СТРАННО - ПРОИЗВОДИТЕЛИ ДОМАШНЕЙ ЭЛЕКТРОННИКИ ДАВНО ПЕРЕШЛИ НА ВЫПУСК
МНОГОКАНАЛЬНЫХ СИСТЕМ, А ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩАЯ ИНДУСТРИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ШТАМПОВАТЬ
СТЕРЕО CD. НЕ СТАНЕМ ПРОГНОЗИРОВАТЬ, КАК ДОЛГО ОНИ ПРОДЕРЖАТСЯ, ЛУЧШЕ
ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВИМСЯ К НЕИЗБЕЖНОМУ.
НО СНАЧАЛА ДАВАЙТЕ РАССТАВИМ ТОЧКИ НАД I. На самом деле звукозаписывающие
компании не такие ортодоксы, как может показаться. Они давно имеют
оборудование, необходимое для производства или переиздания музыки
в многоканальном формате. В него можно перевести не только современные
многодорожечные мастеры, но и старые стереофонические оригиналы.
Технологии компьютерной обработки продвинулись настолько, что позволяют
воссоздать из исходной фонограммы вполне аутентичный окружающий звук.
Иными словами, технические препятствия устранены. Так в чем же дело?
Распространение многоканальных носителей (еще раз подчеркнем: мы
говорим о музыкальной, а не кинематографической продукции) застопорили
компрессированные сетевые форматы аудио. Лавинообразный рост популярности
mp3 вызвал переполох в музыкальном бизнесе. Правообладатели бросились
искоренять пиратские файлообменные сети и создавать легальные онлайновые
сервисы, а это - огромные расходы. Какой уж тут surround...
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов стремление издателей выжать
до последней капли выгоду из существующих носителей. Компакт-диску
уже четверть века, а DVD Audio и SA-CD так и не стали ему серьезной
альтернативой (опять же не по техническим, а по конъюнктурным причинам).
До тех пор пока стерео на CD будет приносить хотя бы какую-то прибыль,
вкладываться в раскрутку более продвинутых записей никто не станет.
Однако мы беремся утверждать, что от классического стерео скоро останутся
лишь воспоминания. На то есть несколько резонов.
Когда увлечение сжатым аудио перестанет быть модным, многие задумаются
над тем, имеют ли виртуальные фонотеки «с качеством CD» на винчестерах
«ай-подов» и домашних мультимедиа-серверов хотя бы какую-то коллекционную
ценность? Насытившись ширпотребом, серьезные меломаны наверняка обратят
внимание на что-то более интересное, чем mp3 - на те же SA-CD и DVD
Audio.
Второй и главный довод: началось внедрение телевещания с многоканальным
звуковым сопровождением (о нем наш журнал рассказывал в прошлом номере).
Теперь-то уж точно музыкальное производство де-факто перейдет на
surround.
А слышали вы что-нибудь про многоканальные CD? Есть и такие: DTS
CD. Спецификации на них давно утверждены. С подачи Digital Theater
System подобные носители уже выходят малыми тиражами. Проигрываются
они на большинстве DVD-плееров и, поверьте, качеством звучания не
разочаровывают. DTS CD не смогут приостановить стремительный спад
продаж компакт-дисков, который прослеживается уже не один год, но
сам факт показателен.
А что мешает онлайн-сервисам перейти на торговлю файлами с многоканальным
звуком? Корпорация Microsoft уже продвигает один из таких продуктов
- WMA9 Pro.
Как видите, перспективы у стереофонии, которая меломанам подарила
столько эмоций, весьма незавидные. Но унывать не стоит. В окружающем
звуке тоже есть много плюсов. А тем, кто недолюбливает его, мы советуем
внушить себе простую мысль: шестиканальная запись - это трехкратное
стерео. Мы не раз убеждались, что в хорошо настроенном многоканальном
тракте музыка (увы, только не в популярном Dolby Digital) может воспроизводиться
потрясающе правдоподобно и эмоционально.
От теории перейдем к практике. Мы отобрали шесть AV-ресиверов фирм,
к которым питаем особое доверие - конечно, это не бюджетные модели,
но и не слишком дорогие. Проверку на музыкальность устроили им с
помощью высококлассного универсального проигрывателя Marantz DV-9500
($2500), причем пробы проходили трижды - в зависимости от вида подключения.
Основной - с многоканального выхода на соответствующий вход ресивера.
