#11/2005 • Ж.З.И.

Константин БЫСТРУШКИН, Лариса СТЕПАНЕНКО
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Николай ЕФРЕМОВ

МИР В ВЫСОКОМ РАЗРЕШЕНИИ

ПО СВОЕМУ СТАТУСУ «IFA», ПРОХОДЯЩАЯ РАЗ В ДВА ГОДА, СТАЛА ОДНОЙ ИЗ НАИБОЛЕЕ ПРЕСТИЖНЫХ ВЫСТАВОК В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ ДОМАШНИХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ. САМЫЕ ЭФФЕКТНЫЕ НОВИНКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРИБЕРЕГАЮТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ БЕРЛИНСКОЙ ПРЕМЬЕРЫ. ЗА НЕДЕЛЮ НАШИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ ПОЛУЧИЛИ СТОЛЬКО ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ЧТО ДЛЯ ИХ ОТЧЕТА НЕ ХВАТИЛО МЕСТА В ЖУРНАЛЕ.

Плоские панели переходят из разряда буржуазной экзотики в массовый сектор. За прошедшие пять лет цены на них упали в 5 - 10 раз, а качество изображения поднялось до, казалось бы, недостижимых для этих технологий высот. Ряд экспертов всерьез полагают, что в Европе уже в следущем году LCD и PDP-панелей будет продано больше, чем кинескопных телевизоров. Большую роль сыграло и внедрение цифрового телевидения - в Германии, по примеру Берлина, аналоговое вещание уже в этом году прекратится в ряде крупных городов (к началу 2006-го их будет 28). Соответственно, спрос на интегрированные аналого-цифровые iDTV-телевизоры в стране вырастет, как минимум, до 1,5 млн. шт. Но Германия не исключение, экспериментальное вещание ведется почти во всех странах Западной и Восточной Европы, а в некоторых - уже и коммерческое.

Тема телевидения высокой четкости (HDTV или просто HD) стала в этом году главной. Технику соответствующего разрешения демонстрировало более 80 фирм из 19 стран, не считая модели с логотипом «HD Ready». Кстати, не все знают, что он означает. Такая надпись гарантирует, что аппарат сможет работать в составе видеосистемы, принимающей и отображающей картинку высокой четкости. Применительно к дисплеям минимальный набор требований для HD-готовности выглядит так:

• формат экрана 16:9;

• поддержка стандарта 1280 х 720р или 1920 х 1080i;

• наличие входа RGB или YPbPr;

• вход DVI или HDMI;

• защита от копирования цифрового контента HDCP по интерфейсам DVI или HDMI.

Очевидно, что телевизоры с форматом экрана 4:3 даже при поддержке 720р или 1080i к HD Ready не относятся, для у них другая классификация - HDTV сompatible. Как правило, такие аппараты принимают HDTV, но их дисплеи не способны отобразить картинку с полным разрешением. Совместимость обеспечивает конвертор, понижающий разложение растра до 480 х 640 или 576 х 720 элементов.

О том, что HDTV будет востребовано уже в ближайшее время, мы писали неоднократно, однако размах этого проекта на выставке поразил. Причинами столь уверенного продвижения формата на европейском рынке можно считать относительную дешевизну LCD и плазменных панелей с поддержкой HD, начало в 2004 г. спутникового HDTV-вещания и... грядущий чемпионат мира по футболу, который, как известно, состоится в Германии в следующем году. Последний фактор по значимости является едва ли не самым главным, ведь 40 - 50-дюймовый телевизор с поддержкой HDTV вполне может создать иллюзию присутствия на стадионе. А ведь футбольных болельщиков миллионы!

В дни работы выставки на канале Premier со спутника Astra шли тестовые эфирные передачи трех программ HDTV: фильмы, спорт и документальное кино. Эти программы демонстрировались почти на всех стендах с компонентами HDTV или HD Ready, и посетители могли реально оценить качество картинки.

Уже в этом году каналы Premier и Euro1080 начнут регулярные передачи в HDTV, а вслед за ними пойдут такие популярные, как TPS, TF1 и CANAL+. BBC планирует уже в 2010-м передавать все программы только с высоким разрешением.

