#07/2005 • С МЕСТА СОБЫТИЙ

ЭЛИКСИР ЗВУКА

АУДИОФИЛЬСКИЕ ВЫСТАВКИ ОТРАЖАЮТ НЕ ТОЛЬКО ДОСТИЖЕНИЯ HI-FI-ИНДУСТРИИ, НО И ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТЕХ, КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕЕ СВОИМИ ДЕНЬГАМИ. ИНТЕРЕСЫ ЕВРОПЕЙЦЕВ НА МЮНХЕНСКОМ «HIGH END'2005» ОТСЛЕЖИВАЛ РУСЛАН ТАРАСОВ.

1. ЗА ЧАС ДО ОТКРЫТИЯ

Мне повезло - по бэджику одного из экспонентов я смог пройти в выставочный центр M.O.C. за час до его официального открытия. Сообщаю лишь для того, чтобы вас не смущало отсутствие посетителей на многих фотографиях. На самом деле «High End'2005» - отнюдь не то место, где может наблюдаться дефицит публики.

В прежние времена эта выставка проходила во Франкфурте, но уже второй год центром притяжения любителей хорошего звука становится Мюнхен - город, отмытый до неприличной чистоты и утопающий в начале мая... нет, не в пиве, а в каштановом цвету. Это мероприятие не похоже на «IFA» и не сравнимо по масштабам с «CES», где собираются все электронные гиганты. Однако и назвать её местечковой ярмаркой, куда аппаратуру привозят лишь ради того, чтобы ее поскорее сбыть, невозможно.

Вы не встретите здесь зевак, пришедших только затем, чтобы поглазеть на дорогую технику, подышать спертым воздухом комнат прослушивания и напихать в сумку красочных каталогов. Все происходящее напоминает скорее гигантский просторный шоу-рум (1.1), где люди собрались для того, чтобы сначала сказать друг другу «гутен морген», а затем присмотреть новинки, проконсультироваться, приобрести аксессуары для своей системы или что-нибудь из музыки, которая была представлена на многочисленных виниловых развалах (1.2).

Кстати, самая лояльная часть посетителей - это те, кто увлечен винилом. Причем какой-либо портрет типичного любителя LP нарисовать нельзя. Этим в Германии увлечены люди разного пола, возраста и достатка.

А еще меня удивила тишина. Душераздирающего грохота, который обычно сопровождает все московские выставки, здесь почти не слышно. В двух огромных холлах лишь выставлена аппаратура и работают консультанты. А в главном павильоне, где на трех этажах есть залы, соизмеримые по площади с жилыми помещениями, и проходят демонстрации аппаратуры, которые нередко оживляются выступлениями настоящих музыкантов, как это было, например, на стендах Clearaudio (1.3) и Bowers&Wilkins (1.4).

2. ВЕРНОЙ ДОРОЖКОЙ

«Виниловый ренессанс», о котором уже столько лет говорят, в Германии имеет конкретную форму. Для немцев это не мода, а, если хотите, потребность. И выражается она в том, что аудиофилы готовы искать музыкальность даже в той аппаратуре, которая была выпущена много десятков лет тому назад (2.1). Далеко не все, правда, можно купить - вот этот японец Micro Seiki RX-1500 образца 1983 года выставлялся в качестве шедевра (2.2). Однако на стендах некоторых дилеров можно было смело обратиться с просьбой найти самый экзотический проигрыватель (2.3). Ради интереса хотел спросить, во сколько обойдется лучшая советская вертушка «Корвет 038», но, вспомнив о проблемах, которые она доставляла своему хозяину, я предпочел промолчать.

Излишне описывать количество фонокорректоров и звукоснимателей, лежащих на витринах. Среди них попадались и вовсе уникальные вещи, как этот Canofer (2.4), имеющий настройки под любые картриджи. Впечатлял и спектр сервисов для любителей винила. Самым ходовым среди них была услуга чистки уже бывших в употреблении грампластинок с помощью специальных жидкостей и устройств (2.5).

Что касается производителей самих вертушек, то на «High End'2005» в подавляющем большинстве оказались представлены немецкие. К исключениям можно отнести лишь чешскую ProJect, стенд которой был сплошь уставлен как дорогими, так и бюджетными (2.6) моделями. Ряды с «Торенсами», например, в кадр просто не помещались. К самым запоминающимся я бы отнес зал Clearaudio, оформленный в духе картинной галереи. Не меньше, впрочем, впечатляла и техника этой компании. Их новый флагманский проигрыватель вообще не имеет механического контакта с шасси (на фото 2.7 как раз демонстрируется, как стол завис в воздухе над листком бумаги). Конструктивным разнообразием, основательностью и обилием акрила с алюминием также выделялись экспозиции Transrotor (2.8) и Acoustic Solid (2.9).

