#05/2005 • сильное
звено
Николай ЕФРЕМОВ
СКАЗКА О ТРОЙКЕ
АМЕРИКАНСКАЯ КОМПАНИЯ CODA TECHNOLOGIES INC. БЫЛА ОСНОВАНА В 1985-М
ТРЕМЯ ИНЖЕНЕРАМИ, УШЕДШИМИ ИЗ THRESHOLD CORPORATION. ЭТА ТРОЙКА БЫЛА
(ДА И ОСТАЛАСЬ ПОНЫНЕ) ЛУЧШЕЙ КОМАНДОЙ, ПРОЕКТИРОВАВШЕЙ ТРАНЗИСТОРНЫЕ
УСИЛИТЕЛИ. ВНОВЬ ОБРАЗОВАННАЯ ФИРМА СНАЧАЛА НАЗЫВАЛАСЬ CONTINUUM
ELECTRONICS, И ЛИШЬ В 1989-М ПРОДУКЦИЯ СТАЛА ВЫПУСКАТЬСЯ ПОД МАРКОЙ
CODA.
ВПРОЧЕМ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ CONTINUUM тоже осталось, оно специализируется
теперь на недорогой аудиотехнике и аксессуарах. И если уж основательно
копаться в истории, нужно отметить, что Coda Technologies в течение
многих лет делала усилители по заказу Legacy Audio, о которых мы
неоднократно рассказывали. При всем этом Coda и Legacy — совсем не
одно и то же.
Для первого знакомства мы выбрали топовые и совсем новые компоненты
Coda — предварительный усилитель 05R и пару моноблоков S1.
Плоский и довольно компактный блочок 05R ($3780) позиционируется
производителем как line control buffer, поскольку рассчитан на сигналы
линейного уровня (0,775 В) и позволяет осуществлять некоторые регулировки.
Для работы с MM и MC-звукоснимателями предназначен отдельный пред
06p Phono Preamplifier.
Тракт усиления собран на полевых транзисторах. По мнению разработчиков,
по сравнению с биполярными они обладают меньшими шумами, лучшей линейностью
и позволяют получить сколь угодно высокое входное сопротивление.
Схема полностью балансная, с двухполярным питанием, поэтому количество
переходных конденсаторов в тракте сведено к минимуму. Точнее, их
всего по два в каждом канале, чтобы «закрыть» вход и выход.
Коммутируются пять источников, включая один балансный, а для связи
с усилителем мощности имеются разъемы RCA и XLR. Предусмотрен разрыв
для включения процессора или эквалайзера, а также петля контроля
записи. Большая круглая ручка в правой части — многофункциональный
цифровой энкодер. Помимо громкости ею можно регулировать баланс и
устанавливать чувствительность по каждому входу. Последняя «фича»
действительно полезна, поскольку величина сигнала на выходе аналоговых
и цифровых источников может быть очень разной. Уровень громкости
отражается на табло в условных единицах от 00 до 99. Вообще, применение
электронного регулятора в бескомпромиссных конструкциях вопрос спорный*,
но инженеры приводят в его защиту следующие доводы. Обычные потенциометры
не обеспечивают точного согласования между секциями (каналами) и
со временем изнашиваются. Дискретные имеют низкое разрешение из-за
конечного количества резисторов в цепи, да и ось переключателя трудно
вращать дистанционно. Но главный аргумент, с которым я не могу не
согласиться — дорогой электронный регулятор по звуковым качествам
может быть ничуть не хуже аналогового. В 05R, к примеру, достигнуто
согласование каналов с точностью 0,1 дБ при уровне шумов -100 дБ
и переходном затухании 70 дБ на частоте 20 кГц.
Звуковой тракт предварителя заканчивается мощными буферными каскадами
с низким выходным сопротивлением (50 Ом на RCA и 100 Ом на балансных
XLR). Аппарат комплектуется обучаемым пультом SL-9000, с которого
доступно большинство регулировок. К нему придается собственная
весьма внушительная инструкция.
