НАША ЖИЗНЬ СПЛОШЬ СОСТОИТ ИЗ ОЖИДАНИЙ. СНАЧАЛА МЫ ЖДАЛИ, КОГДА
СТАНУТ МАССОВО ДОСТУПНЫМИ DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛИ И ДИСКИ. ПОТОМ СТАЛИ
С НЕТЕРПЕНИЕМ СЛЕДИТЬ, КАК ПАДАЮТ ЦЕНЫ НА ПЛОСКОПАНЕЛЬНЫЕ ДИСПЛЕИ.
ПРИШЛОСЬ ТАКЖЕ ПОТЕРПЕТЬ, ПОКА ПОЯВЯТСЯ БЮДЖЕТНЫЕ ПЛЕЕРЫ С ЦИФРОВЫМ
ВЫХОДОМ ВИДЕО.
ПЕРВЫЙ DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ с цифровым выходом DVI, который попал
на тестирование в нашу редакцию, стоил порядка $500 - по тем
временам (было это около двух лет назад) не такие уж большие
деньги. Тем более что новинка сулила отсутствие излишних цифро-аналоговых
и аналого-цифровых преобразований при передаче информации к современным
дисплеям и, соответственно, небывало высокое качество изображения.
Спустя год на рынке появились проигрыватели с выходом DVI по
цене уже ниже $200 - было их совсем немного, через наши руки
прошли всего лишь две модели, но вряд ли кто сомневался, что
цифровой видеоинтерфейс вот-вот станет непременным атрибутом
массовой DVD-техники, пусть и не самой дешевой, но все же доступной.
Высказывалось также мнение, что с наступлением этих благословенных
времен для получения наилучшей картинки не потребуются дорогие
источники - мол, благодаря цифровому видеоинтерфейсу с работой
прекрасно справятся и бюджетники, лишь бы у них был заветный
разъем DVI или более новый и продвинутый HDMI.
Увы, но эйфория насчет преимуществ цифровых видеоинтерфейсов
за последнее время несколько выветрилась. Многие эксперты, пересмотревшие
огромное количество самой разной техники, говорили мне, что старое
аналоговое компонентное соединение дает часто более приятное
и комфортное изображение. Объяснения этому феномену даются самые
разные: несовершенство все еще сырых технологий, пагубное влияние
защиты от копирования HDCP и т.д. и т.п. Надо сказать, что подобное
ощущение иногда возникало и у меня, однако оснований для каких-либо
обобщений, на мой взгляд, было маловато. А чисто теоретические
умозаключения далеко не всегда подтверждаются на практике, в
чем мы не раз убеждались на примере аналоговых интерфейсов (см.
раздел «Прописные истины»).
Когда тестировал в №2/2005 проекторы для домашнего кино, убедился,
что цифровое подключение обеспечивает все же более четкую и гладкую
картинку. Что совершенно закономерно, ведь при нем путь от входных
разъемов до матрицы дисплея получается вроде бы значительно короче
и «прямее», поскольку из него исключается этап оцифровки, на
котором потерь качества очень сложно избежать. Однако источником
в том тесте служил проигрыватель ценой свыше $1000, так что идея
сэкономить на плеере, используя интерфейсы DVI или HDMI, по-прежнему
оставалась спорной. Поэтому и возникла задумка провести специализированный
тест и посмотреть, насколько связано качество изображения при
соединении по цифре с классом проигрывателя и его стоимостью.
СТУПЕНИ ЦИФРОВОЙ ЛЕСТНИЦЫ
Как это ни странно, но стремительный технический прогресс в
интересующей нас сфере неожиданно запнулся. На сегодняшний день
модели с цифровым выходом видео имеются далеко не у всех производителей,
а у большинства из тех, у кого они есть, это топовые аппараты.
Правда, надо отметить, что понятию «топовый» соответствует весьма
широкий ценовой диапазон. К примеру, у BBK это прошлогодняя модель
DV985S, она все еще продается и стоит около $150, у Panasonic
- DVD-S97EE-S, за который придется отдать $286. А вот, скажем,
у Onkyo цифровой выход видео появляется только у флагмана DV-SP1000E
(~$4000).
Проигрыватели среднего класса по-прежнему обходятся в большинстве
своем без цифровых выходов видео: в недавнем тесте таких (№7/2005)
не было ни одного, укомплектованного DVI или HDMI. Может, они
им не нужны?
Тем не менее нам удалось собрать достаточно широкий по цене
спектр моделей с цифровыми выходами видео - от $150 до $6950.
Так что каждый из восьми участников нашего испытания - это своеобразная
ступенька вверх, к цифровому совершенству.
Надо отметить, что три аппарата перешли сюда из теста универсальных
проигрывателей, который был опубликован у нас в прошлом номере
- в нем оценивались исключительно их музыкальные способности,
а теперь мы посмотрим и на создаваемые ими изображения.
Естественно, устраивать соревнование между столь разными по
классу изделиями было бы просто глупо, поэтому на сей раз мы
обойдемся без традиционных наград. В сущности, мы проводим даже
не тест, а своеобразное исследование. Пусть оно и не даст конкретных
рекомендаций, но в любом случае поможет читателям определиться
самостоятельно - в полном соответствии с толщиной кошелька. Кто-то
поймет, что ему необходимо подняться на самую высокую ступень,
кто-то остановится посередине, а кто-то, может быть, удовольствуется
самой первой. Главное, чтобы выбор был осмысленным.
Тем не менее оценки за качество изображения мы всем аппаратам
все же выставили, причем сделали это, как всегда, после того,
как были отсмотрены все проигрыватели. Поэтому не удивляйтесь,
что у некоторых участников эксперимента оценки получились невелики
- уж очень высоко была поднята планка качества.
ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ
Согласно общепринятой иерархии интерфейсов, наихудшее качество
картинки свойственно композитному Video, а наилучшее - RGB или
компонентным. Соответственно, S-Video находится где-то посередине,
но вариант с раздельной передачей трех цветов является по-любому
более предпочтительным. Тем не менее мне не раз доводилось убеждаться
на практике, что соединение по S-Video дает более привлекательное
изображение. В чем же дело?