Для начала давайте посмотрим, что было на выставке интересного в секторе ЖК-дисплеев.

На сегодняшний день пятерка крупнейших изготовителей LCD-панелей выглядит следующим образом (см. таблицу).

Четко наметилась тенденция объединения усилий нескольких компаний для производства LCD-модулей. Совместное предприятие LG и Philips всем известно, а вот альянс Samsung и Sony особо не афишировался. В сфере высоких технологий выгоднее объединяться, чем конкурировать - современные заводы для матриц 6-го, 7-го и тем более 8-го поколения стоят больше $1 млрд, и чтобы эти затраты окупить, нужно выпускать миллионы панелей.

Samsung, кстати, снова удивил всех своими огромными панелями с диагональю 82 дюйма. Зрелище действительно впечатляющее, тем более что при таком размере они выдавали и картинку отменного качества. Однако эти гиганты по-прежнему остаются демонстрационными образцами, а максимальный размер серийных LCD - 65 дюймов.

Это, конечно, Sharp Aquos LC-65GD1E c матрицей разрешением в 1920 х 1080. Помимо аналоговых ТВ-программ он принимает и DVB-T. Кроме быстрых матриц со временем отклика менее 16 мс и сверхширокого угла наблюдения одной из ключевых особенностей новых LCD-телевизоров Sharp является специальный светофильтр для ламп подсветки. Он обеспечивает чистоту спектра первичных цветов, и особенно впечатляет натуральность красного, в то время как у других панелей он имеет морковный или кирпичный отенок.

Sharp, крупнейший производитель LCD в мире, помимо панелей класса High End, большое внимание уделяет и совершенствованию обычных аналоговых телевизоров. Например, для серии P50 были разработаны матрицы PALoptimal размерами 37, 32 и 26 дюймов, у которых физическое разрешение 960 х 540 почти соответствует телевизионному растру в PAL и SECAM (потеря 35 из 575 активных строк практически незаметна). Зато при формировании картинки не требуется пересчета видеосигнала под параметры матрицы. Это позволяет упростить видеотракт, т.е. одновременно удешевить телевизор и повысить качество изображения.

Совершенствование LCD-дисплеев идет чрезвычайно высокими темпами. Благодаря разработке новых смесей жидких кристаллов, а также оптимизации процессов управления ячейками время отклика современных панелей составляет не более 16 мс (рекордные значения для серийных моделей 4 - 5 мс), тогда как 10 лет назад оно было порядка 50 мс. Это позволило практически полностью устранить смазывание контуров быстродвижущихся объектов. Еще одно перспективное направление - создание более эффективных ламп подсветки экрана. В панелях последних поколений применяется несколько источников света с холодным катодом CCFLs. Из особенностей новых моделей LCD следует также отметить переход от 8-битового видеотракта к 12-ти и даже 13-битовому (Samsung). За счет этого качество картинки телевизоров, которые мы видели на выставке, было просто превосходным. Похоже, дискуссии о врожденных недостатках жидких кристаллов пора прекращать.

Изрядные успехи демонстрировали и производители плазмы. Samsung и здесь сделал заявку на мировое лидерство, очередной раз показав самую большую в мире PDP размером 102 дюйма. Серийно же пока производятся панели с диагональю в 71 (LG) и 72 (Samsung) дюйма.

Говоря о плазме высокой четкости, нельзя не отметить модель LG MW-71PY10, реально поддерживающую разрешение 1920 х 1080, что для плазмы является большим достижением.

Инженеры Philips внесли свой вклад в развитие PDP-технологий, предложив новую версию системы Pixel Plus 2 HD. За счет увеличения мощности процессора вдвое и нового алгоритма обработки сигналов удалось заметно улучшить картинку не только стандартного, но и высокого разрешения HD.

