#06/2005 • ROCKАЛЬБОМ

Елена САВИЦКАЯ

CHROMA KEY

«GRAVEYARD MOUNTAIN HOME»

InsideOut/«Союз»*

Кевин Мур — это очень, очень... в общем, странный музыкант. И стоило ему выпускать третий альбом Chroma Key таким, после завораживающих первых двух? Тех, где Кевину удалось создать свой собственный мир на изнанке бутылки кока-колы; где музыка вытягивает из тебя душу и втискивает заместо неё звёздное небо; и где автор, с довольной ухмылкой, скажет в ответ: «А я что? А я ничего! Это вы сами всё придумали».

И правда, сами придумали. Только вот что странно — пока Мур просто бормотал в карманный диктофон всякую околесицу, она сама чудесным образом складывалась во вселенский смысл. Когда он взялся за исследования, засел за архивы мирового кинематографа, выбрал сюжет и сопроводил диск поясняющим компьютерным фильмом, магия ушла... Вернее, исчезла одна из степеней свободы. А так хотелось продолжения!

P.S. Стиль «Ghost Book» описывать я просто не в состоянии. Наверно, это психоделика, амбиент, пост-рок или трип-хоп... да ну их, эти определения!

CHRIS FARLOWE

«FARLOWE THAT»

Out of Time Productions

Звезда — свети. Музыкант — твори. Певец — пой. Так было тысячу лет назад, так и сейчас: на свете есть просто вокалисты, а есть люди, у которых есть Голос, их Дар. Среди них — Крис Фарлоу, участник Colosseum, Atomic Rooster, группы Джими Пейджа... «Меня все приглашают спеть, потому что я — хороший певец», — говорил как-то Крис, и в этом нет ни тени похвальбы, просто спокойное осознание очевидной истины. Фарлоу за шестьдесят, и каждый новый диск — как ещё один подарок. Кажется уже не таким важным, что он споёт, главное — само пение, этот глубокий, красивый некоей вечерней, бархатной красотой голос. На «Farlowe That» кавер-версии вещей как общеизвестных, так и совершенно неочевидных. Особенно хороши боевитая «Let's Get Together», шлягер шестидесятых годов, расслабленная «Sitting At The Top Of The World» Вэна Моррисона и жемчужина альбома, чарующая баллада «Blues For Nina», единственная песня на диске, принадлежащая перу самого Фарлоу. Браво!

ANGRA

«TEMPLE OF SHADOWS»

SPV/«Союз»*

Бразильская Angra — первопроходцы симфонического пауэр-метала, группа столь же талантливая, сколь и самоценная. Слушая их классические, с Андре Матосом у микрофона, диски, понимаешь, что эта музыка могла родиться в Бразилии и нигде ещё. Она словно впитала в себя шаманские ритмы, фольклорные мелодии, ликующее яркое солнце и способность радоваться каждой мелочи, жить каждой минутой... Всё это — в прошлом, былые друзья разругались и теперь «Ангры» две. Одна — номинально так называющаяся, и другая — настоящая, та, где поёт Матос, взявшая имя Shaman. Хороши обе, но по-разному. Оставшиеся в Angra гитаристы Кико Лоурейро и Рафаэль Беттенкурт набрали прекрасных музыкантов, «Temple of Shadows» — уже второй альбом после раскола. Если в предыдущей работе Angra была в каком-то смысле на распутье, между самобытным звучанием ранних дисков и рафинированным европауэром, то в «Temple of Shadows» курс на Европу очевиден и бесповоротен. Для любителя симфо-пауэр-метала альбом — идеальный образчик жанра. Даже слишком идеальный. Не хватает какой-то мелочи — воздушности, недосказанности, музыка кажется просчитанной до миллиметра, слишком правильной, бравурной, крикливой. Такое сложно слушать, потому что всё наперёд ясно. Впрочем, в последней трети альбома музыканты оставляют нам лёгкую надежду — замыкающие «Temple of Shadows» треки звучат вполне в духе «Holy Land»...

