#08/2005 • JAZZАЛЬБОМ

Дмитрий УХОВ

JOHN SCOFIELD (plays the music of Ray Charles)

«THAT'S WHAT I SAY»

Verve*

Очередная дань почтения «Гению» - это было почти официальное прозвище Рэя Чарльза, великого певца и клавишника, умершего в прошлом году. Рэй Чарльз разрушил несколько стойких стереотипов: сначала подражатель «сладкоголосому» Нэту «Кингу» Коулу запел ритм-энд-блюз (то есть рок-н-ролл), потом почти кощунственно начал исполнять лирические баллады, как на церковной службе (это и получило название «соул»; вместо описания просто отсылаю к гениальной музкомедии «Братья Блюз»). Но от урбанистических ритмов соула перешел на безмятежные куплеты из американской глубинки - кантри. Чтобы почтить память Рэя Чарльза, электрогитарист Скофилд собрал большую команду ритм-энд-блюзовых вокалистов - Доктор Джон, Мэвис Стапл, Эйрон Невилл и др. Многозначительно назвал свой трибьют «Вот что я говорю!» (в ответ на хит «Гения» - «Что такого я сказал?). Что бы ни сказали Скофилд и его компания - все они люди серьезные, такие промашки не допустят, скажут только самое «душевное» (soul) и всем сразу.

JACK DE JOHNETTE

«MUSIC IN THE KEY OF OM»

Golden Beams Production*

Без Джека де Джонетта современный джаз был бы другим. Совсем другим. И дело не только в том, что он обеспечивал воздушный и при этом несгибаемый ритм Чарльзу Ллойду (с которым в 67-м эпохально выступил на фестивале в советском Таллинне), Майлзу Дэйвису в период перехода от джаза к электрическому джаз-року и, наконец, в достойно консервативном трио Кита Джеррета. А дело в том, что везде и всегда оставался самим собой - современным джазменом, - даже когда играл на саксофоне и фортепьяно. Но здесь вы де Джонетта не узнаете: «Музыка в ключе ОМ» - это (внимание!) не только не джаз, это не музыка как искусство. Это трансцендентальная медитация в звуках. Обычный нью-эйдж или безыскусный эмбиент попроще Брайана Ино. Тот, что был в моде в середине 80-х - этакая минималистская электронная рага, приятно (если вы не имеете ничего против синтетических тембров) ласкающая слух. Музыкальная терапия для тех, кто верит, что слог «ОМ», ритуальные звоны и вообще определенным образом сгруппированные периодические колебания слышимого частотного спектра обладают целительной силой.

VIKTORIA TOLSTOY

«SHINING ON YOU»

ACT

Ну согласитесь, разве не интересно узнать, как поет джаз прапраправнучка великого писателя земли русской? Тем более что лет десять назад она приезжала на фестиваль «Джазовые голоса», но в концерте из-за болезни горла не выступила. Зато поучаствовала в джем-сешне, из чего стало ясно, что, по крайней мере, все профессиональные навыки джазовой вокалистки у мисс Толстой есть. Певица - шведская гражданка, музыку ей сочиняет ее соотечественник, пианист самого популярного сейчас евроджазового трио E.S.T. - Эсбьорн Свенссон. Но если бы не джазовый аккомпанемент (вездесущий тромбонист Нильс Ландгрен и даже бельгийский ветеран Тутс Тильманс на губной гармошке в одном номере), диск можно было счесть поп-музыкой эпохи моды на кул-джаз, когда даже сентиментальные кинопесенки озвучивались джазовыми импровизаторами. В общем, типичный евростандарт (а в одном случае - «Equilibrium» - почти еврохит). В гитаре француза Фредерика Белинского (да-да, прямого потомка «неистового Виссариона») джазовый свинг (и родная нам цыганская вольница) ощутимее.

MOTIAN - FRISELL - LOVANO

«I HAVE THE ROOM ABOVE HER»

ECM*

Диск под именем барабанщика Пола Моушена и в том же составе выходил на ЕСМ ровно двадцать один год назад. За это время саксофонист Ловано успел дважды побывать «джазменом года» согласно журналу «Down Beat», а гитариcт Фризелл - бессчетное количество раз обогнать Джона Скофилда в категории «гитарист года» в том же «Down Beat». В промежутке трио выпустило несколько альбомов на немецкой же JMT (позднее влившейся в Winter & Winter). И заглавный стандарт Джерома Керна и редкая композиция Монка «Dreamland» и все вещи самого Моушена (включая «Osmosis», на самом деле - «Dance» с одноименного альбома 1977 года) звучат как почти что народные наигрыши. Будто джазмен вернулся в родную деревню и, сидя ночью на холме, наигрывает все, что навевает светлую ностальгию.

ANTHONY BRAXTON (WITH DAVE DOUGLAS)

«SIX STANDARDS» (QUINTET)

Slpasc(H)**

4 июня этого года главным интеллектуалом джаза признан саксофонист и композитор Энтони Брэкстон. Он играет в шахматы на уровне гроссмейстера (специалисты говорят, вполне мог бы стать профессионалом), сочиняет для престижного штутгартского «Ансамбля Модерн» партитуры в духе Янниса Ксенакиса, солирует в мультимедиа-опере «Голем» авангардиста Ричарда Тейтельбойма, использует теорию групп Штокхаузена в Композиции для трех симфонических оркестров иЕ отлично играет самый что ни на есть настоящий джаз с самим Дэйвом Брубеком. И при этом время от времени садится за барабаны и за фортепьяно. И записывает стандарты, то есть импровизирует на уже известные джазовые темы - явно в пику тем, кто не считает его джазменом. При известном усилии даже поклонники Арта Тейтума и Диззи Гиллеспи услышат здесь что-то свое, не говоря уже о поклонниках Сесила Тейлора и... Дэйва Дагласа.

Net-джазу

http://www.restructures.net/BraxDisco/BraxDisco.htm

Самым лучшим подарком к 60-летию Энтони Брэкстона я бы назвал ресурс http://www.restructures.net/BraxDisco/BraxDisco.ht m Формально - это лишь полная дискография, но даже английское complete не передаст объема информации (и, соответственно, проделанной работы), которая здесь содержится. Сотни дисков можно найти по самым разным параметрам: композиции Брэкстона, записанные при его участии и без него, произведения других авторов (включая стандарты), подробное описание 98 (из более чем двухсот) партитур, которым, как известно, автор дает замысловатые геометрические названия. Одним словом, исчерпывающе!

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"