#12/2005 • С
МЕСТА СОБЫТИЙ
Константин БЫСТРУШКИН, Лариса СТЕПАНЕНКО
ТИГР ГОТОВИТСЯ К ПРЫЖКУ
СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ НАТИСК КОРЕЙСКИХ И КИТАЙСКИХ «ДРАКОНОВ» НА РЫНОК
БЫТОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ В СЧИТАННЫЕ ГОДЫ КАРДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛ РАССТАНОВКУ
СИЛ. ПОРОЙ КАЖЕТСЯ, ЧТО У ЯПОНСКИХ И ЕВРОПЕЙСКИХ ФИРМ НЕТ НИКАКИХ
ШАНСОВ НА ВЫЖИВАНИЕ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ. ОДНАКО НЕДАВНЕЕ ПОСЕЩЕНИЕ
ВЫСТАВКИ «CEATEC 2005» ПОКАЗАЛО, ЧТО ОПАСЕНИЯ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ
В ОТНОШЕНИИ ЯПОНИИ, СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ.
Для японцев ежегодная выставка «Combined Exibition of Advanced
Technologies», проходящая в токийском выставочном центре Makuhari
Messe, столь же значимое событие, как «IFA» для европейцев. Но
если берлинское шоу имеет явный коммерческий характер и рассчитано
на конечного потребителя, то в Токио показывают в основном перспективные
разработки и новые концепции. Поэтому, побывав на «СЕАТЕС», можно
с достаточной точностью предсказать направления, по которым пойдет
японская электронная индустрия в ближайшие годы. Поскольку «IFA-2005»
закончилась всего за месяц до нашего токийского турне и воспоминания
о ней еще свежи в памяти, было очень интересно сравнить обе выставки.
Начнем с того, что берлинское действо открыто для всех и любой
желающий может купить билет в кассе. «CEATEC», несмотря на свой
международный статус, по сути, является закрытым «междусобойчиком»
японских фирм. Немногочисленных «чужаков» можно было встретить
лишь в павильонах, посвященных комплектующим и элементной базе.
Попасть на эту выставку можно было лишь по специальным приглашениям,
выдаваемым сотрудникам японских фирм и госучреждений. К тому
же каждый посетитель проходил обязательную регистрацию. Одним
словом, «человеку с улицы» на «CEATEC» попасть непросто, и посещают
ее специалисты, для которых проводятся научно-технические семинары.
Разница между выставками проявилась также, если можно так выразиться,
и в технологии демонстрации. Если «IFA» - яркое шоу, праздник
с громкой музыкой и длинноногими девицами, то японское мероприятие
носило сугубо деловой характер.
В этом году основными событиями «CEATEC» стали: сражение между
сторонниками Blu-ray Disc и HD-DVD, диски следующего поколения
EBR емкостью 500 Гб, а также закулисные интриги вокруг новейших
дисплейных технологий. С них и начнем.
ПЛАЗМЕННЫЙ АЛЬЯНС
Самой громкой сенсацией, без сомнения, можно считать результаты
деятельности альянса APDC (Advanced PDP Development Center Corporation),
образованного три года назад Pioneer, Matsushita, Hitachi и Fujitsu
при 50% участии государства. Целью создания APDC была разработка
плазмы 7-го поколения, которая должна составить мощную конкуренцию
LCD. Как известно, японские компании инвестировали огромные средства
в развитие PDP-технологий (одна только Fujitsu за 30 лет вложила
около $30 млрд.) и поэтому возлагали на них большие надежды.
Однако жидкие кристаллы отхватили изрядную часть рынка плоских
панелей и продолжают активно теснить конкурента. И наконец, корейские
и китайские фирмы добились заметных успехов в области LCD и плазмы,
что тоже встревожило японские власти. Положение «плазменников»
осложняется еще и тем, что главным их соперником является японский
же Sharp, мировой лидер в области LCD.
