#11/2005 • КРУПНЫЙ
ПЛАН
Антон КОЛОМИЙЦЕВ
Домашний кинотеатр KEF Instant Theatre KIT100
СИСТЕМА ДОМАШНЕГО КИНО уже стала таким же привычным атрибутом
современной квартиры, как телевизор, холодильник или стиральная
машина. Но, как считают маркетологи, спрос на театральные компоненты
мог бы быть значительно выше, если бы они... Нет, не угадали.
Цена, оказывается, здесь на втором месте. Главный фактор, препятствующий
полному одомашниванию важнейшего из искусств - отсутствие возможности
или желания выделить в комнате дополнительное место для нескольких
колонок. Поэтому конструкторам последнее время задача формулируется
жестко: сократить габариты акустики, не жертвуя (по возможности)
качеством звучания. С точки зрения экономии места очень привлекательно
выглядят системы с виртуальным тылом, к тому же в них не приходится
тянуть кабели через всю комнату. Но если первая цель проектирования
в них достигается без труда, то со второй в большинстве случаев
- явные проблемы. Дело в том, что заднее поле получается за счет
фазового взаимодействия звуковых волн, приходящих из фронтального
канала. Соответственно, в них подмешивается «тыловой» сигнал,
хитро закодированный процессором. И получается, что спереди мы
слышим не совсем то, что должно быть, а сзади - совсем не то.
Инженеры KEF нашли изящное решение, разделив электрические тракты
фронтальных и тыловых каналов, но при этом совместив их акустически.
В комплекте Instant Theatre KIT100 колонки являются симбиозом
современных акустических технологий, за что, собственно, он и
получил массу наград от специализированных журналов и ассоциаций.
Передний план создается коаксиальными драйверами Uni-Q, которые
с некоторым приближением можно считать точечными источниками.
Это весьма хитрая конструкция, состоящая из 4-дюймового мидбаса
(бумажный диффузор с напылением алюминиевого порошка) и крошечного
майларового твитера. В перпендикулярном направлении работают
плоские панели NXT размером 200 х 125 мм, закрытые серой тканью.
Каждый излучатель получает сигнал независимо от другого: коаксиалы
- «чисто» фронтальный, а плоские - микс из тыловых и центрального,
предварительно обработанный звуковым процессором.
Дальше происходит вот что. Панели, по сути, являясь диполями,
излучают в обе стороны. Их поверхности, обращенные наружу, создают
волну, которая, отражаясь от боковых стен комнаты, приходит к
слушателю сзади, за счет чего и получается виртуальный тыл. С
центральным каналом проще - он формируется между внутренними
поверхностями NXT.
Колонки занимают очень мало места и довольно симпатично выглядят.
Они могут устанавливаться на стойках, имеющихся в комплекте,
или на любой горизонтальной поверхности. Подключаются они длинными
кабелями к сабвуферу, по форме напоминающему системный блок компьютера.
На самом деле он намного тяжелее и благодаря зеркальному фасаду
выглядит значительно импозантнее. В нем находится мощный источник
питания с принудительным охлаждением и пять усилителей. Четыре
работают на выносную акустику, а самый мощный раскачивает встроенный
10-дюймовый драйвер с полипропиленовым диффузором. Акустическое
оформление «закрытый ящик» дает меньше посторонних призвуков,
чем фазоинвертор, и делает бас-машину менее критичной к месту
установки.
Мозговой центр системы - небольшой, но увесистый блочок с закругленными
боковинами и зеркальной лицевой панелью. Левая ее часть откидывается,
чтобы выпустить наружу приемный лоток. Правая же является дисплеем,
символы которого хорошо читаются в темноте. Помимо встроенного
источника предусмотрено подключение и внешних - трех аудио и
двух видео. На монитор видеосигнал выходит по SCART'у, S-Video
и компоненту, причем в последнем случае - с прогрессивной разверткой.
Для оперативного контроля изображения имеется и композитный выход.
Коммутация осуществляется либо с передней панели, либо с пульта.
Единственный минус проигрывателя - неспособность считывать популярные
в народе диски VCD и DiVX. В блоке имеется также AM/FM-тюнер
с опцией RDS.
С пульта, не заходя в экранное меню, можно регулировать тембр
по ВЧ и НЧ во фронтальных каналах, а также громкость сабвуфера.