Одним из наиболее важных недостатков плазмы является низкая экономичность. В среднем такая панель потребляет в полтора раза больше электроэнергии, чем LCD той же диагонали. В новой линейке PDP Pioneer 6-го поколения PureVision HD (в ней сейчас две модели - PDP-506HD и PDP-406HD) повышена концентрация ксенона в газовой смеси ячеек. При этом интенсивность УФ-излучения при разряде резко возрастает, а следовательно, повышается и яркость свечения люмонофора. В этих панелях много и других оригинальных решений. В частности, цветовой фильтр Direct color filter (Pureblack Crystal Layer), нанесенный на фронтальное стекло, повышает контрастность до рекордного значения 4000:1. Увеличена глубина самих плазменных ячеек, и за счет увеличения площади боковых стенок в каждой из них нанесено больше люминофора. Как следствие - повышенная светоотдача. Наконец, свой вклад вносит усовершенствованная схема управления разрядом Pure Drive II. Процессор, работающий по алгоритму Flex Clear Drive, непрерывно анализирует видеосигнал и оперативно его обрабатывает, чтобы максимально использовать потенциал PDP-матрицы. Действительно, HD-картинка на плазме Pioneer 6-го поколении выглядит на редкость реалистично.

Говоря о плазменных новинках других производителей, отметим панели Panasonic и LG HDTV, поддерживающие разрешение 1920 х 1080p. Это действительно большое достижение, т.к. переход от чересстрочной развертки к прогрессивной требует, как минимум, удвоения мощности видеопроцессоров. Их отсутствие и было основной причиной, сдерживающей появление нового поколения HDTV 1080р. Похоже, современные технологии уже позволяют сделать этот важный шаг.

Направлясь на стенд Toshiba, надеялись увидеть вживую знаменитый дисплей SED с холодной эмиссией, серийное производство которой планировалось наладить со второй половины этого года. Напомним, что эти экраны принципиально нового типа, сочетающие достоинства кинескопных (высокая яркость изображения, доступная цена) и плоскопанельных (тонкий профиль, малый вес). Прототип SED, созданный альянсом Toshiba - Canon, с 40-дюймовым экраном был показан в Японии на CEATEC еще год назад, и все ожидали увидеть на «IFA-2005» серийную модель. Увы, из-за технологических трудностей массовый выпуск SED пришлось отложить до начала следующего года. Зато представители компании пообещали диагональ уже не 40, а все 50 дюймов. Что же, поживем - увидим.

Краткий обзор дисплейных технологий закончим рассказом об унифицированном модуле 3LCD для проекционной техники с экстремально высоким качеством изображения. Он создан объединенными усилиями Epson, Sony, Hitachi, Fujitsu, Daewoo, Barco и Xoro. Ключевыми компонентами стали дихроичные полупрозрачные зеркала и специальная призма, объединяющая лучи первичных цветов в общий световой поток. Затем они направляются на три LCD-матрицы, установленные по бокам кубической стеклянной призмы. Ну а затем лучи RGB вновь объединяются в общий световой поток, который через объектив направляется на экран.

Несмотря на конструктивную сложность, узел получился весьма компактным, и на его основе легко создать как видеопроектор, так и проекционный телевизор. Согласно пресс-релизу, 3LCD лежит в основе 60% проекторов, имеющихся на рынке.

Настоящей сенсацией выставки стала система трехмерного HDTV, представленная в павильоне Grundig. Да и сам факт возрождения этой прославленной компании нас сильно порадовал - несколько лет назад казалось, что ей не суждено оправиться от финансовых потрясений. После долгих переговоров фирма вошла в состав турецкого концерна Beko - второго после Vestel по объемам выпуска производителя AV-аппаратуры.

Демонстрацию 3D TV live организовали более чем эффектно: в огромном зале было устроено футбольное поле, на котором шла «живая» игра. Над ним на подвижной штанге установили стереоскопическую ТВ-камеру, постоянно меняющую ракурс съемки. После цифровой обработки сигнал с нее выводился на специальные LCD-мониторы, создававшие полноценное объемное изображение. Если стоять прямо перед экраном, то на нем безо всяких очков получается вполне реалистичная 3D-картинка, причем без видимых артефактов цифровой обработки.