JOHN PETRUCCI

«SUSPENDED ANIMATION»

Sound Mind Music

Джон Петруччи — один из культовых гитаристов современности, краса и гордость Dream Theater — каким-то загадочным образом не выпускал до сих пор сольных альбомов (если не считать совместного диска с Джорданом Рудессом 2000 года). Что ж, теперь эта несправедливость исправлена. Петруччи «в одиночку» предстает типичным гитаристом-«технарем», из одной когорты с Сатриани и Ваем, но, разумеется, более прогрессивистского (и «тяжелого») толка. Музыка — отточенная до стального блеска, отсечено всё лишнее, каждая нотка огранена, отполирована и вставлена лишь для нее одной предназначенное «гнездо». Каждая фраза отмерена и отрезана точно там, где необходимо, процесс звукоизвлечения (с характерным staccato) доведен едва ли не до автоматизма. Многие «закрученные» темы словно бы «перепевают» Dream Theater (что неудивительно), но вот когда дело доходит до лирики (как, например, «Wishful Thinking»), то здесь Петруччи донельзя банален и крутится в пределах трех избитых мажорных «ходильников». Вообще, с риффами у Джона как-то проще, чем с мелодиями. Работа вызывает безусловное уважение своей продуманностью и выстроенностью, и с технической стороны возражений не возникает. Но не хватает ей полета фантазии, душевности и собственно музыкальности, которые озарили бы альбом живым, естественным светом. А без него альбом и есть скорее «animation», нежели сама anima.

MAGELLAN

«SYMPHONY FOR THE MISANTROPE»

Inside Out/«Союз»*

Лидер Magellan Трент Гарднер обычно смеётся, когда его упрекают в заумности: «Моя музыка — это вызов для слушателей». Мол, понял — молодец. Не понял — твои проблемы. Новый, шестой по счету музыкальный ребус группы безошибочно узнаваем с первых нот. Саркастический голос гениального зануды Гарднера, как и раньше, по фразировке схож с ранним Яном Андерсоном. Поёт Трент о бестолковой судьбе человечества, смертельно надоевшего его Создателю. «Когда наступит последний день, придёт Большой Человек и пнёт этот шарик изо всех сил куда подальше», — такими «оптимистичными» строчками начинается пластинка, а дальше — больше. Пожалуй, это самый мрачный диск, вышедший из под пера Трента. А вот саунд, как ни странно, знаменует возвращение к прогрессив-року после почти металлического предыдущего альбома. Композиционно — это всё такой же узнаваемый «Магеллан», с резкими сменами тем и вычурными музыкальными конструкциями, словно специально созданными, чтобы ввести в ступор даже бывалого прогрессив-фэна. Кажется всё же, что диску не хватает какой-то искромётности, вдохновенности, ярких тем. С момента выхода «Impossible Figures» прошло немногим больше года — наверно, Гарднер всё-таки поторопился с продолжением.

RUSSEL ALLEN

«ATOMIC SOUL»

Inside Out/«Союз»*

Рассел Аллен поёт в американской прогметал-легенде Symphony X, а мог бы — в Rainbow, Whitesnake, Kiss или Black Sabbath. Если бы родился лет на двадцать раньше. «Вокальный двойник Ронни Джеймса Дио» в своем сольном проекте показывает, что ему по силам и хард-роковый репертуар. Основанные на блюзе, простые и эффектные композиции сочинены самим Алленом, хотя порой думается, что он их подслушал где-то у классиков жанра, настолько «по-семидесятнически» они звучат. Прогметаллисты — а именно они, без сомнения, приобретут «Atomic Soul», — будут как минимум ошарашены таким поворотом событий! А вот кому работа Аллена может понравиться по-настоящему — сказать сложно. Ведь хард-рокеры, как правило, очень консервативны и с трудом воспринимают новых для них персонажей, а для фэнов Symphony X диск этот скучноват по игре, композиционно незатейлив, да и красота голоса Аллена на хард-роковом репертуаре не раскрывается в полную силу. Словом, «Atomic Soul» стоит положить на одну полку с многочисленными рок-проектами Йорна Ланде. Кстати, совместно с этим норвежцем и должен был быть записан «Atomic Soul», но увы, что-то «не срослось».

CHRISTINE MCVIE

«IN THE MEANTIME»

