#09/2005 • ВХОД>ВЫХОД
Подайте сигнал на вход и ждите отклик!
ВНИМАНИЕ!
1. ПЕРЕД ПОДАЧЕЙ СИГНАЛА НА ВХОД ПОЧТОВОГО ТРАКТА
ОН МОЖЕТ ПОДВЕРГАТЬСЯ ЦИФРОВОЙ И АНАЛОГОВОЙ ОБРАБОТКЕ (ЛИТЕРАТУРНОЙ
ПРАВКЕ), НЕ ИСКАЖАЮЩЕЙ СМЫСЛ ПИСЬМА.
2. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ИСКАЖЕНИЙ И ПОСТОРОННИХ
ШУМОВ НА ВЫХОДЕ, НА ВХОД БУДУТ ПОДАВАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ ПИСЬМА, ОТВЕТЫ
НА КОТОРЫЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ИХ АВТОРОВ, НО И ДЛЯ
ДРУГИХ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА.
3. РЕДАКЦИЯ ЗАРАНЕЕ ПРОСИТ ИЗВИНИТЬ ЗА ВОЗМОЖНЫЕ
ВРЕМЕННЫЕ ЗАДЕРЖКИ МЕЖДУ ПОДАЧЕЙ СИГНАЛОВ НА ВХОД И ПОЯВЛЕНИЕМ ОТКЛИКА
НА ВЫХОДЕ. МЫ ПОСТОЯННО РАБОТАЕМ НАД ПОВЫШЕНИЕМ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ.
ВХОД:
У меня к вам несколько вопросов:
1. Хотелось бы подробнее узнать о формате Blu-ray. Или, может, подскажете,
где о нем можно прочитать (в Интернете, например)?
2. И еще хотелось бы подробнее узнать о рекордерах. Какой принцип
записи на DVD-носители и HDD? Расскажите, пожалуйста, какие жесткие
диски используются в бытовых рекордерах? Каких производителей? Фирмы
- производители DVD-рекордеров сами изготовляют HDD или заказывают
у других? Чем принцип записи/хранения информации на HDD бытового
DVD-рекордера отличается от принципа записи/хранения информации на
HDD персонального компьютера?
3. В одном из номеров вашего журнала рассказывалось о DVD-плеере
BBK, и в той статье было уделено внимание расшифровке полного названия
аппарата - очень полезная оказалась вещь. Так вот в связи с этим
такой вопрос: существует ли какая-нибудь универсальная система расшифровки
номеров моделей, или же каждая фирма «обзывает» аппараты по-своему?
4. У моего DVD-плеера есть выходы 5.1 - к ним можно подключать сразу
акустические системы, или же нужно приобретать что-то дополнительно?
Максим Богомолов
ВЫХОД:
1. О формате Blu-ray мы писали уже не раз, и вряд ли есть смысл
повторяться. В Интернете наши последние публикации можно найти
по следующим адресам: http:// www.salonav.com/arch/2004.11/htm/004-010.htm,
http:// dom.hi-fi.ru/doc/read. php?id=1406
А вот ссылка еще на одну статью по интересующей Вас теме из альтернативного
источника: http://www.3dnews.ru/storage/blu-ray_technology/
Если Вам этого покажется недостаточно, зайдите в какую-нибудь
поисковую систему, например Google, и введите в строке поиска
Blu-ray, указав при этом в настройках, что Вас интересуют публикации
на русском языке. Мало не покажется.
2. О принципах записи на DVD мы тоже писали, см. http://www.salonav.com/arch/2003.08/HTML/004-012.htm
Запись на HDD осуществляется точно так же, как и на компьютерные
винчестеры. То есть физика процесса - одна и та же. Разница -
в логической структуре хранения данных, из-за чего записанные
на бытовых рекордерах жесткие диски чаще всего не удается прочитать
на компьютерах. Не получается и заменить HDD рекордера более
емким - в программном обеспечении бытовых записывающих устройств
заложены параметры конкретных моделей винчестеров.