А в том, что интерфейс является элементом достаточно сложной
системы «источник - дисплей», а в ней могут действовать множество
значимых факторов.
Например, тот, что соединение по RGB требует большей полосы
пропускания, нежели
S-Video, а потому, в частности, оно более требовательно к качеству
линии связи. Известно, что интерфейс RGB реализуется в бытовой
технике в разъеме SCART, где в одном «шланге» параллельно видео
передаются и звук, и синхросигналы. В дешевых кабелях SCART-SCART
все эти линии находятся в общем экране (чаще всего посредственном)
и создают друг другу помехи.
Вдобавок видео на DVD записано в формате YUV, а потому для получения
на выходе плеера сигнала RGB требуется преобразователь, пусть
и не особо сложный, но все же способный подпортить картинку,
если производитель решил сэкономить на нем несколько центов.
Недешевый кинотеатральный дисплей справится с переводом видео
в RGB заведомо успешнее, поэтому соединяться с ним лучше по компонентному
интерфейсу, который является, в сущности, «вариацией на тему»
YUV, или на худой конец - по S-Video, поскольку в него сигнал
YUV переводится без потерь.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЭКСПЕРИМЕНТА
На роль дисплея был выбран DLP-проектор DreamWeaver Plus ($10849)
от французской компании DreamVision. Этот аппарат уже участвовал
у нас в тесте кинотеатральных проекторов (№4/2005), получил высшую
оценку за качество изображения и был отмечен «Рекомендацией».
Существенной для наших опытов особенностью является наличие у
него универсального цифро-аналогового интерфейса M1-DA, способного
принимать через переходники сигналы как DVI, так и HDMI. Ведь
несмотря на то, что последний стал уже индустриальным стандартом,
некоторые производители продолжают оснащать свои проигрыватели
более старыми разъемами DVI, поскольку они по-прежнему устанавливаются
в плазменные и ЖК-телевизоры и проекторы.
Наш привычный киноматериал (тестовый диск «Video Essentials»,
а также DVD с фильмами «Ангелы Чарли», «Герой» и «Малхолланд
драйв» был дополнен в этот раз картиной «Человек-паук» в версии
Superbit, то есть без дополнительных материалов и бонусов, но
с увеличенным за счет этого битрейтом и, соответственно, более
гладким изображением, повышенной четкостью и меньшими артефактами
компрессии. Хотя и проверка на «проблемном» материале также была
весьма показательной.
DVI и HDMI - КАКАЯ РАЗНИЦА?
Во-первых, это совершенно разные разъемы. HDMI поменьше размером,
что очень нравится производителям, поскольку экономит драгоценную
«жилплощадь» на задних панелях аппаратуры. Но у него нет винтовых
фиксаторов, как у DVI, что лично меня не радует. Шнур все-таки
довольно толстый и жесткий - будет ли соединение с хлипким и
маленьким разъемом достаточно надежным?
Кроме компактности у HDMI есть еще одно преимущество - по этому
интерфейсу может передаваться не только видео, но и цифровой
многоканальный звук. Поэтому иногда его называют «цифровым скартом».
Конечно, заманчиво соединять проигрыватель и телевизор всего
одним шнуром, вот только возникает опасение: а не будут ли шины
видео и звука оказывать друг на друга влияние, как это происходит
в аналоговых кабелях SCART? Производители уверяют, что нет, но
мы все же оставим этот вопрос открытым и, может быть, проведем
со временем соответствующее испытание.
Что касается внутреннего «устройства» интерфейсов DVI и HDMI,
то об этом мы уже подробно писали в статье «Видео без посредников»
(№6/2003). Да и в Интернете материалов об этом навалом. Кто интересуется
- найдет.
ШАГ ПЕРВЫЙ: ГИПЕРБЮДЖЕТНЫЙ
В этом году недорогими новинками с цифровым выходом видео нас
пока порадовал лишь один-единственный производитель - Samsung.
В его каталоге все проигрыватели с интерфейсами DVI и HDMI выделены
в особую группу HYPER, что и дало нам повод соорудить неповоротливое
прилагательное, вынесенное в подзаголовок.
На данный момент в гипергруппу входят четыре модели, две прошлогодние
и две совсем новые. Все они построены на DVD-чипсетах от Zoran,
которые славятся качеством изображения и нередко используются
в весьма дорогих аппаратах. Топовую позицию в семействе HYPER
занимает Samsung DVD-HD950 - от попавшего к нам в тест 850-го
он отличается благородным черным цветом, аналоговыми выходами
5.1 и поддержкой форматов DVD-Audio и SA-CD.
Прежде у нас (№1/2005) побывал DVD-HD745 и даже получил Grand
Prix, он также играет диски обоих музыкальных суперформатов,
однако оснащен интерфейсом DVI. В остальном он очень похож -
и по внешнему облику, и по графическому интерфейсу - на DVD-HD850.
С той лишь разницей, что замена цифрового выхода видео повлекла
за собой и неизбежные изменения в программном обеспечении - в
установочном меню у 850-го появились специфические настройки
HDMI, в частности, возможность управления встроенным скейлером,
который повышает разрешение на цифровом видеовыходе вплоть до
1080i. Отмечу сразу, что при предварительной настройке проигрывателя
было установлено разрешение 720p, поскольку именно оно соответствует
физическому разрешению матрицы у нашего проектора, а потому должно,
по идее, обеспечивать наивысшую четкость изображения. В реальности
так и вышло: перебрал все варианты - 480i, 480p, 576p, 720p,
768p, 1080i - и убедился, что теоретические постулаты соответствуют
здесь практике. Кстати, переключать разрешение у Samsung можно
и «на лету», специальной кнопкой с пульта.
Еще одна специфическая настройка в разделе HDMI - это выбор
цветового формата. Имеются следующие опции: RGB-Normal, RGB-Expand,
YCbCr (4:4:4) и YcbCr (4:2:2), однако при установке разрешения
свыше 768p доступными становятся только первые две. Причем для
более тонкой передачи всех цветовых оттенков следует выбирать
RGB-Expand, но если цифровой шнур окажется довольно длинным,
то предпочтительнее становится RGB-Normal. Наш шнурок не отличался
особой длинной (2 м), и на нем разницы между двумя установками
я не заметил. К слову сказать, и все остальные проигрыватели
с выходом HDMI подобными настройками обладают.
