#06/2005 • ТЕСТ • КОМПЛЕКТЫ АКУСТИКИ 5.1

Руслан ТАРАСОВ

НАРИСУЙТЕ МНЕ ЗВУК

АКУСТИКУ МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ — ПО ЦЕНЕ, КОНСТРУКЦИИ И НАЗНАЧЕНИЮ. НО СЕЙЧАС МЫ РЕШИЛИ ПОСТАВИТЬ ВО ГЛАВУ УГЛА СОВСЕМ ДРУГОЙ КРИТЕРИЙ. ПОДОБРАВ КОМПЛЕКТЫ 5.1 С НЕОБЫЧНЫМ ДИЗАЙНОМ, ПОПРОБУЕМ ВЫЯСНИТЬ, НАСКОЛЬКО ХОРОШО ОНИ ИГРАЮТ. И ИГРАЮТ ЛИ ВООБЩЕ.

началоAudio Pro Cinema Precision PM-09/Fokus $1400 • Cabasse Gallia $1700 • Davis Delta Pack $795 • KEF KHT 1005 $900 • Matrix Avalon/R12 $1390 • Mordaunt-Short Genie $1400 • Polk Audio RM6900 $1450 • Yamaha NS/SW225 $1250

ДУМАЕТЕ, НЕЧТО ЯРКОЕ И ЭКСТРАОРДИНАРное обязательно должно стоить дорого? Нет. Затевая нынешний тест, мы не ограничивали бюджетные рамки, а ориентировались исключительно на современную, стильную внешность. Результат: через неделю в редакции появились восемь «дизайнерских» систем от 795 до 1700 долларов.

Такая разница сначала нас озадачила, поскольку нарушалось главное правило любого группового теста: сравнивать можно только технику одной ценовой категории. И лишь по ходу испытаний мы пришли к неожиданному (хотя, если вдуматься, к закономерному) выводу: колонки, изначально создававшиеся для интерьера, не слишком отличаются качеством воспроизведения. Почему?

В этом свободном от условностей классе каждый производитель старается выделить свое изделие из массы аналогичных, отнеся его к «Design Series», «Concept System», «Life Style». Или, по-русски говоря, спроектировать технику, подходящую для современного жилого интерьера.

Отводится ли при этом качеству звучания второстепенная роль? И да, и нет. До уровня бюджетного театра в коробке ни один уважающий себя конструктор опускаться не станет — можете быть уверены, что по звучанию все эти комплекты находятся на весьма приличном уровне. Но не думайте, что кто-то из производителей, создавая систему за 1000 — 1500 долларов, ударится в другую крайность — делать для вас State-of-the-Art.

Вот так и получается, что музыкальность таких систем почти не зависит от цены. Вернее, зависит, но улучшается непропорционально медленно. А мы, оценивая их, можем спокойно отбросить дизайнерскую — назовем ее так — наценку. Нам даже не надо знать, насколько она велика. Серебристые или черные, лакированные или отделанные натуральным шпоном, узкие или плоские — выбирать вам. И вам решать, сколько доплачивать за красоту. А мы определять лучших будем, как и раньше, по набору потребительских качеств: звучание, универсальность, укомплектованность, совместимость, критичность к установке и т.д.

Референсный тракт мы построили на базе источника и ресивера высокого класса (DVD-проигрыватель Marantz DV-9500 за $2500 и Onkyo TX-NR5000E за $6444). Только у такой техники имеются нужные для теста тонкие настройки — с их помощью и попытаемся выжать максимум, на что способна наша нестандартная акустика. Кстати, в заключительной части мы с удовольствием поделимся с вами, как проще это сделать. А здесь нам остается лишь назвать музыкальный и видеоматериал, который использовался в ходе испытаний.

CD: «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003); System of A Down, «Steal This Album!» (Sony Music, 2002); Billy’s Band, «Оторвемся По-Питерски» («Гранд Рекордс», 2005).

DVD: DTS Demonstration 6 и DTS/DVD-Audio Music Sampler One (оба изданы в 2001 году DTS Intertainment). DVD-Audio: «Johan Strauss in Berlin» Berliner Philharmoniker, Nikolaus Harnoncourt (Teldec Classic, 2000).

SA-CD: Super Audio CD Nr.1 Sony/DVD&Hjemmekino (Universal Music/Deutsche Grammophon, 2003).


ПО ВСЕЙ ФОРМЕ

Как мы уже говорили в самом начале, при определении победителей не будем учитывать дизайн, а воспользуемся стандартными критериями: общее качество звучания, универсальность, совместимость, укомплектованность, простота настройки. А картина тут получается следующая.

По всем параметрам, а особенно по соотношению качество/цена, в лидеры однозначно вырывается комплект акустики Davis. Grand Prix без малейших колебаний. Учитывая, что эта французская фирма выпускает колонки не такими уж и большими объемами, вы даже получаете в какой-то степени эксклюзив.