Разумеется, HD-видеосигнал требует широкополосной линии, но алгоритм компрессии COBAM (COherence BAsed Modeling) позволил передать трехмерную картинку по стандартным каналам связи. В «железе» система выглядит, как черный ящик, поэтому ее и назвали Black Betty. Она содержит кодек, который «сворачивает» данные в стандартный поток MPEG-4 для передачи, например, по спутниковым каналам связи или записи на DVD. На приемной стороне такой же черный ящик осуществит обратное преобразованиея, сформировав на выходе DVI сигнал для 3D-дисплея.

Под эту идею руководство Grundig собрало очень сильную команду. Помимо собственных, были привлечены специалисты компании 3D-IP (алгоритмы кодирования/декодирования), X3D Technologies GmbH (растровые фильтры 3D для LCD-кранов) и Cobalt Entertainment из Голливуда. Последняя специализируется на съемке в 3D фильмов для кинотеатров IMAX. В этом проекте она отвечает за разработку «трехмерных» телекамер.

Теперь осталось совсем немного - свернуть Black Betty до размеров платы, которую можно будет устанавливать внутрь телевизора. Ну а потом все станут решать вещательные компании и телезрители. Если дело пойдет, то следующим шагом после футбольного чемпионата явится выпуск трехмерных кинофильмов на DVD. Во всяком случае, Джордж Лукас заявил, что он уже работает над трехмерными версиями некоторых эпизодов из «Звездных войн».

 

ЦИФРА ВЫХОДИТ В ЭФИР

Даже беглый осмотр павильона Digital Radio дал понять, как далеко этот бизнес продвинулся за прошедшие два года. На этот раз были представлены как вещательные компании, так и производители аппаратуры сразу двух систем цифрового радио:

• DAB (или, что тоже самое, T-DAB) - европейская система, работающая в телевизионных диапазонах МВ Band III (174-240 МГц) и L (1452 - 1492 МГц);

• DRM (Digital Radio Mondial) - глобальная сеть с АМ на длинных, средних и коротких волнах.

Соответственно, были показаны и приемники обоих типов, которых мы насчитали свыше полутора сотен. И если в 2003-м средняя цена DAB-радио была около $400, то теперь появились модели и за 60 евро. Номенклатура поражала разнообразием: от переносных и карманных аппаратов размером с кредитную карточку до стационарных Hi-Fi-тюнеров Примечательно, что все они выпускаются серийно и включены в каталоги на 2005/2006 гг.

Среди производителей были такие известные, как Arcam, Cambridge Audio Denon, Grundig Harman/Kardon, JVC, LG, Marantz, Panasonic, Philips, Samsung, Sony и TEAC. Все это великолепие можно было не только увидеть, но и оценить в деле через наушники Sennheiser. Мы не упустили такой возможности и протестировали наиболее интересные аппараты.

Звучание малогабаритных приемников приятно удивило, несмотря на относительно низкоскоростной DRM. Во всяком случае, лучше, чем сравнимый по цене аналоговый FM-радиоприемник. Понятно, что стационарные тюнеры звучали более утонченно и детально, но не настолько, чтобы оправдать огромную разницу в цене. Скорее всего, даже в Hi-Fi-моделях на телефонном выходе стоят дешевые микросхемы. Вот если бы послушать их в составе системы высокого класса... Впрочем, скоро такая возможность у нас появится, ведь тестовое вещание DRM в России уже началось, а выход в эфир экспериментальных передатчиков DAB в Москве и Санкт-Петербурге планируется на следующий год.

Столь впечаляющий прорыв, особенно по части цен, во многом объясняется появлением нового поколения элементной базы. При использовании СБИС плата приемников DAB и DRM конструктивно становится не сложнее, чем у обычного FM-аппарата. К примеру, качественный мультистандартный DAB/DRM тракт можно построить на одном универсальном чипе TMS320DRM 300/500 от Texas Instruments. Для этого потребуется лишь входной радиочастотный блок, пара внешних ЦАП и АЦП, УНЧ и блок питания. Вот вам и весь приемник! Более того, на упомянутом кристалле имеются еще и декодеры mp3 и WMA, поэтому в аппарат легко встраивается и плеер на флэш-памяти. Представители TI объявили, что в крупных партиях стоимость микросхемы не превысит 8 - 10 евро, что открывает реальные возможности производства приемных устройств с розничной ценой в $30 - 50. Аналогичное решение предложил и Philips Semiconductors, анонсировавший во время выставки чип для DRM-приема SAF7730. Похоже, производители железа сделали все возможное, теперь дело за вещателями.

