#05/2005 • ТЕСТ • AV-ресиверы

Руслан ТАРАСОВ

СУМОИСТЫ НА ДИЕТЕ

SLIM DESIGN — УДАЧНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ НАХОДКА. ТЕХНИКА В ТОНКИХ КОРПУСАХ ВЫГОДНА В ПРОИЗВОДСТВЕ, УДОБНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И НЕ ЗАЛЕЖИВАЕТСЯ В МАГАЗИНАХ. НО ИЗЛИШНЯЯ СТРОЙНОСТЬ НЕ ВСЕГДА ИДЕТ НА ПОЛЬЗУ. ОНА ВРЯД ЛИ ИСПОРТИТ DVD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ, НО ВСЕГДА ЛИ БЕЗ УЩЕРБА ДЛЯ ЗВУЧАНИЯ ПОЛУЧИТСЯ «СПЛЮЩИТЬ» МНОГОКАНАЛЬНЫЙ РЕСИВЕР?

Eltax AVR-280 $155 • JVC RX-F10 $330 • Panasonic SA-XR70 $500 • Pioneer VSX-C502 $415 • Sherwood R-903R $590 • Sony STR-DB900 $480 • Yamaha RX-SL80 $450

КОНЕЧНО, МОЖНО БЫЛО БЫ НАЧАТЬ ВСТУПление к тесту с ворчания, дескать, пресс моды любой нормальный аппарат может превратить в урода. Какой смысл тысячу раз повторять простую истину: хороший многоканальный ресивер обязан обладать комплекцией борца сумо — быть огромным, толстым и тяжелым. Спрос на компактные аппараты от этого не упадет, да и вопросов в редакционной почте «посоветуйте хороший тонкий ресивер...» не станет меньше.

Давайте посмотрим на новую и, казалось бы, исключительно коммерческую тенденцию с конструктивных позиций. Поверьте, эта тема не так проста, как кажется. Когда ресивер массой в несколько десятков кило сажают на диету, чтобы втиснуть в корпус DVD-проигрывателя, возникают серьезные проблемы и ограничения. Как решает эти задачи современный дизайнер?

Самая очевидная сложность — коммутация. Первичная функция любого AV-ресивера понятна: он завязывает на себе все оборудование и служит центром управления системой. В идеале он должен обеспечить удобное подключение всех типов устройств с любыми видами разъемов. Вот только у тонкого ресивера поместить их некуда, и разработчики вынуждены идти на компромисс. Для одного устройства оставляют такой-то тип подключения, для другого — иной. Нам же — лишняя головная боль: угадали разработчики наши потребности или нет?

Однако в такой избирательности есть и здравый смысл. Ненужные разъемы лишь увеличивают стоимость техники — это во-первых. Во-вторых, кто сказал, что селекторные функции определяются только числом гнезд? В дорогой престижной технике уже давно применяются «интеллектуальные коммутаторы», смысл которых сводится к тому, что отдельному физическому соединению присваивается именно та функция, которая нужна в данный момент. В «слим»-ресиверах такая технология пока редка, но, как мы убедились, первые признаки есть. А в будущем, с повальным переходом на цифровые универсальные соединения, проблема коммутации сама собой сойдет на нет.

Вторая сложность — мощность. Современная AV-система немыслима без мощного многоканального усиления. Когда-то для стерео 50 Вт на канал казалось много. А здесь шесть раз по сто — и мало! Представляете, что нужно сделать с полукиловаттным блоком питания, чтобы уместить его в щель в три пальца между нижней и верхней стенками «слима»? А как отвести соизмеримую тепловую мощь от радиаторов выходных каскадов? Прогресс решил и эту проблему. Правда, наполовину. Все дружно вспомнили, что кроме импульсных экономичных блоков питания также существуют сверхэффективные усилители мощности, использующие широтно-импульсную модуляцию (класс D). Плохо звучат? Делается все возможное, чтобы они звучали лучше. В пяти аппаратах из семи в нашем тесте стоят именно такие усилители. Посмотрим, что они могут.

Источником для всех видов сигналов в нашем испытании послужил универсальный проигрыватель Marantz DV-9500 ($2100). Из акустики сначала хотели подобрать проверенные традиционные системы, но передумали. Тонкие стильные ресиверы чаще всего покупают к такой же «дизайнистой» акустике. Выбор пал на сателлиты из комплекта Mordaunt-Short Genie ($1400), которые сразу приглянулись детальным и неокрашенным звучанием. А вот саб из этого комплекта пришлось отправить в отставку ввиду его явной ориентированности на кино. Наиболее музыкальным сабвуфером после многих проб был признан Audio Pro Sub Focus ($480). Кстати, эту и другую акустику мы заготовили для следующего группового теста — не пропустите.

