На заре карьеры, в 1998-м, Daft Punk фотографировались исключительно
в шлемах и масках, скрывая лица. Однако быть последовательными,
подобно изобретателям анонимной поп-музыки The Residents, им оказалось
не суждено, и названием своего нового альбома Daft Punk просятся
обратно к нам, в люди. Принимать ли? Третий альбом кряду французы
продают один и тот же концепт — вокодер, возведенное в культ позорное
диско 80-х и ирония столичных снобов (вышедшая из моды уже и в
отдаленных кишлаках). И, что характерно, ничего человеческого:
дизайн может долго притворяться искусством, но никогда не станет
им. Тем, кто знаком с предыдущими дисками дуэта, слушать тут решительно
нечего, но, спору нет, музыка выверенная и качественная. Ряд треков
так и просятся на синглы — прежде всего «Robot Rock» и «The Brainwasher».
Неплох также неожиданно звучащий трек «Make Love».
RACHID TAHA
«TEKITOI»
Wrasse/Barclay/Universal
Предстоящие выступления Брайана Ино — его первое появление на
сцене за долгие годы, и исключение сделано ради некоего французского
алжирца Рашида Таха. Кто такой? Или даже — «Ты кто?», — так с магрибского
диалекта переводится название его последнего альбома. Один из известнейших
музыкантов арабской Франции, работает уже 20 лет, не чурается ни
звуковых экспериментов, ни взрывных социальных текстов. Музыка
его небезынтересна — можно обозначить ее как электро-рок с наилегчайшим
восточным налетом. Попадаются элементы панк-рока, алжирской и марокканской
попсы, техно, и дюжины других направлений. Впрочем, главное тут
— злободневная лирика. Не так-то просто понять, чем Таха так очаровал
Ино. Может, английскому продюсеру симпатичен протест сам по себе?
Недаром среди его подопечных перебывало столько борцов с общественным
строем — от U2 до «Звуков Му». Помимо Ино в записи альбома принял
участие опытный авангардный гитарист Стив Хиллэдж, отыгравший в
таких группах, как Gong и System 7.
SUBOTNIK
«IN STEREO»
Allscore
Во второй половине 90-х появилось слишком много музыкантов, выпускающих
двойные альбомы с мечтательными переливами и бульканьями старых
синтезаторов, вокальными сэмплами и сонным голосом. Рынок быстро
затоварился, само слово «лаунж» стало вызывать изжогу и икоту одновременно.
Однако сегодня, в 2005-м году, когда всякие Terranova и Jazzanova
уже порядком позабылись, удивительно приятно скоротать вечер под
дебютный альбом берлинского проекта Subotnik — 75-минутный, как
в лучшие времена. Флориан Габба, Харальд Хохвальд и Маттиас Энгелке,
составляющие группу, в гэдээровском детстве, очевидно, ходили на
субботник (а может, и в «Артек» ездили) и использовали звучное
слово для названия своего проекта. Их 75-минутный альбом, наполненный
весьма ласковой и ненавязчивой музыкой, вызывает в памяти знаменитый
двойник венских ди-джеев Kruder и Dorfmeister «K & D Sessions».
Их вариант лаунжа несет несомненный немецкий оттенок — не настолько
легкий и бесплотный, как у французов, но несколько более мелодичный
и разнообразный.
BENASSI BROS
«PHOBIA»
RMG
Новую пластинку Бенни Бенасси выпустил вместе с младшим братцем
Алли — узнаваемость брэнда позволяет и не такие фокусы. Бенни уже
сделал все, о чем может мечтать электронный музыкант в 21-м веке
— записал трек «Satisfaction», который мы едва ли забудем до самой
пенсии. Жужжаще-вибрирующий сэмпл, на котором строился тот хит,
прозвучал с тех пор уже в паре сотен раскрученных танцевальных
синглов, да и сам Бенни скроил из него пару удачных альбомов. На
этот раз он замахнулся и на нечто большее — на пластинке использованы
разноплановые вокалисты, звучат рок-гитары, а также впервые в таком
количестве появляются позолоченные клише диско-хауса. Таким образом,
альбом больше похож на диджей-сеты старшего Бенасси (одного из
известнейших ди-джеев Европы), чем на его предыдущие пластинки.
И пусть новый сингл «Make Me Feel», исполняемый штатной вокалисткой,
Дани, до боли напоминает предыдущий сингл «Hit My Heart», чаяния
клубной публики Бенни хорошо известны, и «Phobia» отлично смотрится
на своем месте — плотный, лишенный пауз и рефлексии поток клубного
адреналина.
WAX TAILOR
«TALES OF THE FORGOTTEN MELODIES»
Lab’oratorie
Очевидная идея смешать французский хип-хоп с французским же лаунжем
оказалась удивительно плодотворной. Вакс Тэйлор хорошо известен
европейским любителям хип-хопа. Начиная с середины 90-х он вел
популярнейшую передачу о рэпе на Radio Droit и выпускал пластинки
в составе группы La Formule. Затем основал лейбл Lab'oratoire,
специализировавшийся на экспериментальной электронике, и выпустил
на нем два диска жесткого брейкбита, укрывшись за псевдонимами
Breaking The Waves и Breathing Under Water. Первый ЕР под своим
именем, «Lost the way», Тейлор выпустил в прошлом году, пригласив
локально известных вокалисток Инфини Левэ и Шарлотту Савари. «Истории
забытых мелодий» — еще одна экспериментальная работа, впрочем,
совсем без «жести». Эту музыку правомочно отнести к лаунжу и соотнести
с ранними дисками Dimitry From Paris. Расслабленные и неторопливые
пьесы, спрыснутые скрипучим скретчем, упоительно мелодичные проигрыши
и сладкозвучный женский вокал совсем уже готовы погрузить вас в
дрему, но время от времени приглашенные вокалисты все-таки начинают
читать рэп, отчего сновидческое очарование альбома несколько страдает.
Впрочем, шепот киносэмплов звучит гораздо чаще.
FISCHERSPOONER
«ODYSSEY»
Capitol
Второй альбом электроклэш-дуэта, на старте лишь немного уступившего
Scissor Sisters, Miss Kittin, A.R.E. Weapons и другим кумирам состоятельных
клабберов. Сегодня роботизированный гламур расплодился без всяком
меры, но ничего нового Fischerspooner предлагать потребителю не
собираются. Снова громкие барабаны, упоительные синтезаторные партии
в духе раннего эйсид-хауса, фанк-гитара и разнузданный вокал. Что
действительно впечатляет, так это состав коллабораторов — среди
них продюсер Мадонны Мирвэ, серый кардинал американской попсы Линда
Перри, что пишет песни для Пинк и Агильеры, и даже писательница
Сьюзан Зонтаг, сочинившая текст для песни с очаровательным названием
«We Need a War». Не так плохо, как можно было вообразить.