#09/2005 • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Артур СОКОЛОВ

КУЛЬТТОВАРЫ

ВИТРИНЫ C АКСЕССУАРАМИ В ЛЮБОМ ПРИЛИЧНОМ HI-FI-МАГАЗИНЕ ПРОИЗВОДЯТ СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗИЕМ КАБЕЛЕЙ, РАЗЪЕМОВ И ВОЛШЕБНЫХ ЖИДКОСТЕЙ. ДАВАЙТЕ СЕЙЧАС ПРИСМОТРИМСЯ К ТОЙ СЕКЦИИ, ГДЕ ВЫЛОЖЕНЫ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ ВИБРАЦИЙ.
ИТАК: СКОЛЬКО СТОЯТ? КАК ДЕЙСТВУЮТ? НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНЫ?

НАВЕРНЯКА, ЧИТАЯ ОПИСАНИЕ усилителя или CD-проигрывателя, вы встречали фразы «безрезонансный корпус», «виброзащищенная конструкция» и «амортизированное шасси». Иногда это просто красивые слова, призванные повысить интерес и доверие к технике. Но чаще за ними действительно видна упорная работа инженеров, стремившихся снизить до минимума вредное воздействие звуковых колебаний на механизм и электронную начинку. Заметьте еще одну закономерность: чем серьезнее производитель, тем больше внимания он уделяет конструкции шасси. У нас в тестах бывали компоненты, в которых на механическую развязку пришлось более половины себестоимости. Крайность? Возможно. Но вывод напрашивается сам собой: если разработчики всерьез борются с паразитными колебаниями, нельзя недооценивать и аксессуары, служащие тем же целям.

Мы намеренно не уточняем, для каких компонентов эти штучки наиболее актуальны. На самом деле они способны улучшить звук любой аппаратуры, включая даже телевизор.

Можно найти объяснение, почему это происходит с ламповым моноблоком, если его поставить на амортизирующие ножки. Сетки ламп меньше дрожат, снижается микрофонный эффект и вибрации трансформаторов. Теоретически довольно просто объясняется действие конусных опор на CD или DVD-проигрыватели - при снижении вибраций корпуса считывающий механизм работает стабильнее, система слежения и фокусировки лазера будет делать меньше лишних движений, снизятся токи и вызываемые ими наводки. А разницу, которая слышна при переносе цифрового процессора или предварительного усилителя (уж этим компонентам, казалось бы, какое дело до вибраций?) в хорошую стойку, пояснить можно лишь на элементарном уровне - для отдельного конденсатора, крошечной индуктивности или кварцевого резонатора вибрации-то уменьшились в разы! Что до телевизора, то вы даже не представляете, насколько очевиден эффект. В обычных условиях его кожух резонировал от работающего громкоговорителя, а поставили на мягкие амортизаторы - он притих, стал меньше «подпевать» своим пластиковым тенорком. Видите - никакого волшебства.

Собрав самые разные аксессуары, мы распределили их по принципу действия. В первой части обзора представлены универсальные «виброотводы» - конусы и шипы - регулируемые и простые, с пятками и без. Затем мы познакомимся с эластичными и подпружиненными изоляторами. Третья глава будет о защите самых активных и при этом самых уязвимых компонентов - акустики и виниловых проигрывателей. А в финале вас ждет знакомство с самыми экзотическими средствами, которые вряд ли можно считать антивибрационными. Иные, наоборот, входят с паразитными резонансами в некий сговор и снижают их вредное воздействие. Условно назовем их «виброраспределителями», они, как выяснилось, тоже дают эффект.

ОСТРЫЕ

Шипами никого не удивишь, верно? Купите любую напольную колонку, и в комплекте к ней вы обязательно обнаружите простую, но эффективную фурнитуру.

Принцип работы заостренной опоры довольно прост: все нагрузки концентрируются на микроскопическом пятне контакта, при этом давление возрастает настолько, что шип надежно связывает источник вибраций с фундаментом. Наверняка замечали, что при правильной регулировке шипов колонка стоит на полу как приклепанная. Но если острие утоплено в основание очень глубоко, его эффективность падает из-за возросшей площади контакта. Эффективность развязки снизится и в обратном случае, когда шип упирается в слишком твердую поверхность и скользит по ней. Для оптимальной установки (а заодно чтобы не дырявить дорогой паркет) пригодятся подпятники.