Отмечу еще одну важную установку - это ступенчатое изменение
уровня яркости в цифровом тракте - от Level 1 до Level 5.
Обнаружил в настроечном меню и переключение уровня черного (ON/OFF
- соответствует уровням 7.5/0 IRE), однако работает это только
на аналоговых выходах.
Начинаем проверку с диска «Video Essentials». Выходы S-Video,
компонентные и HDMI работают параллельно - это позволяет легко
сравнивать их между собой, переключая входы в проекторе, благо
тот запоминает индивидуальные настройки основных параметров изображения,
сделанные для каждого из входов. Правда, при цифровом соединении
в настроечном меню проектора исчезает регулировка насыщенности
цветов. Нет ее и в DVD-HD850, так что придется довольствоваться
тем, что получится по умолчанию.
Тестовые таблицы не позволяют выявить существенную разницу между
цифровыми и аналоговыми интерфейсами. Вот только сигнал «чернее
черного» (PLUGE) при подключении по HDMI не отображается, поэтому
настраивать яркость приходится на глаз. По аналогу он проходит,
если предварительно установить в настроечном меню проигрывателя
Black level ON.
Немного странно ведет себя таблица Snell&Wilcox - круглая
мира в правом нижнем углу периодически «помаргивает», а пресловутая
«зонная пластинка» одновременно с этим подергивается рябью. Очевидно,
так проявляет себя деинтерлейсер. Может быть, он не совсем точно
определяет характер оригинала - пленка или видео. Это явление
побудило меня более внимательно смотреть потом на фильмах сцены
с резкими движениями, однако каких-либо артефактов на них не
обнаружил - преобразователь чересстрочной развертки в прогрессивную
работал безупречно.
Несмотря на то, что сигнал PLUGE при соединении по HDMI не отображался,
глубина черного выглядела по цифре явно лучше, чем по аналогу.
Насыщенность цветов была в самый раз, так что и подстраивать
ее, если бы была такая возможность, не потребовалось бы. А вот
при аналоговом подключении немножко поднял насыщенность в проекторе.
Забегая вперед, отмечу, что больше этот движок уже не трогал
- и на всех остальных проигрывателях при подключении по S-Video
и компоненту настройка оказалась оптимальной.
Теперь посмотрим супербитную версию «Человека-паука». Характер
изображения по S-Video и YPbPr очень близок. Пожалуй, компонентное
соединение дает чуть-чуть более высокую четкость, однако разница
эфемерна, и заметить ее можно, лишь переключая входы у проектора.
Переход к цифре - разителен: существенно возрастает четкость
изображения, исчезает «зерно». Картинка становится гладкой и
комфортной, рельефной и сочной. Поразительно как хороша.
Сотрудники редакции, заглядывающие мимоходом в просмотровый
зал, удивляются, когда узнают, что столь впечатляющее изображение
дает проигрыватель за $150. Да я и сам удивлен. Хотя, если вспомнить
об установленном здесь DVD-процессоре Vaddis 7, можно и не удивляться.
На «Ангелах Чарли» и на «Герое» явные и неоспоримые преимущества
HDMI полностью подтверждаются.
Остается провести самое трудное испытание - темные сцены «Малхолланд
драйв». Фильм начинается с эпизода, в котором героиню везут на
автомобиле по ночному шоссе, а потом внезапно высаживают под
дулом пистолета на обочину. Девушка встревожена, но меня в данном
случае интересуют не ее эмоции, а отделка салона, которая видна
на крупном плане в левой части кадра. Именно здесь на большинстве
недорогих проигрывателей вылезает цифровая грязь - кажется, что
на обивке копошатся какие-то мелкие насекомые. Но DVD-HD850 выдерживает
это испытание с честью: никаких «насекомых», легкая зернистость
видна, только если сильно всматриваться.
C Panasonic DVD-S97EE-S мы давно знакомы - впервые к нам в редакцию
он попал в конце прошлого года, а отчет о том знакомстве был
опубликован в №1/2005. И это избавляет меня от необходимости
вновь вдаваться в подробности. Отмечу лишь, что и сейчас модель
остается старшей в линейке DVD-проигрывателей Panasonic. Кстати,
появление этого плеера вызвало в свое время небывалый интерес,
что отразилось в специализированных Интернет-форумах, особенно
англоязычных. Причина банальна: до выхода 97-го интерфейс HDMI
был доступен лишь в значительно более дорогих аппаратах, а надежды
получить высокое качество картинки от доступного плеера питали
тогда очень многие.
Прошлая наша встреча с Panasonic DVD-S97EE-S происходила «тет-а-тет»,
то есть мы не сравнивали его с другими проигрывателями, так что
восполним этот пробел сейчас.
От основной массы бюджетников 97-й отличается не только интерфейсом
HDMI, отсутствием поддержки DivX* (в общем-то, неуместной в аппарате,
претендующем на роль качественного кинотеатрального источника),
но и развитыми настроечными возможностями. А поскольку подробные
регулировки усложняют управление прибором и даже способны отпугнуть
неискушенных пользователей, здесь предусмотрена «автоматика».
Во-первых, можно просто-напросто выбрать в настроечном меню тип
используемого дисплея - обычный телевизор (Standard/Direct View
TV), CRT-проектор, ЖК-телевизор или проектор, проекционный телевизор
или плазменный дисплей. Но у нас DLP-проектор, и для него пресета
нет. Но раз так, можно воспользоваться функцией AV-Enchancer,
которая действует одновременно и на изображение, и на звук. Для
большинства зрителей, которые не являются экспертами в аудиовизуальной
сфере, этой «волшебной палочки» для счастья хватит - картинка
сразу становится яркой, сочной и очень четкой. Я бы сказал -
«попсовой» и рассчитанной на дисплеи попроще. И потому далекой
от совершенства. Поэтому мы будем пользоваться настройками ручными.
Благо три их комбинации можно потом запомнить, чтобы больше уже
к этому не возвращаться.