Для проверки театральных способностей нам вполне хватило двух демо-дисков: DTS Demonstration 6 и DTS/DVD-Audio Music Sampler One (оба изданы в 2001 году DTS Intertainment). Для оценки качества воспроизведения музыкальных многоканальных программ были отобраны DVD-Audio «Johan Strauss in Berlin» Berliner Philharmoniker, Nikolaus Harnoncourt (Teldec Classic, 2000) и Super Audio CD Nr.1 Sony/DVD&Hjemmekino (Universal Music/Deutsche Grammophon, 2003). Из компакт-дисков взяли наш неизменный «NAIM Sampler» (приложение к журналам «Салон AV» и «АвтоЗвук», 2003), напористый System of A Down «Steal This

Album!» (Sony Music, 2002) и чувственно-акустический Billy’s Band «Оторвемся По-Питерски» («Гранд Рекордс», 2005).

ТОНКИЙ ВЫБОР

Приоритеты я уже определил во вступлении к тесту. Остается лишь подвести итоги. Eltax AVR-280 для своей цены уникален. Звучит на порядок лучше любой мини-системы или коробочного театра — чувствуется, что делали его люди, которым звук не безразличен. Контраргументы, впрочем, тоже серьезны: коммутационные возможности ограничены, нет кое-каких важных функций, качество изготовления слегка хромает. О таком ресивере может не только мечтать, но и купить бедный студент — его выбор я полностью одобрю. Но меломану жадничать не к лицу. Есть аппараты более интересные.

Например, JVC RX-F10. Тоже не пугает ценой, а уже можно говорить о разумном балансе между функциональностью и качеством звучания. Серьезным достоинством RX-F10 также считаю гибкие настройки под любую акустику. Без сомнения, среди тонких ресиверов это вообще одна из наиболее удачных моделей. Понятно, почему JVC не спешит снимать ее с производства или менять на что-то новое. Уверенная «Рекомендация».

Новый Panasonic SA-XR70 выглядит солидно, несет на борту массу функций и среди «слимов» выделяется самыми развитыми коммутационными возможностями. Перечисленное полностью оправдывает его цену. Когда этот аппарат подключаешь к системе взамен другого ресивера, возникает ощущение, будто акустика стала выше классом и больше размерами. Звук потрясающе фундаментальный, но высшую награду дать не могу из-за того, что при воспроизведении музыки SA-XR70 не так деликатен, как надо бы.

Pioneer VSX-C502, не побоюсь признаться, покорил с первого звука. Не ожидал, что ресивер, а тем более тонкий и не самый дорогой, вдруг окажется так музыкален. Он хорош и в театральном, и в двухканальном режиме, а главное, что такой выдающийся результат он покажет с любым нормальным DVD-проигрывателем, подключенным самым простым образом — по цифре. За это — Grand Prix.

Самый дорогой в тесте аппарат — Sherwood R-903R — тоже имеет большой музыкальный потенциал, но требует тщательного подбора акустики. Коммутационными, а также чисто театральными функциями, уверен, вы останетесь довольны.

Sony STR-DB900 с фирменным цифровым усилителем S-Master Pro и мощным 32-битовым процессором DSP явно «заточен» под многоканальный звук. Из него можно выжать и очень приличное стерео, если предпочесть для фронтальных систем не компактные сателлиты, а полноценную напольную акустику. И тем не менее назвать универсалом его не могу — настроечные и коммутационные возможности компромиссны.

Yamaha RX-SL80 также не богат селекторными функциями и вдобавок уступает всем аппаратам, кроме самого доступного, по части числа декодеров многоканального звучания. Но его настроечные возможности так хороши, что хоть в пример всем ставь. Они — залог правильного звучания. К тому же именно RX-SL80 я бы поставил в разряд ресиверов на импульсном усилении, которые наименее «цифрасты» по звуку.

Этот аппарат, как и его антипод — Panasonic SA-XR70, достоен «Рекомендации», но она осталась лишь одна. Философский выбор: проголосовать за функциональность или за звук? Электронная индустрия в наше время так увлеклась придумыванием новых удобств и «фичей», что качество самого развлечения перестало быть ценностью номер 1. Не хочу уточнять, в чем именно проявляется эта деградация — вы и сами понимаете, о чем я. Тотальную тенденцию мне поддерживать не хочется. Я — за Yamaha RХ-SL80. n

