#12/2005 • ТЕСТ • АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Acoustic Energy AE1 MkIII Reference $2950 l ATC SCM12SL $2175 l BC Acoustique Act B1 €1600 l Bowers & Wilkins 805S $2375 l Cabasse Altura Riva €1920 l DALI Helicon 300 $2575 l Dynaudio Contour S 1.4 €2300 l ELAC 330.2 JET $2950 l Legacy Studio-I $1900 l MB Quart VS 05 B $2500 l McIntosh LS320 $2500 l PMC LB1 Classic €2150 l Spendor SP2/3E $2000 | 7 раз отмерь

7 раз отмерь

Все измерения проводились с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. АЧХ выше 200 Гц снималась на расстоянии 1 м от фронтальной панели АС при уровне выходного сигнала усилителя 2,83 В. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения в ближнем поле), после чего обе кривые объединялись. Синим цветом отмечена АЧХ, снятая на акустической оси, а зеленым и красным - при отклонении 30 и 50 град. соответственно.

АЧХ порта фазоинвертора показана отдельно (черная кривая). Как его излучение будет взаимодействовать с основным, зависит от конкретных акустических условий.

Рис. 1. Зависимость модуля Z от частоты Acoustic Energy AE1 MkIII Reference

Фазоинверторная система, настроенная на 45 Гц, что довольно низко и для объема корпуса, и для самой головки. Номинальное сопротивление 6 Ом, минимальное - 4 (на частоте 3800 Гц). С этими АС отлично споется любой усилитель, рассчитанный на 4-омную нагрузку.

Несмотря на пик импеданса вблизи частоты раздела полос, сдвиг фаз невелик, что говорит о применении специальных фазовыравнивающих цепочек.

Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика Acoustic Energy AE1 MkIII Reference

Очевидно, подъем в области нижних и высоких частот не случаен - чтобы сделать звучание АС более выразительным. Поскольку резких пиков и провалов на графике нет, заметных артефактов звучания быть не должно. Диаграмма направленности твитера довольно широка, причем разница между кривыми, снятыми при 30-ти и 50-градусном отклонении от оси, очень незначительна. Это обещает устойчивую звуковую сцену и широкую зону стереоэффекта.

Реальная чувствительность АС порядка 87 дБ, и для уверенной работы с ними потребуется усилитель мощностью не менее 50 Вт.

Труба фазоинвертора имеет т.н. «органный» резонанс на 850 Гц, поэтому придвигать колонки близко к стене не рекомендуется.

Рис. 3. Зависимость модуля Z от частоты ATC SCM12SL

Системы с акустическим оформлением «закрытый ящик» и частотой основного резонанса 58 Гц. Импеданс ровный, но явно не соответствует заявленному значению - номинал 5,2 Ом и минимум 4,2 на частоте 4800 Гц. Учтите это обстоятельство при выборе усилителя. Зато реактивная составляющая нагрузки очень мала, изменения фазы выше 100 Гц незначительны. Это облегчает работу выходных каскадов и снижает вероятность «звона» в цепи «усилитель - нагрузка».

Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика ATC SCM12SL

Очень линейная АЧХ, но с плавным и стабильным наклоном в сторону ВЧ-области. Разница звукового давления на частотах 100 Гц и 20 кГц составляет 6 дБ (т.е. падает вдвое), что может восприниматься как нарушение тонального баланса.

Твитер в этих системах спроектирован очень грамотно - заметное расхождение кривых, снятых вне оси, начинается после 8 кГц. Колонки лучше использовать с сабвуфером, поскольку спад отдачи по -3 дБ у них на 60 Гц. Чувствительность, усредненная по всему диапазону, около 86 дБ, так что усилитель потребуется мощный, не менее 60 Вт на канал.

Рис. 5. Зависимость модуля Z от частоты BC Acoustique Act B1

Номинальное сопротивление АС 3,6 Ом, оно же и минимальное. Частота настройки фазоинвертора около 70 Гц, что соответствует небольшому объему корпуса и калибру мидбасового излучателя. Фильтры, по-видимому, совсем простые.

