#10/2005 • ТЕСТ • ФОНОКОРРЕКТОРЫ

Руслан ТАРАСОВ

ДЕЛИКАТНАЯ МИССИЯ

Clearaudio Smart Phono $401 l Clearaudio Basic Limited $761 l Goldring PA1 € 118 (144) l Music Hall MMF-Phono Pack $105 l Musical Fidelity X-LPS v3 $355 l NAD PP 2 $70 l Pro-Ject Phono Box SE € 221 l Pro-Ject Tube Box € 432 l Rega Fono MM $350 l Trigon Vanguard II € 450

КОМПОНЕНТЫ

Проигрыватели Rega Planar 3 ($640) со звукоснимателем ММ Rega Elys 2 ($250) и Pro-Ject Xperience (€ 800) со звукоснимателем МС Goldring Elite (€ 427)

Интегральный усилитель Music Hall A25.2 ($650)

Акустические системы Dynaudio Audience 52 (€ 850)

Сабвуфер Velodyne Digital Drive 12 ($2740)

Межблочники Accuphase Super Refined SL-10G ($300)

Колоночные кабели Legacy TL Speaker ($515)

Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II/LoRad CS-EU 1,5 ($190/110)

Стойки Alphason AG 50 B ($130), AVDeco TP-105 ($200)

Виброизолирующие принадлежности Monitor Bolide Schock Absorber (€ 52), Spectra Dynamics Foculpods (€ 33), Eraudio Steel Cones ($35), Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

ПРИ ВСЕЙ ВНЕШНЕЙ ПРОСТОТЕ ЗАДАЧА У ФОНОКОРРЕКТОРОВ ВЕСЬМА НЕПРОСТА. ОНИ, ВО-ПЕРВЫХ, ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПТИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКОЙ ДЛЯ ЗВУКОСНИМАТЕЛЯ. ВО-ВТОРЫХ, ОСУЩЕСТВИТЬ ЧАСТОТНУЮ КОРРЕКЦИЮ СИГНАЛА С НИЧТОЖНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ СТАНДАРТНОЙ КРИВОЙ. НУ А В-ТРЕТЬИХ, УСИЛИТЬ ЕГО В СОТНИ РАЗ. И ВСЕ ЭТО НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ВНОСИТЬ В ЗВУК НИ ШУМА, НИ ФОНА, НИ ИСКАЖЕНИЙ. ТЕПЕРЬ ПРОВЕРИМ, КАКОЙ КОРРЕКТОР ВСЕ СДЕЛАЕТ НАИБОЛЕЕ ДЕЛИКАТНО.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

При измерениях в режиме ММ номинальной считалась амплитуда сигнала 5 мВ RMS, в МС - 0,5 мВ. Перегрузочная способность определялась при уровне, превышение которого на 1 дБ приводило к резкому росту искажений. Этот уровень отмечен на графиках, показывающих спектральный состав гармоник. Меньшие значения КНИ в этом случае (см. таблицу) объясняются лучшим отношением сигнал/шум при высоких амплитудах.

АЧХ фонокорректоров снималась в режиме ММ при номинальном уровне сигнала (синяя кривая). Здесь же приводятся кривые, рекомендованные RIAA (красная) и IEC (зеленая).

Коэффициент усиления у корректоров разный, поэтому лучшая перегрузочная способность не всегда однозначно соотносится с величиной выходного уровня, указанной на графиках.

NAD PP 2

АЧХ полностью совпадает с кривой RIAA. Спад на НЧ отсутствует вплоть до 10 Гц, а возможно, и ниже.

Перегрузка начинается при выходном сигнале 5,2 В, в спектре искажений доминирует 3-я гармоника, что говорит о хорошей балансировке схемы. Уровень шумов значительно ниже -80 дБ.

Music Hall MMF-Phono Pack

Расхождения с кривой RIAA минимальны - около 0,5 дБ на частотах выше 1 кГц. Фильтр инфранизких частот отсутствует.

Спектр искажений довольно богат - в нем присутствуют все гармоники, вплоть до 6-й. Клиппинг начинается при 8,5 В на выходе. Шумов мало, но уровень искажений довольно велик.

Goldring PA1

На частотах выше 1 кГц кривая точно соответствует рекомендациям RIAA, а ниже 60 Гц проходит между RIAA и IEC. Ниже 30 Гц начинается завал, достигающий 5 дБ на 10 Гц. Очевидно, разработчики хотели избавиться от инфранизких колебаний с минимальным ослаблением басов в слышимом диапазоне.