3. ЗА СТЕКЛОМ

Винил всегда был неразрывно связан с ламповым усилением. Но как раз этой исторической взаимосвязи в Мюнхене не прослеживалось. Усилители на стеклянных баллонах здесь жили словно сами по себе, но тоже находили немало почитателей.

У не самой представительной экспозиции (всего около 12 моделей) аппаратов Unison Research (3.1) людно было всегда. Китайские ламповые Cayin, напротив, особо не светились, но стопки прайс-листов, выложенные дистрибьютором, таяли прямо на глазах.

На выставке можно было повстречать и гигантскую Kronzilla на 45-сантиметровых триодах T-1610 (50-килограммовый монстр без ООС на фото 3.2, сделанный чешской компанией KR Audio Electronics, отдает в канал 50 Вт), и миниатюрный, размером в основании с пачку сигарет, 800-милливаттный Kolibri (3.3), созданный для высокочувствительных широкополосных спикеров.

Когда смотришь на такие аппараты, иногда начинает казаться, что многие из них сделаны не для музыки, а лишь для того, чтобы подороже распродать ламповые стоки. У французской компании Melody, например, есть усилители с какими хочешь колбами - вот вам пред (3.4) на 101D образца 1920 года! Впрочем, мои подозрения наверняка безосновательны. Вышеупомянутый SHW 1688 II получил в прессе отличные рецензии. А ведь попадаются и такие модели, от звучания которых буквально впадаешь в экстаз.

4. ПО ЦИФРОВОМУ СЧЕТУ

Цифровая техника - это та реальность, от которой уже никуда не деться. Цифра прочно обосновалась в Hi-Fi-индустрии, и это видно хотя бы по обилию карманных радиоприемников DAB, которых на выставке - заметьте, хай-энда! - было показано с десяток моделей. А если говорить о серьезной аппаратуре, то цифра заметно теснит аналог и в усилительной аппаратуре. Одно радует: переход на технологии ШИМ в усилителях мощности был встречен настолько критически, что это заставило инженеров серьезно поработать над качеством звучания. Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас, - уже вполне самостоятельная ветвь развития аудио. А дальше можно ждать и качественного прорыва.

Компания PS Audio с завидным упорством развивает идею гибридного усилителя. Результат: модулей импульсных оконечников (мощностью каждый 200, 500 или 1 кВт) можно поставить в ресивер столько, сколько требуется (4.1). К новой волне также стоит отнести систему Tempel с невероятными характеристиками (тонкий цифровик на фото 4.2 выдает 2 х 400 Вт!). Конструктор этих стильных блоков перенес в них наработки из области студийных цифровых усилителей и адаптировал их для работы с любыми источниками. А еще, говоря об импульсном усилении, нельзя не привести в пример Sony, которая представила новый ресивер DA7100ES (4.3) с фирменными модулями S-Master Pro.

Прогресс цифры есть и в области источников, просто он уже не так явно выражен. Та же Sony без всякой помпы представила новый флагманский SA-CD/DVD-проигрыватель NS9100ES (4.4). Зато куда более масштабной выглядит цифровая экспансия другой японской компании - TEAC. На ее стенде я ожидал увидеть максимум один-два новых источника Esoteric, а зайдя - ахнул. У огромной стойки почти около каждого компонента стояла табличка «New» (4.6). Я с интересом послушал Дона Шона (Don Schone), который рассказал о преимуществах нового механизма VRDS-NEO (4.5), а затем продемонстрировал, насколько важно обеспечить в цифровом воспроизводящем тракте абсолютно точную синхронизацию (за нее в системе Esoteric отвечает особый компонент - Master Clock Generator G-0s). Вот почему во всех новых дорогих моделях конверторов и проигрывателей (4.7) теперь будет предусмотрена шина World Sync для синхронизации. Но скоро под маркой Esoteric появятся и сравнительно доступные компоненты - универсальный проигрыватель и цифровой интегральник (4.8).

5. КРОСС-КУРС

Теперь давайте абстрагируемся от технологий и взглянем на мюнхенскую выставку под иным углом - выделим марки, которые предпочитают немцы. Уважительное отношение к европейской аппаратуре у здешних аудиофилов можно было предсказать. Особое доверие - к произведенной в Германии. На стенд Burmester (5.1), где выставлялось сразу аж десять бескомпромиссных новинок, не всегда даже можно было попасть. Желающих вежливо просили подойти позже, когда наплыв посетителей спадет.