Это, пожалуй, самая востребованная вещь - далеко не в каждой коробке с колонками вы их обнаружите. Неплохой ассортимент у немецких компаний, производящих аудиокабели. У Oehlbach, например, шиповые опоры для компонентов (Mini Spike) и акустики (высокие, рассчитанные на большую нагрузку Spikes S2000) уже укомплектованы под них сделанными подкладками. Качественные пятаки предлагает In-Akustik под маркой Monitor Protection Plate с самоклеящимся основанием. А более дорогие диски под шипы Perfect Sound 80728 отличаются наличием виброизолирующего слоя.

Конусы, на первый взгляд, те же шипы, только угол вершины менее острый. Но это принципиальное отличие. Тупая верхушка обладает свойством менять вектор сил, которые воздействуют на нее. Если колебания приходят по одной оси, конус распределяет их по нескольким направлениям и тем самым рассеивает их амплитуду. Шип, например, хорошо связывает АС или стойку с полом. А конус принесет больше пользы, если нужно оставшиеся вибрации рассеять в точке опоры электронного компонента. Опять же приличный выбор конусов есть у Monitor - это недорогие Pic Absorber Mini и регулируемые Kegel Subabsorber.

Серьезно подходит к проблеме компания Goldring, выпускающая аксессуары под маркой Perfect Sound. В ее ассортименте есть очень острые самоклеящиеся шипы 80520, которые, несмотря на миниатюрность, допускают регулировку. По собственному опыту скажу, что они очень хороши для небольших полочных мониторов. Для более серьезной акустики подойдут шипы 80320, а для установки компонентов - конусы 80120. На последние, впрочем, можно с успехом ставить и колонки, но опоры придется перевернуть острием вверх. Весьма эффективен и комплект Perfect Sound 85420, который предназначен для развязки сильных вибраций, поступающих, например, от спикера центрального канала к установленному в той же стойке DVD-проигрывателю. В этом наборе конусы не простые - они снабжены эластичными промежуточными демпферами и укомплектованы пятачками.

Имеет, наконец, значение и материал, из которого изготовлено острие конуса. Российская компания Eraudio свои Steel Cones производит из «специально разработанной марки стали». Разумеется, это рекламная уловка, однако влияют на звук эти штуки на самом деле иначе. Как правило, конусы и шипы меняют характер звучания системы на краях диапазона - бас становится не таким гудящим и разболтанным, менее назойливы дисканты. А Steel Cones дополнительно прочищают верхнюю середину, делают ее благозвучнее. То же наблюдение я сделал и при знакомстве с необычными на вид алюминиевыми опорами Nordost Pulsar Points, только они рафинируют не верхнюю середину, а в основном нижний регистр. Жаль, что у меня не было возможности опробовать точно такие же «Пульсары», но из титана - может, и они преподнесли бы сюрпризы?

МЯГКИЕ

Влияние на звук эластичных демпферов не так однозначно. Порой они вообще неуместны - вместо ожидаемого эффекта получаешь раздутую звуковую сцену и даже легкий тональный дисбаланс (подчеркивается окраска, которую как раз хотел устранить). Однако если подобрать демпферы правильно, приложить их к нужному компоненту и в нужной точке (это особенно важно), звуковая панорама может выиграть в реализме.