Перед APDC была поставлена задача: в кратчайшие сроки разработать
«сверхновые» PDP столь высокого уровня, который даст безоговорочное
преимущество перед другими типами дисплеев (в первую очередь
LCD). В случае успеха участники альянса смогут быстро вернуть
былые рыночные позиции. Поскольку вся информация о деятельности
APDC была сразу же засекречена, о нем вообще мало кто знал. И
вот на «CEATEC-2005» все тайное стало явным!
На совместном стенде альянса впервые были представлены опытные
образцы плазмы 7-го поколения, которая, согласно их планам, должна
буквально обрушить дисплейный рынок.
Кроме того, президент APDC Oсаму Ямада (Osamu Yamada) в ходе
своего часового выступления(!) сам рассказал о целях и задачах
этого объединения.
Нужно заметить, что г-н Ямада - одна из культовых фигур в японской
электронике, пользующаяся непререкаемым авторитетом. В настоящее
время он не только руководит APDC, но и является вторым человеком
в Pioneer, где возглавляет отдел R&D. До этого он в течение
10 лет отвечал за все научные исследования в японской вещательной
корпорации NHK и, в частности, внес огромный вклад в создание
системы цифрового телевидения ISDB-T. Речь г-на Ямады в пресс-центре
Makuhari Messe 5 октября собрала огромный зал под завязку, публика
затаив дыхание внимала каждому слову. Еще бы: оглашалась развернутая
программа развития японской электроники на ближайшие 5 - 10 лет.
В докладе были детально освещены такие животрепещущие вопросы,
как:
• проблемы внедрения цифрового ТВ в различных странах (в т.ч.
и России);
• всемирный переход на HDTV;
• создание дисков со сверхвысокой плотностью записи (т.н. next
generation after Blu-ray Disc) емкостью в 300 и даже 500 Гб;
• разработка новых типов дисплеев, в т.ч. плазмы 7-го поколения;
• интерактивное телевидение.
Как вы понимаете, каждая из этих тем достойна отдельной статьи
в рубрике «ЖЗИ». Поэтому сейчас остановимся только на части доклада,
имеющей отношение к 7-му поколению плазмы. По словам г-на Ямады,
к новым панелям были выдвинуты очень жесткие требования: они
должны быть на голову выше прогнозируемого на ближайшие два года
уровня LCD-панелей, превосходить их по всем объективным характеристикам
и субъективному качеству изображения и при этом продаваться по
конкурентоспособной цене.
Так что новые PDP как минимум будут поддерживать полное HDTV
разрешение 1920 х 1080 как с чересстрочным (1080i), так и с прогрессивным
(1080р) растром. При этом встроенные процессоры должны «на лету»
преобразовывать растр входного сигнала от любых источников, как
HDTV, так и стандартного разрешения, под физическое разрешение
матрицы без малейших артефактов. Яркость и контрастность нужно
повысить по крайней мере в 1,5 - 2 раза, чем у LCD. И, что самое
парадоксальное, при этом PDP должна потреблять меньше, чем ЖК-панель
той же диагонали. Как известно, «прожорливость» плазмы являлась
ее главным недостатком, по этому параметру она вдвое уступает
LCD. На прямой вопрос, как этого можно добиться, японские инженеры,
вежливо улыбаясь, ссылались на секретное ноу-хау.
Но главное, что PDP будущего должны явно превосходить LCD даже
следующего поколения по количеству градаций яркости и натуральности
цветопередачи, причем в условиях низкой и высокой освещенности.
До сих пор плазма выигрывала в темном помещении, но уступала
LCD в светлом. Напомним, что эти особенности дисплеев определяются
самими технологиями. Любая ЖК-панель имеет лампу подсветки, световой
поток от которой модулируется по яркости ячейками матрицы. При
ярком освещении картинка превосходна, т.к. современные лампы
создают мощный световой поток. А вот в темноте плазма показывает
лучше, поскольку еще не удалось создать жидкие кристаллы, полностью
перекрывающие свет при воспроизведении черного цвета. При обычном
дневном освещении это свойство на качестве изображения практически
не сказывается, тем более что в таких условиях LCD имеет более
высокую контрастность, чем PDP. А вот в домашнем кинотеатре,
где обычно выключается свет, недостатки LCD становятся уже заметными.