HDD используются те же самые, что и в ПК. Вряд ли производителям
рекордеров есть смысл разрабатывать какие-то специальные устройства
- удовольствие это дорогое. Чаще всего нам встречались в рекордерах
диски Maxtor, однако могут устанавливаться и любые другие.
3. Универсальной системы обозначения моделей не существует -
у каждого брэнда она своя. Бывает, что под разными марками выходят
совершенно одинаковые аппараты и даже изготовленные на одном
заводе, но индексы моделей у них будут совершенно разными, соответствующими
фирменным системам обозначений.
Общим является, пожалуй, только то, что у большинства производителей
буква «S» после номера соответствует окраске корпуса silver (серебро).
Но при этом буквы черного цвета у разных производителей свои
- у одних «K», у других «B». Некоторые фирмы вводят в обозначение
модели специальные индексы, которые определяют региональные модификации.
К примеру, у Panasonic к номеру моделей AV-техники, предназначенных
для российского рынка, иногда добавляют EE-S, а у Philips - 02
после косой черты, например DVP720SA/02.
4. Выходы 5.1 у DVD-проигрывателей являются линейными (хотя уровень
на них и может иногда регулироваться) и низковольтными, то есть
они рассчитаны на подключение к усилителям или комплекту активной
многоканальной акустики. Пассивные колонки, у которых нет усилителей,
от таких выходов играть не будут. Почитайте внимательно инструкцию
к Вашему плееру - там об этом наверняка сказано.
ВХОД:
Пишу вам уже не в первый раз и уверен, что не в последний. Так
как знаю, что могу ожидать от вас профессионального, исчерпывающего
ответа. В последнее время накопилось несколько вопросов.
1. Недавно приобрел ресивер Yamaha RX-V650 и фронтальную пару
колонок JBL E90, в будущем собираюсь докупить остальной комплект
из этой серии, а пока слушаю стерео. Часто слышу термин bi-amping
и в связи с этим хочу спросить, можно ли с помощью Yamaha RX-V650
осуществить такое подключение? Если я, к примеру, подключу зону
А на низкие частоты, а зону В - на средние и высокие? Не повредит
ли это ресиверу? Сопротивление JBL-E90 8 Ом, как оно изменится
после такого подключения? На какое значение нужно ставить переключатель
нагрузки в ресивере - на 4 Ом или на
8 Ом? Выиграю ли я что-нибудь в плане звука благодаря такому
подключению?
2. Заметил, что в колонках JBL E90 все стенки уложены ватином,
кроме одной боковой. Это что, какая-то задумка в смысле улучшения
звука или просто экономия? Понимаю, что с этим вопросом я, скорее
всего, обращаюсь не по адресу, но хотелось бы услышать ваше мнение,
может, стоит что-то доработать?
3. Транспортом у меня служит DVD Pioneer DV-575S, слышал, что
в нем можно обновлять программное обеспечение. Подскажите, как
это сделать и где скачать официальную версию прошивки?
4. Известно, что при создании mp3-файлов музыка «сжимается» и
качество теряется. А вот при записи таких файлов в формате Audio
CD качество восстанавливается или нет? И можно ли с помощью какой-нибудь
программы его повысить?
5. Подскажите, как перегнать запись со старой видеокассеты на
DVD-диск, есть ли для этого специальная русифицированная программа?
И в заключение хотелось бы высказать несколько пожеланий. Почему
бы вам не составить по данным Hi-Fi-салонов рейтинг самых покупаемых
народом колонок, ресиверов, DVD, CD-проигрывателей и т.д. Так
сказать, народной аппаратуры, а не той, цена на которую исчисляется
суммами со многими нулями.
Андрей Мезенов, Ростов-на-Дону
ВЫХОД:
1. Подключение по bi-amping с помощью многоканального ресивера
в стереофонических системах не только можно, но и нужно сделать.
И кстати, мы уже не раз это советовали нашим читателям. И ресиверу
не повредит, а звуку очень даже будет полезно. Сопротивление
колонки не изменится, и в ресивере нужно выставить все те же
8 Ом.
