#06/2005 • сильное
звено
Николай ЕФРЕМОВ
ИДЕЙНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ
В БЮДЖЕТНОМ СЕГМЕНТЕ БОЛЬШИНСТВУ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПРИХОДИТСЯ СЛЕДОВАТЬ
ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ — ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ СНИЖАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ
КАЧЕСТВО НА ДОПУСТИМОМ УРОВНЕ. ИЗ-ЗА ЭТОГО ВСЯ ТЕХНИКА ПЕРЕСТАЛА
ОТЛИЧАТЬСЯ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕ, НО И СВОЕЙ НАЧИНКОЙ. ОДНАКО ЕСТЬ И ФИРМЫ,
СПОСОБНЫЕ В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПРОЛОЖИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ
К СЕРДЦУ И КОШЕЛЬКУ ПОКУПАТЕЛЯ.
КОМПАНИЯ ALEKS DIGITAL TECHNOLOGY ОСНОВАна в России, зарегистрирована
в США, а большую часть своей продукции производит в Гонконге. Все
три составляющие — американская бизнес-школа, отечественные мозги
и китайское трудолюбие — работают на общее дело, и на выходе получаются
очень неплохие вещи с привлекательным ценником.
Сегодня мы слушаем предсерийный образец акустики Aleks Idea 770.
К моменту выхода журнала первая партия сойдет со сборочной линии,
а в конце июня колонки ожидаются в России. Сразу оговорюсь — пара,
попавшая к нам в редакцию, специально не «вылизывалась», динамики
и элементы кроссовера с особой точностью не подбирались. Как раз
наоборот — в процессе производства в конструкцию могут быть внесены
кое-какие улучшения. Кстати, с таким подходом (и я считаю его абсолютно
правильным), когда на тестирование предоставляют trial version и
просят дать объективную экспертную оценку, в последнее время мы сталкиваемся
все чаще*. Нередко по результатам таких испытаний устанавливается
и розничная цена изделия.
Ориентировочный ритейл Idea 770 около $700, и разработчики колонок
пытались выжать из бюджета все возможное. Понимаю, что подобные заявления
уже набили оскомину, но уже один внешний вид подтверждает сказанное.
Корпус высоких напольников имеет закругленные боковые стенки, а передняя
панель залита черным лаком и отполирована до блеска. Уход от традиционного
прямоугольного сечения (точнее, от плоских параллельных поверхностей)
— эффективное средство борьбы со стоячими волнами и резонансами.
Кроме того, в основание положена толстая платформа с шипами. Простукивание
дает глухой, монолитный звук, а масса одной колонки 32 кг, так что
поднять ее в одиночку нелегко. На упаковке имеются наклейки «Left»
и «Right», из чего можно сделать вывод, что АС в парах подбираются
с близкими характеристиками.
Системы трехполосные, но драйверов четыре, поскольку пара низкочастотников
(кстати, нестандартного 7-дюймового калибра) включена в параллель.
Конструкторы «Алекс» сообщили, что их диффузоры изготовлены из рисовой
(!) бумаги с защитным карбоновым слоем. Таким образом, получается
легкий, жесткий и негигроскопичный материал. Правда, чувствительность,
по сравнению с «чисто» бумажными, у таких головок оказалась значительно
ниже. Подвес полиуретановый, поэтому новые колонки обязательно нужно
разминать специальным сигналом не менее десяти часов. Мы обычно пользуемся
для этого дисками «Densen DeMagic» или MDMS от Sheffield Labs.
Среднечастотник внешне напоминает кевларовый, но это тоже рисовая
пульпа с карбоном, только другого цвета. И структура у покрытия не
тканая, как кажется, а просто рифленая. Тем не менее она тоже подавляет
стоячие волны в материале, хотя и не так эффективно. В центре драйвера
установлена фазовыравнивающая «пуля» (хромированная сталь с последующим
омеднением), выравнивающая АЧХ при отклонениях от акустической оси.
Дюймовая пищалка находится в центре пластиковой акустической линзы,
и, как показали измерения, этот нехитрый прием работает довольно
эффективно. На высоких частотах диаграмма направленности Idea 770
довольно широка, до углов 50 град. серьезного спада звукового давления
не наблюдается. При создании АС использовался измерительный комплекс
Neutrik А1.