Практически все регулировки осуществляются в цифровом тракте,
то есть яркость, контрастность, насыщенность цветов и четкость
меняются при любом типе подключения - и аналоговом, и цифровом.
Это же касается и шумоподавителей (их здесь два - MPEG DNR и
3D DNR), причем каждый из них подстраивается плавно.
Отдельный пункт настроечного меню относится к HDMI - там устанавливается
разрешение на выходе (сразу ставлю 720p как наиболее подходящий
вариант для нашего проектора), цветовой диапазон (RGB Standard,
RGB Enchanced и т.д.). Предусмотрено также выборочное отключение
в HDMI канала видео или звука, что косвенно подтверждает мои
опасения о возможных взаимных помехах между ними.
Деинтерлейсер - от Faroudja, причем работает он либо на цифровой
выход, либо на аналоговый, то есть получить прогрессивную развертку
на компонентных выходах можно только после того, как отключен
выход HDMI.
Загружаю «Video Essentials» и сразу обращаю внимание на шумы,
которые видны на ровных темно-серых поверхностях, а также на
границах между градиентными полосами. Причем при любом типе соединения.
Как ни странно, но ограничение интенсивности шумоподавления делает
картинку более чистой. А после уменьшения яркости до оптимальной,
когда полоска PLUGE полностью сливается с опорным черным, они
становятся незаметными.
Горизонтальная четкость при цифровом соединении явно выше -
это видно даже по таблице Snell&Wilcox, однако миры по ее
углам стоят как вкопанные, и на них нет ни «моргания», ни «дыхания»,
как у предшествовавшего аппарата.
Теперь смотрим «Человека-паука» в Superbit. Здесь также явственно
видно, что по HDMI картинка заметно четче, насыщеннее и живее,
чем по аналогу. Компонентное соединение дает не столь гладкое,
но более плоское и «жидкое» изображение, впрочем, подстройкой
яркости и насыщенности эту разницу можно свести к минимуму.
Однако при любом типе подключения картинка кажется все же излишне
зернистой, хотя диск у нас, как уже говорилось, с максимальным
битрейтом. Приходится уменьшить значение Sharpness, но не до
минимума, когда ощутимо падает информативность, а до некоего
промежуточного значения, которое придется подбирать для каждого
фильма индивидуально.
Настройки, найденные для «Человека-паука», оказываются оптимальными
и для «Ангелов Чарли», и для «Героя» - на этих средних по качеству
фильмах разница между цифровым и аналоговым соединением минимальна
- цифра все же немного четче. Однако обнаружилось, что при цифровом
соединении на косых линиях иногда проявляются зубцы, а это значит,
что деинтерлейсер проектора справляется с задачей несколько лучше,
чем преобразователь в проигрывателе. Ведь по цифре мы подавали
на проектор прогрессивный сигнал, а по аналогу - чересстрочный,
поэтому преобразование осуществлялось проектором. А вот когда
выставили на цифре разрешение 1080i, то есть отключили в проигрывателе
прогрессивную развертку и по цифре, зубчики на косых линиях пропали.
Правда, четкость изображения при этом несколько снизилась, и
разница между аналоговым и цифровым соединением практически сошла
на нет.
Испытание «Малхолланд драйвом» оказалось еще боле суровым: на
самых темных сценах полезло зерно, пришлось приглушать яркость,
неизбежно теряя детали в тенях. Впрочем, для проигрывателя этой
ценовой категории это нормально. А единичные приятные исключения
из этого правила - не в счет.
Техника Philips с незапамятных времен отличается подчеркнуто
домашним видом. Правда, рассчитана она не на патриархальные российские
интерьеры, а на так называемый «евроремонт». DVD9000SA - это
новинка, хотя и создает стойкое ощущение дежа-вю. Если поместить
рядом фотографии ее и выпускавшегося прежде DVD900SA, можно запросто
сыграть в игру «найди несколько отличий». Возможно, они есть
внутри, и даже существенные, однако снаружи видны только изменения
в надписях на передней панели. Вместо MATCHLINE видим название
новой серии CINEOS - пожалуй, это самое главное новшество.
Аппарат отнюдь не бюджетного класса - это понятно и по его немалому
весу, и по солидной передней панели из алюминия, и по массивному
металлическому пульту. Сама компания позиционирует 9000-й в первую
очередь как SA-CD-проигрыватель и лишь во вторую - как DVD-источник.
Впрочем, для нас эти маркетинговые тонкости не имеют никакого
значения, тем более что главное в нашем эксперименте это изображение.
Значительно интереснее то, что переключатель типа развертки
(чересстрочная или прогрессивная) у нашего героя сзади, что лично
мне всегда нравилось. Однако работает он только на аналоговые
компонентные выходы, на цифровом HDMI - всегда прогрессив, если,
конечно, не установить на нем разрешение 1080i. Но у нас, как
всегда, 720p. Деинтерлейсер - Faroudja DCDi.
Графический интерфейс пользователя - не традиционный для Philips,
а такой же, как у большинства проигрывателей Yamaha, только раскрашенный
по-другому. Позже мы поймем, откуда такая схожесть.
В меню параметров изображения есть регулировки яркости, контрастности,
насыщенности цветов, но они не касаются ни цифрового, ни компонентного
интерфейсов, а действуют только при подключении по S-Video. А
вот подстройка четкости работает на все выходы. При желании можно
также поэкспериментировать с гаммой и задержкой сигнала цветности
(Chroma Delay).
Сигнал «чернее черного» (PLUGE) проходит только по S-Video,
по компоненту заветная полоска совсем не выделяется на фоне опорного
тона. Пока пытался ее вытащить, заметил небольшие артефакты на
темно-серых поверхностях. Переключился на HDMI - шумы исчезли,
но полоса «чернее черного» так и не появилась. Ладно, обойдемся
без нее. Зато зонная пластинка идеальна при любом подключении,
что говорит о корректной работе деинтерлейсера.
