#10/2005 • СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
Артур СОКОЛОВ
РЕЗУЛЬТАТ ВЫЧИСЛЕНИЙ
КТО ЗНАЕТ, БЫЛА БЫ СЕЙЧАС СТОЛЬ ШИРОКО ИЗВЕСТНА МАРКА KEF, ЕСЛИ
БЫ В СЕРЕДИНЕ 70-Х КОМПАНИЯ НЕ РЕШИЛАСЬ ВЫДЕЛИТЬ ИЗ СВОЕГО ТОГДА
ЕЩЕ ВЕСЬМА СКРОМНОГО БЮДЖЕТА СРЕДСТВА НА ПОКУПКУ НЕМЫСЛИМОГО
ДЛЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ ПРИБОРА - КОМПЬЮТЕРА HEWLETT-PACKARD.
С ПРОСТОГО ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ И КНОПКИ ENTER, МОЖНО СКАЗАТЬ,
НАЧАЛАСЬ ИСТОРИЯ ЛИНЕЙКИ REFERENCE. ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, ЧТО БРИТАНСКИЕ
ИНЖЕНЕРЫ РАССЧИТЫВАЮТ ТЕПЕРЬ, ИМЕЯ КУДА БОЛЕЕ МОЩНЫЕ МАШИНЫ?
У КАЖДОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ акустики найдутся модели, занимающие
в иерархии высшее положение. Однако не всегда они могут служить
эталоном качества воспроизведения. Многие фирмы при разработке
флагманов во главу угла ставят солидную внешность и престижные
материалы отделки, стараются удивить неординарностью и сложностью
конструктивных решений. С точки зрения потребителя это, наверно,
правильный подход - дорогая акустика и должна выглядеть дорого.
Если при этом она еще и звучит, можно считать, что основная цель
достигнута.
А вот линейка KEF Reference за всю свою долгую историю не раз
удостаивалась восторженных эпитетов именно от аудиоэкспертов.
Профессиональная точность воспроизведения и выверенный тональный
баланс на любых динамических уровнях стали ее визитной карточкой.
Сейчас уже нельзя без улыбки смотреть на «референсы», выпущенные
в самом начале, особенно на модель 105 и ее модернизированную
в 1979 году версию 105/2. Но эти громоздкие конструкции с раздельными
корпусами для каждого излучателя все еще пользуются колоссальным
спросом на вторичном рынке. Вы не поверите: до сих пор дистрибьюторам
KEF регулярно звонят желающие заказать колонки такого же типа
(в частности, знаменитые Maidstone R109), которые, однако, уже
давно сняты с производства. Как видите, серия Reference получила
признание не просто так - в свое время инженеры KEF смогли сделать
такую акустику, которая опередила конкурентов по качеству звучания
на много лет.
Как им это удалось? Уже при разработке модели 104, что вышла
в 1973 году (с нее, кстати, и началась эпоха «референсов») они
применили прогрессивные для тех времен вычислительные технологии:
для 4-разрядного процессора написали программу, позволявшую просчитать
не отдельные элементы, а «тотальный дизайн» всей колонки. Точность
расчета оставляла желать, зато метод в разы ускорил ход конструирования.
Уже в следующем году компания обзавелась куда более мощной электронно-вычислительной
системой Hewlett-Packard и включила в штат программиста, чтобы
выжать все возможное из многообещающей идеи компьютерного моделирования.
С этого момента все последующие KEF'ы начинают все больше и
больше отличаться от спикеров компаний-конкурентов, где все еще
работали по старинке. В середине 80-х выходит еще более точное
по звучанию второе поколение систем Reference. В конце 80-х фирма
патентует передовой точечный излучатель Uni-Q, который вряд ли
вообще появился бы на свет без компьютерных вычислений (уникальную
компактную систему магнитов в этом динамике удалось смоделировать
с помощью программы, применяемой инженерами NASA). В начале 90-х
выходят элегантные и в то же время высокотехнологичные модели
One, Two, Three и Four, принадлежащие к третьему поколению систем
Reference. Однако, несмотря на то, что эти спикеры пользовались
стабильно высоким спросом, в KEF принимают решение сделать абсолютно
новую линейку «референсов» - такую, которая, во-первых, будет
перекрывать спецификации SA-CD и DVD-Audio, а во-вторых, способную
снова уйти в отрыв от остальных систем по точности воспроизведения.