К японской технике интерес немцев носит чисто потребительский характер, и можно догадаться почему. Компании из Японии взяли за правило играть в открытую (на фото 5.2 - мини-компоненты!) - сразу видно, за что платишь деньги.

К американской аппаратуре отношение ровно противоположное: глазеют, да за кошельком особо не тянутся, несмотря на выгодную цену, пересчитанную в евро. Здесь вообще мало техники из США - достаточно широко представлены лишь компоненты Krell и сабвуферы Velodyne (5.3).

Но кто бы мог подумать, что и к британскому Hi-Fi здесь весьма равнодушны. На стенде Arcam - ни души. У Linn и Meridian (5.4) - отдельные посетители. Еще несколько культовых английских фирм на выставке присутствовали чисто номинально - для галочки. Однако, наблюдая за посетителями, я затем изменил свою точку зрения. Нет, немцы не игнорируют «Made in UK», а просто подходят к островной технике строго избирательно. Акустика Bowers&Wilkins - живейшее любопытство. К «Престижу» Tannoy тоже не протолкнуться. У многих в руках я заметил брошюрку Exposure про обновленную серию 2010S (5.5). И к лаконичному стенду Naim (5.6) посетители подходили явно не с праздным интересом. Еще большая активность наблюдалась у Chord Electronics, правда лишь некоторые задерживались у экспозиции надолго, расспрашивая о новейшем тяжеловесе SPM-14000 (5.7).

6. ТЕАТР В ОДНОЙ ФУРЕ

В США символом хай-энда уже давно стали дорогие и навороченные театральные системы. В Мюнхене это было не очевидно - ну да, дескать, актуально, но не более того. Немцы выказывали интерес или к акустике, подобной Tannoy Arena (6.1), которая хорошо выглядит и гибка в установке, или к серьезным многоканальным системам, ориентированным в первую очередь на воспроизведение музыки с DVD-Audio и SA-CD. Демонстрации такой техники на стенде Bowers&Wilkins, как вы уже видели вначале, проходили при полном аншлаге. У той же компании, например, есть уникальные спикеры исключительно для театра - гигантских размеров (6.2), с электронными кроссоверами, с неограниченными возможностями (сабвуферы, стоящие рядом с «сателлитами» на фото 6.3, можно водружать один на другой, а всего их может быть в системе до 36). Однако хай-эндом это не зовется - скорее, театр для настоящих мачо.

То, что европейцы предъявляют несколько иные требования к многоканальным системам, видно хотя бы по технике Primare (6.4). Ее новый DVD 26 - это, прежде всего, аппарат, который с аудиофильским качеством воспроизводит CD, а уж во вторую очередь - просто хороший DVD-проигрыватель. Тем же объясняется «сепаратизм» Rotel - с раздельными процессорами и усилителями (6.5) можно соорудить любую сурраунд-конфигурацию, но получить при этом от системы больше музыкальности, чем от универсального ресивера.

Апогеем театрального дела, конечно, стоит назвать PrivateMax. Наконец-то кому-то в голову пришла идея продавать единым комплектом не электронику, а стены, пол, потолок и мебель для эксклюзивных домашних театров. PrivateMax спроектируют инженеры Bowers& Wilkins под индивидуальные условия заказчика. Монтируется этот «театр в одной фуре» по принципу «комната в комнате за несколько дней», а обходится клиенту примерно в С= 90 тыс. (без учета стоимости АС, электроники и проектора). Настоящая тачка для приготовления поп-корна первым покупателям будет предложена в подарок.

7. ЦВЕТ ОБЩЕСТВА

Нет особого пиетета у европейцев и к тому, что в США преподносится как High End Video. Кошмарно дорогих и мощных трехлучевых проекторов или телевизоров-проекционников размером с малолитражку на выставке не было. Все гораздо скромнее - чаще всего встречались плазменные панели Pioneer, реже - ЖК-мониторы Sharp. Но сказать, что немцы уделяют всему этому меньше внимания, нельзя. Акцент перенесен на качество изображения. В этом смысле самыми интересными экспонатами являлись 55-дюймовые DLP-телевизоры с обратной проекцией Domino by SIM2 (7.1) и впервые показанные на выставке аналогичные по конструкции большеэкранные мониторы Qualia (7.2). В них Sony применила собственную SXRD-технологию получения изображения, ранее использовавшуюся только во флагманском проекторе Qualia 004 (7.3).

8. КОНЕЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ

В завидном разнообразии на «High End'2005» была представлена акустика. Однако здесь как раз нет смысла описывать тенденции и предпочтения. Самая консервативная индустрия следует только одному правилу - как можно точнее преобразовать электрический сигнал в звуковой. Поэтому я лишь упомяну самые яркие новинки.

Запущенная в этом году линейка Profile выглядит вполне «утопично», если сравнивать ее с топ-моделями французской JMLab (8.1), но стоить будет дешевле.

Новейшие и сравнительно недорогие полочники Onkyo (8.2) вряд ли привлекли к себе пристальное внимание на выставке, однако японцы проявили смекалку и демонстрировали их в сравнении с куда более породистыми европейскими моделями.

Акустика Vivid Audio выглядит технократично, зато обладает живым и точным голосом. Именно ее флагманские спикеры K2 (8.3) выбрала Clearaudio для демонстрации своих виниловых проигрывателей.

High End из Поднебесной. В отличие от систем, что в изобилии были представлены на московском «Hi-Fi Show», китайские колонки Sun Union Audio (8.4) в самом деле звучат по-аудиофильски. А теперь немного немецкой экзотики. Аналогов у систем Ascendo (8.5), которую выпускает небольшая компания из Кёнгена, нет. Вы можете найти колонки с раздельными корпусами для каждой полосы, а также акустику с когерентным излучением, но систем с настраиваемым откликом мне еще видеть не приходилось.

«Мануфактура STEREOfone в Байроте разрабатывает и изготовляет вручную динамики для наслаждателей музыки с высокими запросами», - гласила единственная «по-русски» написанная рекламная агитка на выставке. Между тем системы родом из музыкальной столицы Германии (в Байроте проходит Вагнеровский фестиваль) весьма любопытны. В модели Erda (8.6) чувствительностью 97 дБ установлен 46-сантиметровый басовик, сделанный на базе профессионального динамика JBL, а за остальной диапазон отвечает широкополосный излучатель.

А снимок стенда, уставленного электростатическими «колонками для ушей» STAX (8.7), был сделан до открытия выставки. Затем к японским деликатесам пробиться было непросто, потому что едва ли не каждый хотел сравнить одну модель с другой.

9. ПЕДАНТИЗМ НАРАСХВАТ

Ну а теперь совсем коротко о том, чего на «High End'2005» было не просто много, а очень много. Прежде всего, это кабели и коннекторы. Японских и американских сравнительно мало, европейских - какие хочешь. Даже вот такие, как GoldLine Coherence, французской компании Fadel Art (9.1).

Кроме кабелей немцам активно предлагали и аудиофильские сетевые розетки (9.2), и удлинители, подобные Energia, на 14 компонентов (9.3). Для каждого вида оборудования - своя контактная группа, соединения защищены от радиочастотных помех.

Если бы немцы не были такими педантами, то по обилию сетевых фильтров на шоу можно было подумать, что в энергосистеме Германии большие проблемы. Чтобы убедить в эффективности итальянских фильтров Black Noise (9.4), на стенде стоял компьютерный монитор, отображающий сигнал в розетке и на входе. Дистрибьюторы-очистители сети, которые выпускает компания Fisch Audiotechnik (9.5), обеспечивают развязку аналоговых и цифровых компонентов тракта. На экспозиции Naim видное место занимал еще один очиститель сети - Music Line Powerigel (9.6). Но самый эффективный способ получить идеальное питание реализован в регенераторе PS Audio P1000 (на фото 9.7 стоит в стойке внизу). Это устройство, позволяющее регулировать более пяти параметров напряжения на выходе, эффективно сказывается на качестве звучания источников и усилителей.

Стойки для аппаратуры, как считают некоторые немецкие производители, подобны музыкальному инструменту - они тоже нуждаются в настройке (в показанной на фото 9.8 конструкции за это отвечают регулируемые конусы). Компания Copulare исповедует другой подход: конструкция каждого элемента уже отработана и изменению не подлежит (шипы, засыпные полки, заливные опоры), зато оформление может быть любым (9.9).

Выбор аксессуаров для любителей винила - вообще настоящая алхимия: весы для звукоснимателей, «парящие» подставки, препараты для снятия «черной» электростатики и так далее. Самое понятное по принципу работы устройство - «виниловый доктор» (9.10). Он восстанавливает геометрию грампластинки равномерным ее нагревом до 55 градусов с последующей выдержкой и очень медленным снижением температуры до комнатной. А что может быть волшебного в жидкости для чистки алмазных игл (9.11)? Однако если написать на ней «Эликсир звука», то покупатель наверняка предпочтет ее другим. Что ж, без таких причуд не обходится даже «High End'2005». n

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"