Смотрим «Человека-паука» в Superbit. HDMI дает заметно большую
четкость, однако картинке немного не хватает гладкости, лица
героев шершавые, а однотонные поверхности - с зерном. Переход
к аналоговым соединениям снижает четкость, но вместе с этим уходит
зерно, и картинка приобретает комфортную чистоту. Особенно она
хороша по S-Video - глубокий черный, естественные и богатые цвета,
объемные и живые лица. И не сказал бы, что есть какие-то потери
в информативности. Поразительно, но смотрится это значительно
приятнее, чем по HDMI.
«Герой» показывается точно так же: цифра дает большие четкость
и зернистость, а аналог - приятнее. А вот на «Ангелах Чарли»
все меняется: HDMI дает не только более четкое, но и более натуральное
изображение.
«Малхолланд драйв» вновь подтверждает преимущества интерфейса
S-Video - все идет как надо, а вот цифра и аналоговый компонент
выявляют шумы и сильное зерно в темных частях кадра. Вот вам
и устоявшиеся представления об иерархии интерфейсов.
Солидная консервативная внешность, выдержанная в многолетних
традициях фирмы - эта техника явно рассчитана на людей, не падких
на модные штучки вроде синей иллюминации и зеркальных панелей.
Вот только пульт простоват для аппарата за эти деньги.
Захожу к Yamaha DVD-S2500 в тыл, чтобы воткнуть все шнуры и...
вижу знакомые черты. Задняя панель - почти как у Philips DVD9000SA,
только надписи различаются, а еще у DVD-S2500 имеется цифровой
выход звука i.Link, причем соответствующие плата и программное
обеспечение - предмет особой гордости инженеров Yamaha. По некоторым
характерным деталям можно даже предположить, что оба аппарата
не только похожи по коммутации, но и сделаны на одном заводе.
Впрочем, это уже не первый раз, когда мы видим плоды тесного
сотрудничества двух компаний.
Включаю проигрыватель и обнаруживаю, что и графический интерфейс
пользователя очень похож, только окраска у него другая. Соответственно,
и все функции и настройки совпадают.
Впрочем, есть одна существенная разница: Yamaha DVD-S2500 воспроизводит
не только SA-CD, как его «брат» от Philips, но и DVD-Audio.
Прогоняю через проигрыватель все тестовые диски, обращая внимание
на характерные моменты, и убеждаюсь, что изобразительный «почерк»
у DVD-S2500 абсолютно совпадает с Philips DVD9000SA: подключение
по HDMI дает более четкую, но зернистую картинку, компонентное
соединение чуть помягче, однако наилучшее качество изображения
- по S-Video. И даже шумы видны в тех же самых сценах и на тех
же самых местах.
Естественно, возникает вопрос: чем объясняется немалая разница
в ценах у столь похожих по качеству изображения аппаратов? Не
думаю, что поддержка DVD-Audio и выхода i.Link стоят таких денег,
да и «весомость шильдиков» едва ли так сильно отличается - обе
марки обладают высокой репутацией и престижны, думаю, в равной
степени.
Ну что ж, придется прервать установленный порядок эксперимента
и проверить оба аппарата на звук. Перемещаюсь в комнату, где
испытываются у нас музыкальные компоненты и установлена референсная
система весьма высокого класса. Прослушиванием руководит наш
ведущий эксперт по звуку Руслан Тарасов. Сначала подключаем ко
входам усилителя Philips, потом Yamaha, и уже через полчаса все
становится на свои места.
Philips DVD9000SA демонстрирует фирменный саунд, он играет музыкально,
мягко, комфортно и по-домашнему. При этом излишние детали, не
несущие существенной эмоциональной или смысловой нагрузки, деликатно
скрадываются.
Пожалуй, этому проигрывателю и не нужны столь совершенные усилитель
и акустика, как у нас - он сможет полностью раскрыть свои возможности
на комплекте попроще.
Иное дело Yamaha DVD-S2500 - это предельно детальный и информативный,
собранный и плотный звук, точно выстроенная сцена. Слышен музыкальный
источник высокого класса, который может посоревноваться с универсалами
подороже. И уж в любом случае соответствующий своей цене. Так
что все по-честному.
Yamaha DVD-S2500 $870
Воспроизводит DVD-Video, DVD -Audio, SA-CD,
CD-Audio, mp3, JPEG
Цифровой выход видео HDMI
Масштабирование 480p/576p/720p/768p/1080i
Видео-ЦАП, бит/МГц 12/216
Габариты, мм 435 x 314 x 100
Масса, кг 5,6
Качество изображения
HDMI 7
Компонент 7
S-Video 8
ШАГ ПЯТЫЙ: ИСПЫТАНИЕ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ
Marantz DV9500 стал у нас победителем теста проигрывателей-универсалов,
опубликованном в прошлом номере. Но, как уже говорилось, там
участники соревновались исключительно в своих музыкальных способностях,
на демонстрацию кино их не проверяли. Так что прежние заслуги
во внимание не принимаются. Тем не менее аппарат топовый, и от
него резонно требовать многого.
В спецификациях на DV9500, выложенных на сайте производителя,
достаточно подробно сообщается о конструкции его звукового тракта,
указан даже аудио-ЦАП - это CS4398. Про видео - молчок.
Придется раскрыть тайну: проигрыватель построен на DVD-чипсете
Zoran Vaddis 7 и на деинтерлейсере того же производителя. На
сегодняшний день, по мнению многих экспертов, это наиболее качественное
по изображению интегрированное решение на современном рынке.
Однако мы знаем, что одной лишь качественной элементной базы
мало - многое зависит и от «обвязки», и от конструкции шасси,
и от питания, и от многих других факторов, хорошо известных толковым
инженерам.
На первый взгляд, графический интерфейс - точно такой же, как
у Samsung DVD-HD850, построенного на том же чипсете от Zoran.
Однако на самом деле есть чрезвычайно существенное отличие: у
DV9500 имеется очень развитая секция параметров изображения,
в которой не просто настраивается практически все, но и запоминаются
несколько комбинаций, причем аппарат сохраняет информацию о том,
для какого выхода делалась настройка. Потом просто переключаешь
входы на проекторе и на каждом из них получаешь оптимальный подбор
параметров.
Немножко повозившись, получил полосу «чернее черного» абсолютно
на всех выходах видео, выровнял сигналы на них по яркости и контрастности,
установил на HDMI разрешение 720p - если помните, я уже говорил
выше, что для нашего проектора это самый лучший вариант, поскольку
он соответствует физическому разрешению матрицы.