Наиболее универсальной и правильной по звучанию системой в тесте оказалась американская RM6900. Конечно, новинка Polk Audio стоит существенно дороже победителя, но свою цену и нашу «Рекомендацию» она оправдывает сполна.

Гораздо больше, чем ожидаете, вы получите от комплекта Matrix Avalon/R12. В звучании этой акустики можно заметить небольшие огрехи, но она ближе всего подобралась к большим дорогим системам. «Рекомендацию» ей мы даем еще и потому, что при грамотном подборе ресивера в системе можно легко побороть и ее бюджетную резковатость воспроизведения.

Советуем обратить внимание на систему Mordaunt-Short, но по другой причине. Передовые сателлиты Genie вполне могли претендовать за свое нейтральное звучание на высшую награду, да и сабвуфер с полосовым фильтром, с помощью которого можно успешно погасить резонансы комнаты прослушивания, большая редкость в обозреваемой ценовой категории. Но из-за немного тормознутого и распущенного баса этот комплект оказался не так универсален, как хотелось бы. Так что лишь «Рекомендация».

Шведская акустика Audio Pro Cinema Precision даже без нашей награды останется наиболее привлекательной для тех, кто намерен построить аудиотракт в едином стиле с плазменной или ЖК-панелью. В большинстве случаев она неплохо справится и с музыкой, но здесь многое будет зависеть от сабвуфера Fokus. Чтобы Cinema Precision порадовали глубокой и выразительной сценой, их придется ставить на специальные стойки, а это — и дополнительные траты, и вообще противоречит изначальной «настенной» идеологии.

Очень интересен комплект Cabasse Gallia. Он явно создавался людьми, любящими кино. Закройте глаза, и ощущение атмосферы настоящего кинозала будет полным. Против Cabasse Gallia сыграла только цена.

Серия 225 от Yamaha интересна и инженерными решениями, внешним видом, и целым рядом звуковых качеств. Но какого-то яркого запоминающегося образа своим звучанием она не оставила. Для тех, кто ценит в воспроизведении прежде всего комфорт и не потеряет сон из-за отдельных шероховатостей в звучании — оптимальный выбор.

И наконец, KEF KHT 1005. Тут резюме будет коротким. Если вы присматриваетесь к дизайнерской акустике именно для озвучивания комнаты, то вам следует выбирать более мощные KHT-бестселлеры британской компании (их у нее много, а кое-какие мы уже когда-то тестировали). А KHT 1005 хороша, как нам кажется, для мини-театра — например, вокруг мультимедийного компьютера. n

БОРЬБА ЗА ЧИСТОТУ

При настройке звучания многоканальной конфигурации мы пользуемся не совсем правильной (с точки зрения производителя), зато эффективной методикой, которая реально помогает даже с самой капризной акустикой. Процесс состоит из четырех этапов.

• Предварительный этап. В ресивере с максимальной точностью задайте реальные расстояния до ваших АС, в настройках уровня — все по нулям, в установках типа систем — «полный диапазон» (Full Range или Large), на сабвуфере частоту фильтрации установите на максимум, а уровень, наоборот, на минимум.

• Этап «Сателлиты». Прослушайте несколько знакомых музыкальных программ и саундтреков. Ориентируясь на чистоту звучания, т.е. отсутствие призвуков и искажений, найдите минимальную частоту среза для основных каналов при работе всей системы на мощности, близкой к максимальной. Не пугайтесь, если придется обрезать у колонок всю басовую полосу. Запомните найденные значения частоты и верните в настройках ресивера снова для всех каналов установку «полный диапазон».

• Этап «Сабвуфер». Отключите сателлиты (или понизьте уровень основных каналов до минимума), а уровень на сабвуфере установите на максимум. Фактически теперь должен звучать только бас. Перемещая саб по комнате, найдите положение, при котором он меньше всего гудит и не возбуждает паразитные резонансы. Проверьте результат с другим музыкальным материалом. Главный ориентир — четкость баса.

• Заключительный этап «5.1». Включите сателлиты, понизьте до нормального значения уровень на сабвуфере и теперь попробуйте найти верную фазу, пользуясь переключателем или плавным регулятором. Также можно использовать установки расстояния до сабвуфера в ресивере (если там есть такой пункт). Критерии: в идеале бас в точке прослушивания должен казаться усиленным, чистым и низким. Если фаза смещена, он покажется более высоким, гудящим. Если вы вообще попали в противофазу — ослабленным, пустым. Только после этой процедуры установите в ресивере и на сабвуфере найденную ранее частоту среза и попробуйте послушать, что получится.