Должны снизиться искажения, особенно на верхах, улучшиться проработка
сцены. Правда, потребуется двойной комплект проводов, но, как
нам кажется, дополнительные затраты должны себя окупить заметно
лучшим звуком.
Попробуйте, хуже в любом случае не станет, а о результате нам
обязательно напишите.
2. Так задумано, и вряд ли стоит в этом плане что-либо менять.
Если же Вам хочется непременно что-то доработать в своих колонках,
то замените для начала внутреннюю разводку. В недорогих спикерах
ее чаще всего делают обычным монтажным проводом, и замена его
хорошим акустическим из качественной OFC-меди дает положительный
эффект. Посмотрите также, какие использованы конденсаторы в кроссовере
- если электролитические, то вместо них лучше поставить пленочные.
3. Последнее обновление программного обеспечения у DV-575 датировано
2 ноября 2004 года, и если Ваш плеер выпущен до этой даты, его
следует обновить. Правда, компания Pioneer выкладывает в свободный
доступ обновления только для компьютерных дисководов, прошивки
для бытовой техники распространяются через сервисные центры.
Их перечень Вы найдете на этой странице в Интернете: http://www.pioneer-rus.ru/buy.html?cid=1058
4. Качество звучания, утерянное при кодировании в mp3, восстановить
в полной мере не получится. И дело не только в обрезанных высоких
частотах и ухудшенном разделении между каналами (при кодировании
в joint stereo), но и в специфических гармонических и фазовых
искажениях, неизбежно вносимых при сжатии. Тем не менее иногда
есть смысл проводить декомпрессию и записывать из mp3-файлов
диски CD-Audio. Дело в том, что большинство аппаратных mp3-декодеров,
которые устанавливаются в DVD-проигрыватели, справляются со своей
работой хуже, чем лучшие программные компьютерные декодеры. Попробуйте
ради эксперимента перевести несколько файлов из mp3 в WAV с помощью
проигрывателя Apollo, известного своим высоким качеством звука
(http://koti. welho.com/hylinen/apollo/), потом запишите их на
болванку в формате CD-DA и сравните их звучание на Вашем проигрывателе
с оригиналами в mp3. Скорее всего, декодированный вариант будет
играть лучше. Но не потому, что восстановилось исходное качество,
а потому, что mp3-декодер плеера работает хуже.
5. Для перевода видео с VHS на DVD требуется не только программное
обеспечение, но и «железо» - оцифровщик аналогового видео. Это
может быть отдельная плата или модуль на видеокартах с ТВ-тюнерами
(например, семейства VIVO от компании ATI). Обычно в комплекте
к этим «железкам» необходимый софт уже имеется. Однако удобнее
и проще всего переводить видео с VHS на DVD с помощью бытового
DVD-рекордера. Благо, цены на них в последнее время упали.
Что касается Вашего пожелания, то реализовать его вряд ли возможно.
Торговые предприятия не торопятся делиться с прессой результатами
своей работы. Да если бы они этого и хотели, то для сбора и обработки
такой информации необходима отдельная мощная структура. Ну, предположим,
она существует и мы имеем доступ к информации о том, какие марки
и модели техники продаются лучше всего. Имеет ли эта информация
какое-либо практическое значение для наших читателей? Вряд ли,
скорее, она способна ввести в заблуждение.
Успех на рынке, популярность аппаратуры далеко не всегда бывают
связаны с ее качеством. Не секрет, что лучше всего продаются
у нас наиболее дешевые модели. Самая интересная техника стоит
очень дорого и потому реализуется единицами экземпляров. А какой-нибудь
копеечный плеер - сотнями тысяч, только успевай подвозить. Немалое
значение имеет и раскрутка брэндов, вложения компаний в рекламу.