Распаковка и сборка комплекта заняла от силы 20 минут. В нем
минимум соединений, да и системные разъемы сконструированы таким
образом, что перепутать кабели невозможно.
Уже после 30 секунд прослушивания возникает чувство нереальности
происходящего. Когда Шварценеггер произносит вступительное слово
к «Терминатору-3», звук идет прямо из экрана телевизора. Диалоги
в дальнейших сценах раскладываются по всему переднему плану,
четко отделяясь от звукового фона. Информации много, она подробна
и правильно структурирована по ширине и глубине. Но самое главное
- колонки буквально исчезают, звук словно сам собой возникает
в комнате.
После быстрой настройки по уровню сабвуфер монолитно вписывается
в общую картину. Следите только, чтобы от его левой грани (т.е.
той, где установлен динамик) до ближайшей вертикальной плоскости
было не менее полуметра.
Ситуация в тылу сильно зависит от того, насколько заглушены
стены комнаты. Мягкие предметы препятствуют отражениям звуковых
волн, и задний план будет либо размазанным, либо не сомкнется
с передним. Играют роль именно боковые стены, задняя на звуковую
картину не влияет.
Обычные CD звучат несколько непривычно - звуковая сцена не такая,
как в обычных стереосистемах. Часть мнимых источников перемещается
в центр, а остальные распределяются (и иногда чисто случайным
образом) по флангам, но к этому быстро привыкаешь.
Картинка по компонентному выходу четкая, наклонные линии зубрятся
очень незначительно. На тестовом фрагменте отчетливо видна полоска
«чернее черного», что позволяет точно отстроить видеотракт. DVD-проигрыватель
быстро реагирует на команды и работает почти бесшумно. l
Амплитудно-частотная характеристика акустической системы KIT100
Синяя кривая снята при установке измерительного микрофона на
акустической оси коаксиального излучателя. Неравномерность на
отрезке 1,5 - 12 кГц объясняется фазовой интерференцией, неизбежно
возникающей в излучателях подобного типа. Зато у них явный выигрыш
в диаграмме направленности - при отклонении от оси на 30 град.
(зеленая кривая) не то что не расходятся, а даже несколько раз
пересекаются. Подобная картина наблюдается и при 60-градусном
повороте колонки (красная кривая). Спад звукового давления обусловлен
увеличением расстояния от излучателя до микрофона. Широкая диаграмма
гарантирует, что тональный баланс будет одинаковым для всех зрителей
домашнего театра, даже тех, кто сидит на боковых местах. Нижняя,
лиловая кривая снята под прямым углом к оси коаксиалов и соответствует
АЧХ панели NXT. Видно, что она работает от 150 до 1500 Гц, и
именно на этом отрезке формируется информация для виртуального
тыла.
Черная кривая слева снята в ближнем поле сабвуфера. Видно, что
он стыкуется с сателлитами на 135 Гц с очень небольшим зазором,
в результате чего получается довольно ровная для столь компактной
акустики характеристика во всем слышимом диапазоне.
Объективные данные
Поддерживаемые форматы DVD-Video, DVD-RW,
DVD+RW, CD-Audio, CDR/RW, mp3, encoded CD, JPEG
ТВ-системы NTSC, PAL
Декодеры 5.1 Dolby Digital, DTS, Dolby Pro
Logic II, Proprietary matrix (для моноисточников)
Входы
Видео S-video (2), композитные (2)
Аудио оптический (1), коаксиальные (3), аналоговые стерео (3)
Выходы
Видео SCART, компонентный (1), S-video (1), композитный (1)
Аудио оптический (1)
Габариты центрального блока (Ш х В х Г), мм 324 х 59 х 262
Масса центрального блока, кг 5,2
KEF Instant Theatre KIT100 $2580
Компактность, изящество исполнения. Качественный видеотракт.
Способность создать трехмерную звуковую картину в любом незаглушенном
помещении. Точное согласование сабвуфера с сателлитами.
Проигрыватель не читает DiVX. При воспроизведении CD звуковая
сцена отличается от оригинальной.
Вещь для настоящих любителей музыки и кино, не желающих видеть
в интерьере громоздкую аппаратуру. А вот с ценой - ради оригинальности
и качества воспроизведения - придется смириться.
|