Производители АС к полочным мониторам нередко придают мелкие самоклеящиеся полимерные ножки. Эластичными их можно назвать с натяжкой - вот почему эффект от них не слишком заметен. А штатные опоры компонентов? В лучшем случае вы увидите ножки с мягкой войлочной или пробковой прокладкой - они хотя бы звук не портят, в отличие от резины или пластика. Выход - попробуйте установить компоненты или акустику (если по каким-то причинам вы должны отказаться от шипов) на мягкие звукоизолирующие подушки Spectra Dynamics Polipods. Они особенно полезны для бюджетных компонентов, которые обычно ставят друг на друга. Поскольку эти подушки эффективны при нагрузке не более 1,25 кг на каждую, под нижние блоки стоит взять Foculpods, рассчитанные на 5 кг. Есть и дополнительные плюсы в этих «жиденьких» опорах. Они отлично гасят звон корпуса нижестоящего компонента - это раз. Не позволяют скользить им друг относительно друга - это два. А в-третьих, дают приличный зазор между блоками и тем самым улучшают теплоотвод.

Продукция, аналогичная той, что выпускает Spectra Dynamics, есть и у Oehlbach. Универсальный набор называется Puck/One for all, комплект специально для акустики - Resonance Absorber, а для виброизоляции крупногабаритной аппаратуры (телевизоров, плазменных панелей) - Air Absorber. Очень высокую нагрузку выдерживают Monitor Bolide Schockadsorber - их можно подложить не только под стойку (если она не имеет конусов) или под ножки стеллажа с дисками и кассетами, но даже под собственное кресло, если вам кажется, что басы передаются большей частью вибрацией, нежели акустическим путем.

К эластичным опорам относятся и вот такие затейливые конструкции с шаром и резиновым демпфером, выпускаемые шведской Solid Tech. Комплект из трех Feet of Silence, расположенный, к примеру, под транзисторным усилителем, делает его звучание богаче, мягче и отчетливее в области дискантов (советы, как правильно расположить подставки, даны в инструкции). Пружинные подвесы Disc of Silence также могут с успехом подавлять вибрации, но лишь самые низкочастотные - когда буквально под ногами дрожит пол. А самые эффективные и практичные - амортизирующие конструкции, собранные на основе стойки Mono Stand. Изоляция тройная: снизу - шаровидные опоры, вдоль вертикальных стоек натянуты пружины Shelf Suspension Kit, а сам компонент (тяжелый многоканальный ресивер или усилитель мощности) опирается на акустически прозрачный каркас через деревянные демпферы - можно сказать, что он как бы висит в воздухе. Соответственно меняется и звук: динамика передается натурально и свободно, в сцене исчезают ложные источники звука. Правда, в моих экспериментах с этой стойкой слегка менялся и музыкальный баланс - акцентировались медь и инструменты скрипичной группы. А если говорить об аксессуарах, которые способны подвесить компонент в воздухе не «как бы», а по-настоящему, то следует вспомнить про магнитные изоляторы от вибраций Clearaudio Magix 2. Увы, опробовать их в деле мне пока не удалось.

КЛАССИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

Ну а теперь немного о том, что уже проверено экспериментами, гарантирует нужный эффект и потому может быть отнесено к категории прописных истин.

Начнем с акустических систем. Раньше, когда виниловые проигрыватели были у каждого меломана, остро стояла проблема снижения вибрационного воздействия от АС. Довольно успешно ее решали тяжелые каменные платформы или толстые резиновые коврики, и эта задача актуальна и сейчас, но применительно к сабвуферам. Когда я опробовал гранитную подставку с регулируемыми шипами AVDeco TP-105, с удивлением обнаружил, что она больше повлияла на звучание самого саба - бас стал более точным и глубоким. Что касается самих АС, то, чтобы минимизировать передачу вибраций на пол, иногда достаточно ввинтить вместо конусов шаровые опоры. Таковые тоже нашлись в ассортименте AVDeco - TP-205. С ними, кстати, тяжелую акустику при установке гораздо проще двигать по комнате в поисках оптимального ее расположения. Позже их можно переставить под многоэтажную стойку.

Весьма отзывчивы на вибротвикинг недорогие виниловые проигрыватели. Хороший результат дают подставленные под штатные опоры (а иногда - прямо под стол проигрывателя) конусные ножки ProJect Sorbotane-Feets, содержащие, как вытекает из их же названия, подушки из сорботана. Их цена может показаться немалой, но эффект часто достигается более весом, чем от приобретения нового стола.