Обратите внимание, что в музыке - похожая ситуация. Артисты,
занимающие верхние строчки хит-парадов, крайне редко остаются
в истории культуры. Но если здесь еще возможны исключения из
правил, то в технике - нет, поскольку настоящее высокое качество
звука и изображения требует немалых затрат в производстве, а
потому доступно только избранным.
ВХОД:
Понимаю, что Вас уже достала тема mp3, но все же задам свои вопросы.
1. Я признаю пока только CD-Audio, но не могу, тем не менее,
понять, почему mp3 играют у меня лучше: верхний и средний диапазоны
по сравнению с обычным CD звучат как-то ярче, ведь при сжатии
кодек убирает все лишнее?
2. Не могли бы Вы пояснить, мне, почему левый канал у моей системы
работает тише? Связано ли это с разводкой или еще с чем-нибудь?
Пытался пропаивать звуковой тракт - чуть-чуть помогло, но все
равно разница осталась.
ВЫХОД:
1. В том сигнале, что записан на диск, нет на самом деле ничего
лишнего. При кодировании в mp3 убирается лишь та информация,
которая не может быть воспринята слушателями (по мнению разработчиков
психоакустической модели восприятия, которая и положена в основу
mp3-кодирования). Обычно постулаты этой модели справедливы
по отношению к примитивной звуковоспроизводящей технике. Если
слушать mp3-файлы на компьютерной акустике стоимостью $15,
которая едва ли реально воспроизводит частоты выше 12 кГц,
действительно, в записи на компакт-диске найдется много «лишнего»,
что можно безболезненно убрать, сократив в итоге объем информации.
На серьезной аппаратуре Вы сразу заметите не только результаты
«обрезания», но и крайне неприятную цифровую «грязь», что вносится
в процессе кодирования.
Более «яркое» звучание mp3 может свидетельствовать о значительном
уровне 2-й гармоники в спектре искажений, а может быть, о сознательно
внесенной конструкторами системы частотной коррекции при воспроизведении
mp3. Как бы то ни было, но «ярче» не значит «лучше», не так ли?
2. Поменяйте местами правую и левую колонку, оставив провода
на месте. Если ситуация не изменится, значит, виновата акустика
помещения. Если после этой простой операции тихий канал окажется
справа, тогда оставьте колонки на месте, но перекиньте их шнуры.
Если перекос в балансе останется прежним - виноваты колонки,
а если изменится - электроника. Но если разница не очень велика,
лучше ее скорректировать регулятором баланса и на том успокоиться.
Сигнал на выходе обеспечивал Дмитрий Ловковский
Внимание! ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ КОНКУРСОВ
Жаль, конечно, что лето кончилось. Но в этом есть и положительный
момент - настала пора подвести итоги двух конкурсов, объявленных
в третьем номере журнала. Напомним, что в марте редакция отмечала
двойной юбилей - 10 лет со дня рождения журнала совпали с выходом
100-го номера. По этому случаю две дружественные компании - Tria
International и «Цифровые Системы» - предоставили ценные призы
нашим читателям. Чтобы принять участие в розыгрыше, нужно было
ответить на несколько совсем несложных вопросов. По крайней мере,
нам так тогда казалось. Вот как выглядел первый экзаменационный
билет:
1. Головной офис компании NAD Electronics находится:
а) в Онтарио, Канада;
б) в Кембридже, Великобритания;
в) в Лас-Вегасе, США.
2. Эксклюзивная система оптимизации мощности, применяемая в
компонентах NAD, называется:
а) NAD PowerDrive;
б) NAD PowerSupply;
в) NAD BestPower.
3. К работе над серией акустических систем компания NAD Electronics
привлекла одного из наиболее известных мировых аудиоинженеров:
а) Карла Каммингса.
б) Генри Клосса;
в) Пола Бартона.
Большинство претендентов срезалось на первом вопросе, подвела
глобализация и международная интеграция. Многих смутила принадлежность
фирмы NAD Electronics International к международному концерну
The Lenbrook Group, штаб-квартира которого находится в Онтарио,
Канада. Но господа, нельзя забывать, что NAD - все-таки британская
компания, которая была основана в Кембридже в 1972 году. А вот
региональные офисы, действительно, были открыты в Канаде, США,
Великобритании, а бюро контроля качества, отдел снабжения и инженерный
центр - в Гонконге. Так что в первой клеточке нужно было поставить
«А».
