ТО, О ЧЕМ ПРЕДУПРЕЖДАЛИ АНАЛИТИКИ РЫНКА, НАКОНЕЦ ПРОИЗОШЛО — ПЛАЗМЕННЫЕ
ПАНЕЛИ СТАЛИ МАССОВЫМ ТОВАРОМ. ПРЕОДОЛЕВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РУБЕЖ $3000
ЗА 42 ДЮЙМА, ОНИ НАЧАЛИ СОСТАВЛЯТЬ СЕРЬЕЗНУЮ КОНКУРЕНЦИЮ ДИСПЛЕЯМ
ДРУГИХ ТИПОВ. НО ВЕДЬ САМА ПО СЕБЕ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ОЧЕНЬ ДОРОГА, КАК
ЖЕ УДАЛОСЬ ДОБИТЬСЯ СТОЛЬ РАДИКАЛЬНОГО СНИЖЕНИЯ ЦЕН?
ПОНЯТНО, ЧТО С МОМЕНТА ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ, весьма несовершенных и безумно
дорогих PDP прогресс на месте не стоял. Сменялись поколения матриц,
увеличивался срок их службы, заметно улучшалась цветопередача, падало
энергопотребление. Говоря языком маркетологов, продукт приобретал
необходимые потребительские качества. По мере отработки технологий
и увеличения объемов производства цены стали снижаться, а продажи
— расти. Сначала почти незаметно, потом все быстрее, пока в конце
концов процесс не приобрел лавинообразный характер. Вот что говорит
всезнающая статистика: за последние три месяца 2003 года было продано
613 тыс. панелей, это втрое больше, чем в последнем квартале 2002
года. Кстати, по некоторым данным, в Москве рост продаж в позапрошлом
году составил 500%. Модели с самой популярной диагональю 42’’ подешевели
тогда примерно с $9500 до $6200.
В прошлом году рынок развивался такими же невероятными темпами: в
России было продано больше 73 тыс. панелей, это в 2,5 раза больше,
чем в позапрошлом, средневзвешенная цена при этом упала более чем
на $1500. На Западе спрос был еще активнее — в США, например, в это
же время уходило до 175 тыс. PDP за квартал.
Рост огромный, но с точки зрения общих объемов телевизионной техники
это пока капля в море: кинескопных телевизоров за прошлый год в мире
было реализовано 172 млн. Действительно важно в этой ситуации то,
что и производители, и продавцы почувствовали момент перехода количества
в качество — еще немного, и плотину прорвет: цены приблизились к
тому порогу, за которым товар ждут уже не сотни тысяч, а десятки
миллионов покупателей. Все, кто имеет отношение к «плазменному» бизнесу,
сейчас ощущают себя примерно так же, как наткнувшиеся на золотую
жилу старатели. И действовать им приходится примерно таким же образом
— столбить за собой как можно большую рыночную территорию, скрывать
от конкурентов информацию и... вкалывать как проклятым. Другого выбора
у них нет, ведь тому, кто спасует сегодня, вряд ли достанется хоть
немного от тех огромных прибылей, которые начнут приносить PDP в
недалеком будущем.
Конечно, нельзя сказать, что сейчас производители работают себе в
убыток. Но доходы от продаж тут же реинвестируются в строительство
новых фабрик, исследования и покупку патентов у других фирм. Все
делается в расчете на долгосрочную перспективу, и одновременно приходится
периодически снижать цены на новые модели. Неудивительно, что даже
очень крупные концерны не выдерживают такой гонки. Но они не были
бы акулами бизнеса, если бы просто оставляли поле боя конкурентам
— вместо этого недавние соперники объединяются, чтобы вместе продолжить
борьбу. Для примера можно взять Fujitsu Hitachi PlasmaDisplays и
Pioneer Plasma Display (совместное предприятие Pioneer и NEC). Не
вызывает недоумения, что первыми на консолидацию пошли именно японские
компании, которым всегда было сложно состязаться с корейцами в рентабельности
массового производства, зато им принадлежат патенты на многие высокотехнологичные
разработки. Есть еще китайские производители, и их тоже опасно не
принимать в расчет: понятно, что, наладив собственное производство,
они собьют цены и затоварят рынок. Но произойдет это не так скоро
— китайцам придется сначала освоить весьма высокие технологии. Именно
поэтому владельцы патентов (а это в первую очередь Fujitsu) не очень
охотно ими делятся.