Фазовая характеристика очень ровная, благодаря чему облегчается согласование АС с усилителем.

Рис. 6. Амплитудно-частотная характеристика BC Acoustique Act B1

АЧХ вряд ли можно назвать линейной - имеется горб высотой почти в 4 дБ на частоте 1200 Гц (а здесь наше ухо очень чувствительно) и плавный подъем в ВЧ-области, достигающий 5 дБ на 20 кГц. Это может восприниматься на слух как окрашенная середина и чересчур яркий верх.

Зато дисперсия твитера вне всякой критики - кривые, снятые на оси и вне ее, ведут себя абсолютно одинаково. Разница между ними обусловлена увеличением расстояния до микрофона при развороте колонки, а не сужением диаграммы направленности. Так что с передачей пространства у этих АС проблем не будет. Чувствительность АС около

88 дБ, поэтому выбор усилителя заметно упрощается. Для полноценного воспроизведения понадобится сабвуфер.

Рис. 7. Зависимость модуля Z от частоты Bowers & Wilkins 805S

Фазоинверторная система с частотой настройки 50 Гц. Номинальное сопротивление 5 Ом, минимальное - 4,2 на частоте 20 кГц. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при выборе усилителя, от которого потребуется большой ток на высоких частотах.

Пик импеданса вблизи частоты раздела свидетельствует о наличии простых фильтров без корректирующих и фазовыравнивающих цепочек. А короткий тракт, как известно, всегда звучит лучше.

Рис. 8. Амплитудно-частотная характеристика Bowers & Wilkins 805S

Видна своего рода тонкомпенсация, т.е. подъем в нижней и верхней областях звукового диапазона, примерно на 3 - 4 дБ. Это может несколько оживить звучание, особенно на малой громкости.

Дисперсия твитера почти идеальна - кривые, снятые при отклонениях от акустической оси, практически совпадают (расстояние между ними обусловлено увеличением расстояния до микрофона при развороте колонки). Таким образом, АС способны создать правильную пространственную картину даже при неоптимальном расположении в комнате.

Чувствительность около 88 дБ, так что особо мощный усилитель не понадобится.

Через порт фазоинвертора выходят наружу все ящичные призвуки, поэтому его лучше затыкать заглушками, имеющимися в комплекте.

Рис. 9. Зависимость модуля Z от частоты Cabasse Altura Riva

Номинальное сопротивление этой системы 4 Ом (200 Гц), а не 8, как заявлено в паспорте. Правда, после 800 Гц кривая импеданса не падает ниже 10 Ом, и это очень ценно, поскольку не все усилители могут отдать в ВЧ-области большой ток при малых искажениях. Частота настройки фазоинвертора около 50 Гц, полосы делятся на 2300 Гц несложными фильтрами.

Рис. 10. Амплитудно-частотная характеристика Cabasse Altura Riva

Вполне линейная АЧХ, если не считать провала глубиной 4 дБ на участке 500 - 1600 Гц. Опасный симптом, ведь именно на этот промежуток приходится основной спектр деревянных духовых и смычковых инструментов. Есть и еще один провал на 4 кГц, обусловленный фазовым взаимодействием излучателей.

Диаграмма направленности твитера не очень широка - спад звукового давления при 30-градусном отклонении от оси начинается уже на 8 кГц.

Фазоинвертор грамотно состыкован с мидбасовой головкой.

Рис. 11. Зависимость модуля Z от частоты DALI Helicon 300

Просто уникальные системы, импеданс которых не завит от частоты выше 120 Гц. Фазовая характеристика тоже линейна, т.е. колонки, по сути, являются для усилителя активной нагрузкой, как обычный резистор. Значит, не будут затягиваться фронты сигналов, нет условий для возникновения паразитных колебаний в цепи «усилитель - АС». Номинальное сопротивление - 5 Ом (даже больше заявленного), оно же и минимальное. Частота настройки фазоинвертора очень низкая, 38 Гц.