Следующая ступень к лучшему звуку - подбор прижима. Именно подбор, потому что не всегда дорогой и тяжелый клэмп улучшит качество звучания. Некоторым проигрывателям достаточно легкого (я бы даже сказал - условного) груза. В моих экспериментах с простым пассиковым проигрывателем стабильно хороший результат при воспроизведении «тяжелого» винила показывал Quadro Clamp Silver, а с обычными дисками - Platter Puck. В голосовой области исчезла дряблость и лучше проявилась воздушность хорового исполнения, басы стали более динамичными, с четкими послезвучиями. Перед пробами прижима также советую запастись тонкими войлочными матами, можно даже несколькими, например, Felt-Mat Varios Colours - такие, в отличие от резиновых, лучше гасят шумы подшипника, особенно когда на него возрастает нагрузка в виде дополнительной массы клэмпа. В ассортименте аксессуаров ProJect есть даже стеклянный диск Glassplatter, который ничто не мешает установить взамен стального. Но это в теории. Если вы отважитесь на этот шаг, наверняка придется внести переделки и в сам проигрыватель - с помощью прокладки поднять тонарм ровно настолько, чтобы его трубка сохранила параллельность диску.

На вертушках дороже $1000 подобные опыты ставить не советую - они, как правило, отслушаны и вылизаны по максимуму. Проигрыватели с прямым приводом также могут «не понять» ваших благих намерений. Но у владельцев самых дорогих и роскошных аппаратов есть возможность опробовать ряд кое-каких эксклюзивных аксессуаров. Например, стабилизатор Clearaudio Outer Limit ($795), прижимающий диск по внешнему краю, или мат из чистого кварца Audio Replas TS-OPT300 ($4425).

НЕОЖИДАННЫЙ ЭФФЕКТ

Есть и такие аксессуары, объяснить принцип работы которых, а тем более спрогнозировать эффект, сложно. Немецкая компания Finite Elemente, производитель стоек уровня High End, выпускает опоры для гашения паразитных резонансов различной аппаратуры. Внутрь алюминиевого корпуса Ceraball положен керамический шарик, принимающий на себя колебания, и прокладка из эластомера, который их рассеивает. Под цифровым источником эти штуки эффективны (делают воспроизведение более нейтральным) лишь в том случае, когда сама ножка опирается на жесткую поверхность - например, на стеклянную полку. Под усилителем они почти ничего не дают, а на подпружиненном основании эффект вообще обратный. Еще одно шариковое спецсредство от Finite Elemente - мощные стальные Cerapuc, которые подходят для тяжелых усилителей. Одна проблема - получить идеальный контакт всех составных частей одновременно у четырех опор можно только после долгой и кропотливой регулировки. Но если вы этого добились, получите звук, лишенный какой бы то ни было окраски. Есть и специализированные подставки Cerabase (€650) под акустику, в которых заложен тот же принцип, но устраняют ли они «ящичные» призвуки, мне проверить не удалось.

Кирпичики Cardas Myrtlewood Blocks мало похожи на виброизоляторы. Просто подставки из твердого миртового дерева, которое, как утверждает Джордж Кардас, обладает уникальной структурой (видимо, в плане акустических свойств). Понятно, что у каждого кирпичика есть собственная резонансная частота, и она неким образом может взаимодействовать с резонансами компонента. Но как, можно узнать лишь экспериментально, да и то результаты не стабильны. Если бы кирпичики выпускались не в двух видах (15 x 25 x 40 и 25 x 40 x 66 мм), а в большем разнообразии размеров, подбор волшебных сочетаний стал бы более продуктивным. Ведь на звуковую сцену они слегка влияют, это проверено.

Еще один пример эзотерического подхода к проблеме виброизоляции - платформа Eraudio Space Harmonizer 1. Сделаны из брусков столетнего сибирского кедра, которые обладают некой нужной резонансной частотой. «Гармонизатор пространства», как ни удивительно, вполне оправдывает свое название - в звуковой сцене появляется больше порядка, источники четче локализуются и эшелонируются. Производители, правда, делают оговорку, что не каждая доска работает как нужно - шесть из семи изделий отбраковывается, отсюда и высокая цена. Точно такие же, но более крупные Space Harmonizer 2 предназначены для установки АС. Наилучший результат достигается с конусами Eraudio Steel Cones, однако мой опыт показал, что от малой платформы прока больше, а конусам можно найти применение и получше.