Этот путь для музыкального сигнала самый короткий и чистый: после
регулятора громкости он сразу попадает на оконечники, минуя, как
правило, всю цифровую начинку ресивера. Второй режим - соединение
по цифре (оптика Monitor Cable Optical Glass Fiber). В этом случае
музыкальная программа декодируется уже не проигрывателем, а процессором
ресивера. Третий вариант - обычное линейное двухканальное подключение
(выполнялось интерконнектами Accuphase Super Refined Cable). Для
аналоговой техники такой тип соединения идеален, но в нашем случае
он - наихудший из-за лишних процедур конвертирования (сначала в проигрывателе
из цифры в аналог, затем в ресивере ADC > DSP > DAC). Стереорежим
нам был интересен не только как некий образец для сравнения, но и
для оценки работы декодеров Dolby Pro Logic II, DTS NEO:6, Logic7
и прочих, которые должны создать пространственную картину из двух
каналов.
Равные конкурентные условия мы создали и на выходе ресиверов. К ним
кабелями Belsis OFC 4mm2 ($12 за метр) подключили фронты Polk Audio
Monitor 70, тылы Monitor 30, центр Monitor CS-2 и сабвуфер PSW 12
(около $1430 за комплект). В качестве дополнительной стереофонической
акустики выступили легендарные трехполосные мониторы Spendor SP1/2E
($4000), соединенные аудиофильскими Legacy T Speaker Cable ($515
за 3-метровую пару) с дополнительными клеммами SP B, которые нашлись
у всех ресиверов. Для чистоты эксперимента мы также позаботились
и о питании, включив все компоненты через дистрибьютор Supra LoRad
MD06-EU mkII ($190).
В НЕПРИНУЖДЕННОЙ АТМОСФЕРЕ
Признаться, это был самый интересный для нас как для экспертов
тест за последнее время. Фактически мы сделали даже нечто большее
- исследовали все возможности добиться от многоканальной системы
такого же достоверного и эмоционально насыщенного воспроизведения,
как раньше от стереофонического хай-фая. И в ряде случаев нам
удалось получить от сравнительно недорогого нашего тестового
комплекса роскошный сурраунд, сопоставимый по качеству с куда
более дорогими компонентами и акустическими системами.
Например, подтвердилось правило, что бескомпромиссное звучание
достигается при использовании многоканального входа, но следует
помнить, что качество здесь в большой степени зависит от класса
источника. А еще - что не все ресиверы могут реализовать это
преимущество.
Подтвердилась и еще одна догадка: использование аналоговых линейных
входов в современных ресиверах обычно ведет к деградации звука.
Соединяться лучше по цифре, но, вообще-то, бывают и исключения.
Наличие систем автокалибровки приветствуется, однако для получения
именно того самого трехкратного стерео, которое, во всяком случае,
не уступает ни в чем стерео настоящему, лучше иметь аппарат с
расширенным возможностями ручной настройки.
Автокалибровка хороша для домашнего театра - боевики и триллеры
после этой процедуры звучат куда приличнее.
Мы пришли также к выводу, что все системы, призванные сделать
из двухканальной фонограммы на выходе подобие сурраунда - баловство.
Они не сохраняют в воспроизводимой музыке правдоподобие стереофонического
оригинала. Отдельные режимы Dolby Pro Logic IIx и DTS NEO:6 можно
настроить на интересный результат, но вы же не будете этого делать
под каждую музыкальную программу? А вот для того чтобы придать
программе MTV со стереозвуком налет «театральности», подобные
системы - то, что доктор прописал.
Ну да в сторону рассуждения. Осталась главное - наградить отличившихся.
Итак, по списку...
Jamo AVR-793. Дизайн, «фичи», исполнение - не рекордные. Зато
по качеству звучания один из лучших в тесте, имеет приличный
ассортимент настроек, цену всего в $820. Такой аппарат можем
рекомендовать тем, кто ищет замену своему классному стереоусилителю.
Marantz SR7500. Штука, безусловно, серьезная, с характером, и
звучит очень порядочно. Цена в $1195 нам показалась высокой,
но солидных людей она не остановит.
NAD T 753 привлекателен музыкальностью, замечательно проявит
себя в стерео, однако по меркам этого теста аппарат уже не столь
современен. Да и стоит, опять же, $970...
Рекомендованная цена Pioneer VSX-1015 - $725 (или даже меньше
- на момент подготовки материала он в розницу еще не поступал),
но по совокупности пользовательских и музыкальных данных он должен
стоить дороже. За лучшее соотношение качество/цена - Grand Prix.
Sony STR-DA5000ES как центр полностью цифровой многоканальной
аудиосистемы будет очень хорош, но его амплуа - все же не столько
музыка, сколько кино. $1250 - нормальная цена для продвинутого
«японца».
Yamaha RX-V1500 находится меж двух ценовых миров - до $1000 и
после $1000. Точно так же он удачно балансирует между кино и
музыкой, между цифрой и аналогом. У него вообще все в норме.
А универсалам мы любим давать «Рекомендации». n