Новое поколение плазмы должно покончить с этой «специализацией»
за счет новых алгоритмов управления яркостью ячеек, перехода
на 12-разрядную обработку видеосигналов, повышенной яркости и
контрастности самих матриц. Чтобы не быть голословным, г-н Ямада
после выступления пригласил присутствующих в павильон APDC.
СКАНДАЛ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ
Первая демонстрация панелей 7-го поколения проходила в условиях
повышенной секретности. В павильоне была категорически запрещена
фото и видеосъемка, за этим бдительно следили суровые охранники,
своим видом пресекавшие даже мысль достать фотоаппарат. Поэтому
будем делиться впечатлениями по памяти.
Для наглядности новые PDP сравнивались с ЖК-дисплеями тех же
размеров. Понятно, что плазму специально настраивали, да и видеосюжеты
подбирали так, чтобы представить новинки в наиболее выгодном
свете. Как бы то ни было, PDP показывали намного лучше: картинка
поразительно четкая, очень контрастная и отличающаяся исключительно
реалистичной цветопередачей. Эффект производили и цифровые ваттметры,
свидетельствовавшие, что 40- дюймовые панели при весьма ярком
изображении потребляют всего 130 - 180 Вт! (Для справки: панель
5 поколения «съедает» минимум 270 - 300 Вт.)
Однако триумф длился недолго - буквально через пару часов после
запуска посетителей разразился грандиозный скандал. Представители
Sharp узнали в LCD-панелях, выставленных для «битья», собственные
изделия. Они потребовали прекратить демонстрацию и принести официальные
извинения. Павильон APDP немедленно закрыли, а весь вечер и ночь
прошли в напряженных переговорах. В конце концов панели Sharp
вынесли из павильона APDP. Поэтому можно с полным основанием
сказать, что первая публичная демонстрация плазмы 7-го поколения
в Японии наделала много шума.
КОГДА ЖЕ СТАРТУЕТ SED?
Год назад на «СЕАТЕС» представители Toshiba и Canon заявили
о готовности начать в январе 2005-го массовое производство панелей
SED с холодной эмиссий (см. «Салон AV» №1/2005). Причем продавать
их планировалось вдвое дешевле, чем PDP и LCD с таким же размером
экрана. Это сообщение повергло конкурентов в панику, тем более
что оно было подкреплено демонстрацией 40-дюймового рабочего
прототипа. Поскольку Toshiba и Canon имеют очень высокую деловую
репутацию и работали над этой технологией не менее трех лет,
никто не ставил под сомнение реальность угрозы. Более того, было
известно, что партнеры вложили в строительство завода по производству
SED более миллиарда долларов. Все ждали, кто со страхом, кто
с надеждой, очередного передела рынка дисплеев.
Однако обещанные панели так и не появились ни весной, ни летом,
ни осенью этого года. Даже в Берлине не было показано ни одного
действующего образца SED! Всем стало понятно, что разработчики
столкнулись с куда более серьезными проблемами, чем они себе
представляли. В кулуарных беседах на «CEATEC» было выражено мнение,
что Toshiba и Canon здорово погорячились с обещанной ценой. Сейчас
уже говорят, что на первых порах их экраны будут стоить столько
же, сколько PDP или LCD, но они все равно обрушат рынок, потому
что SED - лучшая в мире технология. Прямо скажем, теперь это
звучит не очень убедительно.
Но довольно о грустном, ведь к «CEATEC» альянс Toshiba - Canon
все-таки приготовил хоть и маленькую, но увесистую «бомбочку».
На их стенде были выставлены предсерийные образцы, причем на
этот раз с 55-дюймовыми экранами. Был устроен «секретный показ»
в специальной комнате, где рядом с SED для сравнения стояли PDP
и LCD.
Ну и что можно сказать об эмиссионных экранах? Практически ничего.
В отличие от «плазмы» 7-го поколения, картинка которой действительно
впечатляет, SED не показал никаких реальных преимуществ перед
существующими технологиями. Единственным неоспоримым достижением
является сверхнизкое потребление энергии: от 90 до 130 Вт в зависимости
от сюжета. Для такой диагонали это действительно здорово.