Тонкая настройка сводится к тому, что вы можете или немного поднять частоту среза ФНЧ, или опустить ее, а также скорректировать направленность, местоположение и уровень звучания основных каналов. Критерии: линейность, глубина стереопространства, естественность и неразрывность окружающих эффектов.

Марка Audio Pro Cabasse Davis KEF Matrix Mordaunt-Short Polk Audio Yamaha
Комплект Cinema Precision/ Fokus Gallia Delta Pack KHT 1005 Avalon/ R12 Genie RM6900 NS/ SW225
Фронтальные АС PM-09S Gallia Sat Delta Sat HTS 1001 Avalon MS402 RM6901 NS-225F
Номинальное сопр., Ом 8 8 4 8 6 4 — 8 8 6
Чувствительность, дБ/Вт/м 88 92 89 86 88 86 89 86
Воспр. диапазон, Гц 80 — 35000 150 — 20000 150 — 2000 120 — 22000 30 — 22000 95 — 20000 80 — 24000 60 — 50000
Подводимая мощность, Вт 10 — 100 до 70 50 — 110 10 — 100 20 — 150 15 — 100 20 — 150 40 — 120
Подключение к усилителю Однополосное 1-полос. 1-полос. 1-полос. 2-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос.
Размеры, мм 650 x 148 x 92 230 х 200 х 100 140 x 140 x 170 165 x 110 x 78 1100 х 150 х 350 223 x 132 x 170 317 x 114 x 129 1050 x 236 x 236
Вес, кг 4,5 2,2 2,5 1,0 20 1,8 2,4 7,7
Тыловые АС PM-09S Gallia Sat Delta Sat HTS 1001 Avalon-S MS402 RM6801 NS-M225
Номинальное сопр., Ом 8 8 4 8 6 4 — 8 8 6
Чувствительность, дБ/Вт/м 88 92 89 86 87 86 89 86
Воспр. диапазон, Гц 80 — 35000 150 — 20000 150 — 2000 120 — 22000 60 — 20000 95 — 20000 80 — 24000 65 — 50000
Подводимая мощность, Вт 10 — 100 до 70 50 — 110 10 — 100 20 — 100 15 — 100 20 — 150 40 — 120
Подключение к усилителю Однополосное 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос.
Размеры, мм 650 x 148 x 92 230 х 200 х 100 140 x 140 x 170 165 x 110 x 78 250 х 200 х 250 223 x 132 x 170 114 x 317 x 129 360 x 107 x 134
Вес, кг 4,5 2,2 2,5 1,0 3,5 1,8 1,4 2,4
Центральная АС PM-09C Gallia Sat Delta Sat HTS 1001 Avalon-C MS404C RM6902 NS-C225
Номинальное сопр., Ом 8 8 4 8 6 4 — 8 8 6
Чувствительность, дБ/Вт/м 88 92 89 86 87 87 89 86
Воспр. диапазон, Гц 80 — 35000 150 — 20000 150 — 2000 120 — 22000 60 — 20000 95 — 20000 80 — 24000 65 — 50000
Подводимая мощность, Вт 10 — 100 до 70 50 — 110 10 — 100 20 — 100 15 — 100 20 — 150 40 — 120
Подключение к усилителю Однополосное 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос. 1-полос.
Размеры, мм 148 x 650 x 92 230 х 200 х 100 140 x 140 x 170 107 x 181 x 78 130 x 510 x 200 134 x 302 x160 181 x 114 x 129 94 x 440 x 133
Вес, кг 4,7 2,2 2,5 1,0 6 2,1 2,4 2,8
Сабвуфер Fokus Gallia Sub Delta Sub PSW1000.2 R12 MS409W RM6900 Sub YST-SW225
Линейные входы/выходы L, R/Нет LFE, MAX/Нет L, R/L, R L, R/L, R L, R/Нет L, R/L, R LFE, L, R/Нет L, R/Нет
Высокоур. входы/выходы L, R/L, R Нет/Нет L, R/L, R Нет/Нет L, R/Нет Нет/Нет L, R/L, R L, R/L, R
Воспр. диапазон, Гц 23 — 100 30 — 170 н/д 38 — 150 33 — 150 38 — 200 28 — 180 20 — 200
Регулировка фильтра, Гц 50 — 100 40 — 180 40 — 200 40 — 140 50 — 150 50 — 200 н/д 50 — 150
Мощность, Вт 400 150 200 100 150 200 100 120
Размеры, мм 380 x 350 x 350 420 x 260 x 440 410 x 310 x 430 360 x 320 x 320 430 х 538 х 505 423 x 370 x 370 419 x 600 x 203 350 x 290 x 349
Вес (каждой), кг 19 16 2,5 13,5 25 15,5 15,4 11,5
Цена комплекта, $ 1400 1700 795 900 1390 1400 1490 1250

 

   
ListenListen

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"