Надо сказать, что и они зря времени не теряли. В Европе давно и успешно развивается сеть DAB, которая покрыла уже большуя часть территории. Общий суточный объем вещания превышает 350 часов. Стандарт DRM до последнего времени лишь обкатывался, но совсем недавно BBC World Service начала регулярные передачи во Франции и Германии на частоте 1296 кГц.

 

МОБИЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

Сегодня, когда мобильный сервис с каждым днем становится все более востребованным, развитая инфраструктура DAB-вещания не могла не привлечь внимания провайдеров интерактивных услуг. Действительно, скорость передачи данных в канале цифрового радио (1,5 Мбит/с) многократно превышает возможности существующих сетей GSM и сравнима с сетями 3-го поколения. Однако 3G еще нужно развернуть, а для этого потребуется не один десяток миллиардов долларов. Кроме денег еще нужно найти место в эфире, потеснив уже действующих операторов. Поэтому идея создания мультимедийной сети T-DMB (Terrestrial Digital Multimedia Broadcasting) на основе инфраструктур DAB и GSM (для обратного канала) заинтересовала и специалистов, и потенциальных клиентов. Во-первых, удастся с минимальными затратами решить ворох серьезных технических проблем. Во-вторых, все участники проекта оказываются в выигрыше. Радиокомпании получат дополнительную прибыль от мобильного сервиса и за счет новых абонентов расширят свою аудиторию. Операторы GSM снизят затраты на аренду цифровых каналов, а производители железа в огромных количествах начнут продавать приемники T-DMB. Согласно проведенным исследованиям, уже на начальном этапе количество абонентов этой сети будет исчисляться десятками миллионов.

Все это настолько заманчиво, что создание приемной аппаратуры T-DMB стало приоритетным направлением для многих ведущих фирм. Особенно преуспели в этом корейцы, которые показали полные линейки T-DMB-приемников: от телемобильников и PDA до T-DMB/USB-приставок и плат для ноутбуков. Например, на стенде LG выстраивалась очередь, чтобы посмотреть реальный ТВ-сюжет на 2,2-дюймовом LCD-экране приемника TDMB-V9000. Во время работы выставки в радиусе 5 км от нее шло экспериментальное T-DMB-вещание со скоростью 500 кбит/с.

Крупнейшие немецкие компании ARD и ZDF объявили о запуске проектов ARD Eins-Extra и ZDF-infocanal. Вещание начнется в конце этого года в диапазонах VHF III (174 - 240 МГц) и L (1452 - 1492 МГц), при этом абонентам будет доступен электронный путеводитель программ EPC (Electronic Program Guide), телетекст и полноценный Интернет-браузер. И самое главное, первое время все это будет абсолютно бесплатным!

Огромное количество приемников T-DMB показал Samsung, начавший серийный выпуск «трубок» S-DMB для корейского рынка еще в прошлом году. Среди наиболее интересных экспонатов отметим карманный DVD-проигрыватель с LCD-экраном Samsung SV-SV-L77DMB и ноутбук Q30plus со встроенными приемниками T-DMB. Одним словом, процесс пошел.

А как обстоят дела у конкурирующей технологии DVB-H (Digital Video Broadcasting -Hahdhelds)? По всей видимости, неплохо, поскольку ее продвижением на рынок занимается не менее могущественный альянс. В числе разработчиков и производителей аппаратуры DVB-H такие гиганты, как Siemens и Nokia, а корейские фирмы после начала вещания готовы поставлять на рынок свои приемники.