Теперь смотрим. Сразу перехожу к фильмам, поскольку таблицы
«Video Essentials» выглядели образцово и не выявили каких-либо
аномалий. Картинка в кино роскошная, причем разница между HDMI
и компонентом минимальная. Конечно, она есть в едва заметных
отличиях в цветопередаче, что является на самом деле лишь следствием
моей лени, поскольку, повозившись чуть дольше с настройками,
можно добиться полной идентичности. В любом случае, определить
на глаз, какой выход активен в данный момент - HDMI или компонент
- решительно невозможно, и приходится вызывать пункт About в
меню проектора и там уже смотреть, какой вход включен. А вот
переход на S-Video заметен и без этого: изображение немного теряет
в деталях. Хотя по-прежнему остается комфортным и приятным.
Испытание темными сценами в «Малхолланд драйв» не выводит нашего
героя из себя: видно, что фильм снимался на дешевом оборудовании
и с малым бюджетом, но никакого зерна не заметно.
Marantz DV9500 $2500
Воспроизводит DVD-Video, DVD -Audio, SA-CD,
CD-Audio, mp3
Цифровой выход видео HDMI
Масштабирование 480p/576p/720p/768p/1080i
Видео-ЦАП, бит/МГц 14/216
Габариты, мм 440 x 384 x 115
Масса, кг 8,5
Качество изображения
HDMI 9
Компонент 9
S-Video 8
ШАГ ШЕСТОЙ: ТОРОПИТЬСЯ НЕ НАДО
Первый DVD-источник под маркой NAIM, выпущенный относительно
недавно. Неспешность в данном случае объясняется вовсе не тем,
что компания лишь в самый последний момент решилась поучаствовать
в празднике жизни под названием «Домашний кинотеатр», а тем,
что это оригинальная разработка, в которой, очевидно, были учтены
ошибки поспешных творений других производителей.
О выдающихся музыкальных способностях аппарата уже было довольно
много сказано в предыдущем тесте. Добавлю к этому, что все те
меры, которые были предприняты конструкторами для достижения
бескомпромиссного звука, а именно знаменитая 20-контурная система
раздельного питания, доведенная до совершенства система разводки
«земли», массивный и жесткий корпус и полная автономность видеотракта,
должны положительно сказаться и на изображении.
Аппарат демонстрирует принципиальный консерватизм разработчиков.
Это и традиционный для NAIM дизайн, цифровой разъем DVI вместо
новомодного HDMI и даже такая мелочь, как использование в деинтерлейсере
отнюдь не нового чипа Sage FLI2200 с технологией DCDi от Faroudja.
Эта позиция мне понятна: даже в такой стремительно развивающейся
сфере, как домашнее кино, мы не раз убеждались, что новое - не
значит лучшее.
Графический интерфейс пользователя — абсолютно оригинальный,
ничего подобного мне в других аппаратах еще не встречалось. Понятно,
раз самостоятельно разработали DVD-плату, пришлось самим писать
и софт.
Обратите внимание: компонентные выходы — на пяти профессиональных
разъемах BNC, что позволяет подключаться к серьезным дисплеям
по RGBHV, используя качественные шнуры, что особенно важно, если
линия связи получается протяженной. Но у нас ситуация предельно
простая, и мы подключаемся тремя обычными компонентными кабелями,
используя переходники RCA-BNC. Естественно, тип компонентного
выхода переключается в настроечном меню.
Там же включаются тестовые таблицы, причем они позволяют отстроить
не только яркость и контрастность по «серому клину», но и сделать
точную коррекцию трапецеидальных искажений в проекторе. В общем,
с их помощью можно запросто обойтись без диска «Video Essentials».
Но я к нему привык и категорически не хочу работать без него.
Запускаю его и тут же обнаруживаю, что заветная полоска «чернее
черного» не видна, причем переключение уровня черного в установочном
меню вытянуть ее не помогает. Очевидно, полоса пропускания видеотракта
сознательно ограничена, чтобы минимизировать шумы. Тем более
что точно отстроить проектор можно и по встроенным тестовым таблицам.
Шумов и в самом деле не наблюдается — темно-серые поверхности
абсолютно гладкие и чистые.
Яркость на разных выходах существенно отличается, хотя особых
проблем это не создает — наш проектор запоминает значения настроек
для каждого из входов.
Загружаю «Человека-паука» и начинаю переключать интерфейсы.
Картина знакомая: по цифре изображение четче, но более зернистое,
чем по аналогу. Здесь не предусмотрена возможность масштабирования
до 720p, а несовпадение разрешения сигнала с физическим разрешением
матрицы как раз и проявляется в том, что теряется приятная гладкость.
В целом же видно, что работает источник очень высокого класса.
Однако картинка с компонентных выходов явно более комфортна и
кинематографична. Причем на качественных фильмах Superbit сравнение
оказывается в пользу компонентных выходов, а на пережатых дисках,
вроде наших «Ангелов Чарли» и «Малхолланд драйв», предпочтительным
оказывается S-Video.
Кстати, когда смотрел кино на NAIM, мне очень пригодился мой
фонарик — у проигрывателя подсвечивается только активная кнопка
— это красиво, но бесполезно. Не понравилось также то, что нет
отдельной клавиши Open/Close — чтобы открыть лоток, надо повторно
давить на Stop.
NAIM DVD5 $4650*
Воспроизводит DVD-Video, DVD -Audio, CD-Audio
Цифровой выход видео DVI
Масштабирование нет
Видео-ЦАП н.д.
Габариты, мм 432 x 301 x 70
Масса, кг н.д.
*В цену проигрывателя не входит пульт ДУ Narcom AV - его надо
приобретать отдельно, если, конечно, он не достался вам вместе
с процессором NAIM AV2.
Качество изображения
HDMI 8
Компонент 9
S-Video 9
ШАГ СЕДЬМОЙ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-ШВЕДСКИ
Продукция многоуважаемых скандинавов в сфере качественного видео
и звука известна ценителям давно, да и сам я не раз тестировал
проекторы, используя в качестве источников и Primare DVD30, и
модель помладше, DVD26.
