#06/2005 • прямая
речь
Николай ЕФРЕМОВ
СОКОЛ РАСШИРЯЕТ АРЕАЛ
О «СОКОЛЕ» ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НАПИСАНО, ПОЖАЛУЙ, БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБ
ОСТАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ, ВМЕСТЕ ВЗЯТЫХ. НЕ ТАК ДАВНО СООБЩАЛОСЬ,
ЧТО МАРКА УХОДИТ С РЫНКА ИЗ-ЗА ПРОСЧЕТОВ В МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКЕ.
ДЕСКАТЬ, БЫЛО БОЛЬШОЙ ОШИБКОЙ ПРОДВИГАТЬ «СОКОЛ» И AKAI ОДНОВРЕМЕННО,
ОДИН БРЭНД ОБЯЗАТЕЛЬНО УБЬЕТ ПРОДАЖИ ДРУГОГО.
Что же происходит на самом деле? С этим вопросом мы обратились к
Генеральному директору торгово-промышленной компании «Бытовая электроника
«Сокол» Дмитрию Тиманову.
Д.Т.: Никуда «Сокол» не уходит, и уж раз мы решили заниматься
двумя марками сразу, значит, считаем это правильным. И в первую
очередь потому, что они абсолютно не мешают друг другу, в противном
случае мы бы просто не согласились на предложение Akai. Брэнд «Сокол»
имеет российские корни и русское имя, он позиционируется в нижнем
ценовом сегменте. Имея еще и Akai, мы можем работать в двух сегментах
и охватывать значительно большую часть рынка. Если использовать
мировую классификацию, «Сокол» попадает в сегмент С, а Akai — в
B, т.е. low и low middle соответственно.
Н.Е.: Но ведь у «Сокола» есть премиумные линейки «Атриум» и «Люкс»,
которые явно не попадают в бюджетный сектор.
Д.Т.: Разумеется, и внутри каждого брэнда есть классификация продукции
на более и менее дорогую. Например, мы летом планируем начать выпуск
новой серии телевизоров Akai со всеми возможными функциями, и она
будет дороже нынешней.
Н.Е.: Как создаются телевизоры «Сокол»? Где разрабатывается шасси,
принципиальная схема, кто решает, какой набор опций должен быть
в той или иной модели? У «Сокола» и Akai одна и та же команда инженеров
или разные?
Д.Т.: Разные. Для «Сокола» применяются как собственные разработки,
так и т.н. мировые проекты. Телевизор стал настолько простым и
универсальным устройством, что различия между моделями разных фирм
минимальны. Основу составляет процессор, а уж набор резисторов
и транзисторов большой роли не играет. Отличия могут быть в разводке
шасси, от этого зависит помехоустойчивость схемы. Поэтому важны
две вещи — выбрать правильные элементы и грамотно уложить их на
плате. Как правило, это делается в России по заказу и при участии
наших конструкторов на ТК «Арсенал», с которой мы давно работаем.
Несколько шасси нам разработала очень сильная команда с «Рубина»,
иногда обращаемся к азиатским партнерам. Мы выбираем базовые элементы,
заказываем разводку, получаем готовые образцы и проверяем их на
помехи. Для этого у нас есть специальная лаборатория. Главное —
выбрать процессор. Мы остановились на UOC от Philips* и ставим
их во все модели «Сокол». Это надежные чипы, которые постоянно
совершенствуются. Правда, нам примерно раз в квартал присылают
образцы и другие фирмы, вплоть до готовых шасси, но отказываться
от Philips пока не собираемся. Неплохие чипы у Toshiba и Sanyo,
но применять несколько процессоров неудобно для сервиса.
Н.Е.: Насколько ремонтопригодны однокристальные телевизоры? В них
ведь, наверное, всю плату приходится менять, а это дорого...
Д.Т.: Львиная доля отказов в телевизорах приходится на блок питания,
а на кристалл — единицы. Но и в этом случае чип выпаивается без
особых проблем, у нас есть некоторый запас для замены. У «Сокола»
около 170 сервисных центров по всей стране, и оттуда ежемесячно
приходит статистика по неисправностям. Как только какой-нибудь
блок или элемент набирает критическое значение 3 — 4% отказов,
мы начинаем ставить другой. Поскольку эта работа ведется уже много
лет, такой процент брака уже невозможен. На шасси стоит более 250
других элементов, которые легко меняются. Именно поэтому мы не
стали переходить на более прогрессивный SMD-монтаж**, хотя это
позволило бы удешевить производство. Но для замены такого элемента
требуется специальное оборудование, в крупных городах оно, возможно,
есть, но надо же думать и о регионах, где наших телевизоров продается
очень много.
Н.Е.: Трубки в «Соколах», насколько я знаю, LG.Philips?
Д.Т.: У нас контракты с разными поставщиками. Примерно половину
кинескопов получаем от LG.Philips Display, часть покупаем у Hitachi
и Samsung. Присматривались к Thomson, но у них все заметно дороже
из-за курса евро. Зато сейчас много предложений от китайских компаний.
Н.Е.: Но ведь кинескоп — уже вчерашний день, мир переходит на ЖК
и плазму.