Новая линейка, выпущенная пару лет назад, получила индекс 200.
Всего в ней семь моделей, в т.ч. полочные мониторы 201, две модели
центральных спикеров и сурраунд-излучатели, а также пятиполосная
«башня» 207. Колонки 205, которые вы видите на фотографиях, уступают
по старшинству только флагманам, но также плотно «упакованы»
прогрессивными и тщательно просчитанными решениями.
За нижний регистр в этой четырехполосной системе отвечают два
длинноходовых 200-миллиметровых басовика. Их магнитная система
включает в себя кольца Фарадея (короткозамкнутые витки в магнитопроводе),
благодаря которым снижается влияние паразитного переменного магнитного
поля, возникающего при движении звуковой катушки. Результат -
преобразование электрической энергии в механическую происходит
с минимальными искажениями даже на сравнительно высокой для басовиков
частоте. Кроме того, для излучателей применено необычное сочетание
материалов: диффузор из классической целлюлозы, центральный колпачок
из прочного полимера. Этот «дуплет» не меняет своей формы даже
при колебаниях с максимальной амплитудой.
Средний и высокий диапазоны доверены, как принято у KEF, точечному
излучателю Uni-Q. В 205-й модели установлен динамик пятого поколения,
в котором середина воспроизводится полимерным диффузором с переменной
жесткостью диаметром 165 мм, а дисканты излучаются дюймовым титановым
куполом. Эллиптическая форма этого купола, так же как и профиль
звукового канала, который окружает его, очень долго оптимизировалась
в CAD для достижения широкой диаграммы направленности и минимизации
интерференций при параллельном колебании утопленного купола и
диффузора (это необычайно критично для реалистичного воспроизведения
человеческого голоса). Для устранения внутренних акустических
отражений в новом Uni-Q применена также открытая конструкция
шасси, а для лучшей линейности - два неодимовых магнита особой
формы.
Четвертой полосой является 19-миллиметровый гипертвитер, установленный
в отдельном хромированном корпусе. Инженерам удалось увести частоту
резонанса небольшого жесткого титанового купола далеко в ультразвуковую
область, поэтому система воспроизводит звук линейно вплоть до
50 кГц, а вообще ее диапазон простирается до 70 кГц. Впрочем,
205-е примечательны не этим, а своей исключительно гладкой АЧХ
даже при отклонении от оси излучения на ±15 градусов. Это свойство
сулит не только стабильный стереоэффект, но также уменьшает зависимость
звучания систем от акустики помещения прослушивания.
Перечень инноваций можно завершить усиленным корпусом с подковообразным
профилем, который вносит значительно меньше «ящичной» подкраски,
а также селектором АЧХ низких частот. В зависимости от гулкости
комнаты и выбранных точек расположения АС вы можете выровнять
отдачу на басах, переставив винтовой шунт на задней панели. Мощные
клеммы WBT предусматривают трехполосное подключение. Все остальное
в модели 205 - проводка из бескислородной меди, кроссоверы высокого
порядка с катушками с воздушным сердечником и полипропиленовыми
конденсаторами, тщательно подобранные материалы внутренней звукоизоляции
и скругленные порты фазоинверторов - к числу ноу-хау не относится.
Это норма для любых приличных колонок.
Производится серия Reference, как и прежде, не на конвейере,
а вручную, лучшими специалистами, которые несут персональную
ответственность за каждую собранную стереопару. Все изготовленные
колонки сверяются с эталонными образцами. Более того - к каждой
паре мастер подбирает комплект динамиков с близкими характеристиками
и заносит их в специальную базу (это нужно на тот случай, если
потребуется замена - будут отобраны головки с идентичными данными).
Вот так достигается ювелирная точность в 0,5 дБ, которую еще
не превзошел ни один производитель.
От колонок, в которые было вложено столько знаний, изобретений
и труда, разумеется, ждешь идеального воспроизведения с первого
же момента. Однако 205-е, как и любые АС подобного уровня, требуют
особого внимания и порадуют отменным звучанием лишь при соблюдении
ряда условий.
Первое: расстановка. Для работы в ближнем поле 205-е не годятся.