Рис. 12. Амплитудно-частотная характеристика DALI Helicon 300

Зависимость звукового давления от частоты тоже очень линейна, хотя небольшая проблема все же есть. Провал глубиной почти 5 дБ на отрезке 4 - 10 кГц может ощущаться на слух как тусклое, чересчур приглушенное звучание многих музыкальных инструментов.

Небольшой подъем на 13 - 15 кГц легко компенсировать легким разворотом колонок внутрь.

Чувствительность около 88 дБ, и для правильной передачи динамического диапазона мощность усилителя не должна быть менее 50 Вт.

Рис. 13. Зависимость модуля Z от частоты Dynaudio Contour S 1.4

Еще один пример грамотно сконструированной системы. Ровный импеданс, абсолютно линейная фазовая характеристика. Как и в предыдущем случае, усилитель будет работать на активную нагрузку почти во всем диапазоне частот. И еще - колонки 8-омные, хотя в паспорте заявлено вдвое меньшее сопротивление. Так что реально они уживутся с любым усилителем, в т.ч. ламповым. Фазоинвертор настроен на 45 Гц, для столь малого объема корпуса это довольно низкое значение. Частоту деления полос по графику определить невозможно, по-видимому, в фильтрах имеются фазовыравнивающие цепи.

Рис. 14. Амплитудно-частотная характеристика Dynaudio Contour S 1.4

Практически идеальная кривая с минимальными отклонениями. Спад звукового давления происходит лишь на частотах выше 13 кГц, что обусловлено конструкцией нового твитера. Его отдача падает при отклонении от оси на 30 град., но затем остается постоянной независимо от угла.

Чувствительность чуть выше 85 дБ, так что для озвучивания средней комнаты понадобится усилитель мощностью от 70 Вт на канал.

Призвуки фазоинвертора незначительны и на звучании, скорее всего, не скажутся. Тем более что порт направлен назад.

Рис. 15. Зависимость модуля Z от частоты ELAC 330.2 JET

«Честная» 4-омная система - при заявленном номинале 4 Ом реальное сопротивление не падает ниже 3,7. Частота настройки фазоинвертора около 55 Гц, и это очень низко для столь малого объема корпуса. Частоту раздела определить сложно из-за наличия в кроссовере фазовыравнивающих звеньев. Благодаря их наличию реактивная составляющая импеданса невелика.

Рис. 16. Амплитудно-частотная характеристика ELAC 330.2 JET

Неравномерность АЧХ, снятой на акустической оси, не превышает 3 дБ, так что сколь-нибудь заметных нарушений тонального баланса быть не должно. При отклонении (т.е. развороте колонок относительно слушателя) падает отдача твитера и возникает провал в области 1300 - 4000 Гц. Чтобы полностью реализовать потенциал этих АС, придется повозиться с их установкой.

Чувствительность немного выше заявленной, около 87 дБ. Фазоинвертор подгуживает в диапазоне 800 - 1000 Гц.

Рис. 17. Зависимость модуля Z от частоты Legacy Studio-I

Традиционная для Legacy Audio конструкция с т.н. фазоинвертором 5-го порядка. В ней, помимо разделительных фильтров, имеется конденсатор большой емкости, увеличивающий добротность системы.

Номинальное сопротивление 6,5 Ом, а минимальное значение отмечается дважды, на частотах 2 и 20 кГц. Лучше всего для этих АС подойдет усилитель, способный отдать в нагрузку большой ток на высоких частотах.

Фазоинвертор настроен на 48 Гц.

Рис. 18. Амплитудно-частотная характеристика Legacy Studio-I

К АЧХ придраться трудно, настолько она линейна. Единственное, что стоит отметить, - плавный подъем, начинающийся с 6 кГц и достигающий 3 дБ на 20 кГц. Он может восприниматься как агрессивность в ВЧ-диапазоне, если остальной тракт слишком «яркий». Впрочем, если немного развернуть колонки к центру, твитер можно легко приглушить. Широкая диаграмма направленности обещает хорошую сцену даже в том случае, если колонки не удастся поставить строго симметрично относительно вашего любимого кресла.