Д.Т.: Это произойдет не скоро. Вы знаете, что индийские бизнесмены
буквально скупают кинескопные заводы по всему миру и уже приобрели
предприятие Thomson? Оказывается, рынок только ч/б телевизоров
в наше время составляет 2 млн. шт. в год. Это сама Индия, Африка
и Южная Америка. Да и в России тоже — вы можете представить пенсионера
где-нибудь в Улан-Удэ, способного купить ЖК или плазму? А вот вам
другая статистика: крупный завод, выпускающий LCD-телевизоры, поставляет
45% продукции в Северную Америку, столько же в Европу, и лишь 10%
достается остальным континентам. Но даже в высокоразвитых странах
на один проданный LCD приходится 7 кинескопных. Заметьте, к этому
мы придем, когда доход среднего россиянина достигнет европейского
уровня. В прошлом году в России было продано 250 тыс. ЖК-телевизоров,
в следующем, возможно, будет 350 тыс., через три года — миллион.
Но кинескопных все равно будет продано в 10 раз больше. Так что
на ближайшие пять лет я проблем не вижу.
Н.Е.: Были сообщения,
что «Сокол» открывает новый завод в Калининграде. Что на нем
будет выпускаться и насколько современное там оборудование?
Д.Т.: Хочу заметить, что мы не являемся собственниками производственных
мощностей. Поэтому когда пишете, что «Сокол» на своем заводе «Арсенал»
начал выпуск новых моделей», — это неправильно. Завод «Радиоимпорт»
точно так же будет делать телевизоры по договору, а наша задача
— контролировать качество продукции. Вы прекрасно понимаете, что
телевизор отказывает по двум причинам: либо из-за некачественных
элементов, либо производственного брака. За брак предусмотрены
штрафные санкции, что очень дисциплинирует наших партнеров.
С начала марта в Калининграде начали выпускать DVD-плееры «Сокол».
На заводе очень гибкие и квалифицированные кадры, способные быстро
переориентироваться на новую продукцию. Наверное, перенесем туда
производство домашних кинотеатров и ЖК-телевизоров Akai, но последние
очень сложны в производстве — и сам монтаж, и тестирование. Чтобы
не пустить всю продукцию в брак, нужно очень тщательно продумывать
и отлаживать процесс. Кроме того, чем дороже изделие, тем опаснее
его попадание в сервис — это замена аппарата стоимостью $1000,
его просто так не спишешь. Да и сами заводы рискуют попасть под
огромный штраф, если, например, такую панель уронят.
«Радиоимпорт» — завод современный, построен с нуля. Что касается
оборудования, то там нет ни одной установки старше 2000 г. По оснащенности
ничуть не хуже турецкого, на котором я недавно был. Руководство
периодически модернизирует линии, исходя из необходимости, характера
и количества заказов.
Н.Е.: Какие LCD-панели будут в телевизорах?
Д.Т.: У LG.Philips Display завод и склад в Англии, через четыре
дня после оформления заказа груз будет здесь. Готовимся к полноценному
производству, по плану оно должно начаться в следующем году. Возможно,
это будет совместное предприятие с крупным зарубежным производителем.
Мы уже месяца три продаем ЖК-телевизоры Akai, и очень успешно.
Н.Е.: Падение цен на ЖК и плазму вас не смущает?
Д.Т.: Мы буквально в шоке от того, что происходит. Заключаем «длинный»
контракт с отсрочкой платежа, и бывает, что, пока контейнер идет,
цена падает на 10 — 15%. Но ЖК-телевизор всегда в несколько раз
будет дороже кинескопного, так что в убыток работать не будем.
Н.Е.: Чем «Соколы» отличаются от телевизоров конкурирующих фирм?
Д.Т.: Первое — это технологии, о которых я уже рассказал. Современное
производство, отборные комплектующие и жесткий контроль качества.
Второй момент — маркетинг. Т.е. дизайн, реклама, правильное позиционирование
товара. Оригинальную внешность новых моделей разрабатывала студия
Артемия Лебедева. В июле — августе начнется серийное производство
еще одной линейки, и внешне она будет ближе к классической. Задача
«Сокола» — за небольшие деньги предложить продукт нормального качества,
и если изощряться с дизайном, это будет уже совсем другой телевизор,
рассчитанный на другого покупателя. Брэнд должен соответствовать
нише, в которой он работает.
Н.Е.: Насколько широко распространена продукция «Сокол»?
Д.Т.: От Москвы до Красноярска, дальше везти нерентабельно. Зато
Akai — вплоть до Дальнего Востока. n
* UOC, т.е. Ultimate One Chip — микрочип, объединяющий в одном
корпусе микропроцессор управления, декодер телетекста, весь мультистандартный
D/K/B/G/I/L тракт радиоканала (УПЧИ + УПЧЗ), мультисистемный канал
цветности PAL/SECAM/NTSC плюс схемы синхронизации кадровой и строчной
развертки.
** Surface mount device, или элементы поверхностного монтажа. Имеют
очень малые физические размеры, поэтому широко применяются в современной
аппаратуре.
|