Второй вопрос не вызвал затруднений, благо что ссылка на PowerDrive
есть на главной странице www.nadelectronics.com. Кликнув на нее,
можно было выяснить, что система эта делает усилитель нечувствительным
к сопротивлению нагрузки, т.е. снижает потери мощности на высокоомной
и искажения на низкоомной. Ответ - «А».
Теперь об аудиоинженерах с мировым именем. Карл Каммингс (Karl
Cummings) работает главным конструктором в американской компании
Soundstream Technologies Corp. и специализируется исключительно
на car audio. Значит, он отпадает.
Генри Клосс (Henry Kloss) принимал участие в создании акустики
Advent, Audio Research и KLH, но приобрел известность как специалист
в области радиоприема. Именно он разработал схемотехнику знаменитого
портативного супергетеродина Model One и AM/FM-приемников Tivoli
Audio. Хороший человек, но к NAD не имеет никакого отношения.
А вот Пол Бартон (Paul Barton) является владельцем акустической
компании PSB, входящей в уже известный нам концерн The Lenbrook
Group. Музыкант и опытный разработчик, имеющий в своем распоряжении
безэховую камеру и измерительное оборудование, принадлежащее
Canadian National Research Council, и именно его пригласили для
проектирования акустики NAD. Наш читатель Эдуард Глебов из Волгограда
даже заметил, что колонки NAD System 810 очень напоминают модель
PSB Alpha. Так что ответ на третий вопрос - «В».
Окончательный счет таков: 321 неправильных купонов против 186
правильных. На самом деле все ответы можно было за полчаса найти
в Интернете, но, как следовало из некоторых комментариев, не
все читатели имеют к нему доступ. Зато кое-кто, помимо заполненных
купонов, прислал развернутые ответы на все вопросы с уточнениями
и пояснениями, а в одном конверте мы нашли даже фото Пола Бартона
(его интервью было опубликовано в декабрьском номере журнала
за прошлый год www.salonav.com/arch/2004.12/htm/042-049.htm).
Именно эти дотошные исследователи и стали претендентами на получение
призов от компании Tria International:
Главный приз, интегральный усилитель NAD C370, получает Николаев
Вячеслав Евгеньевич из Владивостока.
Второй приз, комплект акустики для домашнего кинотеатра, будет
отправлен в г. Уфа Качалаеву Алексею Николаевичу.
Замечательный обучаемый пульт NAD HTR-2 достается москвичу Алексею
Геннадьевичу Ерохову.
Бесплатная подписка на 12 номеров журнала «Салон Audio Video»
уже оформляется на:
Бобкова Дмитрия Борисовича, г. Королев Московской обл., Цибульского
Владимира Горюнова Андрея Анатольевича, г. Ростов-на-Дону, Курилова
Константина Владимировича, г. Тольятти, Николаевича, г. Владивосток-39,
Микутова Андрея Петровича, пос. Медведево, Марий Эл, Папко Зою
Всеволодовну, г. Москва, Переслегина Владимира Викторовича, г.
Ильичевск Одесской обл., Украина, Руснака Сергея Константиновича,
г. Бельцы, Молдова, Самойленко Игоря Николаевича, пос. Крабозаводск
Сахалинской обл., Чуева Андрея Алексеевича, г. Москва.
А вот в конкурсе, который мы проводили вместе с компанией «Цифровые
Системы», купонов с правильными ответами оказалось намного больше
половины. Несмотря на то, что вопросов было пять:
1. Компания InFocus была основана:
а) в 2000 г.;
б) в 1986 г.;
в) в 1995 г.
2. Первая модель видеопроектора, вышедшая под маркой InFocus,
была:
а) InFocus LS110;
б) InFocus ScreenPlay 4805;
в) InFocus ScreenPlay 5700.