Высокая чувствительность снижает требования к мощности усилителя.

Призвуки фазоинвертора имеют рекордно высокую амплитуду (сравнима с амплитудой основного сигнала), и они могут быть заметны, несмотря на заднее расположение порта.

Рис. 19. Зависимость модуля Z от частоты MB Quart VS 05 B

Классическая фазоинверторная система с частотой настройки 48 Гц. Номинальное (оно же минимальное) сопротивление - 5,5 Ом. Частота раздела около 1800 Гц, фильтры сложные, с корректирующими цепями.

Фазовая характеристика выше 120 Гц укладывается в допуск +30/-24 град., что свидетельствует о небольшой реактивной составляющей импеданса.

Рис. 20. Амплитудно-частотная характеристика MB Quart VS 05 B

Очень ровная кривая с небольшими отклонениями на частотах 850 и 2000 Гц. Правда, выше 16 кГц начинается резкий подъем, достигающий 8 дБ(!) на 20 кГц. Повышение отдачи на ВЧ характерно для всех титановых твитеров, но с такой картиной мы сталкиваемся впервые. Справедливости ради надо сказать, что лишний звон легко убирается, причем без всякого ущерба для всего остального диапазона, разворотом колонок.

Средняя чувствительность АС невысока, всего 84 дБ, поэтому для раскачки им потребуется усилитель мощностью не менее 75 Вт на канал.

Фазоинвертор резонирует в диапазоне 600 - 1000 Гц.

Рис. 21. Зависимость модуля Z от частоты McIntosh LS320

Акустическое оформление «закрытый ящик», частота основного резонанса около 55 Гц. Резких провалов на кривой нет, ниже номинального значения 3,5 Ом импеданс не падает. Судя по двум пикам вблизи частоты раздела, фильтры в этих системах довольно сложные.

Рис. 22. Амплитудно-частотная характеристика McIntosh LS320

Линейная зависимость с небольшим (2 дБ), но довольно широким провалом в среднечастотной области. Из-за этого вокал и некоторые инструменты могут казаться слегка приглушенными. При отклонении от акустической оси отдача твитера резко падает на участке 5 - 13 кГц, поэтому с расстановкой колонок в комнате придется поэкспериментировать.

Чувствительность около 86 дБ, что соответствует заявленному значению. Спад по -3 дБ отмечается на 65 Гц, поэтому сабвуфер в системе будет совсем не лишним.

Рис. 23. Зависимость модуля Z от частоты PMC LB-1 Classic

Здесь тоже видно стремление добиться как можно более ровного импеданса. Номинальное значение 3,2 Ом на частоте 220 Гц, и далее кривая идет с очень небольшими отклонениями. Как следствие - незначительное изменение фазы с ростом частоты, что облегчает согласование с усилителем.

Частота настройки Transmission Line около 52 Гц, полосы делятся на 2,3 кГц фильтрами с фазовыравнивающими цепями.

Рис. 24. Амплитудно-частотная характеристика PMC LB-1 Classic

Почти линейная, «студийная» АЧХ, если не считать легкого провала на 1800 Гц и плавного подъема после 8 кГц. Последний легко нивелировать разворотом колонок внутрь, что, кстати, производитель и рекомендует. Угол разворота подбирается экспериментально, поскольку зависит от степени заглушенности помещения.

Единственная проблема - очень низкая чувствительность, около 85 дБ, так что усилитель потребуется мощностью никак не менее 75 Вт на канал.

АЧХ transmission line (черная кривая слева) не такая, как у фазоинвертора - спектр излучения здесь значительно шире. Хотя «лабиринт» заглушен поролоном, призвуки все же присутствуют, о чем свидетельствует пик на 680 Гц.

Рис. 25. Зависимость модуля Z от частоты Spendor SP2/3E

8-омные мониторы (номинальное сопротивление 7,5 Ом) сравнительно большого объема и, соответственно, с низкой частотой настройки фазоинвертора - 40 Гц. Одни из немногих в нашем тесте, способные справиться без помощи сабвуфера. Высокий пик импеданса вблизи частоты раздела

(2,8 кГц) характерен для простейших кроссоверов низкого порядка.