Но попавший к нам экземпляр — самая свежая версия DVD-флагмана
шведской компании. В прошлом номере его испытали музыкой, а потому
и не обратили внимания на принципиальное отличие от варианта,
выпускавшегося прежде и по сей день представленного на сайте
производителя. У обновленного DVD30 вместо второго комплекта
компонентных RCA установлен выход DVI.
В тесте, опубликованном в прошлом номере, отмечалось, что аппарат
сделан по профессиональным канонам, что проявилось, в частности,
в балансной конструкции звукового тракта и солидной тяжести шасси,
выполненного из немагнитного материала. Такая техника чужда суетной
торопливости в погоне за модными техническими новинками. Поэтому
здесь установлен именно прочный DVI, а не хлипкий HDMI. А строгие
черно-белые очертания графического интерфейса давно знакомы нам
по старым топовым DVD-проигрывателям Pioneer. Очевидно, и DVD-процессор
здесь из тех прежних добрых времен. Однако довольно ностальгировать,
переходим к тестовым таблицам «Video Essentials».
Все кнопки управления транспортом подсвечиваются — это очень
удобно, когда работаешь с проектором. Богатые настройки параметров
изображения расчитаны только на аналоговые выходы, но цифровое
соединение прекрасно обходится без них, поскольку сигнал PLUGE
уверенно проходит при подключениях по всем выходам. Яркость в
тракте DVI несколько увеличена, но ее легко убрать в проекторе.
На аналоговых выходах при разных типах развертки яркость заметно
отличается — в прогрессиве картинка темнее. Кстати, этим характеризовались
и все другие DVD-проигрыватели Primare, которые прошли через
мои руки. Никакого криминала в этом нет, просто надо учесть при
калибровке системы.
Зонная пластинка хороша, особенно по цифре. Шумы отсутствуют,
и лишь по S-Video на серых поверхностях проявляются едва заметные
артефакты. Цветовая четкость чуть выше по DVI, что проявляется
в меньших захлестах между цветовыми полосами.
В проигрывателе нет скейлера, поэтому по цифре на дисплей всегда
идет 480p, и это неизбежно проявилось в чуть большей зернистости
изображения по сравнению с теми участниками теста, у которых
была возможность выставить на цифровом выходе повышенное разрешение
720p. Но в любом случае картинка у DVD30 богатая и выразительная.
И как ни странно, в первую очередь это относится к аналоговым
интерфейсам — по ним аппарат показывает мягче и кинематографичнее,
то есть ближе к тому, что мы видим в кинотеатре с пленки. Это
касается и S-Video, но там уже заметно падение четкости по сравнению
с DVI и компонентными YPbPr. Замечу, что все сказанное выше относится
к диску «Человек-паук», записанному с максимальным качеством.
Ставлю «Ангелов Чарли» и тут же корректирую оценки. Приятнее
всего этот фильм смотрится как раз по S-Video — здесь скрадываются
многочисленные дефекты, вызванные изрядной степенью компрессии.
То же самое касается «Малхолланд драйв» и «Героя» — они тоже
лучше идут по S-Video, хотя по DVI изображение явно четче. Но
четкость эта не добавляет полезной информации, а лишь раздражает.
Primare DVD30 $5100 (с платой DVI)
Воспроизводит DVD-Video, DVD -Audio, SA-CD, CD-Audio, mp3
Цифровой выход видео DVI
Масштабирование нет
Видео-ЦАП, бит/МГц 12/108
Габариты, мм 430 x 380 x 100
Масса, кг 7,5
Качество изображения
HDMI 8
Компонент 9
S-Video 9
ШАГ ВОСЬМОЙ: ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
Meridian G91DH-S — аппарат во многих отношениях необычный. И
дело отнюдь не в дизайне — сколь бы он ни был оригинальным, но
одного его для назначения такой цены недостаточно. Необычна сама
архитектура — здесь в одном корпусе собрались DVD-источник, аудио-
и видеопроцессор, стереофонический предусилитель и AM/FM-тюнер.
Теперь вы понимаете, зачем ему круглая ручка справа? Кстати,
регулятор этот полностью цифровой, он отличается точностью и
стабильностью, недостижимой в традиционных аналоговых системах.
Обучаемый системный пульт ДУ — отдельная радостная песня.
Встроенный видеопроцессор-скейлер способен преобразовывать сигнал
не только со своего транспорта, но и с внешних видеоисточников
— согласитесь, что это также весьма необычно для проигрывателя.
Транспорт — высокоскоростной компьютерный DVD-ROM, что сулит
массу преимуществ: развитая многоуровневая коррекция ошибок позволяет
эффективно считывать информацию даже с далеких от идеала носителей
(отнюдь не все обращаются со своими дисками аккуратно), есть
возможность легкого обновления не только программного обеспечения,
но и самого дисковода, наконец, невысокая цена подобных устройств
дает возможность перераспределить себестоимость в пользу других
компонентов. Отметим также тройную систему буферизации для практически
полного искоренения джиттера.
Вообще, в аппарате просматривается немало чисто компьютерных
черт. Возьмем, к примеру, систему Soft Keys — меняющие свое значение
клавиши на фронтальной панели, что делает управление чрезвычайно
гибким и удобным. Черно-белый дисплей может показаться кому-то
простоватым, однако он очень удобен и информативен — крупные
символы прекрасно видны на нем издалека.
Само собой разумеется, G91 играет не только DVD-Video, но и
DVD-Audio, ведь вы же помните, наверное, что сам алгоритм кодирования
без потерь MLP, используемый в формате DVD-Audio, разработан
специалистами Meridian. Вообще я бы сказал, что в аппарате много
не банальной «цифры», а именно «математики», непременной основы
всех современных точных наук. К слову, ведь и музыка тоже по
сути своей очень «математична».
Графический интерфейс пользователя аскетичен и прост, никаких
иконок и пиктограмм, только буквы и цифры. Набор настроек в том,
что касается выхода HDMI, стандартный — есть и выбор разрешения
(устанавливаю, как всегда, 720), и цветового пространства (Colour
space). Уровень черного переключается, но — только для аналогового
тракта. Соответственно, при соединении по аналоговым выходам
полоска PLUGE видна, а по цифре — нет. И, к сожалению, встроенных
тестовых таблиц, как в NAIM DVD5, здесь нет.
