#08/2005 • личный опыт

Руслан ТАРАСОВ

Системная интеграция

семь раз отмерь

Измерения характеристик акустики с активным басом имеют свою специфику. По идее, оптимальное перекрытие полос задается при проектировании и не зависит от параметров помещения. Но, как показывает наш опыт, в условиях серийного производства не всегда удается точно соблюсти требования разработчиков, и уход от заданных значений иногда бывает недопустимо большим. Именно этот аспект нас интересовал в первую очередь, ведь здесь, в отличие от систем 2.1, владелец поставлен в более жесткие рамки. Он уже не может подобрать более мощный сабвуфер или скорректировать его звучание, передвигая по комнате. Кроме того, в системах со встроенным сабом количество регулировок, как правило, крайне ограничено. Это - неизбежная плата за интеграцию. Определить, на какие компромиссы приходится идти при покупке таких АС, и будет нашей задачей.

Как всегда, АЧХ снимались с помощью компьютерного комплекса Clio и программы ClioWin 3.0 в незаглушенном помещении. Измерения выше 200 Гц проводились при установке калиброванного микрофона на расстоянии 1 м от фронтальной панели АС. Уровень выходного сигнала усилителя был 2 В независимо от номинального сопротивления колонок, поэтому судить об их чувствительности по графикам можно лишь приблизительно. Ниже 200 Гц микрофон придвигался вплотную к мидбасовой головке (измерения проводились в ближнем поле), после чего обе кривые сшивались. Синим цветом отмечена АЧХ, измеренная на акустической оси, а зеленая и красная - при отклонении 30 и 50 град. соответственно.

У НЧ-драйверов АЧХ снималась в ближнем поле, и отдельно - излучение порта фазоинвертора (черная кривая). Как выяснилось, характеристики басового звена при подаче сигнала на «мощные» клеммы и линейный вход встроенного усилителя абсолютно идентичны. Поэтому для всех АС, независимо от наличия переключателя ext/int, использовался первый способ.

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика AudioPro Evidence E.6 (№E033804110)

Грамотная стыковка активного и пассивного звеньев дает ровную АЧХ в диапазоне 40 Гц - 2 кГц. Дальше следует спад, обусловленный фазовым взаимодействием СЧ и ВЧ-излучателей. На 10 кГц виден приличный (почти 6 дБ) горб, который может давать излишне яркую окраску ВЧ-диапазона. Впрочем, характеристика заметно выравнивается при отклонении от акустической оси. Эту особенность можно использовать, если звучание верхов кажется излишне акцентированным. Дисперсия твитера очень хороша, разница между кривыми, снятыми при углах 30 и 50 град., незначительна. Колонки не требуют симметричной установки и даже в сложных условиях способны создать точную звуковую сцену.

Фазоинвертор настроен почти на 60 Гц, что очень высоко для такого объема корпуса. Но мысль разработчиков понятна: его пик попадает в провал между мидбасом и НЧ-драйвером, максимальная отдача которого приходится на 37 Гц. Таким образом, достигается минимальная неравномерность АЧХ на самом нижнем отрезке диапазона.

Призвуки в трубе фазоинвертора пренебрежимо малы.

Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика AudioPro

Blue Diamond E.2 (№E041404331)

АЧХ очень напоминает предыдущую, что неудивительно - обе АС создавались одной командой. Хотя отличия есть, и, надо сказать, в лучшую сторону. Уменьшилась неравномерность, теперь кривая укладывается в допуск ±3 дБ во всем диапазоне частот. Почти незаметен провал на частоте раздела, резонанс твитера нивелирован и отнесен в более высокочастотную область. Здесь максимум отдачи приходится на 16 кГц, что менее заметно на слух. Да и от этого горба избавиться нетрудно - достаточно немного развернуть колонки в стороны. Как показывают кривые, снятые вне оси, АЧХ выравнивается уже при самых незначительных углах. И что самое ценное, при больших отклонениях ход кривой практически не меняется. Горизонтальная дисперсия пищалки просто потрясающая - даже при 50 град. звуковое давление на 20 кГц падает всего на 3 дБ!

Рабочая полоса АС заметно расширена вниз, а кроме того, на графике кривые фазоинвертора и НЧ-драйвера поменялись местами. Порт настроен на 34 Гц, а максимальная эффективность головки наблюдается на 50 Гц. За счет этого удалось выиграть более 6 дБ на 30 Гц, но справится ли с таким басом ваша комната?

Рис. 3. Амплитудно-частотная характеристика Ceratec Aeon Mk II

(№ отсутствует)

Честное слово, в первый раз сталкиваемся с «дизайнерскими» колонками, настолько грамотно спроектированными с точки зрения акустики. Как вам нравится кривая с отклонениями не более 0,5 дБ в диапазоне 800 Гц - 20 кГц на акустической оси? У классических деревянных АС такое редко бывает. Впрочем, алюминий в качестве материала для корпуса даже лучше, если не принимать во внимание цену.

Ниже 800 Гц наблюдается некоторое увеличение отдачи, а резкое падение эффективности НЧ-драйвера начинается ниже 180 Гц. Здесь эстафету подхватывают два фазоинверторных порта, настроенных на разные частоты. Подобная конструкция называется band pass, она не позволяет при таком объеме корпуса уйти слишком низко, но в «своем» диапазоне дает минимальную неравномерность АЧХ. Для наглядности на графике кривые обоих портов «сшиты», из-за чего получилась почти плоская площадка от 60 до 180 Гц. По сравнению с AudioPro E.2 баса здесь, конечно, меньше, но немецкие инженеры сделали акцент на его качество.

А вот дисперсия пищалки оставляет желать лучшего. Посмотрите, как падает ее отдача при отклонении от акустической оси. Поэтому колонки нуждаются в точном ориентировании на слушателя.

Рис. 4. Амплитудно-частотная характеристика JPW 207 (№008375)

Да, непростая получилась картина, давайте разбираться. Две красные кривые слева вверху сняты в ближнем поле НЧ-головки при крайних положениях регулятора bass boost. Как видите, подъем на 55 Гц может достигать 8 дБ, чего достаточно для любых применений и любых помещений. На частоте раздела НЧ и СЧ-секций (примерно 300 Гц) происходит фазовое взаимодействие звуковых волн и получается заметный провал АЧХ. Выше все намного ровнее, хотя волнообразный характер кривой сохраняется. На верхних частотах вплоть до 20 кГц неравномерность минимальна. Профильная накладка, призванная уменьшить дифракцию, обуславливает очень узконаправленное излучение пищалки - падение звукового давления при углах 30 и 50 град. от акустической оси начинается с 1 кГц. Эти колонки нужно точно ориентировать на слушателя, иначе тональный баланс будет заметно смещен вниз, тем более что с басом у JPW 207 все в порядке.

Обратите внимание, с каким колоссальным запасом перекрываются НЧ и СЧ-полосы. Снижение отдачи мидбасовой головки (синяя кривая) начинается с 600 Гц, а вуфер работает почти до 2 кГц. Отсюда вытекает еще одна рекомендация: во избежание интерференции бокового и фронтального излучения колонки нужно размещать как можно дальше от углов комнаты.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"