#06/2005 • JAZZАЛЬБОМ

Дмитрий УХОВ

JANSSEN/BENNIK

«GROET»

Datarecords

В конце прошлого года в Амстердаме закрылся существовавший больше 30 лет центр нового джаза BIMHuis («Бимхаус»). Закрылся, впрочем, чтобы открыться на новом месте. На одном из прощальных концертов был записан и этот дуэт — пианиста Гюса Янссена и барабанщика Хана Бенника. Последний вместе с другим пианистом Мишей Менгельбергом был одним из создателей и «Бимхауса», и всей проcлавленной школы «нового голландского свинга». Как и Менгельберг, и композитор, и импровизатор Янссен, однако, — пианист совершенно другого склада, здесь он отдает дань почтения мэтру Менгельбергу: угловатый «черный юмор», постоянные перепады стиля и настроения — от бесшабашного рэгтайма к скрытым цитатам из авангарда (в одном случае цитируется композиция самого Менгельберга). Но Янссен все-таки другой — не развеселый развлекатель, а суровый академичный виртуоз класса Арта Тейтума. И его абстрактные буги-вуги прекрасно дополняют Бенника, как известно, отбивающего ритм на чем угодно — на полу, на спине зрителя из первого ряда и на собственных зубах.

SIMPLE ACOUSTIC TRIO

«TRIO»

ECM*

В 1993 году 50-летний польский трубач Томаш Станько обратил внимание на 16-летнего Вундеркинда-барабанщика Михала Миськевича, последний привел к нему двух своих 18-летних соучеников — контрабасиста Славомира Куркевича и пианиста Марцина Василевского. Станько записал с ними два «хитовых» альбома на ЕСМ (редкая для нас удача: программу второго квартет своевременно представил и в Москве). Музыка тройки поляков — такая же безыскусная, как и название «Простое акустическое трио», но не примитивная. Это — уже знакомая по квартету Станько монохромная графика. Только еще меньше контрастов, сопоставлений и эмоций. В эпоху компьютерной нервотрепки собственные коллективные импровизации «Трио», вариации на темы классика Кароля Шимановского, Уэйна Шортера и Томаша Станько и даже «Гипербаллада» Бьорк сыграны без суеты, негромко, спокойно и — главное — с каким-то особым чувством собственного достоинства, которое невольно передается и слушателю.

SZAKCZI LAKATOS TRIO

«NA DARA!»

BMC

Да, Бела «Сакчи» Лакатош — представитель той знаменитой династии мадьярско-цыганских музыкантов, из которой уже вышло полдюжины джазменов европейского класса (саксофонист Тони, скрипач Роби и др.). И ему, похоже, удается все, за что он берется, — и рок-оперы, и smooth jazz престижной американской фирмы GRP (с которой этому Лакатошу удалось подписать контракт еще в «соцлагерные» годы). Но на пороге 21-го века уже прославленный музыкант закончил консерваторию, стал импровизировать на темы венгерских авангардистов (П. Этвеша, Д. Куртага) и вернулся... к своим цыганским корням. Но без гитары! Представьте себе «Джанго» Джона Льюиса (единственный стандарт на диске Лакатоша, как известно, посвященный легендарному цыганскому гитаристу Рейнхардту) в исполнении фортепьянного трио с вокальным дуэтом супругов Рошташ. Тоже восточноевропейских цыган. Так что неудивительно, что получился альбом с таким драйвом, о котором наша цыганско-джазовая дива Валентина Пономарева в свое время могла только мечтать.

DAVE DOUGLAS & NOMAD

«MOUNTAIN PASSAGE»

Greenleaf/Koch Records*

Без этого диска не обойтись — и не только потому, что 42-летний Дэйв Даглас — лучший трубач современного джаза. Любопытны обстоятельства возникновения альбома: музыка была написана нью-йоркцем Дагласом для фестиваля «Звуки доломитов», который проходил в 2003 году в итальянских Альпах, на высоте 3500 метров. И куда все — и исполнители, и публика — должны были добираться на своих двоих. Надо же было случиться, что чуть ли не во время фестиваля умер отец трубача — альпинист-любитель, до конца жизни занимавшийся бегом в разреженном горном воздухе. Поэтому, кроме предсказуемой итальянской мелодичности и звука духового оркестра (туба Маркуса Рохаса), в каждой композиции ощущается какая-то клезмерская горечь. Или ирония «нового голландского свинга» (см. ниже): в квинтете Дагласа — двое музыкантов из Амстердама, натурализовавшийся американский саксофонист Майкл Мур и барабанщик Дилан ван дер Скифф.

RENAUD GARCIA-FONS

«ENTREMUNDO»

ENJA/Justin Time**

Постоянный участник трио хорошо известного гитариста Нгуена Ле, французский контрабасист испанского происхождения Рено Гарсия-Фонс нечасто выступает в качестве лидера. И за собственные проекты берется только тогда, когда определенно есть что сказать. В целом «Entremundo» — это примерно такой же world jazz, как и Bakida Ле (см. «Салон AV»). Но ингредиенты здесь другие: родное Гарсия Фонсу фламенко (гитарист Антонио «Кико» Руис) и все еще экзотические индийские раги под большое количество разных ударных. И разумеется, феноменально виртуозная игра самого Гарсия-Фонса — в основном, между прочим, смычком. Даже не сразу замечаешь, что заключительный трек «Aqa Jan» сыгран на акустическом контрабасе соло.

Net—джазу

http://www.dutchjazzconnection.nl/index2.html

Раз уж так вышло, что два диска имеют отношение к джазу Нидерландов, точнее, «новому голландскому свингу», то по-английски немного об одноименной книге Kevin Whitehead «New Dutch Swing» можно прочесть http://www.earshot.org/zine- arch.asp?NewsLetterID=51 А послушать — на сайте организации Dutch Jazz Connection http://www.dutchjazzconnection.nl/index2.html

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"