Представленные в большом ассортименте кварцевые виброизоляторы японской Audio Replas сначала шокируют своей ценой, а затем - производимым эффектом: певцы в звуковой сцене буквально обретают живые черты, а инструментальная группа, напротив, воспроизводится строже, холенее - чувствуется, что звук исходит от неодушевленного предмета. На сайте компании описаны принципы работы этих необычных аксессуаров, но, увы, на японском. Когда виброизолятор сделан в виде конуса OPT-30HG-SP с пятачком из кварца OPT-30HG-PL - еще можно строить догадки, основываясь на законах физики. Но когда пробуешь применить совершенно банальные с виду цилиндры Audio Replas OPT-1S HR или чуть более крупные OPT-30HG и они дают должный эффект, вообще перестаешь понимать что-либо. От массы кварцевого изолятора зависит и звуковое разрешение. Чем крупнее опора, тем в более широкой полосе улучшается детальность, в чем я убедился на примере Audio Replas OPT-100HG/FLAT PL. Вот только заплатить за это удовольствие надо очень много.

Audio Replas выпускает еще и антивибрационную платформу из перфорированного дерева с наполнением кристаллами кварца NAB-4150. Сначала я рассматривал ее как недорогую альтернативу большим кварцевыми опорам, но по ходу испытаний от этой мысли пришлось отказаться. Все дело в побочном эффекте - если поставить на нее источник, звук, приобретая ту самую живую мимику, все же утрачивает нейтральность. Под усилителем эффект слабо выражен и затрат не оправдывает. Позже я узнал, что эту платформу можно поставить на одну из свободных полок в стойке и она сделает свое дело. Хотя таких полок у меня нет, я бы попробовал. А пока оставляю эту возможность вам. l

Monitor Protection Plate 008484 (€ €12 комплект из 4 штук)

Perfect Sound 80728 (€ 31 комплект из 8 штук)

Perfect Sound 80520 (€ 51 комплект из 8 штук)

Perfect Sound 80320 (€ 56 комплект из 6 штук)

Perfect Sound 80120 (€ 62 комплект из 6 штук)

Nordost Pulsar Points Alu ($90 комплект из 4 штук)

Eraudio Steel Cones ($35 комплект из 4 штук)

Perfect Sound 85420 (€ 70 комплект из 4 штук)

Spectra Dynamics Polipods (€ 33 комплект из 8 штук)

Spectra Dynamics Foculpods (€ 33 комплект из 4 штук)

Monitor Bolide Schockadsorber 008550 (€ 62 комплект из 4 штук)

Solid Tech Mono Stand в комплекте с Wooden Feet/Disc Supports ($750)

Solid Tech Disc of Silence ($156 комплект из 4 штук)

Solid Tech Feet of Silence ($280 комплект из 3 штук)

AVDeco TP-105 ($197)

ProJect Platter Puck (€ 45)

AVDeco TP-205 ($89 комплект 4 штуки)

ProJect Sorbotane-Feets Black (€ 93 комплект из 3 штук)

ProJect Glassplatter (€ 77)

Clearaudio Quadro Clamp Silver ($107)

ProJect Felt-Mat Varios Colours (€ 7)

Ceraball (€ 120 комплект из 4 штук)

Cerapuc (€320 комплект из 4 штук)

Cardas Myrtlewood Blocks ($74 или $106 комплект из 4 штук)

Audio Replas OPT-1S HR ($230 комплект из 4 штук)

Audio Replas OPT-30HG ($560 комплект из 4 штук)

Eraudio Space Harmonizer 1 ($150)

Eraudio Space Harmonizer 2 ($320 комплект из 2 штук)

Audio Replas OPT-30HG-PL ($620 комплект из 4 штук)

Audio Replas OPT-100HG/FLAT PL ($354 за штуку)

Audio Replas NAB-4150 ($708)

 

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"