Страсти по плазме кипят сейчас не только в Азии. Неожиданно на сцене
появились американцы — компьютерные гиганты Dell и HP. Проводить
разработки и строить в Америке фабрики по производству матриц они,
ясное дело, не собираются. Комплектующие будут закупаться у азиатских
компаний, но, учитывая, что от этих же поставщиков американцы уже
давно и в очень больших количествах получают детали для сборки компьютеров,
проблем тут не возникнет. А реализовывать готовые телевизоры поможет
опять-таки давно раскинутая по всему миру дилерская сеть. На рынке
США Dell уже понемногу теснит азиатских конкурентов, начав продавать
42-дюймовые панели на четверть дешевле средних цен.
Что же будет дальше? Чтобы понять это, достаточно вспомнить, как
развивалась ситуация с 15-дюймовыми компьютерными LCD-мониторами
в момент их выхода на массовый рынок. После запуска строящихся сейчас
огромных заводов для выпуска плазменных панелей может начаться кризис
перепроизводства, затем, наоборот, дефицит, сопровождаемый временным
ростом цен. Это объективные экономические закономерности, известные
всем игрокам сектора хай-тек, и борьба за деньги покупателя из-за
этих коллизий станет еще жестче. Но для начала нужно убедить массового
потребителя в необходимости перехода на плоскопанельные дисплеи —
в прошлом году всего 9% проданных телевизоров стоили дороже $1000.
Ну а в целом вектор движения задан однозначно. Для производителей
это улучшение качества картинки и снижение цен, а для нас — очередные
муки выбора.
Перед началом тестирования несколько слов о методике. Качество изображения
плазменных и ЖК-телевизоров определяется не только характеристиками
самой матрицы, но и алгоритмами цифровой обработки видеоинформации.
Одной из проблем разработчиков является приведение формата входного
сигнала к формату дисплея. В нашем случае это преобразование эфирного
телевидения системы SECAM или видеофильма PAL, имеющих 576 активных
строк, в формат плазменной панели с разрешением 852 х 480 пикселей.
Возникает вопрос: как разместить 576 строк в 480? Сделать это можно
разными способами, например, оставить на экране только самую информативную
часть изображения с 49 по 538 строку, т.е. обрезать картинку сверху
и снизу. Такие форматы кадра — ZOOM1, «Увеличенное», «Увелич. LB»
и др. — есть у большинства телевизоров. Иногда пропускается каждая
шестая строка входного сигнала, тогда 576 строк точно вписываются
в 480. Для сохранения пропорций при этом пропускается и каждый шестой
столбец. И что самое удивительное, на обычном телевизионном изображении
мы даже не заметим этой вивисекции.
Чтобы установить, каким образом преобразуется кадр в полученных на
тестирование панелях, мы сгенерировали специальную таблицу формата
768 х 576, состоящую из группы строк толщиной в один пиксель (рис.
1).
Расстояние между строками подобрано так, чтобы при простом «выкидывании»
строк на экране хотя бы одна из них пропала. Испытания показали,
что, к счастью, ни одна из протестированных панелей не устроена так
примитивно. Перед удалением строки процессор разбивает ее на несколько
строк, в результате чего все полосы остаются на своих местах, но
их яркость получается разной (рис. 2).
В продвинутых аппаратах применяются более изощренные методы преобразования,
устраняющие артефакты даже у периодических структур.
Таких картинок, что вы придумали, в жизни не бывает, — скажете вы
и будете правы. Тем не менее встречаются сюжеты с периодической структурой,
например, кирпичная кладка, рисунок ткани и др., которые на большом
экране могут выглядеть совсем не натурально. Есть и стандартная таблица
SMPTE 35PA с разрешением 1020 х 576 пикселей, позволяющая для наших
панелей оценить качество преобразования форматов (рис. 3).