О DVB-H мы писали достаточно подробно, поэтому повторяться не будем. Отметим лишь, что стандарт предусматривает передачу по сети наземного цифрового вещания DVB-T в одном частотном канале от 30 до 80 ТВ-программ (вместо 6 - 8 в DVB-T) с разрешением цветной картинки 320 х 280. Этого вполне достаточно для мобильных приемников с небольшим экраном. В них, кстати, приняты меры по снижению энергопотребления (что крайне важно при автономном питании) и обеспечению надежного приема при движении со скоростями до 800 км/ч! Ну и, наконец, «ручное TV» позволяет передавать в общем цифровом потоке мультимедийные данные (те же IP-пакеты для доступа в Интернет) с объемом, в несколько раз большим, чем у T-DMB. А обратный канал, так же как и в T-DMB, легко организуется по сети GSM.

Таким образом, выбор той или иной системы мультимедийного вещания определяется местными условиями и зависит в первую очередь от развития инфраструктур DAB или DVB-T на данной территории. Обе они стремительно расширяются, но у цифрового ТВ потенциал все-таки посерьезнее, поэтому и DVB-H представляется нам более перспективным. Согласно оценкам экспертов, к 2009 г. количество приемников этой системы может достигнуть 300 млн. шт.

Важнейшим фактором, конечно, будет цена приемного устройства, иначе они не смогут вытеснить с рынка обычные сотовые телефоны. На самом деле по сложности эта техника вполне сравнима, так что дело за малым - разработать соответствующие чипы и запустить их в серийное производство. И такие работы уже ведутся.

На Philips Semiconductors, например, разработан миниатюрный модуль DVB-H, способный превратить обычный мобильник в миниатюрный телевизор с развитыми мультимедийными функциями. Этот революционный продукт был показан на семинаре для разработчиков AV-аппаратуры, традиционно проходящем во время «IFA». Блок BGT210 TV-on-Mobile Solution размером с сим-карту может быть подключен к телефону через стандартный разъем. Основой его служит мощнейший чип SOC («система на кристалле»), а для настройки на нужный канал DVB-H используется радиотракт самой «трубки». При массовом выпуске стоить этот модуль будет порядка $10.

Мы подержали в руках несколько опытных образцов таких телефонов Samsung. Приятная вещь, однако есть одно «но» - они очень заметно грелись. Это значит, что энергия аккумулятора расходуется не слишком эффективно, и голландским инженерам есть над чем поработать. Остается добавить, что серийное производство и самих DVB-H-модулей, и сотовых телевизоров/телефонов на их основе планируется начать в следующем году.

На семинаре Philips Semiconducrotrs была показана еще одна интересная новинка - мобильный медиаплеер на основе СБИС Nexperia (PNX0190). Это устройство записывает и воспроизводит видео и звук в форматах MPEG, DiVX, WM9, mp3, AAC, хранит фото в JPEG, работает с флэш-картами, имеет встроенные беспроводные интерфейсы (например, Wi-FI) для связи с домашним компьютером и другими «радиофицированными» AV-компонентами. Вся информация хранится либо на жестком диске, либо во встроенной твердотельной памяти. Но самое интересное, что Nexperia способна работать и с картинкой HD-разрешения (720p или 1080i). Причем даже в варианте 3D! В походных условиях стерофильм можно просмотреть в стереоочках со встроенными LCD-матрицами. Одновременно очки являются и стереонаушниками, так что получился почти шлем «виртуальной реальности». К сожалению, LCD-матрицы в данной модели имели обычное разрешение, так что оценить весь потенциал плеера нам не удалось. Но и без того увиденное впечатлило: эффект был примерно тот же, что от 40 дюймовой панели, наблюдаемой с дистанции 1,5 - 2 м. К тому же картинка была трехмерной и сопровождалась объемным звуком в стереонаушниках. С появлением подобных устройств на рынке (ориентировочно - вторая половина 2006 г.) индустрия развлечений выйдет на принципиально новый технологический уровень. Особенно если учесть, что игры в 3D будут доступны в сетях DVB-H и T-DMB.