На задней стенке оконечника S1 можно прочитать: «This product is
designed, engineered and built in the USA». Американская сборка в
наше время, действительно, большая редкость. Вполне возможно, что
этим обстоятельством отчасти объясняется цена моноблока — $4740.
Но, судя по виду и весу аппаратов, львиная доля бюджета пошла все
же на железо и начинку.
Передняя панель представляет собой 20-миллиметровую фрезерованную
плиту; по бокам корпуса установлены высоченные теплоотводы с толстыми
ребрами. На каждом из них закреплено по 15 пар мотороловских MJE15032/15033
(стало быть, всего в усилителе 60 выходных транзисторов), каждый
из которых рассчитан на пиковый ток 16 А**. Схема полностью балансная
и мостовая, т.е. два идентичных двухтактных усилителя работают на
нагрузку в противофазе, обеспечивая двойной размах амплитуды. Стало
быть, ни одна из выходных клемм не связана с корпусом аппарата, что
нужно учитывать при подключении во избежание неприятностей. На всякий
случай в разрыв каждой выходной линии включен плавкий 10-амперный
предохранитель. Относительно тонкая нить в цепи сигнала это как-то
не очень по-аудиофильски, но при мощности 500 Вт соображения безопасности
выходят на первый план. Предусмотрена и электронная система защиты
с процессором, который опрашивает контрольные точки источника питания
и при возникновении нештатных ситуаций переводит схему в режим standby.
Забегая вперед, сделаю одно замечание — чтобы эта схема не зависла
при первом включении, сетевую вилку нужно вставлять в розетку, когда
клавиша MAINS на задней стенке находится в положении OFF.
В блоке питания стоит экранированный тор размером с небольшую кастрюлю,
пара «быстрых» диодных мостов фирмы IXYS и 8 конденсаторов по 18000
мкФ каждый. Схемы смонтированы на двусторонних платах с золочеными
дорожками, на них видны 1-процентные резисторы и дорогие пленочные
конденсаторы.
Тип входа — балансный/небалансный — выбирается переключением на передней
панели.
Разъемы топовые, швейцарские Neutrik и американские WBT.
Выходные каскады до 20 Вт работают в классе А, затем переходят в
АВ. По желанию клиента на фабрике может быть установлен другой ток
покоя, тогда усилитель будет отдавать до 50 Вт в классе А, но при
этом номинальная мощность моноблока снизится до 220 Вт.
Первое, что нужно учитывать при установке аппаратуры в стойку,
— оконечники заметно греются даже в отсутствие сигнала. Кроме того,
выходные клеммы у них разнесены, и не у каждого акустического кабеля
удастся развести концы на такое расстояние. Нам такой пришлось
поискать.
После нескольких пробных прослушиваний мы остановились на CD-проигрывателе
Proceed CDP. Он дает точное, детальное звучание, без синтетики,
а кроме того, оснащен симметричными выходами. В нашем случае это
существенный плюс, поскольку весь тракт получился балансным.
Сначала мне показалось, что в звучании системы отсутствует инфранизкая
составляющая. В зале, где записывался симфонический оркестр [1],
всегда есть некие «атмосферные» призвуки — гул, едва различимый
рокот, какое-то движение воздуха. Чуть позже понял, что эта фоновая
информация осталась, но ее частично «накрыло» унтертонами полезного
сигнала. Плотно заполнилась брешь между инфрой и высоким басом,
и хотя это непривычно (так даже с сабвуфером не всегда получается),
но с точки зрения достоверности воспроизведения, безусловно, правильно.
Должен заметить, что Dynaudio Contour S 5.4 не каждому усилителю
по плечу, чтобы как следует качнуть эту акустику, нужно... Тут
впору задуматься. А какими, собственно, качествами должен обладать
усилитель, чтобы поднять тяжелые колонки? Для жесткого контроля
«лишних» колебаний диффузора нужен высокий демпфинг-фактор, т.е.
малое выходное сопротивление. Способность отдать большой выходной
ток избавит от искажений на частотах, где импеданс акустики минимален.
