#12/2005 • С МЕСТА СОБЫТИЙ

Николай ЕФРЕМОВ

ПОЛНАЯ ТРУБА, ИЛИ Hi-Fi НА IFA'2005

В ЭТОМ ГОДУ ХАЙ-ФАЯ НА «IFA» БЫЛО ЕЩЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В 2003-М. БЕРЛИНСКОЕ ШОУ ВСЕ БОЛЬШЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СМОТР ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, А ОТКУДА ОНИ ВОЗЬМУТСЯ В СФЕРЕ АУДИО? ИНТРИГА «SA-CD ПРОТИВ DVD-A» ВЫДОХЛАСЬ, НОВЫХ ПОКА НЕ ОЖИДАЕТСЯ. НО ЭТО НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ИНТЕРЕС К ТЕХНИКЕ ВЫСОКОЙ ВЕРНОСТИ В ЕВРОПЕ ПАДАЕТ. ОТНЮДЬ, ПРОСТО HI-FI-ЭКСПОНАТЫ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ НА ДРУГИЕ ВЫСТАВКИ - В ЛОНДОН, МЮНХЕН И МИЛАН.

Действительно, и по моим наблюдениям, и по мнению представителей фирм, интерес к стерео в мире растет. По крайней мере, в берлинских магазинах подержанного винила стало намного больше, чем в прошлом году, а на толкучках появились целые ряды продавцов пластинок. Кен Ишивата уверял меня, что за последний год-два в Токио появилась масса магазинчиков, торгующих винтажной стереотехникой и аудиофильскими аксессуарами.

Но на «IFA» сегмент High End Audio сокращается, как шагреневая кожа. Многих завсегдатаев (Burmester, Bluenote, T+A и др.) вообще не было, а те, что отважились участвовать, арендовали стенды вскладчину. Фирма MBL, всегда занимавшая огромную экспозицию, показывала одну(!) колонку в углу возле входа в павильон. И что совсем удивительно - китайских производителей Hi-Fi можно было пересчитать по пальцам, хотя два года назад они захватывали целые павильоны. Неужели все двинули в Россию?

Виниловая тема звучала явно в миноре - кроме линеeк Transrotor и Avid ничего не было, если не считать нескольких бюджетных вертушек. Правда, на традиционной демонстрации немецкого журнала «Audio» было аж два LP-проигрывателя - Clearaudio Statement (C= 75000) и Garrard 501. Напомню, что на каждой выставке редакция представляет самую дорогую аудиосистему в мире, и в 2003-м был поставлен рекорд - 2 миллиона евро. На этот раз она получилась вдвое дешевле, хотя в специально выгороженном павильончике был собран не один комплект, а несколько. Компоненты, похоже, подбирались, исходя из принципа «всем сестрам по серьгам». Одних источников было четыре штуки: Linn Unidisk 1.1, связка Accuphase DP-100/DC-101 и упомянутые выше проигрыватели винила. Далее шел процессор Lexicon MC12 ver.5 и пара монофонических предварительных усилителей Krell Evolution Two с выносным источником питания. С них сигнал подавался на оконечники класса А - Krell Evolution One и Accuphase A60. В многоканальном режиме задействовался сабвуфер Velodyne DD 1812 Signature, при прослушивании винила - Revel Sub 30. А вот остальная акустика для всех комплектов была общей - пять огромных колонок Focal Grande Utopia Be общей стоимостью 215000 евро.

Видеотракт был составлен из преобразователя растра Faroudja и проектора Sony Qualia 004 (C= 32000). Для соединения всей этой роскоши потребовалось более 300 метров цифровых, аналоговых и видеокабелей от Fadel, Audioquest, Sommercable и Monitor, всего примерно на 120000 евро.