Остается добавить, что на этот раз выход на рынок серийных моделей
SED запланирован на первый квартал 2006 г.
ШАТКОЕ РАВНОВЕСИЕ
Честно говоря, мыльная опера «Blu-ray Disc против HD-DVD» уже
успела порядком надоесть, и противостояние этих форматов все
больше напоминает фарс. На «IFA-2005» создалось мнение, что Blu-ray
убедительно побеждает, поскольку добрый десяток крупнейших фирм
показал действующие образцы рекордеров. Кстати, в Японии они
уже совершенно свободно продаются в магазинах бытовой электроники.
На Акихабаре (токийский аналог нашей «Горбушки») можно было видеть
целые полки рекордеров по цене от $2700 (Sony) до $2300 (Sharp).
Наконец, Philips начал серийный выпуск пишущих BD-дисководов,
что означает прорыв на многомиллиардный компьютерный рынок. Так
что, окончательная победа за BD?
Теперь уже не уверены, поскольку на «CEATEC» альянс HD-DVD выступил
неожиданно мощно. На его объединенном стенде в 20 метрах от экспозиции
Blu-ray Disc стояли десятка полтора моделей рекордеров и проигрывателей
HD-DVD и множество болванок ряда известных производителей. Но
самое главное - стены павильона были увешаны первыми 35 релизами
кинофильмов, выпущенных в формате HD-DVD! Это очень важный козырь,
так как поддержка таких китов Голливуда, как Paramount Home Entertainment,
дорого стоит. Одно только это значительно увеличивало шансы HD-DVD
на успех. Более того, 27 сентября о поддержке этого формата объявили
и гиганты компьютерной индустрии - Intel и Microsoft.
Тем не менее никто из ответственных экспертов не возьмется сегодня
предсказать, как будут развиваться события. За пару дней до открытия
выставки неожиданно для всех Paramount Home Entertainment объявила
об изменении своей позиции - отныне она будет поддерживать оба
формата. Так как в число сторонников BD уже входит Sony Pictures
Entertainment, нулевой баланс сил можно считать восстановленным.
Так что и «СЕАТЕС-2005» не внес никакой ясности, похоже, нас
ожидает новый этап борьбы за рынок.
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ BLU-RAY DISC?
Этим вопросом задаются самые дальновидные фирмы, приступившие
к созданию следующего поколения дисков с высокой плотностью записи.
В Японии он решается на государственном уровне. В 2002-м стартовал
национальный проект Terabyte Optical Storage Technology Project
с бюджетным финансированием. В нем участвуют семь известных японских
компаний и ряд научных учреждений, в том числе Токийский технологический
институт. Как видно из названия, цель проекта - создание быстродействующих
устройств для хранения информации емкостью 1 терабайт.
Наибольших успехов в сфере носителей сверхвысокой плотности
добилась корпорация Pioneer, показавшая «живые» образцы 12-сантиметровых
дисков емкостью 300 и даже 500 Гб! Как говорили представители
компании, это «на два шага впереди BD». За счет чего же удалось
совершить столь решительный рывок?
Ключевым принципом нового формата, названного EBR (Electron
Beam Recording System), является использование для записи и считывания
информации... электронного луча! В отличие от светового (даже
коротковолнового голубого) электронный пучок можно сфокусировать
в микроскопическую точку. По принципу действия EBR-рекордер напоминает
электронный микроскоп: пучок электронов ускоряется в поле напряженностью
50 кВ, фокусируется и прожигает на подложке питы на порядок меньшего
размера, чем у BD. Единственная проблема - записываемая болванка
и головка должны находиться в отсеке с глубоким вакуумом, поэтому
рекордер имеет встроенный насос. Согласитесь, это не очень удобно.
Кроме того, при столь высокой плотности записи довольно сложно
обеспечить надежность считывания информации, т.е. трекинг при
неизбежных биениях диска. Но, как бы то ни было, инженерам Pioneer
удалось решить все эти задачи - на стенде фирмы стоял действующий
прототип EBR-рекордера.