Даже если комната прослушивания мала, не более 18 - 20 м2, надо
установить колонки так (пусть даже и против правил, которых вы
придерживались ранее), чтобы расстояние от точки прослушивания
до излучателей составляло не менее 3 - 3,5 м, иначе вы получите
чрезмерно яркий, несдержанный звук. Второе правило касается усилителя
и, само собой разумеется, источника. Новые «референсные» спикеры,
как увеличительное стекло, усиливают малейшую окраску, которую
вносит электроника. Высокая чувствительность и относительно ровный
импеданс снижают требования к мощности усилителя до 50 - 75 Вт.
Конечно, велик соблазн подключить куда более солидные «концы»,
но если есть хоть малейшие сомнения в их нейтральности, лучше
предпочесть три-ампинговую схему с одинаковыми, пусть менее мощными,
зато более деликатными в работе, оконечниками.
Упомяну еще одну особенность 205-х: вам может показаться, что
тональный баланс нарушается при уменьшении громкости. Эффект,
подобный тому, что возникает при включении тонкомпенсации, наблюдается
у многих дорогих высококлассных спикеров - пусть он вас не пугает,
все дело в привычке.
Ну а теперь о приятном. Больше всего запомнилось умение 205-х
«держать» звуковую сцену, которая сохраняет верную геометрию,
даже когда вы выходите из оптимальной зоны прослушивания. Стереофоническое
пространство в трактовке этих колонок отличается стабильностью,
безупречным разделением по первым планам, оформленностью каждого
мнимого источника. Чуть приближены удаленные планы и слегка не
хватает телесности переднеплановым источникам - вот, пожалуй,
и все, что немного нарушает образность воспроизведения.
Музыкальный баланс даже описывать не буду. Если у вас к нему
возникнут претензии, значит, проблемы либо с другими компонентами,
либо с акустикой комнаты. А вот динамические качества 205-х достойны
самых громких комплиментов. Колонки излучают мощный и ровный
по всему диапазону поток акустической энергии и в то же время
не упускают из-под своего контроля ни одну деталь. Музыка звучит
членораздельно, живо и настолько информативно, что с непривычки
это даже несколько перегружает восприятие - в могучей струе звуковых
данных не сразу начинаешь чувствовать музыкальную органичность,
выхватываешь частями. Однако есть верный признак того, что все
воспроизводится правильно - узнаваемость звуков. А по этой части
205-е вне конкуренции.
Ширина частотного диапазона и точность воспроизведения тончайших
нюансов при работе с SA-CD источником вызывает восхищение. Системы
настолько легко и явственно выявляют разницу между носителями,
что уже не остается никаких сомнений в том, насколько все же
лучше новые форматы (особенно SA-CD) по сравнению с обычным CD.
Однако исключительное разрешение неожиданно выступает против
классических аналоговых источников. Когда мы подключили винил,
в звуке проступили все погрешности работы аналогового тракта,
выпятилась неравномерность АЧХ звукоснимателя и недостатки недорогой
иглы, а также шумы механического происхождения. Наверняка при
замене нашей вертушки и фонокорректора аппаратурой класса High
End звучание значительно преобразится и станет музыкальнее, но
главный вывод напрашивается сам собой.
Гораздо проще найти колонки, на которых «цифра» по качеству
воспроизведения проигрывает даже средней руки винилу. Модель
же 205 относится к числу систем, которые намного лучше работают
с обычным цифровым источником, чем с аналоговым. И это - уж поверьте
- очень редкое качество. Впрочем, чему тут удивляться, если эти
спикеры и были рождены «цифрой». l
Зачем расширять диапазон до 70 кГц?
Инженеры KEF пытаются объяснить на простом примере: если спортивный
автомобиль может разгоняться до 300 км/ч, это не значит, что
он должен ездить только на максимальной скорости. Достаточно
того, что он намного динамичнее любых других машин.
Паспортные характеристики KEF Reference 205
Производитель KEF Аudio (Великобритания)
Номинальное сопротивление, Ом 8
Минимальное сопротивление, Ом 3,2
Чувствительность (2,83 В/м), дБ 90
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт 50 - 300
Максимальное звуковое давление, дБ 115
Разделение полос, Гц 400/2700/15 000
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 45 - 55 000
Неравномерность (при отклонении от оси на 15°), дБ ±3
Размеры, мм 1155 x 285 x 433
Масса, кг 33
Цена: $6799
Made in Великобритания
Тракт, который мы слушали
Универсальный проигрыватель Marantz DV9500 ($2500)
Многоканальный AV-усилитель Denon AVC-1XV (C= 6000)
Виниловый проигрыватель Pro-Ject Xperience (C=800) со звукоснимателем
МС Goldring Elite (C=427)
Интегральный усилитель Bryston B60R ($3050)
Фонокорректор Bryston BP1.5 ($2950)
Межблочники Accuphase Super Refined SL-10G ($300)
Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)
Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU
1,5 ($190/110)
Виброизолирующие принадлежности Monitor Bolide Schock Absorber
(C=52), Spectra Dynamics Foculpods (C=33), Eraudio Steel Cones
($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150).