Редактор «Audio» Лотар Брандт продемонстрировал звучание нескольких форматов - DVD-Audio, SA-CD, DVD Dolby Digital 5.1, а на десерт приберег виниловый концертник Coldplay. Чтобы все это послушать, мне пришлось около часа отстоять в очереди (есть еще у немцев интерес к аудио, что бы там ни говорили), но сама демонстрация, больше напоминавшая рекламное шоу, изрядно разочаровала. От столь бескомпромиссных компонентов, на мой взгляд, можно было добиться и более убедительного звучания.

Все остальное аудио, за небольшим исключением, прямо или косвенно было связано с домашним кино и мультимедиа.

Поразила размахом экспозиция Harman International, занявшая огромный павильон. В нем с немалой фантазией были выгорожены отдельные площадки для всех брэндов, входящих в эту финансовую группу - AKG, Harman/Kardon, JBL, Infinity, Revel, Audioaccess, Lexicon, Mark Levinson, Madrigal и Proceed. Соответственно, и выставлено там было все, что душа пожелает: DVD-проигрыватели, AV-процессоры и ресиверы, многоканальные усилители, сабвуферы, акустические системы самого разного уровня, головные телефоны и специфическое оборудование для мультирума. Больше всего посетителей собиралось возле подиума с акустикой JBL аудиофильской серии серии К2. Недавно в ней появилась относительно компактная модель S4880 для небольших помещений.

Klipsch в честь 60-летнего юбилея выпустила римейк классических Heressy и сделала серьезную заявку на будущее. Прототип новой модели, у которой еще нет даже названия, был изготовлен специально для выставки и пока существует в единственном экземпляре. По внешности - рояльный лак, закругленные, как у болида, грани - она совершенно не похожа на Klipsch, но звуковая философия осталась прежней. Диффузоры басовых драйверов были недавно запатентованы под названием NHC (Nomax Honeycomb Core). Между двумя слоями «Номакс» - сверхпрочной ткани, из которой шьют скафандры для пожарных и космонавтов - запекается вспененный полимер с сотовой структурой. В результате получается жесткая и очень легкая диафрагма, способная без деформаций воспроизводить сигналы очень большой амплитуды. Мне, по крайней мере, не удалось согнуть кусок такого диффузора, как я ни пытался. Колонки разрабатывались для европейского и азиатского рынка, куда начнут поставляться в апреле - мае следующего года по цене примерно $15000 за пару.

Настоящим украшением стенда Jamo стала разноцветная акустика R909 с необычным оформлением. Это открытая конструкция, в которой два 15-дюймовых НЧ-драйвера установлены на толстой доске и включены синфазно. При этом удалось получить нижнюю границу диапазона 27 Гц и чувствительность более 100 дБ/Вт/м. Высокие частоты воспроизводятся твитером Scanspeak Revelator с внешним охлаждением звуковой катушки. Системы будут выпускаться в нескольких цветовых вариантах - желтом, красном, черном и т.д. В продаже они появятся уже в ноябре и будут стоить примерно 5000 евро за штуку.

Очень мощная команда дизайнеров работает на TEAC. За последнее время в ассортименте фирмы появилось огромное количество изящных вещиц: настольные радиоприемники, музыкальные центры в стиле ретро самых невероятных цветов, суперсовременные микросистемы и, конечно же, топовая линейка Esoteric. Она пополнилась SA-CD/CD-транспортом P-01 и двумя моноблочными(!) ЦАПами D-01. Для борьбы с джиттером TEAC предлагает внешние тактовые генераторы с рубидиевым эталоном частоты, который в 2000 раз точнее обычных кварцевых.

Шведская компания Audio Pro после долгого перерыва вернулась к производству электронных компонентов. И начать решила не с DVD-ресивера, как все, а с полной стереофонической системы. В комплект Stereo One входит усилитель со встроенным CD-проигрывателем, колонки с фирменной активной системой Ace-bass и акустические кабели. Все составляющие системы идеально соответствуют друг другу, и должен заметить, что, несмотря на весьма скромные габариты, звучит очень основательно и басовито. Stereo One продается в Европе с августа и при цене 1000 евро пользуется большим спросом.