И наконец, чтобы усилитель не компрессировал резкие пики сигнала,
нужна повышенная энерговооруженность блока питания, т.е. запас
по току в силовом трансформаторе и большая емкость сглаживающих
фильтров. Даже не заглядывая в паспорт моноблоков, ориентируясь
исключительно на слух, можно уверенно подтвердить наличие перечисленных
свойств. Удар барабана [2] неожиданно резок, даже становится страшно
за динамики. При этом последующего колебательного процесса не наблюдается
— воспроизводятся лишь те звуки, что были в исходной фонограмме,
— металлический звон стоек, естественная реверберация помещения,
характерный шорох одежды. Тембр деревянных палочек передается правильно,
и очень важно, что соблюдается естественный динамический диапазон
между тихими и громкими звуками. Последний момент, очевидно, нужно
пояснить. Большинство мощной акустики, особенно рассчитанной на
домашний театр, в силу своей инерционности склонно «съедать» самые
тихие звуки. Получается некий пороговый подавитель, ограничивающий
динамический диапазон снизу. Легкие динамики, наоборот, хорошо
воспроизводят подробности, но резко компрессируют на пиках из-за
ограниченного хода звуковой катушки и тем самым прижимают сигнал
сверху. Нечто подобное иногда происходит и в усилителях. У монстров,
как правило, проблема «первого ватта», когда в грязи искажений
тонут мелкие детали звуковой картины, а слабаки клиппируют на тех
же пиках. В обоих случаях получается компрессия, которую, впрочем,
ухо со временем перестает замечать. Так вот, подобные искажения
в связке Coda S1 — Contour S 5.4 были минимальными.
Старые записи [3] ничем особенно не порадовали, было ощущение не
аналоговой фонограммы, а mp3 с невысоким битрейтом. Но это скорее
вопрос к источнику, чем к усилителю или акустике. Хотя, возможно,
шум мастер-ленты был чересчур резким, что говорит о легких нарушениях
тонального баланса. Атмосфера передавалась упрощенно, эффект присутствия
был заметно ослаблен. Да, диск коварный, безукоризненно воспроизводится
лишь на ламповом тракте с легкой акустикой.
С фортепиано [4] все получилось значительно интереснее. Хорошая
атака, долгие послезвучия, угадывается акустика зала. Сцена, созданная
при записи двумя микрофонами с круговой направленностью, немного
сплющена в глубину. Это фазовые сдвиги, которые очень редко возникают
в балансных трактах. Кстати, преимущества симметричных линий не
в компенсации пресловутых помех, а в более точной пространственной
картине. Сравните как-нибудь на досуге звучание одного и того же
тракта с подключениями по RCA и XLR, наверняка будет разница именно
в сцене.
Что поразило на этой записи, так это обилие немузыкальных подробностей.
Учащенное дыхание пианиста, шуршание и другие звуки, идентифицировать
которые не удалось. А я думал, что хорошо знаю этот диск! Конечно,
все это несколько отвлекает от музыки, но свидетельствует, что
оконечники способны донести микроскопические детали до слушателя.
Загрубить-то тракт всегда можно, подобрав менее детальный источник.
Последнее испытание покажет, насколько спектр гармоник (и как следствие
— характер звучания) меняется при изменении громкости сложного
музыкального сигнала. Этого ни один прибор не покажет. Слушаем
Dream Theater сначала на максимально комфортной громкости. Сцена
довольно точная, инструменты разделены, тембр вокала не меняется
при вступлении мощного аккомпанемента. Грязи почти не слышно, разборчивость
отдельных партий вполне приемлемая. При уменьшении громкости до
уровня обычного разговора (около 60 дБ) никаких изменений нет,
а затем музыкальный баланс начинает смещаться в более высокую область.
Одновременно появляется нечто похожее на «песочек», из-за чего
гитарный дисторшн звучит резче. Нужно отдать должное, что вплоть
до самых низких значений громкости, когда колонки уже не добивают
до слушателя, пространственная картина почти не меняется.
Вполне возможно, что стоило испытать нашу тройку и в театральной
системе. Но меня, честно говоря, больше интересовали ее музыкальные
способности. Не думаю, что с воспроизведением саундтреков, да еще
при поддержке сабвуфера, у нее были бы хоть малейшие затруднения.
n
* Любой электронный регулятор имеет т.н. дешифратор команд, т.е.
