#09/2005 • ELECTRONICАЛЬБОМ
Дмитрий ВЕБЕР
Shpongle
«Nothing Lasts But Nothing Is Lost»
Twisted
Третий альбом Shpongle - едва ли не самый ожидаемый электронный
релиз для отечественных ценителей танцевальной электронной музыки.
Никто никогда не узнает отчего, но первый диск проекта «Are You
Shpongled?» (1998) мигом облетел все приличные фонотеки российских
столиц, то же самое произошло и со вторым альбомом «Tales of
Inexpressible» (2001). В то время как в родной Англии этим дискам
уделили внимания не больше, чем любым другим релизам Саймона
Посфорда - то есть совсем немного. Тем не менее этот кроткий
англичанин вот уже десятилетие управляет андеграундом мировой
танцевальной музыки. Его альбом «Twisted»(1995), выпущенный под
псевдонимом Hallucinogen, спровоцировал появление целой новой
субкультуры, а на его лейбле «Tip records» выпустили свои первые
релизы едва ли не все звезды современного psy-транса. Эмбиентно-этнический
проект Посфорда Shpongle - это многослойная электронная музыка,
лишенная прямого бита и сдобренная на редкость уместными партиями
экзотических свирелей, дудок и ситаров. Живые инструменты - очевидно,
заслуга второго участника Shpongle, 55-летнего индуса Раджа Рэма,
известного трансового ди-джея. Альбому правомочно попенять на
отсутствие ярких треков, отличавших предыдущие два диска, но
преданные поклонники «Шпонгла», скорее всего, не будут разочарованы
новой пластинкой.
Alan Braxe & Friends
«The Apper Cuts»
PIAS
Алан Брейкс - тот самый парижский продюсер, что догадался сделать
из старого сэмпла Чаки Хан главный хит лета-99, сингл «Music
Sounds Better With You», записанный в рамках проекта Stardust.
Впрочем, тот трек - не единственное достижение Брейкса, достойного
представителя французской электронной школы, лишь немного уступившего
своим друзьям и коллегам из Air и Daft Punk. «The Upper Cuts»
- его первый сборник, в который вошли совместные работы Брейкса
с другими музыкантами, созданные за последние десять лет. Среди
них - разошедшийся тиражом в 200000 копий сингл 1996 года «Vertigo»,
с успеха которого отсчитывают взлет французской танцевальной
музыки. Тут же присутствует неотразимый клубный хит «Intro»,
первоначально выпущенный виниловой пластинкой на крохотном лейбле,
но вошедший затем в танцевальные чарты Франции и Англии. Еще
интересней слушаются последние записи Брейкса - эталонное электро
образца 2005 года. Единственная проблема сборника - его чрезмерная
разношерстность. Остромодные новинки чередуются с треками, морально
устаревшими уже несколько сезонов назад. С другой стороны, выходит
поучительно, ведь свалка - последнее прибежище всех клубных хитов
без исключения.
Nitin Sawhnew
«Philtre»
V2
Имя Нитина Сонью почти неизвестно за пределами Британии, и не
очень понятно отчего - заслуг и ярких строчек в биографии этого
лондонца индийского происхождения предостаточно. Дебютировав
в 1993-м, он записал несколько этнически-танцевальных альбомов,
благо тогда подобная музыка еще не успела всех достать. Продюсировал
Чеба Мами, микшировал Стинга, писал киносценарии и даже читал
лекции в университете. Объехал шесть континентов, записался,
в общей сложности, с двумястами музыкантами, а в 2001-м специально
ездил брать интервью у Нельсона Манделы для своего предыдущего
альбома «Prophesy». Его новая пластинка чем-то напоминает классические
трип-хоповые альбомы середины 90-х - похоже, это направление
снова входит в моду. Печальные и задушевные женские голоса оправлены
в неспешный и задумчивый бит, в котором успевают мелькнуть кантри,
фламенко, бенгальский фолк и многие другие музыкальные специи.
Что немаловажно, все ингредиенты присутствуют в неутомительных
количествах. Альбом слушается легко и не наскучивает, а со временем
в нем начинают проступать настоящие хиты - таков, например, трек
«Dead Man» с глумливым текстом, достойным Бека Хансена.
Zofka
«Bikini»
PIAS
Новый диск чешско-швейцарского дуэта продолжает линию, заданную
предыдущими двумя пластинками - уютная и солнечная лаунж-эстрада,
местами почти неотличимая от ранней Эдиты Пьехи. Благо голос
Мириам Руссо звучит очень похоже на советских лаунж-див, снова
ставших ультрамодными после выхода удачнейшего сборника «От Паланги
до Гурзуфа». Впрочем, за нарочитой архаичностью стоит выверенный
современный звук, и изредка он выходит на первый план. Половина
мелодий кажутся не то что знакомыми, а прямо-таки родными - то
ли их позаимствовали, то ли стилизация по-настоящему удалась.
Rя/Ба MutantЪ
«Kaiserwasser»
Citadel
Проект Михаила RЯбинина и Ильи БАландина - настоящая легенда
русского электронного андеграунда. Их первые записи, сделанные
на примитивном оборудовании в начале 90-х в Ижевске, звучали
слишком прогрессивно даже для столиц и прошли незамеченными.
Очень неплоха была недавняя компиляция «Midish», собравшая треки
со всех альбомов «Рябы» в единый будоражащий микс. Но, увы, несмотря
на звучное название, «Ряба» по-прежнему известна лишь самым любопытным.
Впрочем, пребывание в андеграунде - еще не самая худшая участь,
и, судя по всему, ижевские звуковые шаманы чувствуют себя там
спокойно и уверенно. Их новый альбом «Kaiserwasser» звучит бодро,
жестко и непримиримо. В названиях песен недаром преобладают немецкие
слова - тевтонская фонетика идеально подходит бойким и отрывистым
ритмам «Рябы». В них можно расслышать и актуальное сегодня электро
(которое Rя/Ба Mutantъ играли еще 10 лет назад), и старорежимный
эйсид-хаус, не развлекательно-коммерческий, как на Ибице, а экстремальный
и опасный, такой, каким его видели в свое время Psychic TV. Неласковый
и ершистый «Kaiserwasser» едва ли станет самой модной пластинкой
сезона, но это очень любопытный и самоуверенный проект.
|