ПОИСК ПО КАРТИНКЕ
Как видим, каждая фирма экономит по-разному. Пять моделей из семи
при цене менее $3000 представляют собой полноценные телевизоры,
которые можно смотреть сразу после доставки из магазина. Для Daewoo
DT-4220NH придется докупить колонки, подставку или стенной кронштейн.
JVC GM-V42PCE — «чистый» дисплей без тюнера и акустики, оптимальный
вариант для домашнего кинотеатра или деловых презентаций. Да и
вообще панели с диагональю больше метра редко покупают, чтобы смотреть
ТВ-передачи — на эфирной картинке нельзя реализовать качественный
потенциал плазменного экрана. Поэтому работу тюнера мы оценивать
не станем, да и встроенный аудиотракт следует рассматривать исключительно
как контрольный. Так что для выявления победителей остается один
критерий — качество изображения. По нему в ходе теста выявились
четыре явных лидера.
Hyundai H-PDP4200. Единственный телевизор с двумя тюнерами, однако
режим «два в одном» невозможно реализовать из-за отсутствия гнезда
для подключения наушников. Имеются оригинальные опции установки баланса
белого по цветовой температуре и четыре уровня гамма-коррекции. Функция
защиты экрана автоматически уменьшает яркость при длительном показе
неподвижного изображения. Картинка отличная, слабые градации черного
и белого различаются хорошо, мелкие периодические структуры и кинофильмы
воспроизводятся на экране без артефактов. Есть небольшое неудобство
при эксплуатации — подключение к компонентным видеовходам требует
дополнительной подстройки баланса белого.
JVC GM-V42PCE. Качественный дисплей с видеовходами BNC для подключения
профессиональной видеотехники. Все тестовые таблицы показал без искажений.
Фрагменты видеофильмов с динамическими сюжетами прошли без затяжек
и лесенок на наклонных линиях. Сложные темные слабоконтрастные сцены
с низкой насыщенностью здесь вне критики — с хорошей проработкой
деталей и достоверными цветами.
Rolsen RP-42S20. Отличается удобным расположением разъемов для оперативного
подключения видеоаппаратуры. Хорошо продумана защита экрана, один
из вариантов которой — 4 ступени уменьшения яркости — пригодится
для экономии электроэнергии. Телевизор тщательно настроен, все 10
градаций «серого клина» четко воспроизводятся, темные и светлые квадратики
шахматного поля имеют одинаковые размеры и яркость. Просмотр кинофрагментов
еще раз подтвердил высокое качество комплектующих и точность настройки.
Правда, в телетексте нет кириллицы, а в настройках — опции управления
цветовым тоном.
Samsung PS-42D5S. Телевизор с просто уникальными характеристиками:
яркость вдвое, а контрастность втрое выше, чем у других испытуемых.
Да и ресурс плазменной панели рекордно высок — 50000 часов. Благодаря
12-битовой обработке видеосигнала даже эфирное изображение показывается
отлично. Испытания тестовым диском он также прошел без замечаний.
Преобразование строк со стандарта PAL на структуру панели выполнено
безукоризненно, все клетки одинакового размера и яркости. Есть несущественные
замечания по документации, но это мелочи.
При всех этих достоинствах цена телевизора Samsung PS-42D5S не самая
высокая в тесте, поэтому он и удостаивается Grand Prix.