цифровую схему. Отсюда — коммутационные и ВЧ-помехи. Кроме того,
такой подход противоречит концепции «предельно короткого тракта»,
принятой в High End Audio.
** Параллельное включение большого числа транзисторов, помимо инвариантности
к нагрузке, имеет и другие преимущества. В частности, при этом
уменьшаются переходные искажения при работе в классе АВ. Вообще-то
MJE15032/15033 — драйверные транзисторы относительно небольшой
мощности (50 Вт), но разработчики предпочли поставить их 30 шт.
вместо десятка более мощных. Так, по-видимому, удалось получить
более высокую линейность и широкую полосу пропускания при меньшей
глубине ООС.
МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ 1. «Tutti! Orchestral Sampler». HDCD Reference Recordings, 1997.
24-битовая запись симфонических произведений известных композиторов.
2. Burmester Vorfuhrungs CD III. GEMA. Треки самых разных жанров,
подобранных по одному критерию — безукоризненному качеству. Звучание
китайских барабанов (последний трек), в частности, даст представление
о динамических качествах системы.
3. Louis Armstrong, «The Best Live Concert Vol.2». Universal Music,
2000. Запись (судя по всему, любительская) сделана в 1934-м. Микрофон
подключался непосредственно к пишущему аппарату, уровень регулировался
«на лету». По современным понятиям, качества никакого, но атмосфера...
4. Chopin, According to Fei-ping Hsu. MA Recordings, 1997. Фортепианные
концерты, записанные двухмикрофонным способом без промежуточных
перезаписей.
5. Dream Theater, «Falling Into Infinity». Warner, 1997. Типичный
коммерческий альбом с плотным и трехмерным саундом. Хорошая проверка
тракта на разборчивость воспроизведения.
ТРАКТ, КОТОРЫ МЫ СЛУШАЛИ
CD-проигрыватель Proceed CDP снят с производства
Акустические системы Dynaudio Contour S 5.4 Rosewood С= 7900
Межблочные кабели Accuphase Super Refined Cable XLR $620
Акустический кабель Cardas Cross 2,5 м $962
семь раз отмерь Заявленные характеристики усилителя S 1 mono
Выходная мощность, Вт
в классе А 20
АВ 500
Диапазон воспроизводимых частот, Гц 0 — 100000 Коэффициент
искажений (500 Вт, 10 Гц — 20 кГц) % <0,1
Отношение сигнал/шум, дБ -100
Выходное сопротивление (20 Гц — 20 кГц), Ом 0,015 Пиковый
ток в нагрузке, А > 60
Габариты, мм 305 х 483 х 150
Масса, кг 20,4
Спектр гармоник усилителя S 1 № TX50101 при выходной мощности
52 Вт
Спектр гармоник снимался при выходной мощности 1/10 от номинальной.
При искажениях 0,7% на частоте 1 кГц усилитель отдавал в 4-омную
нагрузку 625 Вт, а при КНИ 0,2% — около 520 Вт.
Распределение составляющих по спектру не совсем типично для двухтактного
транзисторного усилителя. Подавление 2-й гармоники незначительно
(пик на 2 кГц), из-за чего ее амплитуда чуть меньше 3-й. В мостовой
схеме это может происходить из-за неполной идентичности плеч, но
в дорогих усилителях (а это как раз наш случай) разработчик добивается
определенной спектральной картины, чтобы получить нужный характер
звучания.
Еще одна особенность — отсутствие составляющих высших порядков,
после 7-й их вообще не видно. Обычно так ведут себя ламповые усилители,
поэтому эффект «транзисторного звучания», т.е. жесткость и агрессивность
в ВЧ-диапазоне, может не проявляться. Предположим, что глубина
общей обратной связи в S1 невелика.
Стоит отметить, что общий коэффициент гармоник почти не зависит
от частоты и при мощности 52 Вт находится на уровне 0,07%. После
прогрева усилителя КНИ несколько снижается.
|