Все большее распространение получают устройства для качественного воспроизведения сжатой музыки через i-Pod. Популярность этих плееров оказалась настолько высокой, что многие компании решили на ней немного подзаработать. Производители электронных компонентов, например, TEAC, Onkyo, Harman/Kardon, оснащают свои AV-ресиверы и музыкальные центры компьютерными интерфейсами USB для получения аудиоданных в mp3, WMA и WAV. При этом плеер используется исключительно как накопитель, а декодирование происходит в стационарном аппарате с более высоким качеством.

Акустические компании тоже не остались в стороне и стали предлагать док-станции со встроенными усилителями и компактные колонки, иногда дополненные сабвуфером. Некоторые такие системы, например Klipsch i-Fi, на удивление приятно звучат. Излишне и говорить, что дизайн таких штучек рассчитан исключительно на молодежную аудиторию.

Еще одна интересная тенденция - плоские акустические системы NXT - похоже, начинают вторую жизнь. Действительно, PDP и LCD-экраны, получающие все более широкое распространение, требуют и соответствующих по стилю громкоговорителей. Напомню, что в излучателях NXT применяется возбудитель (exсiter), т.е. небольшой электродинамический капсюль, передающий звуковые вибрации на излучающую панель. Благодаря этому толщина колонки не превышает нескольких сантиметров, и она отлично смотрится на стене рядом с плазмой. Единственный недостаток - неспособность воспроизводить низкие частоты - в театральных системах не принципиален, поскольку наличие сабвуфера в них предусмотрено изначально. В комплекте KEF KT-100 подобные панели используются совместно с коаксиальными драйверами UniQ и излучают под углом 90 град. от основной оси, чтобы отраженная от стен волна создавала виртуальный тыловой канал. В микросистеме TEAC VC-DX10 mk II панель изготовлена из алюминиевой фольги и имеет внутреннюю структуру, сходную с пчелиными сотами.

ELAC предлагает панели NXT двух типоразмеров (50 x 40 и 70 x 50 см), оформленные под полотна старинных и современных мастеров. Уже который год такая картинная галерея привлекает на выставке толпы посетителей.

А вот интерес к домашним сетям и всевозможным мультирумам в Европе невысок. По крайней мере, на «IFA» такой техники было очень мало. Единственное, что стоит отметить, - переход PLC (Power Line Communication) на HDTV. Другими словами, по квартирной электрической сети теперь можно передавать не только обычный телевизионный сигнал, но и с разрешением HD. Для этого потребуется лишь соответствующий трансмиттер и адаптер на приемном конце.

В сильно упрощенном виде беспроводные интерфейсы все чаще находят применение в Home Theatre. В павильоне LG был показан полный домашний театр, где вся акустика работала безо всяких кабелей, получая сигнал в цифровом виде по радиоканалу, работающему на 2,4 МГц. Эта же частота выбрана и для системы беспроводного тыла Quadral Ascent 260 WL. Она состоит из пар двухполосных колонок и электронного блока, в котором находится приемник, ЦАП 16 бит/44 кГц и усилитель мощностью 2 х 50 Вт RMS. Параметры комплекта (диапазон частот 40 Гц - 20 кГц, отношение сигнал/шум 102 дБА) позволяют использовать его в качестве выносной стереосистемы, например на пикнике возле дома. Ascent 260 WL уже можно купить в Европе за 1200 евро.