Три других претендента — Hyundai H-PDP4200, JVC GM-V42PCE и Rolsen
RP-42S20 — имеют примерно одинаковое соотношение качество/цена и,
соответственно, получают наши «Рекомендации». n
Фирма
Akai
Akira
Daewoo
Hyundai
JVC
Rolsen
Samsung
Модель
42PDP-01T
PLT-42SE
DT-4220NH
H-PDP4200
GM-V42PCE
RP-42S20
PS-42D5S
Панель, диагональ/формат
42/16:9
42/16:9
42/16:9
42/16:9
42/16:9
42/16:9
42/16:9
Число пикселей
852 x 480
852 х 480
852 х 480
852 х 480
852 х 480
852 x 480
852 x 480
Кол-во тюнеров/ программ
1/99
1/199
1/99
2/199
нет
1/99
1/99
Стандарты изображения
PAL B/G, D/K, I;
PAL B/G, D/K, I;
PAL B/G, D/K,I;
PAL B/G,D/K,I;
PAL/SECAM/
PAL B/G, D/K, I;
PAL B/G, D/K, I; L;
и звука
SECAM B/G, D/K, L; NTSC Video
SECAM B/G, D/K; NTSC Video
SECAM B/G, D/K, K1, L/L1; NTSC Video
SECAM B/G, D/K, K1, L/L1; NTSC Video
NTSC Video
SECAM B/G, D/K,L; NTSC Video
SECAM B/G, D/K, NTSC Video
Выходная мощность звука, Вт
2 x 15
2 x 10
2 x 10
2 х 10
н.д.
2 х 10
2 х 15
Стерео/NICAM
да/да
да/да
да/нет
да/да
да/нет
да/да
да/да
Выход на доп. колонки
да
да
да
да
да
нет
нет
Тембр/эквалайзер
нет/да
да/нет
нет/да
да/да
нет/нет
нет/да
нет/да
Наушники/ громкость
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/нет
нет/нет
Пресеты звука/изобр.
5/4
3/3
3/3
3/3
нет
4/4
4/4
Опция цифр. шумоподав.
нет
нет
нет
нет
нет
да
да
Цветовой тон/температура
да/нет
да/нет
да/нет
нет/да
да/нет
нет/нет
да/нет
Число форматов кадра
4
4
5
5
2
6
6
Размер/центровка растра
нет/нет
нет/нет
нет/нет
да/да
да/да
нет/нет
да/да
Стоп-кадр/PIP/двойной экран
да/да/да
да/нет/нет
нет/нет
да/да/да
нет/нет/нет
да/да/да
да/да/да
Яркость (по паспорту)
1000
н.д.
н.д.
1000
н.д.
1000
1500
Контрастность (по паспорту)
3000:1
н.д.
н.д.
3000:1
н.д.
3000:1
10000:1
Часы
да
да
да
нет
нет
да
да
Таймеры вкл./выкл.
да/да
да/да
да/да
нет/нет
нет/нет
да/да
да/да
Sleep/Noise timer
да/да
да/да
да/да
да/да
нет/нет
да/да
да/да
Зашита от ребенка
нет
нет
да
нет
нет
нет
да
Разъемы на лицевой стороне
нет
нет
нет
нет
нет
3 х RCA + S-Video
нет
Разъемы с тыльной стороны или нижней части
AV IN: 2 х SCART, MiniDIN4, Audio — 2 x RCA, Component
— 3 х RCAPC IN:DVI, MiniJack3,5 RS232 D-Sub9
AV IN: 3 х RCA, MiniDIN4, Component — 3 х RCAPC
IN:D-Sub15, MiniJack3,5; AV OUT: 3 х RCA
AV IN: 2 х SCART, Video — 3 x RCA + MiniDIN4, 2
х Component — 5 х RCAPC IN: DVI, D-Sub15, 2 x RCA
AV IN: Video 3 х RCA + MiniDIN4; BNC + 2 x RCA, Component
-2 х RCA + 5 x BNCPC IN: D-Sub15 + MiniJack3,5AV OUT: 3 х RCA;
BNC RS232 D-Sub9
AV IN: SCART, Video 3 х RCA, MiniDIN4, 2 х Component
— 3 х RCA, PC IN: DVI, D-Sub15, MiniJack3,5 AV OUT: 3 х RCA; RS232
D-Sub9
AV IN: 2 х SCART, Video 3 х RCA, MiniDIN4, 2 х Component
— 5 х RCA, PC IN: DVI, 2 x RCARS232 D-Sub9
AV IN: 2 х SCART, Video — 3 x RCA, MiniDIN4, Component
— 5 х RCA PC IN:D-Sub15, MiniJack3,5; AV OUT: 3 х RCA