В спектре искажений заметна лишь 3-я гармоника, все остальные составляющие теряются в шумах. Клиппировать выход начинает примерно при 6 В.

Pro-Ject Phono Box SE

На ВЧ кривая идет почти на 1 дБ выше RIAA, а до 30 Гц - чуть ниже ее, но до IEC не доходит. Грамотно рассчитанный Subsonic filter 6-го(!) порядка режет все, что ниже 20 Гц, не влияя на полезный сигнал. Включать его нужно при проигрывании коробленых пластинок или в том случае, если в колонках прослушивается шум привода.

Спектр искажений содержит 2-ю, 3-ю и 5-ю гармоники, виден также повышенный уровень шума в диапазоне 1,5 - 2 кГц. Перегрузочная способность очень высока.

Rega Fono MM

Характеристика точно соответствует рекомендациям IEC (у нас принято называть эту организацию МЭК), немного устаревшим в наше время. Они предусматривают спад усиления на отрезке 20 - 500 Гц, чтобы схему можно было применять и с проигрывателями невысокого класса. Она и сейчас актуальна - просто считайте, что здесь встроенный фильтр инфранизких частот.

Спектр тоже необычный - помимо составляющих 2-го и 3-го порядков, в нем видны выбросы на частотах 500 и 750 Гц. На шум не похоже, скорее - интермодуляция.

Musical Fidelity X-LPS v3

100-процентное совпадение с кривой RIAA говорит от тщательной подгонке элементов цепей коррекции.

Неплохая перегрузочная способность (клиппинг при 9 В на выходе), малые шумы и искажения. Присутствуют, правда, шумовые выбросы непонятного происхождения на 300, 500 и 750 Гц.

Trigon Vanguard II

Классическая кривая RIIA, но с небольшими отклонениями: +1 дБ в ВЧ-области и плавный спад до -1,5 дБ ниже 50 Гц.

Спектр почти идеальный, кроме 3-й гармоники ничего нет. Уровень шумов очень мал, после 10 кГц он не превышает -90 дБ. А вот перегрузочная способность оставляет желать.

Clearaudio Basic Limited

Здесь отклонения от RIIA есть, но они почти не заметны невооруженным глазом. Разбег кривых на частотах 20 кГц и 100 Гц не превышает 0,5 дБ.

Дорогую вещь сразу видно - искажений почти нет, шумы, особенно выше 6 кГц, на пределе способностей нашего измерительного комплекса. Перегрузка наступает при напряжении на выходе более 10 В, что дает запас примерно 28 дБ.

Pro-Ject Tube Box

Кривая как бы слегка повернута вокруг нулевой точки. Выше 1 кГц она идет со спадом, достигающим 1,2 дБ на 20 кГц, а на низких частотах наблюдается примерно такой же подъем. Интересно, что на 20 Гц характеристика идет над RIAA, после чего начинается резкое падение усиления. Толково, ничего не скажешь - ни бас не пострадает, ни динамики в колонках.

По сравнению с другими участниками теста искажения невероятно высоки. Это странно, ведь лампы обычно дают более короткий шлейф, чем транзисторы и микросхемы. Перегрузочная способность тоже не слишком впечатляет.

Clearaudio Smart Phono

Кривая соответствует RIAA просто с ювелирной точностью. Среза ниже 20 Гц нет.

Уровень искажений довольно высок, причем видна и 2-я гармоника. Присутствует и интермодуляция на частотах 500 и 750 Гц. А вот перегрузочная способность рекордная в нашем тесте - 34 дБ, что соответствует размаху напряжения на выходе 12 В.

Режим ММ MC
Уровень входного сигнала номинал максимум   номинал максимум  
  КНИ, % КНИ, % запас, дБ КНИ, % КНИ, % запас, дБ
NAD PP 2 0,09 0,006 24 0,125 0,007 31
Music Hall MMF-Phono Pack 0,055 0,011 26 0,12 0,007 34
Goldring PA1 0,055 0,005 23
Pro-Ject Phono Box SE 0,09 0,004 30 0,09 0,005 30
Rega Fono MM 0,075 0,003 27
Musical Fidelity X-LPS v3 0,045 0,003 25 0,13 0,007 35
Clearaudio Smart Phono 0,055 0,005 34 0,009 0,005 35
Pro-Ject Tube Box 0,08 1 24 0,08 0,2 32
Trigon Vanguard II 0,045 0,003 23 0,075 0,003 27
Clearaudio Basic Limited 0,055 0,003 28 0,065 0,003 28

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"