#09/2005 • СИЛЬНОЕ
ЗВЕНО
Николай ЕФРЕМОВ
ВОЛЯ И РАЗУМ
НАСТРОЙКА ЛЮБОГО САБВУФЕРА НАЧИНАЕТСЯ С ПОИСКА ЛУЧШЕГО МЕСТА УСТАНОВКИ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЗВУЧАНИЕ СИСТЕМ С ОТДЕЛЬНЫМ НЧ-КАНАЛОМ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
АКУСТИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ИЗЛУЧАТЕЛЕЙ КАК МЕЖДУ СОБОЙ, ТАК И С
КОМНАТОЙ, В КОТОРОЙ ОНИ НАХОДЯТСЯ. МЕЖДУ ТЕМ, ВАРИАНТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ
СТОЛЬ КРУПНОГАБАРИТНОГО ОБЪЕКТА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ НЕ ТАК МНОГО. А
МОЖЕТ, РЕШИМ ПРОБЛЕМУ ДРУГИМ СПОСОБОМ?
ТАМ, ГДЕ НЕ ПОДХОДИТ ЧИСТО силовое решение, могут пригодиться мозги.
Я имею в виду не самого инсталлятора, а интеллектуальную систему
настройки, интегрированную в линейку сабвуферов Digital Drive американской
фирмы Velodyne Аcoustics, Inc. Так исторически сложилось, что более
90% ее ассортимента составляют бас-машины самого разного калибра
и назначения, и неудивительно, что именно в их разработке были достигнуты
весьма убедительные результаты. В 1984-м, через год после основания
компании, Дэйвид Холл получил патент на сервосистему High Gain Servo
с пьезодатчиком ускорения, и с тех пор этот принцип применяется во
всех сабвуферах Velodyne. Сервопривод, или электромеханическая обратная
связь, дает совершенно очевидные преимущества. Во-первых, снижает
нелинейные искажения на низких частотах и выравнивает АЧХ. Во-вторых,
и это очень важно для домашней акустики, позволяет получить требуемую
частоту среза при меньших объемах корпуса. И как следствие - применить
вместо фазоинвертора акустическое оформление «закрытый ящик». Оно
более предпочтительно с точки зрения правильной передачи атаки и
не дает турбулентных призвуков. Почему же сервосистемы, если они
так хороши, не применяются большинством производителей? В жизни не
бывает все хорошо - ЭМОС очень сложна в реализации и при некорректной
настройке приносит больше вреда, чем пользы.
У современных сабвуферов серии Digital Drive весь тракт цифровой,
что позволило не только получить невероятно высокий КПД (около 95%
при выходной мощности 1250 Вт), но и более точно согласовать головку
с ее акустическим оформлением. При внутреннем объеме около 30 литров
и 12-дюймовом драйвере нижняя рабочая частота по уровню -3 дБ получилась
20 Гц. Здесь же не только оконечный усилитель работает в классе D
(именно их и называют цифровыми, хотя на самом деле они импульсные),
но и оцифровываются и слабые сигналы - как входной, так и приходящий
от датчика.
Современный DSP высокой разрядности мгновенно корректирует частотные
и фазовые параметры тракта, следя за тем, чтобы диффузор как можно
точнее воспроизводил форму входного сигнала. Процесс идет непрерывно,
акселерометр, закрепленный на звуковой катушке, опрашивается 16000
раз в секунду. Но и это еще не все. Учитывая, что большинство проблем
возникает не внутри АС, а снаружи, при ее взаимодействии с помещением,
в Digital Drive был встроен анализатор спектра, 8-полосный цифровой
эквалайзер и плавно перестраиваемый фильтр нижних частот с крутизной
среза от 6 до 48 дБ/окт. - и все на одном чипе Texas Instruments
TMS320LF2407.
Но даже имея под рукой столь совершенный инструмент, настроить сабвуфер
не так-то просто. Приходится подбирать параметры на слух, поскольку
четких рекомендаций на этот счет нет, да и акустические условия у
всех разные. Дэйвид Холл и его брат Брюс написали для DSP программу,
позволяющую калибровать систему с помощью выносного микрофона. Тестовый
сигнал подается одновременно на сабвуфер и сателлиты, в результате
чего достигается их точная стыковка. Кроме того, становится возможной
коррекция АЧХ в реальных условиях, т.е. с учетом акустики комнаты.
Очень ценно, что все настройки производятся с пульта ДУ, а графический
интерфейс выдается по композиту или S-Video. Сабвуфер с видеовыходом
- оригинально.
После входа в Setup на экран выводится первая страница меню - окно
анализатора спектра и 8-полосный графический эквалайзер с центральными
частотами 20, 25, 32, 40, 50, 63, 80 и 100 Гц (рис. 1). Одновременно
с этим в колонки подается скользящий тон, и на экране появляется
АЧХ в полосе 15 - 200 Гц. Это как раз та область, где возможны
самые неприятные явления - стоячие волны, фазовая интерференция
- и где стыкуются полосы. Выбирая нужный регулятор и перемещая его
вверх-вниз кнопками навигации на пульте, тут же видишь, как меняется
ход кривой на экране. Если комната заводится на самых нижних частотах
или в ней что-то начинает дребезжать (у нас, например, звенели оконные
стекла и стойка с компакт-дисками), имеет смысл включить фильтр инфранизких
частот, работающий в диапазоне от 15 до 35 Гц. Если некоторые горбы
и провалы эквалайзером подправить не удастся (как, например, в нашем
случае), придется вызывать следующую страницу меню с огромной таблицей
(рис. 2). В ней 7 столбцов, каждый их которых отвечает за конкретный
пресет. На пульте они обозначены как Action/Adventure, Movies, Pop/Rock,
Jazz/Classical и Custom. Названия условные, т.к. вы можете сами менять
параметры по своему вкусу и записывать их в память процессора. Есть
и режим EQ Defeat, в котором эквалайзер исключается из тракта. Для
каждого из пресетов устанавливаются частоты среза кроссовера и фильтра
инфранизких частот, а также их крутизна, сдвиг фазы с шагом 15 град.,
абсолютная полярность, уровень громкости и еще несколько второстепенных
параметров. Вообще, процесс настройки довольно утомителен, и в
конце я даже пожалел, что в DD12 не предусмотрели автокалибровку.