Кроссоверы первого порядка смонтированы навесным методом непосредственно
на входных клеммах. Детали самые простые — 5-ваттные проволочные
резисторы KNP, малогабаритные неполярные электролиты и одна катушка
«на воздухе». Все это для прочности залито силиконовым герметиком.
Внутренняя разводка сделана толстым кабелем с маркировкой Aleks Digital
Technology.
Как правило, после знакомства с бюджетной акустикой невольно начинаешь
продумывать план ее возможного апгрейда. Подлил масла в огонь и г-н
ван ден Хул своими советами (см. рубрику «Полезно знать» в прошлом
и нынешнем номерах). Итак, пользуясь рекомендациями этого опытного
специалиста, посмотрим, что можно улучшить в Idea 770. Заменить внутреннюю
проводку? Она здесь и так в порядке. Продублировать дорожки печатной
платы тоже не получится, ее тут просто нет, а монтаж выполнен по
принципу point-to-point. Бессмысленно ставить и внутренние распорки
— корпус абсолютно «мертвый» и при воспроизведении почти не вибрирует.
Остается лишь заменить электролитические конденсаторы пленочными,
но это приведет к серьезному увеличению габаритов кроссовера. И нелишне
будет промазать места крепления порта и клеммной колодки более прочным
герметиком. Получается, что из данной конструкции действительно выжато
все и улучшить ее без серьезных затрат невозможно.
Первый экзамен, как всегда, по динамике. Оркестровые произведения
[1] с большим перепадом уровней и резким пиками на tutti выявляет
малейшие признаки компрессии, если таковая в тракте имеется*. В
нашем же случае звучание мощно и впечатляюще, и по динамическим
контрастам оркестр похож на настоящий. Крайне информативна середина
— передается все богатство гармоник, отчетливо слышны тембральные
особенности инструментов. Правда, медные духовые несколько резковаты,
но этим достигается даже большее сходство с настоящими. Компрессии
вроде бы нет, но почему оркестр «почти» настоящий? Несмотря на
довольно низкую частоту настройки фазоинвертора, колонки не дали
ощущения солидной басовой основы. Не чувствовались инфранизкие
составляющие, из-за чего мне пришлось поменять усилитель и вместо
интегральника Bryston B60R поставить мощный ресивер Onkyo TX-NR5000E
с регуляторами тембра. Подъем НЧ на 3 дБ несколько исправил ситуацию,
хотя атмосферы большого зала, движения воздуха он не прибавил.
Допускаю, что это мог быть субъективный момент в конкретном помещении,
ведь на графиках никакого спада в нижнем регистре не видно.
Диск [2] прилагался к итальянскому журналу «Audio Car Stereo» в
качестве тестового. Помимо всего прочего, он показывает, насколько
правильно выстраивается сцена при воспроизведении. После того как
я нашел оптимальное положение колонок в комнате и немного повернул
их к своему креслу, расположение инструментов почти совпало со
схемой, нарисованной в журнале. И что самое ценное, не только по
ширине, но и глубине. Колонки энергичны, напористы, иногда грубоваты.
Их звучание невозможно назвать зализанным или бесстрастным, но
его не назовешь и слишком комфортным. Иногда 770-е своей отвязностью
напоминают ранние JBL, однако в звуке нет породистости, присущей
культовым американцам. Впрочем, для 700 долларов за пару даже очень
неплохо.
Еще плюсы: очень информационная середина и прекрасная атака. Фортепиано
в Первом концерте Чайковского [3] кажется абсолютно реальным из-за
обилия обертонов, звучание струны богато гармониками. Появляется
бархат, слышны характерные резонансы корпуса инструмента. В паузах
колонки «дышат», превращая комнату в концертный зал. Еще минусы:
при уменьшении громкости меняется не только тональный баланс, но
и пространственные характеристики. Оркестр тускнеет и уплощается,
словно картинка на дешевом ЖК-экране.
А вот медные духовые очень яркие при любой громкости. В валторне
Шилклопера [4] слышен реальный металл, никакой синтетики. Возможно,
опять придется говорить о некоторой резкости, но ведь в жизни этот
инструмент тоже не всегда ласкает слух. Тут, скорее, стоит отметить,
что при всей своей непричесанности системы очень деликатно отрабатывают
реверберации, характерные для сводчатых потолков храма*.