Марка Eltax JVC Panasonic Pioneer Sherwood Sony Yamaha
Модель AVR-280 RX-F10 SA-XR70 VSX-С502 R-903R STR-DB900 RX-SL80
Усилители
Селектор систем А/B Нет Нет Да Нет Нет Нет Нет
Фронтальные, Вт 2 x 50 2 x 100 2 x 100 2 x 75 2 x 100 2 x 100 2 x 70
Центральный, Вт 50 100 100 75 100 100 70
Тыловые, Вт 2 х 50 2 х 100 2 х 100 2 х 75 2 х 100 2 х 100 2 х 70
Дополнительные тыловые, Вт 1001 100 100 75 100 100 Нет
На нагрузку, Ом н/д 6 6 8 6 8 6
Искажения, % 0,1 0,8 0,09 1 0,1 0,7 0,04
Отношение С/Ш, дБ 80 87 103 н/д 95 84 100
Декодеры
Dolby Pro Logic II/Pro Logic IIx Да/Нет Да/Нет Да/Да Да/Да Да/Нет Да/Нет Да/Нет
Dolby Digital/Digital EX Да/Нет Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Нет
DTS/DTS-ES Да/Нет Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Нет
DTS 96/24/NEO:6 Нет/Нет Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Да Да/Нет
Звуковой процессор
Регулировка АЧХ и динамического диапазона Bass-Boost, компрессия Bass-Boost, 5-полосный эквалайзер, компрессия Тембр НЧ/ВЧ, компрессия 4 эквалайз. преуст., усиление баса, компрессия Тембр НЧ/ВЧ, компрессия Тембр НЧ/ВЧ, компрессия 5-полосный эквалайзер для центр. канала, тембр НЧ/ВЧ, компрессия
Настройка многоканального звучания Уровень каналов, время задержки для центра и тыла Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя, высота установки тыловых каналов Уровень каналов, размер АС, расстояние до слушателя, размер помещения
Фильтрация сабвуфера, Гц 180 80, 100, 120, 150, 200 100, 150, 200 100, 150, 200 80, 120, 160, 200 н/д 40, 60, 80, 90, 100, 110, 120, 160, 200
Дополнительные эффекты 8 режимов 11 режимов 12 режимов 8 режимов 9 режимов 11 режимов 7 режимов
Коммутация
Подключение телефонов Нет Да Да Да Да Да Да
Аналоговые аудиовходы 2 линейных, 1 в SCART 2 линейных и 3 в SCART 5 линейных Линейный и 4 в SCART 5 линейных 2 линейных Линейный и 2 в SCART
Aудиовыходы 1 в SCART Линейный и 3 в SCART 2 линейных 2 в SCART 2 линейных Нет 2 в SCART
Многоканльные входы Нет 3.1 5.1 3.1 6.1 5.1 Нет
Выходы с предварит. секции Sub Sub Sub Sub Sub Sub Sub
Видеовходы 4 композитных Композит., S-Video, 2 Y/Pb/Pr, 3 в SCART 4 композит., 4 S-Video, 2 Y/Pb/Pr Композит.и 4 в SCART 3 композит., 3 S-Video 3 композит. 2 в SCART
Видеовыходы SCART Y/Pb/Pr, 3 в SCART 2 композит., 1 S-Video, 1 Y/Pb/Pr 2 в SCART 3 композит., 2 S-Video 1 композит. 2 в SCART
Цифровые входы Коакс.и оптический Коакс.и 3 оптических 2 коакс., 2 оптических, 1 HDMI Коакс.и 3 оптических Коакс.и 2 оптических Коакс.и 3 оптических Коакс.и 3 оптических
Выходы Нет Нет Оптический и HDMI Нет Только оптический Только оптический Нет
Тюнер
Диапазоны FM/MW FM/MW FM/MW FM/MW FM/MW FM/MW FM/MW
Память 20 ячеек 45 ячеек 30 ячеек 30 ячеек 30 ячеек 30 ячеек 40 ячеек
Функции RDS PS, PTY PS, PTY, RDS-Text, EON News/Info/TA PS, PTY PS, PTY, RDS-Text, CT, EON News/TA PS, PTY, RDS-Text, EON TA PS, PTY, RDS-Text, CT PS, PTY, RDS-Text, CT, EON News/ Info/ Affairs/ Sport
Дополнительные сведения
Автоматическая настройка Нет Да Нет Да Нет Нет Нет
Экранное меню Нет Нет Да Да Да Нет Да
Дистанционное управление компонентами других фирм Только компоненты Eltax Более 40 марок Более100 марок Более 30 марок Прогр-мый пульт Более 30 марок Более 100 марок
Таймер сна Нет Да Да Да Да Да Да
Потребляемая мощность, Вт 200 155 135 190 110 130 90
Габаритные размеры, мм 430 х 58 х 330 435 х 70 х 330 430 х 83 х 376 420 х 70 х 383 435 х 74 х 354 430 х 85 х 400 435 х 55 х 325
Масса, кг 6 6,3 4,5 6,7 4,2 6,2 6,4
Цена, $ 155 330 500 415 590 480 450
1 Канал предназначен для подключения пассивного сабвуфера.

 

   
ListenListen

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Яндекс цитирования

Яндекс.Метрика

 
           

н а в е р х

ГЛАВНАЯ | РУБРИКИ | АРХИВ | КОНТАКТЫ | АВТОЗВУК
Copyright © "Салон Аудио Видео"