Она, конечно, дает довольно грубые результаты, но ведь в большинстве
случаев особой точности и не требуется. А вот вызывается нужный пресет
нажатием одной кнопки, что очень удобно.
Программное обеспечение со временем можно обновить, для этого на
задней панели предусмотрен вход RS232. Через него же сабвуфер интегрируeтся
в «умный дом» или иную систему с центральным управлением. Есть и
выход аналогичного порта, через него несколько сабвуферов включаются
в единую цепь и управляются с одного пульта, даже если они расположены
в разных комнатах.
Сабвуфер не выглядит очень громоздким, хотя весит без малого 30 кг.
Мы поставили его на гранитную платформу AVDeco TP-105 с регулируемыми
шипами, после чего бас стал собраннее, появились даже признаки его
локализации. Комната у нас оказалась перегружена аппаратурой, и АЧХ
у нее была соответствующая (рис. 1). При настройке некоторые регуляторы
пришлось загонять в крайние положения, но и это не помогло сгладить
все пики и провалы (рис. 3). После экспериментов с фазой и частотой
среза сателлитов удалось получить почти ровную характеристику, но
звучание в этом случае получалось невыразительным. Пришлось вернуться
к предыдущему варианту.
Главное, что нужно отметить, - 12-дюймовый драйвер в относительно
небольшом корпусе действительно выдает инфранизкий бас. Это и слышно
по реакции комнаты, и видно на экране. Пришлось даже включать сабсоник-фильтр.
Посторонних призвуков и искажений не слышно даже на уровнях, когда
смещения диффузора близки к предельным. Бас быстрый, основательный
и совершенно не утомительный. Реальный уровень, который нужен для
поддержки Audience 52, оказался очень мал, сабвуфера почти не было
слышно. Но при его выключении вокал терял телесность, неузнаваемо
менялся нижний регистр рояля, симфонический оркестр звучал как-то
сухо и малоинтересно. Правда, должен отметить, что сателлиты получали
сигнал, пропущенный через фильтр со срезом на 80 Гц. 52-е - колонки
басовитые, при полной полосе начинали взаимодействовать с сабвуфером,
и вся НЧ-область смазывалась.
Этому сабвуферу действительно все равно, где его поставят - в углу
или центре комнаты, под столом или за креслом. Картина на экране
меняется радикально, но в любом случае она за 10 - 15 минут приводится
к оптимуму. Вообще, DD12 - вещь занятная и поучительная, с ее помощью
можно изучать акустику помещений, причем в любой точке. Ведь микрофон
благодаря очень длинному шнуру можно поставить где угодно. И что
самое ценное, всегда легко соотнести результаты измерений с собственными
ощущениями, и без всякого измерительного комплекса. Обычным же меломанам,
не завернутым на технике, будет просто получить очень чистый нижний
регистр, который - редчайший случай! - совсем не грузит. l
Рис. 1. АЧХ нашей комнаты с сабвуфером DD12 и сателлитами Dynaudio
Audience 52 до настройки.
Рис. 2. Таблица с параметрами всех пресетов. Чтобы оценить, как изменения
в ней влияют на звучание, придется каждый раз возвращаться в тестовый
режим.
Рис. 3. А вот что у нас получилось. Не ахти, конечно, но на слух
мы бы и этого не добились.
Паспортные характеристики Velodyne DD12
Производитель Velodyne Аcoustics, Inc. (США)
Диаметр излучателя, дюймов/мм 12/305
Мощность встроенного усилителя, RMS/Peak Вт 1250/3000
Диапазон воспроизводимых частот (±3дБ), Гц 20 - 120
Частота перестройки ФНЧ, Гц 15 - 199
Крутизна среза ФНЧ, дБ/окт. 6 - 48
Частота перестройки сабсоник-фильтра, Гц 15 - 35
Шаг регулировки фазы, град. 15
Размеры, мм 360 х 360 х 380
Масса, кг 29
Цена, $ 2740
Made in Китай
1. Входы и выход порта RS232. Через них обновляется софт и наращивается
архитектура системы.
2. Для настройки понадобится дисплей, на него можно подать композитный
сигнал или S-Video.
3. Балансный вход для серьезного процессора или предусилителя.
4. XLR для микрофона. Для снижения помех на длинной линии подключение
балансное.
5. Выход эквалайзера. Именно к нему нужно подключать усилитель
для точной стыковки саба и сателлитов.
6. Если лень искать пульт, громкость можно регулировать этими
кнопками.
7. Выход на усилитель сателлитов. Сигнал на нем подрезан ниже
80 Гц.
Тракт, который мы слушали
DVD/CD-проигрыватель Marantz DV-9500 $2500
AV-усилитель Denon AVC-A1XL $6000
Акустические системы Dynaudio Audience 52 C= 850
Акустический кабель Legacy TL Speaker $515
Музыка, которую мы слушали 1.
Holst «The Planets». The Tokyo Symphony Orchestra, Kazuyoshi
Akiyama (N&F, 2001). SA-CD, «чистый» DSD с многоканальными
треками. 2. B&W Speakers
collection Vol.1 (Passavant Acoustic Studio, 2001). DTS CD
с многоканальными треками.
3. BluesQuest. Аудиофильский двухканальный SA-CD.
|