СЕМИНАР ПЕРЕД БИТВОЙ

Так наступила ли уже эра High Definition? Если судить по тому, что написано выше, ответ должен быть утвердительным. Однако в комплексе HD (который отнюдь не ограничивается телепередачами и телевизорами) все еще остается существенный пробел. Речь идет об устройствах записи HD-программ, а также воспроизведения студийного контента, то есть фильмов в высоком разрешении. Отчасти подобная техника уже есть - это рекордеры Blu-ray, которые давно выпускаются, продаются (пока лишь в Японии, и то без особого энтузиазма) и, естественно, в изобилии показывались на выставке. А вот проигрывателей BD-ROM, рассчитанных на воспроизведение фабричных носителей Blu-ray с фильмами, в продаже пока еще нет, хотя на выставке они также были представлены. Как и проигрыватели альтернативного формата HD DVD. Кстати, выход бытовых рекордеров этого стандарта видится пока только в дальней перспективе.

Ожидания вообще уже приобрели хронический характер. За минувшие годы ведущие производители успели обновить свои прототипы, так и не вышедшие на мировой рынок. Причина проволочек - в том, что еще не снят весь «урожай» с DVD, а также в том, что Голливуд уже обжегся на защите CSS, недооценив интеллектуальный потенциал хакеров. И если бы не его придирчивость в отношении новых охранных систем, то рекордеры и плееры HD давно бы вышли на широкий рынок, а полки магазинов ломились бы от дисков с фильмами в высоком разрешении. Вдобавок ситуация осложнилась соперничеством двух конкурирующих форматов. Будем ли мы иметь в итоге оба, как это произошло с «минусовыми» и «плюсовыми» болванками для записи DVD? Есть ли шансы у одного из них стать гегемоном, как это случилось в свое время с VHS, поборовшим Betamax? Может быть, они сумеют договориться, и тогда у нас будут универсальные устройства, способные работать с обоими? Технически это возможно (хотя и не просто), и переговоры между представителями двух противоборствующих сторон ведутся. Но ни на один из этих вопросов выставка, увы, так и не дала ответа.

Оба конкурента - и Blu-ray, и HD DVD - выставлялись в Берлине, однако их «представительство» не было равноценным. Первый из них продвигался заметно более активно и напористо, и на «IFA» у него было явное преимущество.

В отличие от HD DVD Promotion Group (Группа продвижения HD DVD), объединяющей компании - сторонников этого формата и не выставившей собственной экспозиции, ассоциация Blu-ray имела отдельный совместный стенд. Там были собраны прототипы и уже полностью готовые к производству модели BD-проигрывателей и рекордеров разных брэндов - участников объединения, а также носители информации. Более того, ассоциация в лице одного из ведущих ее членов и разработчиков формата, компании Philips, организовала отдельный семинар по Blu-ray для прессы.

Информационных поводов для него хватало. Незадолго до выставки к сообществу примкнули крупные производители контента - Lions Gate Entertainment, 20th Century Fox и Universal Music, так что теперь по потенциальной обеспеченности фильмами и музыкой формат вплотную приблизился к конкуренту, изначально снискавшему признание крупных киностудий. Еще один информационный повод для семинара: уже на «IFA» были представлены программы, позволяющие записывать и воспроизводить на компьютере диски Blu-ray - это Nero и PowerDVD от CyberLink. Естественно, основное содержание семинара составляли вовсе не эти новости, а доходчивое объяснение преимуществ формата по сравнению с конкурентом.

Во-первых, это существенно большая емкость: 30 Гб у HD DVD против 50 у Blu-ray (в обоих случаях - на двухслойных носителях), причем в дальнейшем этот разрыв может увеличиться, поскольку теоретически у первого максимально допустимо три слоя, а у второго - восемь. Компания TDK уже объявила летом этого года о разработке носителя BD емкостью 100 Гб (четыре слоя), в перспективе - 200 Гб. Во-вторых, расширенные интерактивные возможности. В-третьих, это сам состав ассоциации, куда входят не только кинофабрики, но и крупнейшие производители AV-техники (JVC, Hitachi, LG, Panasonic, Philips, Pioneer, Sharp, Sony, Samsung, Thomson и др.), мощные компьютерные компании (в частности - Apple, BenQ, Dell, Hewlett Packard, не говоря уже о брэндах из первого списка, также производящих ПК и комплектующие для них). Кстати, Philips на «IFA» представил для начала именно компьютерный дисковод BD, пишущий и на DVD, и на СD, который может в перспективе устанавливаться не только в десктопы, но и в домашний медиасервер Philips MPC 9350i, показанный в Берлине и комплектуемый пока что обычным DVD-дисководом.

