, однако инженерная
мысль не стоит на месте. В новой топ-модели Summit была сделана
попытка не только выжать из гибридных АС (основной диапазон воспроизводит
пленка, и лишь на басах ей помогают динамические головки) максимум
«перформанса», но и воспитать в них дружелюбие по отношению к
усилителю. Сразу хочу сказать, возможно, и преждевременно: им
это удалось. Заявленные 0,7 Ом на 20 кГц поначалу сильно смутили,
но, опробовав колонки с недорогими AV-ресивером, я убедился в
том, что даже ему раскачать Summit вполне по плечу.
Теперь вкратце о том, чем примечательны новые спикеры, которые
мы получили Air Cargo спустя несколько недель с начала их продаж
в США. Инженеры добились улучшения механических и антирезонансных
качеств рамы AirFrame, несущей тончайший излучатель Xstat CLS,
и уверяют, что теперь она не вносит ни малейшей окраски. Странная
угловатая форма нижней части АС, в которой установлена активная
суббасовая секция, также продиктована не столько эстетическими,
сколько инженерными соображениями. Она обладает нужным объемом
для нормальной работы пары алюминиевых 25-сантиметровых басовиков
PowerForce. В таком закрытом ящике меньше выражены внутренние
резонансы, да и импульсные характеристики лучше. Наконец, минимально
возможная высота лицевой части позволила специалистам MartinLogan
сделать основной излучатель оптимально узким и высоким, довольно
большим по площади. Опирается система на мощные ножки с регулируемой
высотой, которые одновременно могут служить и шипами. Подключение
можно выполнить по схеме би-ампинг, а для лучшего согласования
с помещением у басовой секции есть некое подобие эквалайзера,
работающего на частотах 25 и 50 Гц. Продумано, короче, все -
даже интенсивность подсветки фирменного логотипа регулируется.
Звучание систем моментально захватывает. О звуковом разрешении
говорить просто бессмысленно - это качество выражено y Summit
на принципиально ином, недосягаемом для других АС уровне. Что
всегда нам мешает услышать тончайшие детали? Причин может быть
масса: искажения, фазовое взаимодействие излучателей, недостаточно
точная передача фронтов, призвуки и т.д. Когда слушаешь музыку
через Summit, этого нет и в помине. Она звучит без малейшей вуали,
блистая всеми тональными нюансами, с такой степенью прозрачности,
что колонки даже нельзя сравнить с чистым стеклом - нет даже
его. Поразительное ощущение достоверности. Пытался уловить хотя
бы малейшую окрашенность, которую вносят пленки, и не нашел,
к чему можно было бы всерьез придраться.
Второе замечательное качество Summit - звуковая сцена. Она не
зависит от вертикального угла. Вы можете сидеть в кресле, стоять,
даже немного отойти в сторону - в стереобазе все равно будет
присутствовать третье измерение. Изогнутый профиль излучателя
дает широкую диаграмму спереди и сфокусированную в луч с обратной
стороны. Вероятно, этой игрой дисперсной прямой и отраженной
волны и объясняется стабильность стереоэффекта. Есть еще одна
особенность: звуковая сцена зависит не столько от акустики комнаты
и местоположения АС (во всяком случае, она не требует такой ювелирно
точной установки, как студийные мониторы), сколько от наличия
мебели и больших отражающих поверхностей. Дипольный характер
излучения требует минимума домашней обстановки. При прослушивании
я нашел недостаточно четкой локализацию передних планов (источники
укрупнены) и некоторую приближенность удаленных звуков, но, похоже,
все дело в акустике комнаты. Нет ни малейших сомнений, что Summit
способны дать четко локализованную и эшелонированную картинку.
Музыкальный баланс близок к идеальному, если не принимать в
расчет ту часть диапазона, где электростат передает эстафету
динамическим головкам. В области высоких басов, в узкой полосе
подробности сглажены. Из-за этого большой симфонический оркестр
звучит несколько грузно, ослабевает ощущение большой группы инструментов
с деревянными деками. Но это, пожалуй, единственный минус. На
остальных жанрах акустика показывает такой выверенный баланс,
что могут позавидовать любые колонки класса High End. Особенно
врезалось в память звучание старых и даже архивных записей. Снова
приходит ощущение прямого контакта с музыкой, прикосновения к
оригиналу, даже если он далек от совершенства.
Но главная изюминка «Саммитов» (именно так - это не достоинство
и ни в коем случае не минус) заключается в том, что они требуют
очень тщательной установки уровня громкости. То есть вы, конечно,
можете слушать как угодно громко, ограничений нет - и микродинамические
качества, и абсолютная динамика останутся на месте. Однако обязательно
найдется уровень, когда приближение к реализму будет максимально.
Он соответствует... ну-ка, догадайтесь... громкости звучания
живого инструмента. Включите запись акустической гитары, чтобы
она звучала не громче и не тише настоящей, и перед вами появится
ее точная звуковая копия. Воспроизведение рояля на «правильной»
громкости кажется мистикой - вроде вот он, можно прикоснуться,
но его не видно. Такой же эффект испытываешь и с любой другой
музыкой, даже если она синтетического происхождения. Стоит ли
продолжать? l
в Summit была сделана попытка не только выжать из гибридных
максимум «перформанса», но и воспитать в них дружелюбие по отношению
к усилителю
Заявленные характеристики MartinLogan Summit
Производитель MartinLogan Company (США)
Номинальное сопротивление, Ом 4
Минимальное сопротивление, Ом 0,7 (20 кГц)
Чувствительность (2,83 В/м), дБ 92
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 100 - 300
Мощность встроенного усилителя, Вт 2 х 200
Разделение полос, Гц 270
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 24 - 23000
Неравномерность, дБ ±3
Габариты, мм 317 х 1499 х 521
Масса (каждой), кг 34
Цена $14000
Made in США
Тракт, который мы слушали
l Универсальный проигрыватель Marantz DV9500 ($2500)
l AV-ресивер Denon AVR-1705 ($400) и усилитель мощности Parasound
7200 ($4260)
l Межблочники Accuphase Super Refined SL-10G ($300).
l Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515).
l Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU
1,5 ($190/110).
l Виброизолирующие принадлежности Monitor Bolide Schock Absorber
(И52), Spectra Dynamics
Foculpods (И33), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer
1 ($150).
Музыка, которую мы слушали
1. «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук»,
2003).
2. DTS CD - B&W Speakers collection
Vol.1 (Passavant Acoustic Studio, 2001).
3. SA-CD - Creedence Clearwater Revival, «Pendulum» (Analogue
Productions, 2003).
4. DVD-Audio - The Doors, «L.A.Woman» (Elektra Entertainment,
2000).
5. DVD-Audio - Beethoven, Symphony No. 1 and No. 2. Berliner
Staatskapelle, Daniel Barenboim (Teldec Classic, 2000).
|