Аналогичная картина и с реверберацией искусственной. Она точно
и ненавязчиво передается на Susie Q [5], длинные «хвосты» не обрубаются,
как это часто бывает у колонок с тяжелыми диффузорами. Понравилось
полное отсутствие мути и вуали, звук абсолютно прозрачен. Впрочем,
вынужден повториться: контрастность местами граничит с резкостью,
что иногда уместно, а иногда — не очень.
На мой взгляд, самое ценное в этих колонках — наличие собственного,
хотя и несколько противоречивого характера. Солидность (бережное
отношение к нюансам и завидная точность в динамических контрастах)
уживается в них с юношеским максимализмом, безбашенностью, если
хотите. Зато эти башни способны вытащить глубоко спрятанные эмоции
из вполне безобидных, на первый взгляд, произведений [5]. В звучании
Idea 770 нет аналитичности или пресловутой нейтральности, но не
чувствуется и безупречной породы.
Не исключено, что с таким темпераментом колонки подойдут для фронта
театральной системы. Проверить это предположение я предлагаю вам
самим, поскольку эксперименты с многоканальным звуком выходят за
рамки и настоящей рубрики, и моих интересов. n
* Так было с ЖК-телевизорами Teckton в апрельском номере и BBK
в нынешнем. МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings,
1997.
2. Massimiliano Coclite, «Live at Alexanderplatz». TechniPress,
2005
3. Петр Чайковский, «Увертюра 1812». Arte nova Classics/Loewe Systems.
DDD, 1997.
4. Аркадий Шилклопер, «Hornology». RDM, 1996.
5. Creedence Clearwater Revival. Fantazy. 20 bit K2 coding, 2000.
6. Tom Waits, «Small Change». Elektra/Asylum Rec., AAD, 1976.
* Как правило, компрессия возникает в громкоговорителях из-за неоднородности
магнитного поля в зазоре. Т.е. смещение звуковой катушки зависит от протекающего
через нее тока нелинейно. Именно поэтому разработчики стараются либо уменьшить
высоту катушки, либо сделать зазор более протяженным. ТРАКТ, В КОТОРОМ МЫ СЛУШАЛИ АС
Универсальный проигрыватель Marantz DV-9500 $2500
Усилитель Bryston B60R $3090
AV-ресивер Onkyo TX-NR5000E $6444
Акустические кабели Legacy TL (3 м) $1030
семь раз отмерь
Паспортные характеристики Aleks Idea 770
Конфигурация 4 излучателя, 3 полосы
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 40 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт/1м 86
Номинальное сопротивление, Ом 4
Номинальная подводимая мощность, Вт 100
Масса, кг 32
Рис. 1. Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Aleks
Idea 770
Фазоинверторная система с довольно низкой частотой настройки —
около 35 Гц, но для такого объема корпуса это нормально. Номинальное
(оно же минимальное) сопротивление — 4 Ом, что соответствует заявленному
значению. На более высоких частотах импеданс растет, что значительно
облегчает жизнь усилителю. Точно частоты раздела полос по графику
определить сложно, можно лишь предположить: 1300 и 6000 Гц.
Несмотря на применение простейших фильтров 1-го порядка, фазовая
характеристика на редкость ровная и укладывается в коридор ±36
град. Это значит, что усилитель «увидит» скорее активную нагрузку,
чем реактивную, и проблем с устойчивостью у него будет меньше.
Рис. 2. Амплитудно-частотная характеристика Aleks Idea 770
Чувствительность АС и впрямь невелика, порядка 85 дБ, так что для
раскрытия их динамического потенциала потребуется усилитель никак
не менее 60 Вт. Неравномерность характеристики во всем диапазоне
частот не превышает ±3 дБ по звуковому давлению, что можно считать
очень неплохим результатом для проекта с таким бюджетом. Фазоинвертор
стыкуется с НЧ-драйверами с солидным перехлестом, а шумы, возникающие
в его трубе, незначительны.
Обратите внимание на дисперсию твитера: расхождение кривых, снятых
на оси и при углах 30 и 50 град. (синяя, красная и зеленая соответственно),
очень мало. Столь широкая направленность обещает широкую зону стереоэффекта,
хорошую сцену и точную локализацию источников. Горб на 4 кГц легко
убрать, слегка повернув колонки внутрь, при этом также удастся
частично компенсировать подъем на 16 кГц.
* Диск записывался в Новоиерусалимском монастыре.
|