Columbia

Название Fleetwood Mac, группы, где вплоть до недавнего времени музицировала Кристина Макви, стало уже именем нарицательным. Участники сего славного коллектива приняли за правило не только обсуждать свою личную жизнь и сложные взаимоотношения с друг другом прилюдно (как никак две семейные пары внутри группы, обе — драматически распавшиеся), но и посвящать им целые диски! Результат — один из бестселлеров конца 70-х, диск «Rumours». Слушая его сейчас, диву даёшься — что же в нём такого хитового? Кажется, и ранний, блюзовый Mac, возглавляемый Питером Грином, куда лучше, и «промежуточная версия» команды, выдавшая несколько удивительно светлых и добрых творений в середине 70-х, ей не особо уступает. А Кристину, напомним, в те годы называли лучшей блюз-роковой клавишницей, особо высоко отмечая её успехи в рядах Chicken Shack. Но мы несколько отвлеклись. Последним актом в «мыльной опере» по имени Fleetwood Mac стало воссоединение, от которого Кристина под благовидным предлогом отказалась. Мол, домашние дела важнее. Теперь ясно, что это были за домашние дела — альбомчик-то очень хорош! И даже интереснее, когда Стиви Никс, другая певица Fleetwood Mac, и Кристина теперь поют поодиночке. Эти дамы — два полярных женских образа. Капризная, немного стервозная, романтичная особа Никс — из «кошек, которые гуляют сами по себе». И голос у неё резкий, от которого поневоле вздрагиваешь. Кристина — сама мягкость, теплота, вся в мечтах о семейном уюте и тихом гнёздышке. Кстати, мечты эти сбылись, и диск её полон тихого спокойного счастья. Стилистически «In The Meantime» — достаточно лёгкий по звучанию блюз-рок, а из творчества Fleetwood Mac ближайшим аналогом будет, наверно, «Heroes Are Hard To Find».

CHEMICAL BROTHERS

«PUSH THE BUTTON»

Virgin

«Нажми на кнопку — получишь результат», — пела незабвенной памяти группа «Технология», коей Chemical Brothers являются в какой-то мере духовными братьями. Правда, в случае Chems результат может быть совершенно непредсказуемым. Каждый их альбом похож на волшебное таинственное путешествие или, если хотите, на гонки с препятствиями по психоделическому лабиринту. Повзрослевшие Chemical Brothers уже не взрывают танцполы — их музыка стала куда более мягкой и лиричной, а новейший альбом представляет собой скорее собрание поп-песен с разноголосыми вокалистами, чем «суперкислотный» ди-джейский сет. Впрочем, забацать «блокбастер» манчестерские дэнди пока еще в состоянии: например, открывающая диск «Galvanize» — это прямо-таки новая версия «Mission Impossible». На протяжении всего альбома «братья» с удовольствием играют в стилевые «бирюльки»: тут вам и жгучие восточные скрипки, и пробитловский биг-бит, и даже злостные пародии на Эминема и черных рэпперов («The Big Jump», «Left Right»). Вполне вероятно, что весь опус — это парад пародий, в том числе на самих себя. Жаль только, что песенные, лирико-«атмосферные» вещи, которых на диске едва ли не половина, заметно блекнут перед ритмичными, танцевальными композициями. Энергия рассеивается, и «результат» к концу альбома становится очевиден — задумчивая поза в кресле и легкое недоумение по поводу того, что же в этой пластинке такого «великого», чтобы заставлять массы склониться в почтительном поклоне. Скорее всего, это делается по привычке.

MOBY

«HOTEL»

V2

Моби и Бек — персонажи во многом противоположные: Бек — экстраверт, Моби — интроверт, Бек — «веселый», Моби — «грустный», Бек — нормальный земной парень, Моби — скромняга, тихоня и чуть-чуть не от мира сего. Есть и общее: оба художники-одиночки, оба эклектики, оба в большей или меньшей степени «завязаны» на электронике. Засэмплировав однажды древний блюз про высокую гору и глубокую реку, Моби стал едва ли не носителем некоего сакрального знания и уж по крайней мере заявил о себе как о смелом новаторе. Свой первый за три года альбом Моби записал практически в «одно лицо», сыграв на всех инструментах, кроме живых барабанов. Впервые — и это подчеркивается особо — не использованы вокальные сэмплы, зато приглашена вторая солистка — нью-йоркская пост-панковая дивочка Лора Дон, исполнившая почти половину песен. Это разнообразит звуковую палитру и облегчает восприятие, ведь вокал самого Моби по своему свойству вгонять в сон не имеет себе равных. Да, альбом опять получился очень песенным: процесс приближения «элитной» электроники (чудеса которой скрыты где-то в глубинах фактуры) к общепонятным поп-стандартам, затеянный Моби еще в «Play», тут достиг наиболее наглядных результатов. Хочешь — пой, хочешь — танцуй, хотя под мертвенные механистичные ритмы мобиевских композиций ноги в пляс идут как-то с трудом. Сакральное знание куда-то улетучилось, Моби упал с небес на землю, подарив своим слушателям очередное собрание «тоскливых электронно-психоделических песен». В России, где Моби любят и ждут, такое обычно исполняют под акустическую гитару.