Музыка, которую мы слушали
1. «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «Автозвук»,
2003).
2. DVD-Audio - Beethoven, Symphony No. 1 and No. 2. Berliner
Staatskapelle, Daniel Barenboim (Teldec Classic, 2000). Этот
DVD Audio (96 кГц/
24 бита) интересен, безусловно, не только содержанием, но также
необычной, хотя и выполненной на высшем уровне пятиканальной
записью (без LFE). На нем же присутствуют и демонстрационные
фонограммы с симфонической музыкой, переведенной в обычный сурраунд-формат
(5.1).
3. DVD-Audio - The Doors, «L.A.Woman» (Elektra Entertainment,
2000). DVD-Audio (96 кГц/24 бита), на котором есть как традиционная
стереофоническая запись с мастер-ленты, так и материал, пересведенный
в формат 5.1.
4. DTS CD - B&W Speakers collection
Vol.1 (Passavant Acoustic Studio, 2001). Уникальный CD, где
каждый трек - это шедевр прямой звукозаписи. А еще на диске
есть программы в многоканальном варианте DTS CD.
5. SA-CD - Creedence Clearwater Revival «Pendulum» (Analogue
Productions, 2003).
6. LP - Frank Sinatra «Cycles» (Reprise Records/ Victror Record
Company, 1968). На виниле.
7. LP - Abba, «The Visitors» (Polar Music
International AB, 1981). Японский релиз с цифрового оригинала.
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ
Зависимость модуля полного сопротивления и фазы от частоты KEF
Reference 205
Номинальное значение импеданса заявлено 8 Ом, но по графику
видно, что на самом деле колонки 4-омные. Минимальное значение
3,5 Ом отмечено на 15 кГц, т.е. частоте раздела между коаксиальным
излучателем и супертвитером.
Фазоинвертор настроен на 32 Гц, а столь разные по высоте горбы
слева и справа от этой частоты говорят о том, что собственный
резонанс НЧ-головок заметно ниже. Обычно делают наоборот, но
в данном случае, очевидно, конструкторы ставили перед собой несколько
иные задачи, нежели добиться как можно более низкой границы рабочего
диапазона. Один из абсолютно одинаковых НЧ-драйверов работает
чуть «выше» другого, чтобы с некоторым перекрытием состыковаться
с коаксиалом. На графике видно, как меняется импеданс системы
в разных положениях винтовых шунтов Bass Response - Cut, Flat
и Lift (три кривые в области 10 - 700 Гц).
Несмотря на сложность конструкции и обилие фильтров, на фазовой
характеристике (фиолетовая кривая) отсутствуют резкие перегибы.
В целом кривая укладывается в пределы +40/-50 град., что снимает
некоторые проблемы, связанные с усилителем (иные из них начинают
«подзванивать» на реактивной нагрузке).
Амплитудно-частотная характеристика Reference 205
Почти линейная зависимость амплитуды от частоты в диапазоне
40 Гц - 20 кГц, неравномерность не превышает ±3 дБ, если не считать
провала вблизи 12 кГц, обусловленного фазовым взаимодействием
коаксиала с супертвитером.
Хорошо видно, сколь деликатно регулируется отдача АС в НЧ-диапазоне
шунтами. 3 дБ в диапазоне 35 - 250 Гц позволят точно отстроиться
в условиях конкретного помещения.
Удивительно, но при отклонении от акустической оси на 30 град.
(зеленая кривая) характеристика даже ровнее, чем фронтальная.
Да и при 50-ти АЧХ абсолютно линейна вплоть до 15 кГц, что можно
считать выдающимся результатом.
Фазоинверторы (черная кривая) немного заводятся на 450 Гц, но
на слух это заметно не будет. Чувствительность АС действительно
высока, около 91 дБ/Вт/м.
|