3. Чип Texas Instruments, используемый
в модели ScreenPlay 4805, называется:
а) Faroudja;
б) DarkChip2 DLPT;
в) Matterhorn.
4. Сколько моделей в существующей линейке проекторов InFocus
ScreenPlay?
а) 5;
б) 7;
в) 10.
5. Лучшим High End-проектором 2004 - 2005 года по версии EISA
стал:
а) InFocus ScreenPlay 4805;
б) InFocus ScreenPlay 5700;
в) InFocus ScreenPlay 777.
Странно, что многие участники конкурса не могли найти год основания
крупнейшего производителя презентационного оборудования. Для
этого всего-то нужно было зайти на www.infocus.com и кликнуть
на Company Info. Компания InFocus была основана в 1986-м, а на
рынок домашних видеопроекторов вышла в 2001-м. Соответственно,
правильный вариант - «Б».
В октябре 2001-го была выпущена первая бытовая модель видеопроектора
- InFocus LS110 с улучшенной контрастностью, цветопередачей и
пониженным шумом вентилятора. Она была сделана на базе DLP-проектора
LP530, получившего массу наград. В LS110 был установлен чип Faroudja,
способный пересчитывать картинку с любых источников - от VHS-плеера
до тюнера HDTV. Эти сведения можно найти на сайте компании в
разделе Press Room. Ответ - «А».
Чип, установленный в ScreenPlay 4805, знают почти все - это DarkChip2
DLP от Texas Instruments. Что не удивительно, поскольку мы это
проектор тестировали незадолго до конкурса и подробно рассмотрели
его конструкцию. Напомню, что он у нас получил Grand Prix. Кроме
того, «темный» чип упоминается во всех описаниях проектора, выложенных
в Интернете. Правильно - «Б».
А вот дальше начинается самое интересное. Мы получили массу звонков
и посланий по e-mail с жалобами, что четвертый вопрос поставлен
некорректно. Дескать, количество аппаратов в линейке ScreenPlay
со временем меняется, и непонятно, на какую дату ориентироваться.
Разумеется, на момент выхода журнала, т.е. март 2005 г. Да, уже
в апреле появилась модель 7210, о чем мы рассказали в рубрике
«Brand News», поэтому некоторые читатели отвечали «А+1». Такие
купоны мы учитывали как правильные, хотя на самом деле - ответ
«А», поскольку к тому времени модель 7200 была снята с производства.
Ну а последний вопрос совсем легкий. Из перечисленных моделей
лишь две - ScreenPlay 777 и 5700 - можно отнести к категории
High End, но последняя вышла в 2003-м, так что на звание лучшего
проектора 2004 - 2005 года претендовать никак не могла. Так что
правильно - «В».
Выбирали победителей Борис Эшкинд, генеральный директор компании
«Цифровые Системы», и Николай Ефремов, наш главный редактор.
Решили положиться на волю случая и наугад вытащили из коробки
12 писем.
Главный приз, видеопроектор ScreenPlay 4805, достался Тюмину
Павлу Федоровичу из Санкт-Петербурга.
Цифровой же фотоаппарат Concord Eye Q3132z будет выслан в г.
Черногорск, что в Хакассии, Куюкову Александру Геннадиевичу.
А бесплатно получать наш журнал целый год смогут:
Важдаев Сергей Филиппович, г. Северск-71 Томской обл., Карепин
Сергей Станиславович, г.Ижевск, Каршев Никита Васильевич, г.
Новосибирск, Кожанов Владимир Юрьевич, пос. Развилка Московской
обл., Куницын Александр Иванович, г. Тверь, Николаев Вячеслав
Евгеньевич, г. Владивосток, Праслов Виктор Владимирович, г. Саратов,
Пыжов Алексей Валерьевич, г. Москва, Тарасевич Денис Александрович,
г. Новоуральск, Унковский Андрей Николаевич, г. Полярный Мурманской
обл.
Поздравляем!
|