Не обошел вниманием преимущества Blu-ray и главный исполнительный директор подразделения потребительской электроники Philips Руди Провуст, сначала - на корпоративной пресс-конференции в начале «IFA», а спустя пару дней - в специальном персональном докладе. Кстати, он совмещает руководящую работу в Philips с деятельностью во главе EICTA (Европейская ассоциация информационных систем, коммуникационных технологий и потребительской электроники). В эту организацию входят 34 национальные ассоциации цифровых технологий и еще 50 компаний с прямым членством. Одной из своих задач EICTA считает обеспечение эффективной защиты прав производителей контента. И если в Штатах правовая защита копирайта достаточна сильна, то в Европе она усложняется различиями в законодательствах разных стран. Поэтому EICTA лоббирует в Старом Свете создание единой «цифровой экосистемы», в ко

Фирма (местоположение заводов)

2004 г., млн. шт 2005 г. (проект), млн. шт

Sharp (Япония)

3,0 5

LG.Philips. Display (Южная Корея)

2 5,5

Samsung/Sony-LCD (Южная Корея)

2 3

СMO (Китай)

2 5

AUO (Китай)

1,5 3
Всего в мире: 8,5 15

01 В павильоне Philips большие плазменные и ЖК-дисплеи вырастали из стен, как грибы.

02 Перед открытием выставки в рамках экранов наблюдались весьма интересные картины.

03 Такими колоннами был украшен стенд Hyundai.

04 Концепция Loewe Individual. ЖК-телевизоры отделаны полудрагоценными камнями.

05 Тюнер и ЖК-телевизор Samsug во время «живой» трансляции HDTV.

06 Кинескопные телевизоры Metz с уменьшенной глубиной корпуса выпускаются в разных цветовых вариантах.

07 Toshiba: пока еще LCD, но скоро они уступят место панелям нового типа - SED.

08 Даже на фото видно, как показывает плазма нового поколения Pioneer Pure Vision HD.

09 На стенде Rolsen все разглядывали 32-дюймовый телевизор DigiSlim со встроенным DVD-проигрывателем (D32WSR75T).

10 Красное вино на экране Sharp с новым светофильтром действительно выглядит очень натурально.

11 60-дюймовая плазма Pioneer 6-го поколения в интерьере домашнего театра.

12 Линейка ЖК-телевизоров Samsung R51.

13 А эти 46-дюймовые LCD-телевизоры Samsung в темноте показывают не хуже плазменных.

14 Плазма Conrac теперь выходит в таком дизайне.

15 Последствия урагана «Катрин» на экране HDTV-телевизора Daewoo были очень впечатляющими.

16 На стенде «Цифровое Радио» все приемники можно было послушать через качественные наушники.

17 DMB-ресиверы LG принимают не только программы цифрового ТВ, но и выходят в Интернет.

18 Демонстрация 3D-системы Philips на основе процессора Nexperia.

19 Модуль DVB-H Philips BGT 210 (рядом с монетой) и компьютерная плата на его основе.

20, 21 Работающие мобильники с модулем DMB. Вверху - LG, внизу - Samsung. Чтобы можно было оценить информативность дисплея, картинка с него проецировалась на большой экран.

22 Компьютерный дисковод Blu-ray от Philips красовался в прозрачном корпусе.

23 Этот «супермультирекордер» LG пишет на все существующие носители, включая HDD.

24 Один из многочисленных аппаратов на основе Blu-ray, показанных Samsung.

25 - 28 Рекордеры и плееры от членов Ассоциации Blu-ray: Hitachi, Daewoo, Samsung, Panasonic.

29 Плеер формата HD DVD от Toshiba.

30 Медиацентр Philips MPC 9350i поступит в продажу в 2006 году.

31 - 33 И это тоже Blu-ray: Pioneer, Philips, Sony.

34 - 35 Еще по аппарату от ведущих участников сообщества Blu-ray - Philips и Sony.

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"