В последний день выставки мы попросили мэтров поделиться впечатлениями и рассказать, что, по их мнению, происходит в аудиоиндустрии. l

01 Clearaudio Statement за 75000 евро. Основа самой дорогой аудиосистемы в мире, собранной немецким журналом «Audio»

02 Avid - одна из немногих фирм, отважившаяся показать бескомпромиссные виниловые проигрыватели

03 Швеция возвращается к двухканальному воспроизведению. В системе Stereo One от Audio Pro подобрана не только акустика, но и сединительные кабели

04 Беспроводный тыл Quadral Ascent 260 WL работает на частоте 2,4 МГц, поэтому воспроизводит полный звуковой диапазон

05 Вся линейка Magnat на подиуме. Послушать их можно было только в дилерской зоне

06 Для отделки микросистем Grundig Ovation 2 используются самые разные материалы и цветовые сочетания

07 Wharfedale Zaldec Z1000 предназначена для ди-джеев и просто любителей винила. ВЧ и СЧ-полосы воспроизводятся через рупоры

08 Обратная сторона открытых колонок Jamo R-909

09 В линейке JBL K2 пополнение. Младшая модель S4880 рассчитана на относительно небольшие помещения

10 Выносной твитер ELAC 4PI имеет круговую диаграмму направленности. Его можно легко добавить к любой акустической системе

11 Различные решения на базе iPod. Сверху вниз: Klipsch, Jamo и Onkyo

12 Vifa, известный производитель динамических головок, начал выпускать не только акустику, но и электронные компоненты

13 Аудиофильская серия TEAC Esoteric теперь выпускается в новом оформлении

14 Mark Levinson №40. Внешность традиционная, «мозги» капитально улучшены

15 Цифровой театр от Yamaha - DVD-проигрыватель, ресивер и оконечник 7.1

16 Все компоненты домашнего театра LG связаны по радио на частоте 2,4 МГц и вообще не требуют сигнальных проводов

17 Семиканальный оконечник Onkyo RDA-7.1 в Европе стоит около 9000 евро


AJ van den Hul:

- Индустрия далеко ушла от индивидуального производства к массовому - по экономическим причинам. Заводы перенесены в Китай и на Тайвань, где рабочая сила намного дешевле, чем в Европе. Мы импортируем туда свои знания, технологии и опыт, а взамен получаем конкурентоспособные изделия. Соответственно, Европа в этом плане все больше и больше зависит от Азии, что меня совсем не радует. Отсюда же вытекают другие проблемы - отдавая в чужие руки новые, подчас уникальные идеи, мы должны их как-то защищать от незаконного использования, что не всегда возможно. И еще - продукция, какой бы оригинальной она ни задумывалась изначально, при изготовлении на OEM-заводах теряет свою индивидуальность. Но вы спросили про аудиоиндустрию в целом, про мейнстрим, к которому моя компания не относится.

Кен Ишивата:

- Что творится с аудио? Это зависит от региона. В Европе - стагнация, здесь продажи не растут, за исключением LCD, плазмы и DVD-рекордеров. Но вот что удивительно - стерео возвращается! Вы, наверное, это и сами заметили. В магазинах появляется все больше и больше винила, а в Японии просто виниловый бум. Именно поэтому в конце прошлого года мы выпустили новую модель LP-проигрывателя Marantz TT15S1.

А вообще рынок пребывает в ожидании новых форматов - HD DVD и Blu-ray, всем интересно, чем закончится битва между Sony и Toshiba, кто из них победит. Мне Blu-ray кажется привлекательнее, потому что у этого носителя больше емкость, а она никогда не будет лишней. И не только для повышения разрешения картинки, но и всевозможных мультимедийных приложений.

Но это не значит, что Marantz откажется от аудио. Наш девиз «because music matters» останется и в будущем. Неважно, что вы слушаете, винил или i-Pod, музыка есть музыка, и она всегда будет волновать людей. И мы будем использовать весь свой опыт, чтобы донести ее в наилучшем виде. Поэтому Marantz, в отличие от других фирм, не собирается применять цифровые усилители в своих ресиверах или стереокомпонентах. Просто не вижу в этом смысла, поскольку хороший цифровой усилитель всегда получается дороже аналогового. Кроме того, при проектировании усилителей приходится в первую очередь учитывать особенности современной акустики. Например, очень популярные B&W требуют огромного тока для раскачки, и мы вынуждены пересматривать свою схемотехнику.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"