Рис. 26. Амплитудно-частотная характеристика Spendor SP2/3E

Грамотно спроектированная акустика с линейной АЧХ и широкой диаграммой направленности. При отклонениях от акустической оси вплоть до

50 град. отдача твитера падает на 1 - 2 дБ, что свидетельствует о широкой зоне стереоэффекта и четкой локализации источников. Правда, при больших углах начинается фазовое взаимодействие излучателей (провал в области 800 Гц - 4 кГц), но на тональный баланс это не повлияет.

Чувствительность системы соответствует заявленной - если прибавить положенные для 8-омных АС 3 дБ, получится 88 дБ. Так что с выбором усилителя проблем не будет.

Марка Acoustic Energy ATC BC Acoustique Bowers & Wilkins Cabasse DALI Dynaudio
Модель AE1 MkIII Reference SCM12SL Act B1 805S Altura Riva Helicon 300 Contour S 1.4
Конструкция 2 полосы, фазоинвертор (ФИ) 2 полосы, закрытый ящик (ЗЯ) 2 полосы, ФИ 2 полосы, ФИ 2 полосы, ФИ 3 полосы, ФИ 2 полосы, ФИ
Номинальное сопротивление, Ом 8 (5,6*) 8 4 8 (3,71) 8 4 4
Чувствительность, дБ/Вт/м 87 85 882 882 92 862 852
Воспроизводимый диапазон, Гц 55 — 20000 62 — 20000 64 — 50000 49 — 22000 60 — 25000 37 — 27000 н.д.
При неравномерности, дБ ±2,5 -6 ±3 -3 н.д. ±3 н.д.
Частота разделения полос, Гц н.д. 2800 3500 4000 2500 3400, 13000 н.д.
Подводимая мощность, Вт 50 — 200 100 — 300 до 100 50 — 120 до 100 50 — 200 до 170
Подключение к усилителю 1-полосное 2-полосное 1-полосное 2-полосное 1-полосное 2-полосное 1-полосное
Габариты, мм 185 x 310 x 238 220 х 390 х 255 180 х 300 х 240 238 х 418 х 351 320 х 440 х 230 208 х 440 х 356 188 x 400 x 340
Масса (каждой), кг 11,0 15,0 6,0 11,5 11,0 10,8 12,0
Цена, $ 2950 2175 1950 2375 2340 2575 2805
* Минимальное сопротивление. **Измерено при сигнале 2,83 В.
  
Марка ELAC Legacy MB Quart McIntosh PMC Spendor
Модель 330.2 JET Studio-I VS 05 B LS320 LB-1 Classic SP2/3E
Конструкция 2 полосы, ФИ 2 полосы, ФИ 2 полосы, ФИ 2 полосы, ЗЯ 2 полосы, акустич. лабиринт 2 полосы, ФИ
Номинальное сопротивление, Ом 4 (3,41) 4 6 4 4 8
Чувствительность, дБ/Вт/м 85 90,5* н.д. 862 87 88
Воспроизводимый диапазон, Гц 40 — 50000 44 — 22000 40 — 32000 60 — 20000 35 — 25000 60 — 20000
При неравномерности, дБ -6 ±2 н.д. ±2 н.д. ±3
Частота разделения полос, Гц 2600 2400 н.д. 1500 2500 3000
Подводимая мощность, Вт 30 — 200 10 — 150 50 — 120 до 200 60 — 250 до 100
Подключение к усилителю 2-полосное 1-полосное 2-полосное 1-полосное 2-полосное 2-полосное
Габариты, мм 188 х 274 х 360 248 x 343 x 259 230 х 380 х 308 260 x 432 x 229 178 х 533 х 268 275 х 545 х 325
Масса (каждой), кг 9,9 12,7 11,9 12,7 8,5 14,3
Цена, $ 2950 1900 2500 2500 2625 2000
* Минимальное сопротивление. **Измерено при сигнале 2,83 В.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"