Ну ничего. Настраиваюсь по «серому клину», потом перехожу к
зонной пластинке, не замечаю там никаких аномалий и загружаю
вместо «Video Essentials» диск «Человек-паук». И сразу понимаю,
что добрался до вершины.
Высокогорный воздух чист, в нем нет пыли и тумана, а потому
зрение приобретает небывалую остроту. Не ожидал, что наш проектор
способен обеспечить такую пронзительную четкость изображения.
И при этом никакого зерна, предельно точно передается характер
и фактура поверхностей. Сцена приобретает объем и глубину. Цветопередача
безупречна, хорошо заметна разница в тонах кожи у разных актеров.
Бездонный черный. Вспоминаю, как смотрел этот фильм на дорогом
3-чиповом проекторе, правда с источником классом пониже, так
вот сейчас качество изображения кажется выше на порядок (если,
конечно, забыть об эффекте радуги). Причем фиксирую это преимущество
не только по формальным признакам, но и по эмоциональным ощущениям.
Переключаюсь на аналог, сначала — компонент. Разница минимальна,
и заметить ее довольно сложно, а проявляется она лишь в слегка
уменьшившейся информативности. S-Video — четкость еще немного
снижается. Пожалуй, уходит пресловутый эффект «чисто вымытого
окна», но все равно качество изображения остается чрезвычайно
высоким.
Однако на «проблемных» фильмах с высоким сжатием, вроде «Ангелов
Чарли» и «Малхолланд драйв», именно «низший» интерфейс дает наиболее
комфортную, гладкую и приятную картинку, так что иногда и он
может пригодиться.
*Но есть поддержка MPEG4 - формата сжатия, в котором пишут многие
современные цифровые видеокамеры. Так что DivX и MPEG4 - это
совсем не синонимы. DivX - одна из возможных реализаций кодека
на основе MPEG4, которая может быть несовместимой с другими реализациями.
Meridian G91DH-S $6949
Воспроизводит DVD-Video, DVD-Audio, CD-Audio
Цифровой выход видео HDMI
Масштабирование 480p/576p/720p/768p/1080i
Видео-ЦАП н.д.
Габариты, мм 440 х 350 х 90
Масса, кг 9,0
Качество изображения
HDMI 10
Компонент 9
S-Video 9
ПЕРЕСЧЕТ ШАГОВ
Всего-то восемь ступенек, но путь наш не кажется коротким. Порой
возникало впечатление, что мы топчемся на месте или даже спускаемся
вниз. Но все-таки до цели добрались. Давайте посчитаем, у скольких
аппаратов качество изображения на цифровом выходе оказалось выше,
чем на аналоговых. У четырех. А у остальных предпочтение пришлось
отдать компонентным и даже S-Video. Ну что, ничья?
Не думаю. Условия нашего теста были тепличными: проигрыватели
стояли на столе рядом с проектором и шнуры взяли минимальной
длины. В реальных условиях, когда кабели достигают 5 - 10, а
то и больше метров, цифровой интерфейс может оказаться победителем
у всех без исключения аппаратов. Обратите также внимание, что
все проигрыватели, показавшие преимущества аналоговых подключений,
заточены в первую очередь под музыку, а кино для них является
явно не первостепенным предназначением. Вдобавок два из них оснащены
не самыми современными интерфейсами DVI и не имеют масштабирующих
устройств. Хотя при наличии совершенных внешних скейлеров, вроде
тех, что делает компания Runco, эта особенность потеряет свое
значение, правда за дополнительные и немалые деньги.
Учтите и то обстоятельство, что цифровой видеотракт отнюдь не
такой «прямой» и «короткий», как может показаться. В частности,
за вывод информации на HDMI или DVI обычно отвечают отдельные
микросхемы, и не факт, что все они и всегда будут справляться
со своей задачей самым лучшим образом. Так что конструкция и
комплектующие здесь важны едва ли меньше, чем в аналоговых схемах.
А еще цифровой тракт отличается широкой полосой пропускания,
он подвержен джиттеру. Это только на бумаге цифровая информация
выглядит как последовательность нулей и единиц - по проводам
течет самый настоящий аналог, да еще и высокочастотный. И пока
он доберется до ЦАПа, с ним может много чего неприятного произойти.
Так что цифра и в Африке является по своей физической сути именно
аналогом. Все не так просто, как могло показаться на первый взгляд,
когда только появились первые плееры с цифровыми выходами видео,
на которые возлагались очень большие и не всегда оправданные
надежды.
Однако весомый аргумент в пользу HDMI у нас все же нашелся -
это на удивление высокое качество изображения по цифре у самого
доступного участника нашего эксперимента, Samsung DVD-HD850.
Уже после того, как были отсмотрены все плееры, мы устроили парное
соревнование между ним и Meridian G91DH-S, получившим наивысшую
оценку за изображение на выходе HDMI. Оказалось, что разница
в характере и качестве картинки на цифровом выходе минимальна,
заметить ее можно, только быстро переключая источники, и проявляется
она в безусловно большей информативности дорогого проигрывателя.
Вероятно, эта разница станет более заметной на проекторе классом
повыше, но на дешевом дисплее она вообще может исчезнуть. А вот
аналоговое соединение не оставило никаких шансов бюджетнику -
преимущество топового аппарата здесь было разительным.
Как это ни печально, но чуда все-таки, на мой взгляд, не произошло:
совокупные качественные возможности участников эксперимента достаточно
точно соответствуют ценам, которые на них установлены. Хоть и
показывает Samsung DVD-HD850 по цифре получше, чем некоторые
проигрыватели, за которые просят значительно больше, но музыку
он играет в полном соответствии со своим классом - мы в этом
убедились, когда провели прослушивание (за рамками этого исследования),
дабы не внушать нашим читателям напрасных иллюзий. В искусстве
без них никак не обойтись, но в технике, да еще при подъеме по
лестнице, лучше сохранять трезвость мысли и чистоту разума. l