BECK

«GUERO»

Interscope

Лично меня Бек Хансен раньше страшно раздражал. Прямо-таки выводил из себя своей эклектичностью, позерством, выпендрежностью, ловким жонглированием музыкальными образами 60 — 70 — 80-х и своими честными голубыми глазами. Альбомы «Odeleay» (1996), «Mutations» (1998) и «Midnight Venture» (1999) невозможно было слушать спокойно. С последующими дисками стало как-то проще, а «Guero» и вовсе не вызывает никаких эмоций — ни положительных, ни отрицательных. Тот ли этот Бек, флагман моды на ретро, экспериментатор, кровосмеситель и коллажист, храбро взбалтывавший в одном сосуде «Битлз», глэм-рок, диско и наимоднейшую электронику? Его музыка, пусть и нарочито «подслушанная», намеренно вторичная и актуально винтажная, была по-своему яркой, эмоциональной и симпатичной. «Guero» же булькает в динамиках, как какая-то очередная «музыка для аэропортов», супермаркетов и (извините — не я придумала) туалетов. Бабушкин сундук выпотрошен до дна, мода на ретро ушла, а своих идей у Хансена оказалось маловато. Но все-таки ему удается сочинять песенки, хорошо звучащие на радио и в означенных выше местах. Современный «формат», гладкие мелодии, в меру гитар, в меру синтезаторов и — по старой памяти — чуть-чуть «дорзовщины». Не раздражает, не мешает, не «цепляет». Идеальный поп-альбом.

GARBAGE

«BLEED LIKE ME»

Geffen

Иногда возрождение из пепла чревато возгоранием пламени. Именно так получилось с Garbage: сначала группа практически развалилась, истерзанная хворями-больницами (гепатит А у Буча Вига и операция на связках у Ширли Мэнсон), свадьбами-рождениями детей (это тоже выматывает, знаете ли), творческими разногласиями и просто внутренней усталостью. Но ничего, перетерпели, отдохнули и снова принялись за дело. И получилось — группа, некогда начинавшая в формате «три продюсера и девушка», сегодня выступает в авангарде мировой рок-революции! Даже песня про революцию (сексуальную) на диске имеется. Из эстетской команды, изящно скрещивавшей традиционный гитарный звук с новомодными сэмплами-лупами, Garbage вдруг превратились в отчаянный панк-рокерский коллектив — причем не «нарисованный», а самый что ни на есть настоящий. В возрожденном голосе Ширли столько крови, пота и слез, что веришь этой худенькой девочке с первой же ноты, а мощный гитарный драйв ее коллег прямо-таки срубает. Три простых аккорда, дисторшн на полную катушку и никаких гвоздей! Ширли словно отдувается за мутировавшую в попс Гвен Стефани, подобревшую Долорес О'Риордан, постаревших Дебору Харри и Крисси Хайнд, и это ей вполне удается. Впрочем, иногда панковский отвяз кажется уж слишком прямолинейным и однообразным, а Ширли напоминает размахивающую поварешкой домохозяйку. Но лишь на минуту. На самом деле Garbage стопроцентно оправдывают свое название. Из этого сора растут настоящие цветы.

BRUCE SPRINGSTEEN

«DEVILS & DUST»

CBS/Epic

Как-то незаметно подойдя к предпенсионному возрасту и убелившись сединой, Брюс Спрингстин начал ассоциироваться со своими кумирами — Crosby, Stills, Nash & Young и Бобом Диланом. Теперь они — едва ли не в одной весовой категории, едва ли не люди одного времени. Долгожданный альбом Брюса получился вполне в духе «старейшин» — это собрание сонгов, баллад и колыбельных, спетых негромким, «умудренным» голосом под аккомпанемент то рок-группы с обязательной женской бэк-секцией, а то и просто акустической гитары. Тут нет ни политических заявлений, ни призывов переделать этот мир (или, по крайней мере, набить морду попсе) — только личностные переживания, размышления на темы любви, религии, самой жизни... Что тоже не так уж мало. Удивительно, почему наши рок-барды при схожих «посылах» не могут быть столь музыкальными! Альбом особенно хорошо «идёт» поздним вечером, прочищая мозги после кучи переслушанного звукового хлама. Всем бы надо брать пример с «Devils & Dust», воплощающем идеи сингерства в наиболее полном, чистом и адекватном виде.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"