Кстати, на этой выставке Pioneer вообще выгодно отличался от
других японских компаний в части представления новых технологий
по нескольким ключевым направлениям.
Например, компания показала не только новые образцы BD-проигрывателей
и рекордеров, но и уникальный светодиод, способный давать луч
с длиной волны 405 (Blu-ray) и 650 нм (DVD). Переключение диапазона
производится подачей питания на соответствующий вывод диода.
Двухдиапазонный LED открывает путь к разработке дешевых оптических
головок для универсальных проигрывателей и тем самым делает их
доступными для массового потребителя.
Как и в любой развитой стране, в Японии очень большое внимание
уделяется экологии. Растущие в геометрической прогрессии тиражи
DVD, а в перспективе и BD, не на шутку беспокоят ученых. Во-первых,
основа диска делается из поликарбоната, для производства которого
требуется много нефти, да и сам процесс его получения сопровождается
выделением весьма вредных веществ. Во-вторых, поликарбонат в
естественных условиях не распадается, поэтому выброшенные диски
будут загрязнять природу. Выход из положения японские инженеры
видят в изготовлении дисков из экологически чистых материалов.
В частности, Pioneer предложил делать их из... кукурузы. Точнее,
не из самой кукурузы, а из биополимера, получаемого путем ее
переработки. Поскольку основа диска имеет желто-зеленый цвет,
их называют Green Disc. Разумеется, их можно воспроизводить на
обычном DVD-проигрывателе. Воистину с этими японцами не соскучишься!
РАЗМЫШЛЕНИЯ У ТРАПА САМОЛЕТА
По сравнению с тем, что мы увидели в прошлый раз (а это было
«Japan Electronic Show» в далеком 1997-м), здесь многое изменилось,
причем не в лучшую сторону.
В то время японская электроника была на подъеме, и поэтому по
размаху экспозиций выставка ничуть не уступала «IFA-97». Сегодня
электронная промышленность страны, теснимая со всех сторон конкурентами,
испытывает не самые благоприятные времена. Из-за снижения объемов
продаж компании уже не могут позволить себе инвестировать в исследования
и разработки столько же средств, сколько конкурирующие с ними
корейские «драконы». Нужно отдать должное правительству Японии,
которое прекрасно осознало опасность и начало оказывать прямую
финансовую поддержку частным компаниям в виде различных государственных
программ. Ярким примером подобного стимулирования частного бизнеса
стали проекты по созданию плазмы 7-го поколения и устройств записи
емкостью 1 Тб, о которых мы рассказывали выше.
Результаты уже видны - представленные на «CEATEC-2005» инновационные
разработки японских компаний показали: есть еще порох в пороховницах!
Похоже, что начавший было дряхлеть японский «тигр» разминается
для активной борьбы за место под солнцем. Нам кажется, у него
все получится. l
01 50-дюймовая плазма Pioneer 7-го поколения с разрешением HD
(1920 х 1080). Обратите внимание на табличку «No foto»
02 Высококачественная картинка требует соответствующего звукового
сопровождения. Демонстрация саундтрека DTS HD с диска Blu-ray
03 Пока ничто не предвещает скандал, можно сравнить LCD и PDP.
Цифровые ваттметры показывают энергопотребление
04, 05 Новые дисплейные технологии пока тормозят. OLED никак
не вырастет из «детского» размера, SED уже который год существует
лишь в виде опытных образцов
06, 07 Рекордеры Blu-ray уже вовсю продаются на Акихабаре, но
дисков с фильмами для них пока нет. С HD-DVD ситуация обратная
- вся стена увешана новыми релизами, а вот проигрыватель пока
купить невозможно
08 Вакуумная установка для записи электронным лучом (Electron
Beam Recording System). Справа - диск EBR емкостью 300 Гб
09 Виртуальная секретарша Haruka встречала посетителей на стенде
Pioneer. Микропроцессор синтезирует изображение миниатюрной девушки,
которое через систему линз проецируется на невидимую цилиндрическую
поверхность. Технология 3D floating vision создает полную иллюзию
общения с живым человеком
|